Отклонение потока воды и его сопротивление, вызванные различным расположением находящегося в нем предмета: a - минимальное отклонение потока и соответствующее сопротивление при расположении тонкой пластинки параллельно потоку; б — резкое отклонение потока и несоизмеримо большее сопротивление при ее расположении перпендикулярно потоку воды
Рис. 2.5
Угол атаки, образуемый расположением тонкой пластинки под наклоном к потоку
Рис. 2.6
Подъемная сила и сила сопротивления, действующие на тонкую пластинку, наклоненную под углом атаки
Рис. 2.7
Образование подъемной силы
это означает, что каждый последующий слой движется с большей скоростью, чем предыдущий. На поверхности скорость равна нулю, поскольку первый слой «приклеился» к коже, а каждый последующий слой двигается со все более высокой скоростью.
Всякий раз когда на пути движения жидкости возникает неподвижное препятствие или когда в ней движется твердое тело, притяжение молекул предотвращает относительное движение между жидкостью и телом на его поверхности. Поэтому какова бы ни была скорость движения жидкости по трубе, у стенки она равна нулю.
Сопротивление движущемуся в жидкой среде объекту составляет встречная его движению и направленная перпендикулярно ему подъемная сила, в котЪрой сопротивление меньше. Преграда же вынуждает объект отклоняться от обычной прямой, что связано с реакцией на препятствие в виде сопротивления. Чем больше отклонение, тем выше сопротивление. Поэтому форма и расположение тела во многом его предопределяют (рис. 2.4).
Тонкая пластинка, расположенная под наклоном к потоку, образу-
ет «угол атаки» (рис. 2.5). Если он невелик, то давление под пластинкой выше, чем на ее поверхности, что образует действующую перпендикулярно течению подъемную силу. Однако такой силе всегда сопутствует сопротивление, действующее в направлении, противоположном движению объекта, т.е. на пластинку действует совокупная сила, направленная назад и вверх (рис. 2.6).
Движение пропеллера самолета образуется еще вращением вокруг своей оси и движением самолета вперед, вследствие чего лопасти двигаются вперед по спирали. Такая спиралеобразная траектория эффективна при движении руки пловца во время гребка и, особенно, в его переходных фазах, когда кисть меняет направление движения.
Каунсилмен (1982), ссылаясь на закон Бернулли, отмечал, что движения кистей и ступней пловцов создают подъемную силу подобно крыльям самолета, и в этом плане имеет многих единомышленников.
Однако принципы гидродинамики заставляют усомниться в том, что механизм крылоподобных движений кистей и ступней пловца такой же, как у механических пропеллеров. Реакции течения, вызываемые движениями квалифицированных пловцов, свидетельствуют о «нетрадиционных» механизмах образования подъемной силы, которые все же принципиально не отличаются от встречаемых в природе.
При прохождении потока жидкости вокруг крыла течение над его верхней выпуклой поверхностью быстрее, что, согласно закону Бернулли, сопряжено с более низким, чем у нижней поверхности, давлением, и соответствующая разница образует подъемную силу (рис. 2.7).
Фундаментальным понятием гидроаэродинамики является циркуляция, вызываемая даже брошенным