29.6. Бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой .................................................. 488
Литература ........................................................................................ 490
б
ПРЕДИСЛОВИЕ
Плавание — один из наиболее массовых и популярных видов спорта. Он включает шесть дисциплин — вольный стиль, брасс, на спине, баттерфляй, комплексное плавание, эстафеты. Плавание является вторым после легкой атлетики видом спорта по количеству разыгрываемых медалей. На чемпионате мира 1998 г. медали были разыграны в 36 видах соревнований, а на Играх XXVII Олимпиады 2000 года спортсмены будут стартовать в 32 видах.
Подготовка пловцов высшего класса, способных устанавливать мировые рекорды, добиваться побед в крупнейших соревнованиях, ведется во многих странах мира. Только в течение последнего десятилетия чемпионами Игр Олимпиад и мира становились пловцы из США, Австралии, России, Германии, Китая, Украины, Венгрии, Ирландии, ЮАР, Финляндии, Канады, Испании, Японии, Новой Зеландии, Бельгии, Коста-Рики, Польши, Швеции, Нидерландов, Франции.
Уже одного этого факта достаточно, чтобы убедиться, сколь высока конкуренция и сколь эффективной должна быть методика подготовки пловцов, которая позволила бы им включиться в борьбу за мировые рекорды, победы в Играх Олимпиад, чемпионатах мира и Европы.
С удовлетворением следует отметить, что несмотря на огромные трудности, которые сегодня переживает спорт в странах, расположенных на территории бывшего СССР, специалистам этих стран удалось добиться значительных результатов в подготовке пловцов высокого класса, в основном сохранить систему воспитания спортивного резерва и другие достижения советской школы плавания, учесть опыт подготовки сильнейших зарубежных пловцов, найти перспективные пути повышения эффективности работы в новых социальных условиях. Свидетельством этого является ряд имен спортсменов, подготовленных в России и Украине в последние годы и добившихся выдающихся результатов на международной арене. В их числе, в первую очередь, следует назвать А. Попова, Д. Панкратова (Россия), Д. Силантьева, Я. Клочкову, С. Бондаренко (Украина).
Вполне понятно, что с каждым годом эффективность подготовки пловцов все в большей мере определяется уровнем знаний тренеров, владением ими тонкостями технического, тактического, функционального и психологического совершенствования спортсменов.
Следует отметить, что в последние годы уровень и объем специальных знаний в этой области резко возросли. Во-первых, этот период характеризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области морфологии и физиологии, биомеханики и биохимии спортивного плавания. Интересные и практически ценные знания были получены при разработке структуры соревновательной деятельности пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в системе спортивной подготовки; методики развития различных двигательных качеств — силы,
выносливости, скоростных способностей, гибкости, координации; эффективных вариантов спортивной техники, методики психологической подготовки; оптимальной структуры многолетней и годичной подготовки, методики построения важнейших элементов структуры процесса подготовки — этапов, периодов, различных циклов, занятий. Естественно, что обобщение этой информации, ее систематизация, доведение до уровня практических рекомендаций и внедрение в практику — действенный путь повышения качества подготовки пловцов высокого класса.
Во-вторых, огромные возможности для совершенствования системы знаний в области подготовки пловцов высокого класса таит опыт плавательных центров различных стран мира, в которых воспитаны выдающиеся спортсмены последних лет. Здесь накоплена поистине уникальная информация. Ведь вполне естественно, что в системе подготовки выдающихся пловцов сконцентрирован положительный опыт внедрения самого передового, что есть в арсенале организационно-методических и материально-технических достижений современного плавания. Поэтому обобщение опыта подготовки сильнейших пловцов мира позволяет существенно расширить и обогатить систему знаний о подготовке пловцов высокого класса.
Все это мы пытались учесть при написании данного учебника. В основу его содержания положено обобщение современного знания в двух направлениях развития спортивного плавания:
• научная разработка всех важнейших*компо-нентов системы спортивной подготовки пловцов высокой квалификации;
• практика подготовки выдающихся пловцов последних десятилетий в различных странах, отражающая достижения наиболее известных школ, руководимых ведущими тренерами и представленных победителями и призерами Игр Олимпиад и чемпионатов мира и Европы.
Особое^" внимание обращено на наиболее сложные и иногда противоречивые положения спортивной подготовки, что потребовало привлечения большого фактического материала, подтверждающего выдвигаемые положения. Авторы стремились не только обобщить сведения о современной методике подготовки пловцов, но и увязать их в стройную систему, так как лишь при этом возможно использование таких сведений для действительно научного управления процессом совершенствования пловцов.
Разработкой системы подготовки пловцов занимаются специалисты различных стран. В определенных направлениях наибольших успехов дос-
тигли специалисты США. Особенно велики их достижения в изучении и совершенствовании техники плавания. Другие стороны системы подготовки пловцов всесторонне и глубоко разработаны европейскими специалистами, в первую очередь, из Германии, Украины, России. Это относится к различным аспектам спортивного отбора, ориентации, контроля и управления, построения многолетней и годичной подготовки, структуры микроциклов, занятий и др.
Для того чтобы содержание книги включало наиболее современное и объективное знание, к ее подготовке привлечены авторы из разных стран — Украины, России, США, Канады, Туниса, хорошо известные в мире специалисты, всесторонне владеющие информацией и имеющие глубокие знания в конкретной области. Авторы стремились к тому, чтобы содержание материала опиралось на результаты новейших научных исследований, опыт передовой практики, достижения в смежных научных дисциплинах — общей теории спорта, кинезиологии, гидродинамике, специальных ответвлениях физиологии, морфологии, биохимии, медицины, психологии. Поэтому в каждой главе представлен фактический материал, подтвержденный эффективными результатами.
Предлагаемый учебник состоит из 6 частей, включающих 29 глав. Первая часть посвящена анализу техники плавания. В ней содержится современная информация об основах техники, перспективных направлениях ее совершенствования. Подробно рассмотрены техника гребка при плавании различными способами, техника старта, поворота, финиша, проанализированы принципиальные положения технического совершенствования пловцов.
Во второй части впервые подробно рассмотрена теория и методика соревнований, соревновательной деятельности и соревновательных нагрузок пловцов. Представлен углубленный подход к изучению структуры соревновательной деятельности, анализируются структура соревновательной деятельности пловцов высокого класса, направления тактического совершенствования пловцов, варианты тактики, применяемые спортсменами высокого класса.
В третьей части дана общая характеристика системы отбора и ориентации пловцов, методика их отбора на всех этапах многолетнего совершенствования. Особое внимание уделено методике ориентации подготовки пловцов, позволяющей максимально раскрыть индивидуальные резервы каждого спортсмена.
Четвертая часть посвящена подробному рассмотрению системы построения процесса подго-
товки пловцов. Подробно освещены различные стороны многолетней подготовки пловцов. Вопросы их годичной подготовки рассмотрены в связи с проблемой интенсивной соревновательной деятельности в течение большей части года. Особое внимание уделено непосредственной подготовке пловцов высокого класса к главным соревнованиям года, их предстартовой подготовке. Подробно изложена методика построения программ тренировочных занятий и микроциклов.
В пятой части дана характеристика двигательных (физических) качеств и физической подготовки пловцов. Рассмотрены основы структуры различных двигательных качеств — силовых, скоростных, выносливости, гибкости, координационных способностей. Приведена методика развития различных двигательных качеств, контроля за эффективностью их развития.
В шестой части представлены сведения, относящиеся к так называемым внешним (внетрени-ровочным и внесоревновательным) факторам, играющим важную роль для обеспечения результативности процесса подготовки пловцов к соревнованиям. Рассматриваются средства восстанов-
ления и стимуляции работоспособности в системе подготовки пловцов, особенности их питания. Изложены основы применения естественной (тренировка в горных условиях) и искусственной гипоксии в подготовке пловцов. Затронута проблема влияния циркадных ритмов на эффективность подготовки, временной адаптации спортсменов после дальних перелетов. Отдельная глава посвящена анализу заболеваний и специфического травматизма у пловцов.
Эта книга является самой крупной и разносторонней работой по теории и методике подготовки пловцов высокого класса из всех, когда-либо издававшихся у нас в стране и за рубежом.
Авторы уверены, что учебник окажется полезным не только для студентов вузов физического воспитания и спорта, готовящихся к тренерской карьере, тренеров по плаванию, но может вызвать интерес и у специалистов других циклических видов спорта (гребля, беговые дисциплины легкой атлетики, конькобежный спорт и др.), а также спортивных врачей, научных работников и, конечно, спортсменов высокой квалификации.
Владимир Платонов
ОБАВТОРАХ
АБСАЛЯМОВ Т.М. (Россия) — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления науки Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.
БУЛАТОВА М.М. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и передовых технологий Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
БУЛГАКОВА Н.Ж. (Россия) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой плавания Российской государственной академии физической культуры.
ДРАГУНОВ Л.А. (Украина) — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олимпийского и профессионального спорта Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
КОЛВИН С. (Канада) — один из ведущих в мире специалистов по плаванию. Бывший технический директор Канадской ассоциации плавания, обладатель сертификата Американской ассоциации тренеров по плаванию за выдающиеся достижения.
МАГЛИШО Э.У. (США) — доктор философии, профессор Калифорнийского университета в Бейкерсфильде, автор широко известных в мире публикаций по технике плавания.
МАК-АЛЛИСТЕР Б.П. (США) — профессор Университета Северного Иллинойса. Медицинский координатор Водного центра университета Индианы, тренер национальной сборной команды США по плаванию.
ПЛАТОНОВ В.Н. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, ректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины, заведующий кафедрой олимпийского и профессионального спорта.
ПОПОВ В.Д. (Украина) — профессор, заведующий лабораторией спортивной медицины экстремальных состояний Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.
РИЧАРДСОН А.Б. (США) — доктор медицины, один из наиболее известных в мире специалистов в области профилактики и лечения травм у пловцов.
САХНОВСКИЙ К.П. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией программирования процесса подготовки спортсменов Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.
СМУЛЬСКИЙ В.Л. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией специального питания Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.
ФЕСЕНКО С.Л. (Украина) — кандидат педагогических наук.
ШАБИР М.М. (Тунис) — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории спортивной тренировки Тунисского института физической культуры.
ШКРЕБТИЙ Ю.М. (Украина) — кандидат педагогических наук, профессор, проректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины.
ШУБЕРТ М. (США) — один из наиболее известных в мире тренеров по плаванию, тренер олимпийской сборной США по плаванию (1976—1988 гг.), старший тренер известных в мире плавательных центров "Мишон Вьехо Нададорес" (Калифорния) и "Мишон Бей" (Флорида).