Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституционное право как учебная дисциплина



4.1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Конституционное право как отрасль права следует отличать от науки конституционного права. В первом случае оно представ­ляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наибо­лее важные общественные отношения.

Наука конституционного права - более широкое понятие. Ее предметом является совокупность взглядов, знаний, идей, пред­ставлений о нормах конституционного права; о назначении, це­лях, воздействии норм на политические, экономические, соци­альные процессы; об эффективности норм права; об отмене ус­таревших и выработке новых норм; о конституционно-правовых отношениях, через которые реализуются нормы конституционно­го права. Необходимо отметить, что предмет и система науки конституционного права складывались постепенно и в зависи­мости от того, кому служила отрасль права и науки, содержание и направление которой менялись.

Наука конституционного права относится к юридической на­уке, являющейся составной частью общественных наук.

Ученые-конституционалисты исследуют конституционно-пра­вовые нормы в процессе возникновения и развития, взаимосвя­зи и взаимодействия в тесной связи с экономической базой, по­литической ситуацией, а также занимаются широким обобщени­ем явлений, их классификацией, выработкой предложений о по­вышении эффективности норм права, разрабатывают теорию данной отрасли права, дают определение различных понятий.

Теоретической основой науки конституционного права явля­ется учение о государстве и праве, роли народа в развитии обще­ства, базисе и надстройке, понятии и сущности Конституции, из-


бирательном праве, гражданстве, правовом статусе человека и фажданина, роли общественных организаций и политических партий в обществе, демократии и законности как непременных требованиях развития гуманного общества.

Источниками науки конституционного права являются:

1) работы прогрессивных политический деятелей мира, доре­волюционных русских ученых-юристов, и также белорусских уче­ных в области конституционного права;

2) Конституция и иные нормативные правовые акты;

3) практика реализации конституционно-правовых норм.

4.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Основным методом исследования науки конституционного права является диалектический материализм. Суть данного ме­тода состоит в том, что исследуемое явление рассматривается в движении, развитии с точки зрения того, как оно возникло, раз­вивалось и чем стало сегодня.

Изучаемые явления исследуются также во взаимосвязи и взаимозависимости, учитывается их внутреннее развитие и про­тиворечие, постепенное накопление количественных элементов, влекущих эти явления к переходу в новое качество.

При этом применяются следующие методы познания: индук­ция, дедукция, сравнительный, логический, социологический и др. Анализ конституционно-правовых институтов немыслим без глубокого познания политических, социальных, экономических и общественных процессов, широкого использования статистиче­ских данных и электронно-вычислительной техники.

4.3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА

Конституционное право как учебная дисциплина изучает:

1) научные труды отечественных и зарубежных конституцио­налистов;

2) нормы конституционного права;

3) практику реализации конституционно-правовых норм.


Одной из основных форм учебной дисциплины «Конституци­онное право» является учебник (учебное пособие, курс лекций), где излагаются основы науки конституционного права.

Конституционное право как учебная дисциплина состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена изучению теоретических вопросов
(понятие конституционного права как отрасли права, конституци­
онно-правового института и нормы и т.д.). н

В особенной части изучаются конкретные конституционно-правовые институты (прав свобод и обязанностей личности, гражданства, президенства и т.д.).

При изучении дисциплины «Конституционное право Респуб­лики Беларусь» используются научные методы познания: истори­ческий, индукции, дедукции, сравнительный, логический, социо­логический и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Понятие и предмет науки конституционного права.

2. Каковы методологические основы исследования в науке конс­титуционного права?

3. Основные задачи науки конституционного права.

4. Источники науки конституционного права.

5. Понятие «конституционного права» как учебной дисциплины.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референду­мах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь. Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. (в ред. от 01.11.2004 г.)//На­циональный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. №2/136.

3. Богданова, НА. Понятие науки конституционного права: опыт политического и синтетического подходов к построению их системы / Н.А. Богданова // Вестник Московского университе­та. Сер. 11. Право. № 5. 1999. С. 3-22.

4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.