Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНЯТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ



Под конституционным строем понимается определенная фор­ма организации государства и общества, закрепленная в его де­мократической Конституции. В это понятие включаются также га­рантии подчинения Конституции государства и его органов.

Установление конституционного строя начинается с опреде­ления принципов организации государства и его соотношения с личностью и гражданским обществом

Структурные элементы конституционного строя:

♦ политические отношения;

♦ экономические отношения;

♦ социальные отношения;

♦ духовно-культурные отношения.

Основу конституционного строя, согласно Конституции Рес­публики Беларусь, составляют: демократизм; правовое государс­тво; признание государством человека, его прав и свобод выс­шей ценностью общества и государства; плюрализм политиче­ских мнений и т.д.

7.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Согласно ст. 1 Конституции «Республика Беларусь - унитар­ное демократическое социальное правовое государство». Основные признаки правового государства:

- верховенство права;

- незыблемость прав и свобод личности и наличие эффектив­ного контроля за их соблюдением;


- взаимная ответственность государства и гражданина, нали­чие принципа разделения властей при условии, что власти сдер­живают и уравновешивают друг друга в рамках закона.

Форма территориально-политического устройства нашего го­сударства - унитарная (единая, целая, простая), состоящая из ад­министративно-территориальных единиц. Государственное уст­ройство определяет внутреннее деление его территории на те или иные составные части, правовое положение этих частей и ре­гулирование взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

Политический режим - совокупность приемов, методов, спо­собов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством.

Политический режим может быть демократическим и неде­мократическим.

В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Беларусь «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных обще­ственных объединений, социальных групп не может устанавли­ваться в качестве обязательных для граждан».

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демо­кратического только в условиях сформировавшегося граждан­ского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа при строгом соблюдении и защите прав и свобод личности.

Принципы демократического государства:

♦ равноправие всех перед законом;

♦ политический плюрализм;

♦ свобода средств массовой информации;

♦ уважительное отношение к мнению меньшинства;

♦ свобода вероисповедания.

Социальное государство призвано служить обществу и стре­мится создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

Под социальным принято понимать государство, главной за­дачей которого является забота о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.


7.3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК АТРИБУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА

Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Гре­ции, и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним государства. В период буржуазных революций стали различать понятия «гражданское общество» и «государство». В XVII в. про­блема гражданства, гражданского общества занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX в. вопросами взаимо­связи государства и гражданского общества занимался Гегель, который понимал под гражданским обществом особую стадию в диалектическом развитии от семьи к государству в процессе ис­торической трансформации.

В современном аспекте под гражданским обществом понима­ется совокупность моральных, правовых, экономических и поли­тических отношений в обществе. Эти общественные отношения представляют собой одновременное существование различных социальных сил, институтов, организаций.

В годы советской власти понятие «гражданское общество» практически не использовалось. Это было связано прежде всего с диктатурой государства во всех сферах общества.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества возникло в период перестройки в СССР. Большой интерес со сто­роны ученых появился к этому вопросу с крушением СССР и формированием самостоятельных государств на постсоветском пространстве.

Гражданское общество - это своеобразный необходимый, ра­циональный способ существования людей, основанный на разу­ме, свободе, праве и демократии.

Признаки гражданского общества:

1) реальная прямая (непосредственная) и представительная демократия;

2) общество социально-рыночного хозяйства;

3) общество, которое обеспечивает и защищает человека, а также создает условия для его достойной жизни;

4) общество, где на местном уровне главенствует принцип са­моуправления.


Контрольные вопросы и задания

1.Понятие основ конституционного строя.

2. Основные черты и принципы основ конституционного строя Республики Беларусь.

3. Новые явления в развитии государства.

4. Понятие гражданского общества.

5. Признаки и важнейшие элементы гражданского общества.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референду­мах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

2.0 политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. (ред. от 19.07.2005 г. № 35-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/444.

3. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994 г. (ред. от 19.07.2005 г. № 36-3) // Нац. реестр пра­вовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/443.

4. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь» (с изм. и доп.): Закон Респ. Беларусь от 20.02.1991 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/282.

5. Баялджиев, Д. Идея правового государства и функциониро­вание государства в условиях переходного периода / Д. Баялджиев // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. № 6. 1998. С. 76-92.

6. Белоусов, А.Л. Социальная функция государства и гражданс­кое общество / А.Л. Белоусов // Проблемы интеграции право­вой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междунар. конф. (26-27 окт. 2001 г., г. Гродно). Гродно, 2002. С. 90-91.

7. Василевич, Г.А. Проблемы формирования социального право­вого государства в переходный период/ Г.А. Василевич // Пра­во и демократия: сб. науч. ст. Вып. 16 / отв. ред. В.Н. Бибило. Минск, 2005. С. 32-41.

8. Василевич, Г.А. К вопросу о форме правления в Беларуси / Г А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. № 2. 2006. С. 32-40.

9. История политических и правовых учений / под ред. B.C. Hep-сесянца. М., 1999.



 

10. Пляхимович, И.И. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь / И.И. Пляхимович // Вест­ник Конституционного Суда Республики Беларусь. № 2. 2003. С. 44-49.

11. Чиркин, В.Е. Конституционные проблемы власти народа / В.Е. Чиркин // Государство и право. № 9. 2004. С. 5-12.

12. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс: закрепление эконо­мических отношений в основном законе / М.Ф. Чудаков // Го­сударство. Демократия. Закон: сб. науч. ст., посвящ. 80-летию проф. А.А. Головко. Минск, 2005. С. 57-70.

13. Шабайлов, В.И. Социальное государство / В.И. Шабайлов // Ча-лавек. Грамадства. Свет. 1998. № 4. С. 11-15.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.