Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ



Общие положения

Для обеспечения законности в сфере трудовых отношений системой надлежащих органов осуществляется надзор и конт­роль за соблюдением законодательства о труде. Согласно ст. 462 ТК ее составляют специально уполномоченные госу­дарственные органы.

Надзорно-контрольная деятельность - это вид правоохра­нительной деятельности государства. В процессе ее осуществ­ления специально уполномоченные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны нанимателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают на­рушенные трудовые права работников и привлекают к ответ­ственности виновных лиц.

Объектом надзора и контроля за соблюдением законода­тельства о труде являются трудовые права человека (как ин­дивидуальные, так и коллективные).

К общественным функциям, которые призваны выполнять эти органы, относятся: обеспечение'законности в трудовых пра­воотношениях, защита субъективных трудовых прав работни­ков, содействие совершенствованию организации труда и др.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства осуществляется в двух формах.

Контроль - это составная часть управленческой функции. Сущность ее заключается не только в проверке соответ­ствия деятельности подконтрольных объектов предписа­ниям нормативных актов, корректировке, даче указаний и применении санкций, но и в некотором вме­шательстве в их оперативно-хозяйственную деятель­ность, в оценке ее целесообразности и эффективности.


Основная задача контроля состоит в улучшении состояния законности на подконтрольных объектах за счет наиболее целе­сообразного применения правовых норм, принятия реальных мер как по устранению выявленных нарушений, так и их причин.

Соответственно своему назначению при осуществлении контроля государственные органы наделены административ­ными полномочиями: они принимают акты, обязательные для исполнения нанимателями, уполномоченными ими должност­ными лицами, привлекают к дисциплинарной и администра­тивной ответственности, назначают и проводят проверки, производственно-технические экспертизы, приостанавливают незаконные распоряжения и действия должностных лиц, дела­ют им предупреждения, налагают на виновных взыскания вплоть до отстранения от должности и передачи материалов в органы прокуратуры.

Процесс осуществления контроля включает следующие стадии: проверки, установления фактического состояния дел; анализа, сравнения существующего положения с требования­ми трудового законодательства; исправления и реагирования на обнаруженные нарушения.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нару­шение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, до­биваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия путем внесения своих предложений на рассмотре­ние того органа, который правомочен решать вопросы при­влечения правонарушителей к ответственности.

На практике разграничение надзорно-контрольных орга­нов невозможно if нецелесообразно. Органы, о которых гово­рится в ст. 462 ТК, сочетают как надзорные, так и контрольные полномочия.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установле­ния и сфере применения условий труда.


При установлении условий труда осуществление надзора и контроля связано прежде всего с расширением применения ло­кального и индивидуально-договорного регулирования трудо­вых отношений. В соответствии со ст. 23 ТК условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, являются недействительными. Вместе с тем в коллективных и индивидуальных трудовых договорах могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников.

В сфере применения установленных условий труда над-зорно-контрольная деятельность осуществляется за соответ­ствием правоприменительных документов (приказов о приеме и увольнении работника, привчечении к ответственности и др.) законодательству и локальным нормативным актам.

В каждой из названных сфер надзорно-контрольной дея­тельности следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль.

Предварительный надзор и контроль заключается в пре­дупреждении нарушений законодательства о труде, недопуще­нии принятия незаконных решений.

Цель последующего надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства состоит в выявлении уже допу­щенных нарушений и восстановлении прав работника.

Текущий надзор и контроль может быть как предвари­тельным (если соответствующее решение еще не принято), так и последующим (если решение состоялось).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.