Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 16. Построение подготовки в течение года



(В.Н. Платонов, М.М. Шабир) ...................................................................................... 204

16.1. Общие основы построения годичной подготовки ....................................... 205

16.2. Двухцикловое планирование............................................................................... 211

16.3. Трехцикловое планирование................................................................................ 228

16.4. Четырехцикловая система .................................................................................. 230

16.5. Пятицикловое планирование ............................................................................. 242

16.6. Шести- и семицикловая система.......................................................................... 245



 



Глава 17. Непосредственная подготовка к главным

соревнованиям года (В.Н. Платонов)........................................................... 254

17.1. Непосредственная подготовка к Играм Олимпиад

и чемпионатам мира..................................................................................................... 254

17.2. Подготовка к главным соревнованиям посредством серии подготовительных соревнований 265

17.3. Особенности подготовки в течение 2 — 4 недель, предшествующих главным соревнованиям 267

17.4. Предстартовая подготовка ....................................................................................... 267

Глава 18. Построение программ тренировочных занятий

(А.А. Драгунов, В.Н. Платонов, С.А. Фесенко)................................................ 274

18.1. Общие основы построения программ тренировочных занятий ............................. 274

18.2. Программы занятий спринтеров................................................................................. 281

18.3. Программы занятий пловцов, специализирующихся на средние дистанции........... 284

18.4. Программы занятий стайеров..................................................................................... 285

Глава 19. Построение программ микроциклов (В.Н. Платонов,

ЮМ. Шкребтий) ..................................................................................... 287

19.1. Виды микроциклов и построение втягивающих микроциклов ............................. 287

19.2. Построение ударных микроциклов............................................................................. 288

19.3. Построение восстановительных и подводящих микроциклов................................. 299

19.4. Построение соревновательных микроциклов............................................................ 305

Глава 20. Силовая подготовка (В.Н. Платонов)................................ 307

20.1. Виды силовых качеств и основные направления силовой подготовки . . . 307

20.2. Тренировочные режимы и методы, применяемые в процессе

силовой подготовки ................................................................................................... 311

20.3. Силовая подготовка на суше....................................................................................... 320

20.4. Повышение способностей к реализации силового потенциала

при плавании и силовая подготовка в воде................................................................ 328

20.5. Контроль силовых качеств ....................................................................................... 335

Глава 21. Скоростная подготовка (Л.А. Драгунов, В.Н. Платонов)... 343

21.1. Виды скоростных способностей и средства скоростной подготовки..... 343

21.2. Методика скоростной подготовки................................ 348

21.3. Контроль скоростных способностей.............................. 353

Глава 22. Развитие выносливости (ММ. Булатова, В.Н. Платонов)................ 354

22.1. Виды выносливости и факторы, ее определяющие ................................................ 354

22.2. Развитие общей выносливости ................................................................................. 360

22.3. Развитие специальной выносливости ....................................................................... 361

22.4. Совершенствование важнейших компонентов специальной выносливости............ 365

22.5. Контроль выносливости ........................................... V^^^....................................... 376

Глава 23. Развитие гибкости (В.Н. Платонов)................................... 382

23.1. Виды и методика развития гибкости.......................................................................... 382

23.2. Контроль гибкости....................................................................................................... 393

Глава 24. Развитие координационных способностей

(ММ. Булатова, В.Н. Платонов)................................................................. 395

24.1. Виды и методика развития координационных способностей.................................... 395

24.2. Контроль координационных способностей ............................................................. 400




Глава 25. Средства восстановления и стимуляции

работоспособности (В.Н. Платонов)................................................... 403

25.1. Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности ......... 405

25.2. Фармакологическое обеспечение стимуляции работоспособности

и восстановительных процессов ............................................................................... 412

25.3. Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами 421

25.4. Планирование средств восстановления и стимуляции работоспособности в процессе подготовки пловцов 424

Глава 26. Питание в системе подготовки пловцов (В.Д. Попов,

В.Л. Смульский)....................................................................................... 427

26.1. Энергетические траты и суточная потребность в энергии

у пловцов ..................................................................................................................... 427

26.2. Питание пловцов в различные периоды годичной подготовки................................ 430

26.3. Особенности базисного питания стайеров и спринтеров

и их питания перед соревнованиями........................................................................... 433

26.4. Особенности питания юных пловцов ...................................................................... 435

26.5. Особенности питания женщин..................................................................................... 436

26.6. Регулирование массы тела и питание ....................................................................... 437

26.7. Фармакологическое обеспечение подготовки пловцов............................................ 440

Глава 27. Естественная и искусственная гипоксия

в системе подготовки пловцов (ММ. Булатова, В.Н. Платонов) ...................... 445

27.1. Срочная и долговременная адаптация организма спортсмена

к горным условиям...................................................................................................... 445

27.2. Формы гипоксической тренировки............................................................................ 450

27.3. Оптимальная высота для горной подготовки............................................................ 452

27.4. Срочная акклиматизация спортсменов при подготовке в горах.............................. 454

27.5. Особенности реакклиматизации и деадаптации после возвращения

в условия равнины....................................................................................................... 456

27.6. Искусственная гипоксическая тренировка в системе подготовки

пловцов ........... |......................................................................................................... 457

27.7. Тренировка в горах в системе годичной подготовки пловцов .............................. 459

27.8. Тренировка в горах в системе непосредственной подготовки

к главным соревнованиям........................................................................................... 466

ГЛАВА 28. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов

(М.М. Булатова)..................................................................................... 469

28.1. Суточные изменения состояния организма ........................................................... 469

28.2. Тренировка и соревнования в различное время суток .......................................... 470

28.3. Десинхронизация циркадных ритмов организма

после дальних перелетов............................................................................................. 471

28.4. Временная адаптация спортсменов после дальних перелетов ............................. 474

ГЛАВА 29. Заболевания и травматизм у пловцов

(Б. Мак-Аллистер, А.В. Ричардсон).............................................................. 478

29.1. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата........................................... 478

29.2. Болевые ощущения в области плечевого сустава .................................................. 482

29.3. Болевые ощущения в области коленного сустава .................................................. 485

29.4. Болезни уха................................................................................................................... 486

29.5. Заболевания глаз ....................................................................................................... 487

29.6. Бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой .................................................. 488

Литература ........................................................................................ 490

б


ПРЕДИСЛОВИЕ

Плавание — один из наиболее массовых и популярных видов спорта. Он включает шесть дисциплин — вольный стиль, брасс, на спине, баттерфляй, комплексное плавание, эстафеты. Плавание является вторым после легкой атлетики видом спорта по количеству разыгрываемых медалей. На чемпи­онате мира 1998 г. медали были разыграны в 36 видах соревнований, а на Играх XXVII Олимпиады 2000 года спортсмены будут стартовать в 32 видах.

Подготовка пловцов высшего класса, способных устанавливать миро­вые рекорды, добиваться побед в крупнейших соревнованиях, ведется во многих странах мира. Только в течение последнего десятилетия чемпиона­ми Игр Олимпиад и мира становились пловцы из США, Австралии, Рос­сии, Германии, Китая, Украины, Венгрии, Ирландии, ЮАР, Финляндии, Канады, Испании, Японии, Новой Зеландии, Бельгии, Коста-Рики, Польши, Швеции, Нидерландов, Франции.

Уже одного этого факта достаточно, чтобы убедиться, сколь высока конкуренция и сколь эффективной должна быть методика подготовки пловцов, которая позволила бы им включиться в борьбу за мировые рекор­ды, победы в Играх Олимпиад, чемпионатах мира и Европы.

С удовлетворением следует отметить, что несмотря на огромные труд­ности, которые сегодня переживает спорт в странах, расположенных на территории бывшего СССР, специалистам этих стран удалось добиться значительных результатов в подготовке пловцов высокого класса, в основ­ном сохранить систему воспитания спортивного резерва и другие дости­жения советской школы плавания, учесть опыт подготовки сильнейших за­рубежных пловцов, найти перспективные пути повышения эффективнос­ти работы в новых социальных условиях. Свидетельством этого является ряд имен спортсменов, подготовленных в России и Украине в последние годы и добившихся выдающихся результатов на международной арене. В их числе, в первую очередь, следует назвать А. Попова, Д. Панкратова (Россия), Д. Силантьева, Я. Клочкову, С. Бондаренко (Украина).

Вполне понятно, что с каждым годом эффективность подготовки плов­цов все в большей мере определяется уровнем знаний тренеров, владени­ем ими тонкостями технического, тактического, функционального и пси­хологического совершенствования спортсменов.

Следует отметить, что в последние годы уровень и объем специальных знаний в этой области резко возросли. Во-первых, этот период характе­ризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области мор­фологии и физиологии, биомеханики и биохимии спортивного плавания. Интересные и практически ценные знания были получены при разработ­ке структуры соревновательной деятельности пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в системе спортивной подготовки; методики развития различных двигательных качеств — силы,



 


 


выносливости, скоростных способностей, гибкос­ти, координации; эффективных вариантов спор­тивной техники, методики психологической под­готовки; оптимальной структуры многолетней и годичной подготовки, методики построения важ­нейших элементов структуры процесса подготов­ки — этапов, периодов, различных циклов, заня­тий. Естественно, что обобщение этой информа­ции, ее систематизация, доведение до уровня практических рекомендаций и внедрение в прак­тику — действенный путь повышения качества подготовки пловцов высокого класса.

Во-вторых, огромные возможности для совер­шенствования системы знаний в области подго­товки пловцов высокого класса таит опыт плава­тельных центров различных стран мира, в кото­рых воспитаны выдающиеся спортсмены послед­них лет. Здесь накоплена поистине уникальная информация. Ведь вполне естественно, что в сис­теме подготовки выдающихся пловцов сконцент­рирован положительный опыт внедрения самого передового, что есть в арсенале организационно-методических и материально-технических дости­жений современного плавания. Поэтому обоб­щение опыта подготовки сильнейших пловцов мира позволяет существенно расширить и обо­гатить систему знаний о подготовке пловцов вы­сокого класса.

Все это мы пытались учесть при написании данного учебника. В основу его содержания поло­жено обобщение современного знания в двух направлениях развития спортивного плавания:

• научная разработка всех важнейших*компо-нентов системы спортивной подготовки пловцов высокой квалификации;

• практика подготовки выдающихся пловцов последних десятилетий в различных странах, от­ражающая достижения наиболее известных школ, руководимых ведущими тренерами и пред­ставленных победителями и призерами Игр Олимпиад и чемпионатов мира и Европы.

Особое^" внимание обращено на наиболее сложные и иногда противоречивые положения спортивной подготовки, что потребовало привле­чения большого фактического материала, под­тверждающего выдвигаемые положения. Авторы стремились не только обобщить сведения о со­временной методике подготовки пловцов, но и увязать их в стройную систему, так как лишь при этом возможно использование таких сведений для действительно научного управления процес­сом совершенствования пловцов.

Разработкой системы подготовки пловцов за­нимаются специалисты различных стран. В опре­деленных направлениях наибольших успехов дос-


тигли специалисты США. Особенно велики их достижения в изучении и совершенствовании техники плавания. Другие стороны системы под­готовки пловцов всесторонне и глубоко разрабо­таны европейскими специалистами, в первую очередь, из Германии, Украины, России. Это относится к различным аспектам спортивного от­бора, ориентации, контроля и управления, по­строения многолетней и годичной подготовки, структуры микроциклов, занятий и др.

Для того чтобы содержание книги включало наиболее современное и объективное знание, к ее подготовке привлечены авторы из разных стран — Украины, России, США, Канады, Туниса, хоро­шо известные в мире специалисты, всесторонне владеющие информацией и имеющие глубокие знания в конкретной области. Авторы стремились к тому, чтобы содержание материала опиралось на результаты новейших научных исследований, опыт передовой практики, достижения в смеж­ных научных дисциплинах — общей теории спорта, кинезиологии, гидродинамике, специаль­ных ответвлениях физиологии, морфологии, био­химии, медицины, психологии. Поэтому в каж­дой главе представлен фактический материал, подтвержденный эффективными результатами.

Предлагаемый учебник состоит из 6 частей, включающих 29 глав. Первая часть посвящена анализу техники плавания. В ней содержится современная информация об основах техники, перспективных направлениях ее совершенство­вания. Подробно рассмотрены техника гребка при плавании различными способами, техника старта, поворота, финиша, проанализированы принципиальные положения технического совер­шенствования пловцов.

Во второй части впервые подробно рассмот­рена теория и методика соревнований, соревно­вательной деятельности и соревновательных на­грузок пловцов. Представлен углубленный подход к изучению структуры соревновательной дея­тельности, анализируются структура соревнова­тельной деятельности пловцов высокого класса, направления тактического совершенствования пловцов, варианты тактики, применяемые спорт­сменами высокого класса.

В третьей части дана общая характеристика системы отбора и ориентации пловцов, методика их отбора на всех этапах многолетнего совершен­ствования. Особое внимание уделено методике ориентации подготовки пловцов, позволяющей максимально раскрыть индивидуальные резервы каждого спортсмена.

Четвертая часть посвящена подробному рас­смотрению системы построения процесса подго-



 


 


товки пловцов. Подробно освещены различные стороны многолетней подготовки пловцов. Воп­росы их годичной подготовки рассмотрены в свя­зи с проблемой интенсивной соревновательной деятельности в течение большей части года. Особое внимание уделено непосредственной под­готовке пловцов высокого класса к главным со­ревнованиям года, их предстартовой подготовке. Подробно изложена методика построения прог­рамм тренировочных занятий и микроциклов.

В пятой части дана характеристика двигатель­ных (физических) качеств и физической подго­товки пловцов. Рассмотрены основы структуры различных двигательных качеств — силовых, ско­ростных, выносливости, гибкости, координацион­ных способностей. Приведена методика развития различных двигательных качеств, контроля за эф­фективностью их развития.

В шестой части представлены сведения, отно­сящиеся к так называемым внешним (внетрени-ровочным и внесоревновательным) факторам, играющим важную роль для обеспечения резуль­тативности процесса подготовки пловцов к сорев­нованиям. Рассматриваются средства восстанов-


ления и стимуляции работоспособности в систе­ме подготовки пловцов, особенности их питания. Изложены основы применения естественной (тренировка в горных условиях) и искусственной гипоксии в подготовке пловцов. Затронута проб­лема влияния циркадных ритмов на эффектив­ность подготовки, временной адаптации спорт­сменов после дальних перелетов. Отдельная глава посвящена анализу заболеваний и специфическо­го травматизма у пловцов.

Эта книга является самой крупной и разно­сторонней работой по теории и методике подго­товки пловцов высокого класса из всех, когда-ли­бо издававшихся у нас в стране и за рубежом.

Авторы уверены, что учебник окажется по­лезным не только для студентов вузов физичес­кого воспитания и спорта, готовящихся к тре­нерской карьере, тренеров по плаванию, но мо­жет вызвать интерес и у специалистов других циклических видов спорта (гребля, беговые дис­циплины легкой атлетики, конькобежный спорт и др.), а также спортивных врачей, научных работников и, конечно, спортсменов высокой квалификации.

Владимир Платонов


ОБАВТОРАХ

АБСАЛЯМОВ Т.М. (Россия) — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления науки Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

БУЛАТОВА М.М. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и передовых технологий Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

БУЛГАКОВА Н.Ж. (Россия) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой плавания Российской государственной академии физической культуры.

ДРАГУНОВ Л.А. (Украина) — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олим­пийского и профессионального спорта Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

КОЛВИН С. (Канада) — один из ведущих в мире специалистов по плаванию. Быв­ший технический директор Канадской ассоциации плавания, обладатель сертифи­ката Американской ассоциации тренеров по плаванию за выдающиеся достижения.

МАГЛИШО Э.У. (США) — доктор философии, профессор Калифорнийского универ­ситета в Бейкерсфильде, автор широко известных в мире публикаций по технике плавания.

МАК-АЛЛИСТЕР Б.П. (США) — профессор Университета Северного Иллинойса. Медицинский координатор Водного центра университета Индианы, тренер на­циональной сборной команды США по плаванию.

ПЛАТОНОВ В.Н. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, ректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины, заведу­ющий кафедрой олимпийского и профессионального спорта.

ПОПОВ В.Д. (Украина) — профессор, заведующий лабораторией спортивной ме­дицины экстремальных состояний Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.

РИЧАРДСОН А.Б. (США) доктор медицины, один из наиболее известных в мире специалистов в области профилактики и лечения травм у пловцов.

САХНОВСКИЙ К.П. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведую­щий лабораторией программирования процесса подготовки спортсменов Государст­венного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.

СМУЛЬСКИЙ В.Л. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведую­щий лабораторией специального питания Государственного научно-исследова­тельского института физической культуры и спорта.

ФЕСЕНКО С.Л. (Украина) — кандидат педагогических наук.

ШАБИР М.М. (Тунис) — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории спортивной тренировки Тунисского института физической культуры.

ШКРЕБТИЙ Ю.М. (Украина) — кандидат педагогических наук, профессор, прорек­тор Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

ШУБЕРТ М. (США) — один из наиболее известных в мире тренеров по плаванию, тренер олимпийской сборной США по плаванию (1976—1988 гг.), старший тренер известных в мире плавательных центров "Мишон Вьехо Нададорес" (Калифорния) и "Мишон Бей" (Флорида).



 


 


глава 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.