11.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Экономические отношения (экономическая система) - строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами производства и распределения общественного продукта при активной организующей роли государства.
В ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь закреплено два вида собственности: государственная и частная.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом.
В Республике Беларусь установлен единый для всех субъектов порядок начала хозяйственной деятельности (регистрационный), вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации. На конституционном уровне (ч. 6 ст. 13) закреплено положение о том, что ряд природных объектов, составляющих исключительную собственность государства (недра, воды, леса), и земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Законом могут быть определены и иные объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также
закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности (ч. 7 ст. 13 Конституции). Эти положения Конституции более подробно регламентируются Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства».
Современная экономическая стратегия Республики Беларусь определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.
11.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальное государство призвано в современном обществе регулировать распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.
Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Республики Беларусь, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократии равномерному содействию жизненных условий.
Для этого в обществе создается социальная система и проводится социальная политика государства.
Социальная система - система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.
Основные направления социальной политики государства:
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;
4) установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты;
5) развитие системы социальных служб.
Духовно-культурные отношения в обществе - отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.
Духовно-культурные отношения во многом зависят от уровня развития общества, от других видов общественных отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает в себя все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование, религию и т.д.
В Конституции Республики Беларусь закреплено право на участие в культурной жизни, свободу творчества (ст. 51 Конституции), на образование (ст. 49).
Государство является ответственным за сохранение историко-культурного и духовного наследия (ст. 15).
В Республике Беларусь имеется специальный Закон «О национальных меньшинствах Республики Беларусь». В соответствии с ним государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуры национальных меньшинств, которые являются частью белорусской культуры. Эта группа общественных отношений регулируется также Законами «О языках Республики Беларусь», «Об охране историко-культурного наследия».
Одним из важнейших элементов духовно-культурной сферы является религия.
В Республике Беларусь правоотношения в области прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также правовые основы деятельности религиозных организаций закреплены Конституцией (ст. 16) и Законом «О свободе совести и религиозных организациях».
11.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
В ст. 8 Конституции закреплено положение о том, что Республика Беларусь «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».
В ст. 18 Конституции говорится, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, ...невмешательства во внутренние дела...».
Ст. 9 Конституции содержит принцип единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь.
Территория нашего государства охраняется в соответствии сЗаконом «О Государственной границе Республики Беларусь».
Контрольные вопросы и задания
1. Понятие экономической системы и ее конституционные основы.
2. Сущность рыночной экономики в современных условиях.
3. Регулирующая роль государства в экономической политике.
5. Конституционное регулирование социальной политики.
6. Конституционные основы внешней политики.
7. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности.
Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
2. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. (ред. от 19.07.2005. № 35-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/444.
3. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994. (ред. от 19.07.2005. № 36-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2001. № 2/443.
4.0 профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь от 22.04.1992 г. (ред. от 14.04.2000 г. №416-3)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/335.
5. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь (с изменениями и дополнениями): Закон Респ. Беларусь от 20.02.1991г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. №2/282.
6. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Респ. Беларусь от 17.12.1992 г. № 2054-ХИ // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/366.
7. О внесении изменений и дополнений в Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»: Закон Респ. Бе-
парусь от 31.10.2002 г. № 137-3//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2002. № 2/886.
8. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 157-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/689.
9. Об объектах, находящихся только в собственности государства: // Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 156-3 (ред. от 05.12.2002 № 155-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001 .№ 2/688.
10. Правовой статус политических партий в европейских странах: сб. науч. тр. / науч. ред. А. Вашкевич; пер. А. Вашкевича и др. Минск, 2003.
11. Политические партии: Беларусь и современный мир / М.Ф. Чудаков и др. Минск, 2005.
12. Белоусов, А.Л. Социальная функция государства и гражданское общество / А.Л. Белоусов // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство: Мат. междунар. конф. (26-27 окт. 2001 г., г. Гродно). Гродно, 2002. С. 90-91.
13. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.
14. Вашкевич, А.Е. Взаимоотношения белорусского государства и конфессий в 1996-2006 годах / А.Е. Вашкевич // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. ст., посвящ. 80-летию проф. А.А. Головко. Минск, 2005. С. 213-221.
15. Рогалевич, Н. Религоведение. Экспресс-курс / Н. Рогалевич, Б. Сумароков, А. Островцев. Минск, 2005.
16. Шабайлов, В.И. Социальное государство/ В.И. Шабайлов // Ча-лавек. Грамадства. Свет. 1998. № 4. С. 11-15.