Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 7 страница



Меч­та о гей­шах, ро­ман­ти­за­ция ге­тер, вос­хи­ще­ние кур­ти­зан­ка­ми. Меч­та о га­ран­ти­ро­ван­ной люб­ви, обя­за­тель­ном, но ес­те­ст­вен­ном на вид вос­хи­ще­нии, и глав­ная меч­та — сво­бо­да про­яв­ле­ний и са­мо­вы­ра­же­ния, без стра­ха, что уп­рек­нут, не при­мут, раз­лю­бят, осу­дят. Ес­ли уда­ст­ся хоть на вре­мя за­быть, что глу­би­на и про­дол­жи­тель­ность всех этих пре­крас­ных пе­ре­жи­ва­ний за­ви­сит от сче­та в бан­ке.

Раз­мыш­ляя о пси­хо­ло­ги­че­ской со­став­ляю­щей сек­са, очень ва­жен, ес­ли мы про­дол­жа­ем пре­следо­вать на­шу ос­нов­ную цель — до­бить­ся хоть не­ко­то­рой внят­но­сти в во­про­се взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, от­вет на во­прос: чем из­ме­ря­ет­ся ка­че­ст­во сек­са в этом аспек­те? Ко­неч­но, ка­че­ст­вом пе­ре­жи­ва­ний. А что та­кое ка­че­ст­во пе­ре­жи­ва­ния? Это сте­пень мое­го по­гру­же­ния в пе­ре­жи­ва­ние — от час­тич­но­го пе­ре­жи­ва­ния к то­таль­но­му. Так, ор­газм в фи­зио­ло­ги­че­ском ас­пек­те сек­са есть то­таль­ное фи­зио­ло­ги­че­ское ощу­ще­ние. И в этом есть диа­па­зон от мас­са­жа по­ло­вых ор­га­нов, как пи­шет один ав­тор, до ор­газ­ма, о ко­то­ром пи­шут мно­гие. Так­же ес­те­ст­вен­но стрем­ле­ние к пси­хо­ло­ги­че­ской то­таль­но­сти, и ес­ли секс — это еще и об­ще­ние, взаи­мо­дей­ст­вие, то мы мо­жем вве­сти сле­дую­щую гра­да­цию.

Сту­пе­ни сек­са

Ну­ле­вая сту­пень — секс как по­мощь парт­не­ру.Это оз­на­ча­ет пой­ти на­встре­чу же­ла­ни­ям парт­не­ра ра­ди от­но­ше­ний.

Пер­вая сту­пень — сня­тие на­пря­же­ния.Это мо­жет быть сня­ти­ем гор­мо­наль­но­го на­пря­же­ния, это мо­жет быть сня­ти­ем пси­хо­ло­ги­че­ско­го на­пря­же­ния от не­удов­ле­тво­ре­ния ка­кой-то по­треб­но­сти, на­при­мер в эмо­цио­наль­ном кон­так­те, в при­зна­нии от ка­ко­го-ли­бо «Мы» и т. д. Сня­ли на­пря­же­ние — и все хо­ро­шо!

Вто­рая сту­пень — вза­им­ный ор­газм, что слу­ча­ет­ся не все­гда, но ес­ли про­ис­хо­дит, то та­кое то­таль­ное фи­зио­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние вы­зы­ва­ет дос­та­точ­но силь­ное пси­хо­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние.

Тре­тья сту­пень — вза­им­ная страсть.Итак, тре­тья сту­пень — вза­им­ная страсть. Что здесь име­ет­ся в ви­ду? Вза­им­ная страсть воз­ни­ка­ет пре­ж­де все­го от со­че­та­ния био­ло­ги­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са. Это ред­кая вещь, очень ред­кая — вза­им­ный ре­зо­нанс… Од­но­сто­рон­няя страсть — это дру­гое, она весь спектр не ох­ва­ты­ва­ет.

Чет­вер­тая сту­пень — на­зо­вем ее то­таль­ный ре­зо­нанс.Спон­тан­но он не воз­ни­ка­ет. С это­го мо­мен­та тре­бу­ет­ся соз­на­ние. Сле­до­ва­тель­но, ма­ло био­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са, ма­ло пси­хо­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са, нуж­на еще соз­на­тель­ность. Как ми­ни­мум нуж­на хо­тя бы до­го­во­рен­ность, что оба фор­ми­ру­ют оп­ре­де­лен­ное пси­хо­энер­ге­тиче­ское со­стоя­ние, вхо­дят в ре­зо­нанс и толь­ко по­том всту­па­ют в кон­такт. С од­ной па­рой был та­кой слу­чай: они на­бра­ли со­стоя­ние, ку­да-то там уле­те­ли, го­во­рят, что бы­ло по­тря­саю­ще, но боль­ше — ни­ко­гда! Ис­пу­га­лись…

Это по­нят­но, по­то­му что с это­го мо­мен­та вклю­ча­ет­ся не толь­ко фи­зи­че­ская и со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка, но и ду­хов­ная. Че­ло­век, как я уже го­во­рил, при­над­ле­жит трем при­ро­дам. Осо­бен­но­сти ду­хов­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка — это те­ма от­дель­ной бе­се­ды…

Пя­тая сту­пень — транс­цен­ден­ция.Транс­цен­ден­таль­ный акт по­зво­ля­ет пе­ре­жить смерть в дру­гом. То есть смерть са­мо­го се­бя как эго. При­чем вза­им­но.

Шес­тая сту­пень — де­ма­те­риа­ли­за­ция.Это та­кое сек­су­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие, при ко­то­ром про­ис­хо­дит пе­ре­жи­ва­ние смер­ти эго и смер­ти фи­зи­че­ско­го те­ла, то есть вы­ход в ноль, в ну­ле­вое про­стран­ст­во.

И седь­мая сту­пень — вы­ход в бес­ко­неч­ное.Здесь ве­лик риск, так как мож­но и не вер­нуть­ся, сой­ти с ума.

Мож­но ска­зать, что ну­ме­ра­ция сту­пе­ней обо­зна­ча­ет то со­стоя­ние, в ко­то­ром на­хо­дит­ся че­ло­век. Я как-то в боль­шой ау­ди­то­рии уже го­во­рил о су­ще­ст­во­ва­нии се­ми сту­пе­ней, я че­ст­но ска­зал, что во­об­ще-то есть семь сту­пе­ней, но вы меч­та­ли по­ка о вто­рой, и, по­хо­же, был не­да­лек от ис­ти­ны. Ес­те­ст­вен­но, что сте­пень взаи­мо­дей­ст­вия с парт­не­ром из­ме­нят­ся в за­ви­си­мо­сти от за­дач, ко­то­рые че­ло­век пе­ред со­бой ста­вит… Ка­кая гне­ту­щая пау­за. Ты ус­лы­ша­ла то, что не хо­те­ла ус­лы­шать?

Пом­нишь анек­дот: «До­ро­гая, то, что мы всю жизнь на­зы­ва­ли ор­газ­мом, ока­зы­ва­ет­ся про­сто одыш­ка»? Ты по­ла­га­ешь, та­кая ин­фор­ма­ция вдох­нов­ля­ет? Такое ощу­ще­ние, что жизнь по­ло­жил на то, что­бы за­брать­ся на го­ру, где со­кро­ви­ща спря­та­ны, и, за­брав­шись, вдруг об­на­ру­жи­ва­ешь, что ключ от со­кро­вищ­ни­цы ос­тал­ся у под­но­жия го­ры. Вот уж дей­ст­ви­тель­но, мень­ше зна­ешь — креп­че спишь.

Ну­ле­вая си­туа­ция, я по­ла­гаю, зна­ко­ма всем. Пер­вая и вто­рая — то­же, тре­тья — это меч­та. Чет­вер­тую сте­пень те, кто хо­чет, то­же мог­ли и мо­гут ос­во­ить. Тео­ре­ти­че­ски это не­слож­но. Прав­да, воз­ни­ка­ет во­прос: а на­до ли? Не луч­ше ли таб­ле­точ­ку при­нять или уко­лоть­ся, чем пе­ре­жить Бо­га жи­во­го? Хо­ро­шо, я по­ни­маю, что эта ин­фор­ма­ция не со­всем об­ра­до­ва­ла. Ну, из­ви­ни!

Я вот все ду­маю, по­че­му же она так за­де­ла и не об­ра­до­ва­ла? Не бе­русь су­дить, как на нее от­реа­ги­ру­ют муж­чи­ны, но мне ка­жет­ся, что ре­ак­ция жен­щин впол­не мо­жет быть срод­ни мо­ей. Пер­вая-то мысль са­мая про­стая — с парт­не­ром не по­вез­ло, ведь не­со­мнен­но, боль­шин­ст­во жен­щин ощу­ща­ет свою не­до­рас­кры­тость, не­до­реа­ли­зо­ван­ность в этом. Но эта мысль не слиш­ком уте­ша­ет, по­то­му что лег­ко пред­ста­вить, как он в от­вет ду­ма­ет: эх, по­слал бы Бог под­хо­дя­щую парт­нер­шу! Так что стыд­но как-то пре­пи­ра­тель­ст­ва­ми пус­ты­ми за­ни­мать­ся. А вот мысль о том, что­бы учить­ся в этой об­лас­ти, она дей­ст­ви­тель­но не­ожи­дан­на. Она про­сто не при­сут­ст­ву­ет в на­шей куль­ту­ре. Мо­жет быть, имен­но это огор­ча­ет.

И сно­ва про­бле­мы об­ще­ния

Ес­ли ро­ж­да­ет­ся же­ла­ние че­рез взаи­мо­дей­ст­вие муж­ско­го и жен­ско­го по­лу­чить ка­кие-то тоталь­ные пе­ре­жи­ва­ния, то нуж­ны осоз­нан­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду парт­не­ра­ми. Кро­ме люб­ви, влюб­лен­но­сти нуж­на еще осоз­нан­ность. Сти­хий­но то­таль­ность не воз­ни­ка­ет.

Ко­неч­но, в об­лас­ти фи­зио­ло­гии не­об­хо­ди­мо уб­рать эле­мен­тар­ную без­гра­мот­ность, знать, что та­кое фи­зио­ло­ги­че­ский сти­мул, как он ра­бо­та­ет и что он де­ла­ет… Это нуж­но, что­бы кон­такт про­ис­хо­дил мак­си­маль­но эф­фек­тив­но. И для это­го со­вер­шен­но дос­та­точ­но эле­мен­тар­ных зна­ний, и не на­до ссы­лать­ся на не­воз­мож­ность уз­нать что-то за­об­лач­ное.

Так, что и здесь мы воз­вра­ща­ем­ся все к тому же: большая часть сек­су­аль­ных про­блем — это не про­бле­мы сек­су­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, это про­бле­мы об­ще­ния. Уди­ви­тель­но, как лю­ди не хо­тят это по­ни­мать. Они ле­чат­ся от по­те­ри по­тен­ции, от фри­гид­но­сти, от вся­ких раз­ных болез­ней, вме­сто то­го что­бы по­нять: ес­ли у те­бя про­бле­мы в сек­се, то у те­бя про­бле­мы в об­ще­нии. В сек­се как в фи­зио­ло­ги­че­ском ме­ха­низ­ме во­обще нет ни­ка­ких про­блем. Так что не ду­ри­те се­бе го­ло­ву!

Все так на­зы­вае­мые сек­су­аль­ные про­бле­мы есть про­бле­мы об­ще­ния. И ни­ку­да от это­го не деть­ся. Хоть вы Ален Де­лон, хоть вы Брид­жит Бар­до… Не по­мо­жет! Ни­ка­кой сек­су­аль­ный ги­гант, ни­ка­кая сек­су­аль­ная ги­гант­ка не по­мо­гут ре­шить ва­ши сек­су­аль­ные про­бле­мы, по­то­му что про­бле­ма — в об­ще­нии. Но лю­ди это­го не по­ни­ма­ют и сту­чат­ся друг о дру­га, как вещь о вещь, и при­ду­мы­ва­ют бог зна­ет что…

В од­ной па­роч­ке, на­при­мер, что­бы за­вес­тись, муж­чи­на раз­де­вал­ся до­го­ла, на­де­вал ро­ли­ко­вые конь­ки, и жен­щи­на долж­на бы­ла его во­зить по всей квар­ти­ре, взяв­шись за при­чин­ное ме­сто. За что он ей и пла­тил. Мне ка­жет­ся, это сим­вол то­го, на­сколь­ко че­ло­век мо­жет быть глуп, что­бы до­ве­сти се­бя до та­ко­го со­стоя­ния.

Про­бле­ма не в том, что­бы воз­бу­дить­ся фи­зио­ло­ги­че­ски, про­бле­ма в об­ще­нии, в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Но ведь да­же тем, кто столь­ко го­во­рит о поль­зе и не­об­хо­ди­мо­сти вся­че­ских прак­тик, в го­ло­ву не при­хо­дит сфор­ми­ро­вать опре­де­лен­ное пси­хо­энер­ге­ти­че­ское со­стоя­ние в ре­зо­нанс с ин­те­ре­сую­щей вас осо­бью да и сой­тись в экс­та­зе. По­то­му что че­ло­век идио­ти­чен в этом мес­те, он ду­ма­ет, что то­гда это бу­дет нена­стоя­щим. По­то­му что он ду­ма­ет: на­стоя­щее — это то, что со мной слу­ча­ет­ся, а не то, что я делаю. И это так на­зы­вае­мое соз­на­тель­ное су­ще­ст­во.

Од­на­ж­ды у ме­ня бы­ла па­ци­ент­ка, кра­си­вая, ум­ная, ин­те­рес­ная, био­ло­ги­че­ски пол­но­цен­ная. У нее бы­ла про­бле­ма. В дет­ст­ве ее по­ка­ле­чи­ли ка­то­ли­че­ским вос­пи­та­ни­ем, при­чем по­ка­ле­чи­ли до та­кой сте­пе­ни, что ко­гда она хо­ди­ла в туа­лет, ей ка­за­лось, что Бог за ней под­гля­ды­ва­ет, а ведь он же муж­чи­на. Ей ска­за­ли, что Бог все ви­дит, все зна­ет. При­шлось ей рас­ска­зы­вать, какой Бог на са­мом де­ле и как он к этим де­лам от­но­сит­ся. «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь». Она по­ня­ла и тут же ста­ла пред­ла­гать мне се­бя. Я ска­зал, что не мо­гу — есть ме­ди­цин­ская этика, и спро­сил, нет ли у нее на при­ме­те ка­ко­го-нибудь ин­те­рес­но­го че­ло­ве­ка. Она за­кри­ча­ла: «Есть!» Че­рез две не­де­ли я встре­тил ее на ули­це — это был дру­гой че­ло­век.

И со­ци­ум, ко­неч­но, и здесь не упус­ка­ет своей вы­го­ды. По­сколь­ку секс есть так­же и об­ще­ние, то по­че­му бы ему, со­циу­му, не по­ру­ко­во­дить, рег­ла­мен­ти­руя это об­ще­ние — раз и вы­давая то­вар на эту те­му — два. Секс пе­ре­стает быть то­ва­ром, толь­ко ес­ли су­ще­ст­ву­ет влюб­лен­ность, то есть не­кая тон­кая пси­хо­ло­ги­че­ская на­строй­ка друг на дру­га. Без этой пси­хо­ло­ги­ческой на­строй­ки друг на дру­га по­лу­чит­ся в луч­шем слу­чае вза­им­ный мас­саж ор­га­нов, в худ­шем — вза­им­ное пси­хо­ло­ги­че­ское трав­ми­ро­ва­ние. Ко­гда мы го­во­рим о сек­се в его че­ло­ве­че­ском ас­пек­те, мы при­хо­дим к та­ко­му по­ня­тию, как эро­ти­ка.

В стро­гом смыс­ле сло­ва, эро­ти­ка, чис­тая эро­ти­ка — это по­лу­че­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия, не обя­за­тель­но вклю­чаю­щее фи­зио­ло­ги­че­ские мо­мен­ты. Та­ким об­ра­зом, мож­но вер­нуть­ся к пер­во­на­чаль­но­му те­зи­су, что секс есть об­ще­ние по­лов. От­сю­да же и гло­ба­ли­за­ция про­бле­мы, иду­щая от Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Гурд­жие­ва, ко­то­рый ска­зал, что вся­кое об­ще­ние раз­но­по­лых уже есть секс.

Три сту­пе­ни сек­са

Су­ще­ст­ву­ют вся­кие иг­ры во­круг сек­са, на­при­мер дис­тан­ци­он­ный секс. Я имею в ви­ду не умо­зри­тель­ный секс, а ре­аль­ное фи­зи­че­ское взаи­мо­дей­ст­вие на рас­стоя­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем для этой це­ли вся­ких спе­ци­фи­че­ских энер­ге­ти­че­ских по­то­ков. Та­ким об­ра­зом, име­ет ме­сто свое­об­раз­ный твор­че­ский, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский под­ход к сек­су (по прав­де го­во­ря, не со­всем ис­сле­до­ва­тель­ский и со­всем не на­уч­ный) и раз­ные про­чие сек­су­аль­ные иг­ры. И еще мас­са все­го, о чем на­пи­са­но и не на­пи­са­но. Для ме­ня важ­но, раз уж я за­го­во­рил об этом, что­бы про­зву­ча­ло и бы­ло вос­при­ня­то по­ни­ма­ние трех­сту­пен­ча­то­сти сек­са.

• Во-пер­вых, секс как часть фи­зио­ло­ги­че­ской при­ро­ды.

• Во-вто­рых, секс как един­ст­во фи­зио­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной при­ро­ды.

• В-треть­их, секс как про­яв­ле­ние ду­хов­ной при­ро­ды.

На язы­ке ду­хов­но­го со­об­ще­ст­ва, ес­те­ст­вен­но, — сек­су­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной (из­ви­ни­те, я сто­рон­ник тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да: ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной) пред­по­ла­га­ет вклю­че­ние всех трех при­род че­ло­ве­ка. Это­му на­до учить­ся. И это­му труд­но учить­ся. Это со­всем не то, что по­ка­зы­ва­ют по те­ле­ви­зо­ру, то есть не физ­куль­тур­но-ис­сле­до­ва­тель­ские уп­раж­не­ния. Это со­всем дру­гое. Это то­таль­ное лю­бов­ное пе­ре­жи­ва­ние.

Что бы я ре­ко­мен­до­вал?

Пер­вое:вы­бро­сить из го­ло­вы вся­кую дурь ти­па са­мо­на­ка­за­ния. Раз та­кой фи­зио­ло­ги­че­ский ме­ха­низм су­ще­ст­ву­ет, зна­чит, он — ес­те­ст­вен­ная часть на­шей жиз­ни и тре­бу­ет ес­те­ст­вен­но­го к се­бе от­но­ше­ния.

Вто­рое:сде­лать уси­лие и уви­деть в кон­крет­ной си­туа­ции сво­ей жиз­ни, что все, что вы счи­та­ли про­бле­ма­ми в сек­се, — это про­бле­мы об­ще­ния, а не фи­зио­ло­гии.

Третье:при­нять, что, стро­го го­во­ря, для сек­са дос­та­точ­но влюб­лен­но­сти, со­всем не обя­за­тель­но на­ли­чие люб­ви веч­ной, не­из­мен­ной, ду­хов­ной. Впол­не дос­та­точ­но про­сто влюб­лен­но­сти, и ни­че­го гре­хов­но­го в этом нет.

При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния
не­тра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ции

Ува­жае­мый «сто­рон­ник тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да», сей­час так мно­го шу­ма во­круг под­хо­да не­тра­ди­ци­он­но­го, что соз­да­ет­ся ил­лю­зия, что «мень­шин­ст­во» уже прак­ти­че­ски срав­ня­лось с «боль­шин­ст­вом», хо­тя я по­ла­гаю, что все это шум и мо­да. И че­ст­но го­во­ря, рас­смат­ри­вать это как яв­ле­ние со­ци­аль­ное, мне ка­жет­ся, не вхо­дит в круг на­ших ин­те­ре­сов, а вот ис­то­ки, при­чи­ны… Что это — осо­бен­но­сти фи­зио­ло­гии, пси­хо­ло­ги­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность, брак со­циа­ли­за­ции?

Су­ще­ст­ву­ют со­ци­аль­ные ил­лю­зии о так на­зы­вае­мой не­тра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции. Это, как мне пред­став­ля­ет­ся, про­ис­хо­дит пре­ж­де все­го от вы­ну­ж­ден­ных спо­со­бов по­лу­че­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции, как, на­при­мер, на ост­ро­ве Лес­бос или как, на­при­мер, в тюрь­ме. Кро­ме то­го, про­бле­мы у муж­чин час­то воз­ни­ка­ют от стра­ха пе­ред жен­щи­на­ми.

А у жен­щин от­кло­не­ния в ори­ен­та­ции воз­ни­ка­ют от са­мо­мне­ния, уро­вень ко­то­ро­го да­же труд­но пред­ста­вить: буд­то бы толь­ко они яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми сек­су­аль­ных цен­но­стей, а без них род че­ло­ве­че­ский во­об­ще бы не со­сто­ял­ся. Ка­кая па­то­ло­гия име­ет ме­сто — это на­до раз­би­рать­ся в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае.

Пе­рио­ды че­ло­ве­че­ской жиз­ни и осо­бен­но­сти сек­су­аль­но­сти

Про­бле­мы сек­су­аль­но­сти, ра­зу­ме­ет­ся, свя­за­ны с пе­рио­да­ми че­ло­ве­че­ской жиз­ни и в за­ви­си­мо­сти от это­го при­об­ре­та­ют раз­лич­ную ок­ра­шен­ность. На пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ба­зо­вой под­соз­на­тель­ной про­грам­мой яв­ля­ет­ся по­иск парт­не­ра. Ес­те­ст­вен­но, что в пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти очень ред­ко что-ни­будь мо­жет до­ми­ни­ро­вать над фи­зио­ло­ги­че­ски­ми мо­ти­ва­ми. А по­сколь­ку про­ис­хо­дит бур­ный про­цесс фи­зио­ло­ги­че­ских из­ме­не­ний в ор­га­низ­ме, то они, ес­те­ст­вен­но, от­ра­жа­ют­ся в ра­бо­те соз­на­ния и транс­фор­ми­ру­ют вос­при­ятие имен­но в эту сто­ро­ну. Ко­гда про­ис­хо­дит кри­зис, то есть пе­ре­ход от до­ми­ни­ро­ва­ния энер­гии ин­ди­ви­ду­аль­но­сти к до­ми­ни­ро­ва­нию энер­гии лич­но­сти, ес­те­ст­вен­но, про­ис­хо­дят так­же из­ме­не­ния в сек­су­аль­но­сти.Ес­те­ст­вен­но, по­то­му что вклю­ча­ет­ся под­соз­на­тель­ная про­грам­ма по­ис­ка со­ци­аль­ной тер­ри­то­рии и по­ис­ка парт­не­ра для соз­да­ния этой тер­ри­то­рии, посколь­ку ин­сти­тут бра­ка яв­ля­ет­ся од­ной из со­ци­аль­ных ос­нов.

Ли­бо воз­ни­ка­ет дру­гой ва­ри­ант, ко­гда сек­су­аль­ность ис­поль­зу­ет­ся как энер­гия для дос­тиже­ния лич­но­ст­ных це­лей, ко­гда ва­жен со­ци­аль­ный ста­тус. Ко­гда сек­су­аль­ность как бы ущем­ля­ет­ся и под­чи­ня­ет­ся со­ци­аль­ным це­лям и со­ци­аль­ным цен­но­стям. Ес­ли в пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти это еще что-то жи­вое, бо­лее или ме­нее, хо­тя бы на уров­не фи­зио­ло­ги­че­ском, био­ло­ги­че­ском, то в пе­ри­од лич­но­сти это мо­жет очень лег­ко пре­вра­тить­ся в сред­ст­во для дос­ти­же­ния со­ци­аль­ных це­лей. Че­ло­век мо­жет стать сек­су­аль­ным спорт­сме­ном. В ши­ро­ком смыс­ле сло­ва спорт­сме­ном, для ко­то­ро­го глав­ное — это счет, ко­ли­че­ство «по­бед».

В пе­ри­од, ко­гда вклю­ча­ет­ся энер­гия сущ­но­сти, сек­су­аль­ность в от­сут­ст­вие це­ло­ст­но­сти ста­но­вит­ся очень сла­бо вы­ра­жен­ной. Она — в осад­ке и вклю­ча­ет­ся толь­ко под ос­та­точ­ным дав­ле­ни­ем фи­зио­ло­гии. Но этот от­вет об­щий, а кон­крет­но все за­ви­сит от то­го, что мы на­зы­ва­ем воз­рас­том сущ­но­сти, воз­рас­том лич­но­сти. Дол­жен вам ска­зать, что со­ци­ум пре­вра­тил сек­су­аль­ность про­сто в то­вар, а ес­ли не в то­вар, то в со­ци­аль­ный сти­мул.

Меч­та и ре­аль­ность

Этот текст не был ча­стью на­ших бе­сед. Он про­зву­чал од­на­ж­ды при боль­шом сте­че­нии на­ро­да в со­вер­шен­но ро­ман­ти­че­ской об­ста­нов­ке, на ост­ро­ве, на бе­рег ко­то­ро­го, как гла­сит ле­ген­да, вы­шла из пе­ны толь­ко что ро­ж­ден­ная Аф­ро­ди­та. Где еще и го­во­рить о сек­се, люб­ви и меч­те, как не здесь.

Бы­ла се­ре­ди­на осе­ни. Мо­ре бур­ли­ло и пе­ре­ли­ва­лось. Об­ла­ка на не­бе ка­за­лись пись­ме­на­ми не­из­вест­но­го язы­ка. Ка­за­лось, толь­ко ус­пей, про­чти, и не ос­та­нет­ся ни од­но­го во­про­са, ни од­ной за­гад­ки. Из со­че­та­ния это­го ро­ман­ти­че­ско­го фо­на и зре­лой трез­во­сти слов ро­ж­да­лось му­же­ст­во за­гля­нуть внутрь се­бя, от­крыть­ся пе­ред со­бой. При­знать. При­нять. И при­ми­рить­ся.

«Мы се­го­дня го­во­рим про секс. Да­же, точ­нее ска­зать, мы го­во­рим о сек­су­аль­ных кон­так­тах, по­то­му что, как я уже го­во­рил, секс — это лю­бое взаи­мо­дей­ст­вие муж­чи­ны и жен­щи­ны. Все де­ло в том, что в от­но­ше­ни­ях муж­чи­ны и жен­щи­ны ожи­ва­ет вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва. Осоз­на­ния этой ис­то­рии в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии нет, и по­это­му жен­щи­ны не то что не вспо­ми­на­ют, они и не пом­нят, и не зна­ют, что внут­ри се­бя, в глу­би­не се­бя лю­бая жен­щи­на со­дер­жит ил­лю­зию о том, что толь­ко она яв­ля­ет­ся но­си­те­лем фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия, в си­лу че­го она и склон­на к тор­гов­ле сво­им те­лом как то­ва­ром.

Это то­таль­ная си­ла, то­таль­ная власть. И ко­гда муж­чи­на тос­ку­ет об иде­аль­ной па­ре, то еще на­до бы ра­зо­брать­ся, что он име­ет в ви­ду. По­тому что, не дай бог, ре­аль­ность от­ве­тит на его за­прос пря­мо, не­по­сред­ст­вен­но, он бу­дет бе­жать от та­ко­го сча­стья, не ог­ля­ды­ва­ясь и очень дол­го. Жен­щи­нам, ко­то­рые меч­та­ют об иде­аль­ной па­ре, то­же на­до ра­зо­брать­ся, то­го ли они хо­тят. По­то­му что ес­ли ре­аль­ность от­ве­тит на их мечту не­по­сред­ст­вен­но, то при­дет­ся за­быть все — со­ци­аль­ное при­зна­ние, ду­хов­ное при­зна­ние и т. д.

Ес­ли ис­сле­до­вать имею­щий­ся у жен­щи­ны в под­соз­на­нии об­раз иде­аль­но­го муж­чи­ны, то это та­кой сек­су­аль­ный ги­гант, что, по­ка он на ра­боте, дай бог ус­петь хоть не­мно­го прий­ти в се­бя. А если со­от­вет­ст­вен­но ис­сле­до­вать иде­аль­ный об­раз жен­щи­ны, скры­тый в под­соз­на­нии муж­чины, то там об­на­ру­жит­ся та­кая сти­хия, что дай бог не сой­ти с ума и вы­жить. И ес­ли эти под­созна­тель­ные про­ек­ции ста­нут яв­ны­ми, то они всту­пят в про­ти­во­ре­чие со все­ми ос­таль­ны­ми за­про­са­ми че­ло­ве­ка. Это еще один ис­точ­ник про­блем, по­то­му что ес­ли со­вмес­тить два об­раза и пред­ста­вить, как бы жи­ли иде­аль­ная жен­щи­на из муж­ских грез и иде­аль­ный муж­чи­на из жен­ских грез, то нам при­шлось бы кон­ста­ти­ро­вать, что они про­сто ни­чем бы не за­ни­ма­лись, кро­ме сек­са. Ни­ка­ких бы­то­вых за­бот. Иде­аль­ный ва­ри­ант — это ко­ро­лев­ский отель, но­мер люкс и — по­ка не ум­рем. При­бли­зи­тель­но так.

Сверх­цен­но­ст­ное от­но­ше­ние к сек­су свя­за­но с тем, что это един­ст­вен­ный осоз­на­вае­мый источ­ник удо­воль­ст­вий и на­сла­ж­де­ний. И очень час­то лю­дям ка­жет­ся, что имен­но в этом они про­яв­ля­ют се­бя как ча­ст­ный че­ло­век, как не­повто­ри­мый ин­ди­вид. Сю­да и на­гру­жа­ет­ся вся про­бле­ма­ти­ка. Ко­раб­лик на­гру­жа­ет­ся, на­гру­жает­ся и по­том на­чи­на­ет то­нуть. По­то­му я при­вет­ст­во­вал и при­вет­ст­вую сек­су­аль­ную ре­во­люцию хо­тя бы в том, что она по­зво­ли­ла го­во­рить о сек­су­аль­ных от­но­ше­ни­ях бо­лее или ме­нее от­кры­то.

 

Глава третья

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОТНОШЕНИЯМ

Она то­ро­пи­лась вер­нуть­ся до­мой, где ее уже дав­но жда­ли де­ти. Сколь­ко она се­бя пом­ни­ла, ее все­гда жда­ли де­ти. Это бы­ли ее де­ти и не ее, со­всем ма­лень­кие и уже взрос­лые, в ее гла­зах они все­гда ос­та­ва­лись деть­ми, и са­мые взрос­лые и силь­ные из них при­хо­ди­ли к ней имен­но то­гда, ко­гда ос­ла­бе­ва­ли от жиз­ни и им нуж­но бы­ло ме­сто, где их бу­дут лю­бить и жа­леть, где их на­кор­мят, обог­ре­ют и бу­дут им ра­ды.

В ее до­ме все­гда го­рел очаг, там все­гда бы­ло те­п­ло и уют­но, там бы­ло спо­кой­но и безо­пас­но. Все­гда, что бы ни про­ис­хо­ди­ло сна­ру­жи. Гро­хот ура­га­на ка­зал­ся у это­го оча­га ти­хим ше­ле­стом де­ревь­ев, ры­ча­ние зве­рей — неж­ным ур­ча­ни­ем до­маш­них жи­вот­ных.

Они при­хо­ди­ли к ней за лю­бо­вью, те­п­лом и си­лой, ино­гда вко­нец из­му­чен­ные, но все­гда уве­рен­ные в ее не­из­быв­ном тер­пе­нии и все­про­щаю­щей и все­по­ни­маю­щей доб­ро­те. Она бы­ла Ма­те­рью им всем. Так бы­ло все­гда. Это ни­ко­гда не на­чи­на­лось, это ни­ко­гда не мог­ло кон­чить­ся. Это бы­ло так ес­те­ст­вен­но, как воз­дух и солн­це.

Бы­ва­ли ми­ну­ты, ко­гда ей ка­за­лось, что у нее не хва­тит сил на всех, и то­гда, как се­го­дня, она ухо­ди­ла по­даль­ше от до­ма и про­си­ла по­мо­щи у тех не­ве­до­мых, но из­вест­ных ей, ко­то­рых она ни­ко­гда не ви­де­ла, но на­де­ж­да на встре­чу с ко­то­ры­ми все­гда жи­ла в ней, по­то­му что так бы­ло за­по­ве­да­но.

***

Пле­мя, к ко­то­ро­му она при­над­ле­жа­ла, все­гда уме­ло ле­тать, но ко­гда в ран­нем дет­ст­ве она за­блу­ди­лась в глу­хом ле­су, ее на­шли лю­ди дру­го­го пле­ме­ни, и она, ка­за­лось, на­все­гда за­бы­ла, как это де­ла­ет­ся. Толь­ко очень ред­ко, в са­мых сча­ст­ли­вых снах она ле­та­ла и, ка­за­лось, вот-вот вспом­нит обо всем, но сон кон­чал­ся, па­мять не воз­вра­ща­лась, и толь­ко тре­вож­ное и смут­ное вос­по­ми­на­ние тес­ни­ло ду­шу и ос­тав­ля­ло пе­чаль.

Од­на­ж­ды по­сле та­ко­го сна она бро­ди­ла по хол­мам вда­ли от до­ма и вдруг ус­лы­ша­ла звук, ро­ж­ден­ный из ти­ши­ны. Он был ни на что не по­хож и по­хож на все са­мое пре­крас­ное в ми­ре од­но­вре­мен­но. Звук за­тих, и она за­мер­ла в стра­хе, что он боль­ше ни­ко­гда не по­вто­рит­ся и она его боль­ше ни­ко­гда не ус­лы­шит. Страх был ог­ро­мен. По­че­му-то она точ­но зна­ла, что от это­го зву­ка за­ви­сит вся ее жизнь. И он по­вто­рил­ся. Он был тот же и со­вер­шен­но дру­гой, по­доб­но то­му как ка­ж­дое ут­ро вста­ет над Зем­лей то же и со­вер­шен­но дру­гое солн­це, как ка­ж­дую вес­ну рас­пус­ка­ют­ся те же, но со­вер­шен­но дру­гие цве­ты.

И она вспом­ни­ла! Ее пле­мя зна­ло тай­ну ле­тя­ще­го зву­ка и тай­ну сво­бо­ды. Что­бы ле­тать, на­до бы­ло петь, петь, что­бы ис­чез­ли стра­хи и гра­ни­цы, так петь, что­бы ис­чез пе­вец и ос­та­лась толь­ко пес­ня, — и то­гда на­чи­нал­ся по­лет.

Она вспом­ни­ла то, что долж­на бы­ла знать с са­мо­го ро­ж­де­ния: ее пес­ня, ее по­лет — это и есть она, и зо­вут ее Сво­бо­да. Она вспом­ни­ла, что су­ж­де­но ей быть од­ной, но ни­ко­гда не быть оди­но­кой, по­то­му что есть на зем­ле не­из­вест­ные, но близ­кие, и есть тот, кто тер­пе­ли­во ждет, и что не­ми­нуе­ма встре­ча, и это зна­ние ук­ре­пит си­лы и под­дер­жит по­лет.

***

Пле­мя, в ко­то­ром она ро­ди­лась, очень силь­но от­ли­ча­лось от всех во­круг. Она не зна­ла об этом, по­ка не на­ча­ла пу­те­ше­ст­во­вать. В ее пле­ме­ни лю­ди бы­ли лег­ки на подъ­ем, ве­се­лы и празд­ни­ком счи­та­ли са­му жизнь. И толь­ко пу­те­ше­ст­вуя по дру­гим пле­ме­нам и на­ро­дам, она об­на­ру­жи­ла, что так боль­ше ни­кто не жи­вет, и дол­го не мог­ла по­нять по­че­му. Жи­те­ли дру­гих пле­мен с ра­до­стью при­сое­ди­ня­лись к празд­нич­но­сти ее жиз­ни, к ее пу­те­ше­ст­ви­ям, но не мог­ли ве­се­лить­ся дол­го, по не­ве­до­мым ей при­чи­нам бы­ст­ро ус­та­ва­ли, скуч­не­ли и за­ду­мы­ва­лись. Они, ка­за­лось, лю­би­ли ее, ра­до­ва­лись ее по­яв­ле­нию, все­гда встре­ча­ли с не­обык­но­вен­ным поч­те­ни­ем, но ни­ко­гда не при­хо­ди­ли к ней са­ми и са­ми ее ни­ко­гда не зва­ли. Это ос­та­ва­лось для нее не­раз­га­дан­ной тай­ной, по­ка од­на­ж­ды ей не рас­ска­за­ли о Смер­ти.

Ока­за­лось, что все лю­ди, с ко­то­ры­ми она встре­ча­лась, боя­лись этой не­ве­до­мой. Па­мять о ней, зна­ние о том, что она не­пре­мен­но при­дет, ом­ра­ча­ло их жизнь, ли­ша­ло ра­до­сти и по­рой де­ла­ло бес­смыс­лен­ной са­му жизнь. И чем боль­ше она удив­ля­лась и не­до­уме­ва­ла, тем силь­нее ук­ре­п­ля­лись лю­ди в уве­рен­но­сти, что это она и есть, по­то­му что кто мо­жет не знать и не бо­ять­ся смер­ти? Толь­ко са­ма Смерть. Она смея­лась над их вы­дум­ка­ми и их стра­ха­ми, но они рас­ска­зы­ва­ли ей страш­ные пре­да­ния, до­шед­шие к ним из про­шло­го, по­ка­зы­ва­ли порт­ре­ты, с ко­то­рых на нее смот­ре­ла пре­крас­ная зе­ле­но­гла­зая жен­щи­на, дей­ст­ви­тель­но по­хо­жая на нее.

Она да­же пы­та­лась взы­вать к их ра­зу­му, объ­яс­няя, что, по­ка есть жизнь, смер­ти нет, но это пу­га­ло их еще боль­ше, да­вая воз­мож­ность все боль­ше ут­вер­дить­ся в сво­ей, та­кой важ­ной для них пра­во­те. Она пред­ла­га­ла им бес­смер­тие, а они на­зы­ва­ли это кон­цом все­го. Она пред­ла­га­ла им без­ог­ляд­ность, а они боя­лись и по­то­му уми­ра­ли. Она пред­ла­га­ла им веч­ность, а они це­п­ля­лись за то, что ча­сы их от­ме­ре­ны, и ста­ре­ли, глу­пе­ли, скуч­не­ли и не хо­те­ли ни­че­го.

Все эти стран­но­сти в кон­це кон­цов вне­сли сму­ще­ние в ее ду­шу. Не­из­вест­но, что бы про­изош­ло, ес­ли бы не слу­чай­ный по­пут­чик на од­ной из ее мно­го­чис­лен­ных до­рог, встре­ча с ко­то­рым ока­за­лась со­всем не слу­чай­ной. Он рас­ска­зал ей о том, что она не од­на, что ей пред­сто­ит встре­ча с та­ки­ми же как она, хо­тя и со­всем не­по­хо­жи­ми. Вре­мя этой встре­чи не­оп­ре­де­лен­но, и ме­сто ее не­из­вест­но. Из­вест­но толь­ко, что она не мо­жет не про­изой­ти, ибо так за­по­ве­да­но. И все, что слу­чи­лось с ней, и все, что еще слу­чит­ся, — это и есть глав­ное пу­те­ше­ст­вие ее жиз­ни, пу­те­ше­ст­вие к мес­ту встре­чи.

По сло­ву его все и про­изош­ло.

***

При­во­дя в по­ря­док за­пи­си на­ших бе­сед, я за­ду­ма­лась над тем, ка­ким не­обыч­ным мо­жет быть раз­го­вор ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной о ве­щах та­ких жиз­нен­но важ­ных. И по­пы­та­лась про­ана­ли­зи­ро­вать и по­нять, в чем не­обыч­ность. Я же са­ма при­ни­ма­ла в них уча­стие, но то­гда из­нут­ри, в мо­мент раз­го­во­ра все ка­за­лось очень ор­га­нич­ным и ес­те­ст­вен­ным. И при­шла мне в го­ло­ву мысль, что нет в них ка­ко­го-то при­выч­но­го, ожи­дае­мо­го и на­бив­ше­го ос­ко­ми­ну за­па­ха.

Что же это за за­пах та­кой, по ко­то­ро­му так легко опо­зна­ет­ся — ага, тут «веч­но­зе­ле­ной» те­мой за­пах­ло? Я так и не смог­ла то­гда сра­зу от­ве­тить на этот во­прос. А по­том жизнь по­ка­ти­лась… Од­на си­туа­ция сме­ня­ла дру­гую, они на­ка­ты­ва­лись, как вол­ны на бе­рег мо­ря, и сре­ди них бы­ли та­кие, где тот, не оп­ре­де­лен­ный мной за­пах не­со­мнен­но при­сут­ст­во­вал.

Че­рез ка­кое-то вре­мя я вер­ну­лась к ра­бо­те над за­пи­ся­ми и вдруг по­ня­ла — в этих тек­стах не пах­нет борь­бой и вой­ной. Ни один из со­бе­сед­ни­ков, оче­вид­но, не имел на­ме­ре­ния что-то до­ка­зать дру­го­му. В раз­го­во­ре о та­ких важ­ных для муж­чи­ны и жен­щи­ны ве­щах не бы­ло вой­ны по­лов.

Вот говорят вокруг: война полов, война полов… Как будто амазонки с героями сошлись в неравном бою. Но нет ни амазонок, ни героев. Где война? За что борьба? Вот именно, за что воюем, товарищи?

Что это — пе­ре­ми­рие у во­до­поя или дар мое­го со­бе­сед­ни­ка? По­то­му что в сво­ей пол­ной сво­бо­де от этой вой­ны я со­вер­шен­но не бы­ла уве­ре­на.

Итак, си­туа­ция, в ко­то­рой на рав­ных уча­ст­ву­ют муж­чи­на и жен­щи­на, при­чем на тер­ри­то­рии за­ве­до­мо муж­ской, ин­тел­лек­ту­аль­ной, но ока­зав­шей­ся тер­ри­то­ри­ей без вой­ны. Для на­ча­ла я пред­по­ло­жи­ла, что еще и сам под­ход к те­ме спо­соб­ст­во­вал та­кой удач­ной и не­обыч­ной си­туа­ции. Фун­да­мен­таль­ные ве­щи, фак­ты, ува­же­ние к зна­ни­ям. Хо­тя не мо­гу не при­знать, что са­ми эти фак­ты и фун­да­мен­таль­ность под­хо­да вы­зы­ва­ли у ме­ня не­ма­лое на­пря­же­ние.

А ведь даль­ше вид­не­лись ку­да бо­лее бо­лез­нен­ные, то есть еще бо­лее за­пу­тан­ные те­мы. Лю­бовь, от­но­ше­ния, прин­ци­пы и за­ко­ны их строи­тель­ст­ва, чув­ст­ва, эмо­ции. Не­у­же­ли и даль­ше так по­лу­чит­ся? Ес­ли по­лу­чит­ся у нас, зна­чит, мо­жет по­лу­чить­ся и у дру­гих. Зна­чит, не толь­ко объ­яс­не­ния­ми, ко­то­рые ро­ж­да­ют­ся в этих бе­се­дах, но и са­мим фак­том этих бе­сед мож­но бу­дет под­твер­дить — есть тер­ри­то­рия без вой­ны.

И я по­ду­ма­ла: а что ее кор­мит эту вой­ну, как не мы са­ми? А ес­ли ри­ск­нуть и от­ка­зать­ся от пре­тен­зий на власть, ес­ли на­чать тре­бо­вать с се­бя? Что то­гда по­лу­чит­ся?

Вдох­нов­лен­ная этим об­на­де­жи­ваю­щим от­кры­ти­ем, я ри­ну­лась в про­дол­же­ние на­ше­го об­ще­ния, спро­во­ци­ро­вав раз­го­вор на са­мую «про­стую» из ин­те­ре­со­вав­ших ме­ня тем — раз­го­вор о люб­ви.

Ды­ха­ние люб­ви

Смот­ри, что по­лу­ча­ет­ся. (Мой со­бе­сед­ник и друг толь­ко что пе­ре­чи­тал под­го­тов­лен­ные мною ма­те­риа­лы на­ших пре­ды­ду­щих бе­сед). О чем бы мы ни го­во­ри­ли, об ис­то­ках чув­ст­вен­но­сти, о сек­се, как толь­ко рас­су­ж­де­ния от­хо­дят от фун­да­мен­таль­ных за­ко­нов био­ло­ги­че­ской при­ро­ды, как толь­ко воз­ни­ка­ет «че­ло­ве­че­ское», сра­зу воз­ни­ка­ет те­ма от­но­ше­ний. А ведь это и есть са­мая бо­лез­нен­ная, са­мая за­пу­тан­ная и са­мая при­вле­ка­тель­ная те­ма для лю­дей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.