Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соблюдение и охрана Конституции



6.1. ЭТАПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В науке конституционного права первой Конституцией Бела­руси считают Конституцию БССР от 3 февраля 1919 г., принятую первым Всебелорусским съездом Советов, основной задачей ко­торой являлось установление диктатуры пролетариата в целях уничтожения буржуазии и построение социализма, а также про­возглашение полновластия Советов. Эта Конституция провозгла­сила отмену частной собственности на землю, объявила нацио­нальным достоянием леса, недра, воды, закрепила союз рабоче­го класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. Также она предусматривала отстранение эксплуататоров от осу­ществления власти и введение всеобщей трудовой повинности. Высшим государственным органом власти в БССР провозгла­шался Всебелорусский съезд Советов, основной формой работы которого была сессия. В период между сессиями высшим законо­дательным, исполнительным и контрольным органом был Цент­ральный Исполнительный Комитет (ЦИК), действовавший на пос­тоянной основе и избираемый Всебелорусским съездом Сове­тов. В свою очередь, ЦИК формировал Великий президиум, вы­полнявший функции правительства. В целом конституционные акты послеоктябрьского периода в Беларуси и СССР базирова­лись на утопических представлениях о победе социализма и ком­мунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР прошло долгий эволюционный путь. Это Конституции 1919, 1927, 1937, 1978 гг. принятие Декларации о государственном су­веренитете Республики Беларусь, имевшей статус Конституцион­ного закона, Конституция Республики Беларусь 1994 г., в кото-


рую 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. были внесены допол­нения и изменения.

Конституция БССР от 11 апреля 1927 г. была принята Всебе-лорусским съездом Советов рабочих крестьянских и красноар­мейских депутатов и провозгласила построение основ социализ­ма. В целом была сохранена преемственность прежней Консти­туции, закреплены права трудящихся в общественной и полити­ческой жизни государства. В государственном строительстве наряду с действующими органами появились Совет Народных Ко­миссаров - Правительство БССР - и местные органы власти и управления.

Конституция БССР от 19 февраля 1937 г. провозгласила за­вершение строительства основ социализма, закрепила права и обязанности граждан, избирательную систему, систему и компе­тенцию высших органов государственной власти, суда и прокура­туры республики.

Конституция 1937 г. подтвердила добровольное объединение БССР с дружественными республиками в СССР, а также суве­ренный характер прав БССР. Высшим органом государственной власти провозглашался Верховный Совет БССР, который для постоянной работы избирал Президиум Верховного Совета БССР и формировал Правительство БССР - Совет Народных Ко­миссаров.

Конституция БССР от 14 апреля 1978 г. закрепляла концеп­цию построения развитого социализма и общенародного соци­ального государства. Была провозглашена социальная однород­ность групп и слоев общества советского народа, а также руково­дящая роль Коммунистической партии в политической системе. Частная собственность не допускалась. В области экономики за­креплялось плановое ведение хозяйства. В основу организации государственной власти был положен принцип демократического централизма. Было закреплено положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенарод­ное обсуждение. Вся система государственных органов строи­лась на основе теории народного представительства. Необходи­мо отметить, что многие положения Конституций БССР советско­го периода в условиях господства коммунистической идеологии носили формальный характер.

Новым конституционным документом явилась Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь от 2/.07.1990 г., которая провозгласила суверенитет республики и


закрепила полновластие народа. Декларацией была ликвидиро­вана руководящая роль коммунистической партии и закреплен плюрализм политических сил в обществе. Конституция 1978 г. с учетом дополнений и изменений действовала до 1994 г.

6.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА

КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Принятию Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. предшествовали следующие процессы: обновление общественного строя; начало перехода экономики на рыночную систему; допуще­ние разнообразных форм собственности, развитие плюрализма; непосредственная реализация власти народом; расширение безо­пасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке - пе­реход от марксистской концепции к общечеловеческой концепции прав человека. Конституция Республики Беларусь 1994 г. пред­ставляет собой принципиально новый документ, в котором закреп­ляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приори­тет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Принцип разделения властей, который был положен в основу государствен­ного строительства Беларуси, и дальнейшее развитие реальной де­мократии призваны гарантировать недопустимость узурпации и концентрации власти в руках отдельных государственных органов или группы лиц и нарушений с их стороны прав личности.

В систему государственных органов были введены новые орга­ны: Президент Республики Беларусь (являвшийся по статусу Гла­вой государства и главой исполнительной власти), Конституцион­ный Суд Республики Беларусь (который был отнесен к органам контроля и надзора), Контрольная палата Республики Беларусь.

По результатам республиканского референдума от 24 ноября 1996 г. в Конституцию Республики Беларусь были внесены следу­ющие основные изменения и дополнения:

♦ вместо однопалатного Верховного Совета Республики Бе­ларусь был образован двухпалатный Парламент - Нацио­нальное собрание Республики Беларусь;

♦ Президент Республики Беларусь вышел за рамки разделе­ния властей, стал по статусу Главой государства и посред­ником между органами государственной власти;

♦ Конституционный Суд вошел в судебную ветвь власти Рес­публики Беларусь;


♦ Контрольная палата Республики Беларусь была преобразо­вана в Комитет государственного контроля Республики Бе­ларусь.

В связи с решением республиканского референдума от 17 ок­тября 2004 г. из ст. 81 Конституции были исключены положения о том, что одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.

Система (структура) Конституции - способ организации за­ключенного в Основном Законе текста нормативного материала. Система Конституции обусловлена удобством пользования ак­том, максимальной компактностью норм, их доступностью для понимания человека. Структурными частями Конституции явля­ются преамбула, разделы, главы, статьи.

Система Конституции - определенная взаимосвязь ее эле­ментов, которая обеспечивает внутреннюю согласованность эле­ментов Основного Закона отсутствие противоречий внутри акта и последовательность структурных элементов. Действующая Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 раз­делов, 8 глав, 146 статей.

6.3. СОБЛЮДЕНИЕ И ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ

Стабильность общественной жизни во многом зависит от соб­людения Конституции. В любом обществе есть люди и организа­ции, цели и деятельность которых представляют угрозу для Ос­новного Закона. Угроза также может быть вызвана превышени­ем полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государственной власти. Нарушения Конституции опасны тем, что у людей появляется недоверие к правовым осно­вам, что порождает в государстве массовое нарушение законов, хаос и т.д.

Правовая охрана Конституции - совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех уста­новленных конституционных норм.

Соблюдение режима конституционной законности является весьма важным условием для нормальной жизнедеятельности любого государства. Демократическое государство обязано обеспечить соблюдение Конституции и охрану ее от нарушений. Грубые и опасные нарушения Конституции наказываются в уго-


ловном порядке. Высшие гарантии безопасности Основного За­кона заложены в самом ее тексте. Так, ст. 137 Конституции Рес­публики Беларусь закрепляет положение о том, что данный доку­мент обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и другие акты государственных органов издаются на осно­ве и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения зако­на, декрета, указа с Конституцией действует Конституция.

Все политические партии и другие общественные объедине­ния, осуществляя предусмотренные программами и уставами це­ли, обязаны действовать в рамках Конституции (ст. 5 Конститу­ции Республики Беларусь).

В ст. 7 Конституции закреплено положение, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, т. е. го­сударство, все его органы и должностные лица действуют в пре­делах Конституции и принятых в соответствии с ней актов зако­нодательства.

От каждого гражданина, должностного лица требуется: ува­жать конституционные права всех граждан; подчиняться право­вым актам органов власти и вошедшим в законную силу судеб­ным решениям и приговорам.

Контрольные вопросы и задания

1. Этапы конституционного развития в Республике Беларусь.

2. Каковы характерные черты Конституций советского периода?

3. В чем проявляется преемственность в конституционном стро­ительстве Республики Беларусь?

4. Структура и характеристика Конституции Республики Бела­русь 1994 г., ее отличие от предыдущих конституций.

5. В чем проявляется правовая охрана Конституции Республики Беларусь?

Литература

1. Конституция (Основной Закон) БССР 1919 г. // Сб. норматив­ных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

2. Конституция (Основной Закон) БССР 1927 г. //Там же.

3. Конституция (Основной Закон) БССР 1937 г. // Там же.

4. Конституция (Основной Закон) БССР 1978 года (с изм. и доп.).
, Минск, 1978. '-• •


5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референду­мах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

6. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Де­кларация Верховного Совета Республики Беларусь // Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Минск, 2001. №2/795.

7. О нормативных правовых актах Республики Беларусь. Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. (в ред. от 29.06.2006 г.) // На­циональный реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. №2/136.

8. Bacineeh, P.A. Псторыя канстытуцыйнага права Беларуа / Р.А. BacineBiw, T.I. Доунар, Я.А. Юхо. Ммск, 2001.

9. Василевич, Г.А. Конституционная реформа в Беларуси в 1989 году/ Г.А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. № 1. 2006. С. 102-110.

 

10. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 -1996 гг.) / М.Ф. Чудаков. Минск, 2004.

11. Шульженко, ЮЛ. О понятии «правовая охрана Конституции» // Государство и право / Ю.Л. Шульженко. 2002. № 6. С. 15-19.

12. Филипчик, Р.И. Конституция как правовая основа судебного конституционного контроля в современной Беларуси / Р.И. Фи­липчик // Вестник Конституционного Суда Республики Бела­русь. № 2. 2006. С. 50-57.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.