Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 12 страница



По­вы­шать са­мо­оцен­ку?

То­гда чи­тай­те фран­цу­зов и ара­бов.

А что мож­но с этим де­лать?

Это мо­жет стать ду­хов­ной прак­ти­кой. Де­лать мож­но все, что угод­но. Как вся­кая фор­ма — это пус­тая фор­ма. Чем за­пол­нишь…

В. Мо­жет это стать ме­стом раз­ви­тия эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ной сфе­ры?

Да, в пер­вую оче­редь это мо­жет стать ра­бо­той ду­ши, ос­вое­ни­ем энер­гий, ко­то­рые до это­го бы­ли про­сто не зна­ко­мы. Вы знае­те, ведь муж­чи­ны бо­ят­ся жен­щин, по­это­му так с ни­ми и об­ра­ща­ют­ся. Ес­ли жен­щи­на рас­кры­та, то она смот­рит на муж­чи­ну и его по­полз­но­ве­ния дру­ги­ми гла­за­ми. И на­до со­от­вет­ст­во­вать.

В. Вы объ­яс­ни­ли, что та­кое рас­кры­та, а вы­жже­на?

Вы­жже­на — это зна­чит, что ее энер­ге­ти­че­ская сис­те­ма функ­цио­ни­ру­ет без ис­ка­же­ний и по­ло­мок. Ме­ж­ду ее ор­га­низ­мом и ее энер­ге­ти­че­ской сис­те­мой пол­ный ба­ланс.

В. Вы­жи­га­ние — это уже ра­бо­та про­фес­сио­на­ла.

Обыч­но эти прак­ти­ки пе­ре­да­ют­ся в эзо­те­ри­че­ской жен­ской ли­нии. Это ино­гда про­ис­хо­дит спон­тан­но, в пе­ри­од ост­рой влюб­лен­но­сти.

В. Су­ще­ст­ву­ет ли жен­ская энер­ге­ти­ка у муж­чи­ны? Как по­зна­ко­мить­ся со сво­ей внут­рен­ней жен­щи­ной?

Жен­ской энер­ге­ти­ки не су­ще­ст­ву­ет. Мы это вы­яс­ни­ли. Но су­ще­ст­ву­ет тра­ди­ция, что вол­на — это фор­ма, за­да­вае­мая жен­щи­ной энер­ге­ти­че­ско­му по­то­ку. Про­во­да мо­гут быть пря­мые и кри­вые, но ка­че­ст­во энер­гии от это­го не ме­ня­ет­ся, ме­ня­ет­ся фор­ма.

Как по­зна­ко­мить­ся со сво­ей внут­рен­ней жен­щи­ной? В про­цес­се со­циа­ли­за­ции на­ка­п­ли­ва­ются суг­ге­стив­ные за­пе­чат­ки, ко­то­рые фор­ми­ру­ют моде­ли по­ве­де­ния, ко­то­рые в дан­ном со­циу­ме при­ня­то на­зы­вать жен­ски­ми.

Ес­ли это сов­па­да­ет с та­кой ор­га­ни­за­ци­ей нерв­ной сис­те­мы, при ко­то­рой вы­со­кая чув­ст­ви­тель­ность и под­виж­ность не обес­пе­чен­ны си­лой, то мо­жет воз­ник­нуть до­ми­ни­ро­ва­ние жен­ских мо­де­лей по­ве­де­ния как бо­лее тон­ко диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных, чем муж­ские. То­гда маль­чик на­чи­на­ет вес­ти се­бя как де­воч­ка, тут же на­ты­ка­ет­ся на не­га­тив­ную ре­ак­цию ок­ру­жаю­щих и на­чи­на­ет кор­рек­ти­ро­вать свое по­ве­де­ние и унич­то­жать в се­бе эту жен­скую стра­те­гию, но в си­лу уст­рой­ст­ва ни­че­го унич­то­жить не­воз­мож­но, по­это­му это все вы­тес­ня­ет­ся.

В этом смыс­ле на об­раз­ном язы­ке и го­во­рит­ся, что в ка­ж­дой жен­щи­не есть муж­чи­на, а в ка­ж­дом муж­чи­не есть жен­щи­на… То есть не­ко­то­рая сис­те­ма кон­ден­си­ро­ван­но­го опы­та, кон­цен­три­рую­щая­ся во­круг по­ня­тий «муж­чи­на» и «жен­щи­на». Мож­но ее ак­ти­ви­зи­ро­вать, то есть из­влечь из па­мя­ти жен­ский об­раз, ко­то­рый не реа­ли­зо­вал­ся по­то­му, что вы муж­чи­на. Вот это и бу­дет ва­ша внут­рен­няя жен­щи­на. Ес­ли вы за­хо­ти­те сыг­рать жен­щи­ну, то вы бу­де­те под­ра­жать ка­ко­му-то внеш­не­му об­раз­цу, и это бу­дет за­ви­сеть от ва­ших ак­тер­ских да­ро­ва­ний, на­сколь­ко это бу­дет убе­ди­тель­но. А вот ес­ли вы за­хо­ти­те сыг­рать жен­щи­ну все­рь­ез, то то­гда вам при­дет­ся из­влечь из се­бя эту внут­рен­нюю жен­щи­ну, по­зна­ко­мить­ся (что ж там та­кое вы­тесне­но у ме­ня, что не по­на­до­би­лось в си­лу мое­го муж­ско­го ка­че­ст­ва) и тем или иным спо­со­бом ис­поль­зо­вать это. Ес­ли есть для че­го.

В. Влюб­лен­ность — это ин­фан­ти­лизм, или схва­ты­ва­ние, или еще что-ни­будь?

Влюб­лен­ность? Это ре­зо­нанс. Как до­ка­за­но, влюб­лен­ность, лю­бовь, они все­гда толь­ко с пер­во­го взгля­да. Дру­гой во­прос, что это не все­гда уда­ет­ся осоз­нать, но это сра­ба­ты­ва­ет ме­ха­низм за­пе­чат­ле­ния (им­при­тинг). Вот ты идешь по ули­це, зву­чишь, ми­мо идет мно­же­ст­во осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го по­ла, од­на из них зву­чит в ре­зо­нанс с то­бой. На час­то­те сек­су­аль­но­го цен­тра про­ис­хо­дит ре­зо­нанс, ре­зо­нанс уси­ли­ва­ет ам­пли­ту­ду, уси­ле­ние ам­пли­ту­ды вы­зы­ва­ет в пси­хо­ло­ги­че­ском ас­пек­те вспыш­ку сек­су­аль­но­го вле­че­ния. Ты вы­де­ля­ешь эту фи­гу­ру из фо­на, впол­не воз­мож­но, что и она вы­де­ля­ет те­бя из фо­на по тем же при­чи­нам. Даль­ше во­прос со­ци­аль­ных норм, пра­вил и про­че­го, и ес­ли и тут все со­шлось, то даль­ше — по об­стоя­тель­ст­вам.

В. И ни­ка­кой ана­ха­ты?

И ни­ка­кой ана­ха­ты. Мо­жет быть так, а мо­жет быть и на­обо­рот. Ты идешь, зву­чишь, она то­же зву­чит. Про­ис­хо­дит ре­зо­нанс на час­то­те эмо­цио­наль­но­го цен­тра. По­сколь­ку по­треб­ность в эмо­циональ­ном кон­так­те у со­вре­мен­ных лю­дей на­хо­дит­ся в ущем­лен­ном со­стоя­нии, то по­вы­ше­ние ам­плиту­ды в этом цен­тре вы­зы­ва­ет эмо­цио­наль­ное вле­че­ние. Вы ми­ло улы­бае­тесь друг дру­гу, кто-то ре­ша­ет­ся ска­зать пер­вое сло­во, сло­во за сло­во, а не вы­пить ли нам ко­фе, все ми­ло, за­ме­ча­тель­но, мож­но вас про­во­дить, а не зай­де­те ли вы ко мне на чаш­ку ко­фе, по­слу­шать му­зы­ку, за­шли. А даль­ше сцена­рий. Что ж так до ут­ра про звез­ды го­во­рить? По­ло­же­но же хо­теть, в смыс­ле сек­су­аль­ном. По­ло­же­но. Лич­ность всту­па­ет, как же так не хо­теть? Ну, по­шли в по­стель, про­ве­ли «вза­им­ный мас­саж по­ло­вых ор­га­нов», при­чем с ог­ром­ным удо­воль­ст­ви­ем, по­то­му что в это вре­мя ис­пы­ты­ва­ли ог­ром­ное чув­ст­во эмо­цио­наль­но­го вза­им­но­го на­сла­ж­де­ния. Мо­жет со­еди­нить­ся, мо­жет не со­еди­нить­ся. Ес­ли со­еди­нит­ся, то уж лю­бовь.

В. Ко­гда же на­чи­на­ет­ся схва­ты­ва­ние?

Схва­ты­ва­ние на­чи­на­ет­ся так: все, это мое. Ты моя, и толь­ко моя. И та­кая, как мне на­до.

В. Так рев­ность — это схва­ты­ва­ние?

Рев­ность — это чув­ст­во соб­ст­вен­но­сти, а раз соб­ст­вен­ность, то, ко­неч­но, схва­ты­ва­ние. При встре­че с дру­гим у нас есть три воз­мож­но­сти взаи­мо­дей­ст­вия.

1. Ото­жде­ст­вить дру­го­го с со­бой, то есть это ни­ка­кое не дру­гое и не дру­гой — это Я.

2. Ото­жде­ст­вить се­бя с дру­гим. Ме­ня нет, есть дру­гой. Я — часть это­го дру­го­го.

3. Са­мое труд­ное. Есть Я, есть дру­гой, и на­до стро­ить диа­лог.

В си­туа­ции влюб­лен­но­сти, «лю­бо­вей», ко­то­рые мор­ко­ви, про­ис­хо­дит ото­жде­ст­в­ле­ние. Ли­бо ты ото­жде­ст­в­ля­ешь се­бя с ней, ли­бо она ото­ж­дест­в­ля­ет се­бя с то­бой. Это мо­жет быть вза­им­ный про­цесс, ис­че­за­ет дру­гой. Об этом на­пи­са­но столь­ко кра­си­вых сти­хов: «Ко­гда из двух вы ста­не­те од­ним»… Ко­то­рым из двух? Мне все­гда хо­те­лось уточ­нить у по­эта. Это и есть схва­ты­ва­ние.

В. Так что же по­лу­ча­ет­ся, что ес­ли жен­щи­на предъ­яв­ля­ет муж­чи­не пре­тен­зии в том, что он ее не рев­ну­ет, она хо­чет быть схва­чен­ной?

Это зна­чит, что она про­сто зна­ет, ее так на­учи­ли, со­об­щи­ли ей, что ес­ли муж­чи­на не рев­ну­ет, то он не очень лю­бит. Есть еще бо­лее кру­тые ва­ри­ан­ты в рус­ской де­рев­не. Не бьет, зна­чит, не лю­бит. Та­кой са­до­ма­зо­хи­ст­ский ва­ри­ант.

Да­вай­те по­смот­рим, что ре­аль­но, объ­ек­тив­но дос­тав­ля­ет че­ло­ве­ку на­сла­ж­де­ние в от­но­ше­ни­ях с про­ти­во­по­лож­ным по­лом? Это ли­бо сек­су­аль­ное на­сла­ж­де­ние, ли­бо эмо­цио­наль­ное удо­воль­ст­вие, это мо­жет быть ин­тел­лек­ту­аль­ное удо­воль­ст­вие. Это мо­жет быть смесь этих удо­воль­ст­вий. При не­сов­па­де­нии ие­рар­хии цен­но­стей в этом мес­те у вас и ва­шей парт­нер­ши очень лег­ко про­счи­тать, как это все бу­дет раз­ви­вать­ся, ка­кие пре­тен­зии друг к дру­гу бу­дут предъ­яв­лять­ся и чем это за­кон­чит­ся. Этот мо­мент очень ва­жен.

Есть муж­чи­ны, ори­ен­ти­ро­ван­ные на сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие, а есть муж­чи­ны, ори­ен­ти­ро­ван­ные на эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ное удо­воль­ст­вие. И по­лу­ча­ет­ся так: для эро­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­но­го муж­чи­ны сек­су­аль­ность — сред­ст­во, а для сек­су­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го эро­ти­ка — сред­ст­во. Раз­ни­ца вы­ра­жа­ет­ся в том, что яв­ля­ет­ся сред­ст­вом, а что це­лью. А по­го­во­рить? А о чем?

Эту под­роб­ность очень по­лез­но знать про се­бя. Ак­цен­туа­ция мо­жет и из­ме­нить­ся, но в ка­ж­дый кон­крет­ный мо­мент знать это очень по­лез­но. Че­го же я хо­чу?

Ино­гда так: «Я про­сто хо­чу, что­бы ме­ня хо­тели». Это из сис­те­мы под на­зва­ни­ем быть нуж­ным. То есть ост­рая не­реа­ли­зо­ван­ность мо­жет при­вес­ти к то­му, что ин­тим­ные от­но­ше­ния, сек­су­аль­ные от­но­ше­ния ис­поль­зу­ют­ся по прин­ци­пу: я хо­чу быть нуж­ным, что­бы ме­ня хо­те­ли. И все. А что со мной при этом де­ла­ют — это все не важ­но. Ме­ня хо­тят. Мне непри­ят­но, боль­но, раз­дра­жа­ет, не хо­чет­ся, но я все сде­лаю, по­то­му что ме­ня хо­тят.

По­это­му чис­тый секс — это од­но, чис­тая эро­ти­ка — это дру­гое, чис­тое удо­воль­ст­вие от ин­тел­лек­ту­аль­но­го об­ще­ния — это третье, а есть еще мас­са бы­то­вой пси­хо­па­то­ло­гии. Это не кли­ни­ка, это не бо­лезнь, это та­кая суб­ли­ма­ция. Я уже не го­во­рю о со­ци­аль­ных фор­мах. Есть муж­чи­ны-со­рев­но­ва­те­ли. В спор­тив­ном со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ском ми­ре про­сто при­ня­то вес­ти бое­вой счет. Там ни­кто не го­во­рит об удо­воль­ст­вии. Пе­ре­спал или не пе­ре­спал. Про­изош­ло, до­бав­ля­ешь еще од­ну к сче­ту. Как-то я уже рас­ска­зы­вал о та­ком раз­го­во­ре: «У те­бя сколь­ко бы­ло жен­щин?» — «Очень не ма­ло». — «А со сколь­ки­ми те­бе бы­ло хо­ро­шо?» И, не за­ду­мы­ва­ясь, мгно­вен­но че­ло­век от­ве­ча­ет: «С тре­мя». Но в этом ми­ре та­кая нор­ма по­ве­де­ния. Это спорт, часть спор­тив­ной жиз­ни — со­ци­аль­ное ис­поль­зо­ва­ние сек­су­аль­ных кон­так­тов.

В. Как быть, ес­ли бы­ла оди­на­ко­вая ори­ен­та­ция — ска­жем, на сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие, а по­том что-то ме­ня­ет­ся и пред­поч­те­ния ста­но­вят­ся раз­ны­ми.

Си­ла по­треб­но­сти рав­на ве­ли­чи­не пре­пят­ст­вия, ко­то­рое ты го­тов пре­одо­леть для реа­ли­за­ции этой по­треб­но­сти. Фун­да­мен­таль­ный за­кон по от­но­ше­нию к лю­бой ак­тив­но­сти лю­бо­го жи­во­го су­ще­ст­ва, не толь­ко че­ло­ве­ка. Ты хо­чешь, а она нет. Она что, раз­лю­би­ла? Нет, про­сто у нее си­ла по­треб­но­сти это­го дру­гая, но ес­ли ты зна­ешь ее, то ты нач­нешь не со сво­его «хо­чу», а с ее «хо­чу» и в ре­зуль­та­те по­лу­чишь свое «хо­чу». Это не ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние, это зна­ние и его прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция. Не­ко­то­рые воз­ра­жа­ют, это же не­ес­те­ст­вен­но, ес­ли в этот мо­мент на­до ду­мать. Ду­мать во­об­ще не­ес­те­ст­вен­но. Но имен­но бла­го­да­ря это­му че­ло­век от­ли­ча­ет­ся от жи­вот­но­го. Ес­те­ст­вен­но — есть, спа­ри­вать­ся, ох­ра­нять по­том­ст­во, ес­те­ст­вен­но — это то, что мы на­блю­да­ем у стай­ных жи­вот­ных. Это ес­те­ст­вен­но и для нас как стай­ных жи­вот­ных.

В. Ска­жи­те, та­кие со­бы­тия, как рас­кры­тие ка­на­ла у жен­щи­ны и вы­жи­га­ние, они как-то свя­за­ны со сту­пе­ня­ми сек­са?

Да, ко­неч­но. Без это­го вы­со­ких сту­пе­ней до­стиг­нуть не­воз­мож­но. Без это­го не­воз­мож­но, во-пер­вых, про­пус­тить та­кой объ­ем энер­гии, а во-вто­рых, при­дать ей нуж­ное ка­че­ст­во.

В. А мож­но ли со­от­не­сти эти со­бы­тия с кон­крет­ны­ми сту­пе­ня­ми сек­са?

У ко­го вы спра­ши­вае­те? У пя­ти­дя­ся­ти­вось­ми­лет­не­го муж­чи­ны или у Мас­те­ра? Мас­тер вам ска­жет толь­ко од­но: что вы хо­ти­те этим сде­лать? Хо­ти­те по­лу­чить мак­си­мум удо­воль­ст­вия? На здо­ровье, учи­тесь. Что вы хо­ти­те этим сде­лать? Вы хо­ти­те вый­ти за пре­де­лы на­лич­но­го бы­тия? Вы­ход воз­мо­жен. Что вы хо­ти­те? От это­го все и за­ви­сит.

В. Мы хо­тим, как обыч­но, ви­нег­ре­та, и про­жечь, и вы­бить проб­ку, и мак­си­мум на­сла­ж­де­ния, да еще и за пре­де­лы на­лич­но­го бы­тия вый­ти.

Мои жи­тей­ские вы­ска­зы­ва­ния без­от­вет­ст­вен­ны, по­то­му что име­ют та­кое же пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, как и вы­ска­зы­ва­ния лю­бо­го из вас. Мои вы­ска­зы­ва­ния, как Мас­те­ра, про­фес­сио­наль­ные — это дру­гое де­ло. Лич­но я че­ло­век от­гра­ни­чен­ный, то, что ме­ня ин­те­ре­су­ет, свя­за­но с реа­ли­за­ци­ей за­да­чи, по­став­лен­ной Тра­ди­ци­ей. С этой точ­ки зре­ния ме­ня ин­те­ре­су­ют жен­щи­ны или муж­чи­ны с жен­щи­на­ми, па­ры, ко­то­рые в состоя­нии вый­ти за пре­де­лы ба­наль­но­сти, вот и все. В этой об­лас­ти в том чис­ле, по­то­му что от­ра­жа­ет­ся на ха­рак­те­ре зву­ча­ния и на воз­мож­но­стях че­ло­ве­ка дей­ст­во­вать и пре­бы­вать в про­стран­ст­ве в дру­гом ка­че­ст­ве. Ес­ли вы спра­ши­вае­те у пси­хо­ло­га И. Н. Ка­ли­нау­ска­са, то он вам уже все ска­зал на эту те­му.

А ес­ли го­во­рить серь­ез­но, то во­прос взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной са­мый не­чис­тый в со­ци­аль­ном соз­на­нии. Во­круг это­го на­вер­че­но столь­ко раз­но­го, все это так пе­ре­пу­та­но, что, да­же имея на­ме­ре­ния что-то сде­лать, это на­ме­ре­ние очень труд­но реа­ли­зо­вать, по­то­му что, ко­гда не один уже, а двое, со­гла­со­ва­ние на­ме­ре­ний — вещь очень слож­ная. Двум му­жи­кам до­гово­рить­ся ме­ж­ду со­бой слож­но, а уж муж­чи­не с жен­щи­ной еще слож­нее. Я не вме­ши­ва­юсь в жизнь тех, кто ко мне об­ра­ща­ет­ся, за ис­клю­че­ни­ем тех слу­ча­ев, ко­гда че­ло­век за­яв­ля­ет, что он го­тов и эту це­ну за­пла­тить, лишь бы про­рвать­ся…

С мо­ей точ­ки зре­ния, в от­но­ше­ни­ях с жен­щи­ной глав­ное, что­бы я не тор­го­вал со­бой, а зна­чит, был ис­кре­нен, дру­го­го спо­со­ба не тор­го­вать со­бой я не знаю. Вто­рое со­сто­ит в том, что я ста­ра­юсь быть за­ня­тым ею, а не со­бой. Она мне ин­те­рес­на. Ес­ли она мне не ин­те­рес­на, то то­гда луч­ше пе­ре­жить ор­газм на­еди­не с со­бой, ес­ли гор­мон да­вит.

В. Что зна­чит быть за­ня­тым ею?

Быть за­ня­тым ею — это зна­чит быть за­ня­тым ею. Тут не нуж­на ни­ка­кая тех­но­ло­гия. Про­сто все за­ви­сит от то­го, где на­хо­дит­ся твое вни­ма­ние. Мо­жешь ли ты по­лу­чить удо­воль­ст­вие от удо­воль­ст­вия, ко­то­рое ты дос­та­вил дру­го­му, от его удо­воль­ст­вия, или ты мо­жешь по­лу­чать удо­воль­ствие толь­ко в се­бе са­мом? То­гда на­до ид­ти к про­фес­сио­нал­ке. Она те­бе дос­та­вит мак­си­мум удо­воль­ст­вия, ты ей за это за­пла­тишь, и на этом все от­но­ше­ния за­кон­чат­ся.

Ни­ко­гда не ис­поль­зуй для дос­ти­же­ния бли­зо­сти обе­ща­ние же­нить­ся, ес­ли ты дей­ст­ви­тель­но не со­би­ра­ешь­ся это сде­лать. Сре­ди при­лич­ных муж­чин это счи­та­ет­ся за­пре­щен­ным прие­мом. У жен­щин это глу­бо­ко впе­ча­та­но. Есть два спо­со­ба овладеть жен­щи­ной — на­си­лие или убе­ж­де­ние, причем на­си­лие — это не обя­за­тель­но фи­зи­че­ская гру­бость. Что те­бе ин­те­рес­но? Сам факт, что ты с ней был в по­сте­ли и у вас все про­изош­ло, или то, что она за­хо­те­ла быть с то­бой. Вот в чем мо­жет муж­чи­на со­рев­но­вать­ся, ес­ли уж ему хо­чет­ся со­рев­но­вать­ся. С кем хо­чет жен­щи­на быть, а с кем не хо­чет. Про­явить в этом твор­че­ские уси­лия, до­быть со­от­вет­ст­вую­щие зна­ния, со­вер­шить со­от­вет­ствую­щие по­ступ­ки, что­бы она за­хо­те­ла быть со мной. Это ин­те­рес­но и дос­тав­ля­ет удо­воль­ст­вие. Взять ее — это не слож­но, как и жен­щи­не взять муж­чи­ну не слож­но. Ведь кноп­ка «власть» име­ет две сто­ро­ны — вла­ст­во­вать и под­чи­нять­ся, как и кноп­ка «день­ги»: быть бо­га­тым и быть прин­ци­пи­аль­но ни­щим. И кноп­ка «удо­воль­ст­вие» име­ет две сто­ро­ны — удо­воль­ст­вие или стра­да­ния как удо­воль­ст­вие. По­это­му взять не про­бле­ма, но за­чем?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не знаю, мож­но ли счи­тать наш раз­го­вор за­кон­чен­ным. Не знаю, мож­но ли во­об­ще за­кон­чить раз­го­вор на эту те­му, или он по­до­бен ре­мон­ту, о ко­то­ром ска­за­но: за­кон­чить его нель­зя, мож­но толь­ко ос­та­но­вить­ся.

По­это­му, по­со­ве­щав­шись, мы вы­бра­ли ос­та­но­вить­ся.

Он ска­зал:

Вла­ст­во­вать над муж­чи­на­ми про­сто, лю­бить их труд­но.

Она ска­за­ла:

Я те­бя боль­ше люб­лю, чем хо­чу.

Ко­гда они встре­ти­лись, власть уже кон­чи­лась, а лю­бовь еще не на­ча­лась. И они за­сты­ли в ожи­да­нии.

Она ска­за­ла: Я ищу не люб­ви, а уме­ния.

Он мол­ча кив­нул и про­дол­жал си­деть, гля­дя в тем­но­ту но­чи, в веч­ном ожи­да­нии муж­чи­ны — в ожи­да­нии жен­щи­ны, умею­щей лю­бить.

Она всмат­ри­ва­лась в эту же ночь с вновь об­ре­тен­ной без­за­щит­но­стью и лю­бо­вью, ко­то­рую еще не уме­ла от­дать.

Ме­ж­ду ни­ми тем­не­ла про­пасть, и где-то за­те­ря­лись чер­те­жи мос­та.

Они про­дол­жа­ли ид­ти, ка­ж­дый по сво­ему бе­ре­гу.

Со сто­ро­ны мог­ло по­ка­зать­ся, что они идут вме­сте.

Я по­зво­ли­ла се­бе про­ци­ти­ро­вать се­бя са­му, и мы с мо­им со­бе­сед­ни­ком по­ду­ма­ли, что, мо­жет быть, на­ши бе­се­ды по­слу­жат для ко­го-ни­будь имен­но та­ки­ми чер­те­жа­ми.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пе­ре­чи­тав на­ши бе­се­ды, мы по­ня­ли, что до­воль­но час­то поль­зу­ем­ся тер­ми­на­ми и по­ня­тия­ми, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ме­то­ди­ке са­мо­ре­гу­ля­ции, из­вест­ной дос­та­точ­но ши­ро­ко, но все же не на­столь­ко, что­бы быть уве­рен­ны­ми, что все на­ши чи­та­те­ли зна­ко­мы с ней или хо­тя бы о ней на­слы­ша­ны. Речь идет о ме­то­ди­ке диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных функ­цио­наль­ных со­стоя­ний (ДФС), или в про­сто­ре­чии — ме­то­ди­ке «Ог­нен­но­го цвет­ка», ав­то­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся И. Н. Ка­ли­нау­скас.

По­это­му нам по­ка­за­лось спра­вед­ли­вым по от­но­ше­нию к на­шим чи­та­те­лям по­мес­тить это при­ло­же­ние, в ко­то­ром И. Н. Ка­ли­нау­скас ко­рот­ко и по­пу­ляр­но из­ла­га­ет как об­щий фон, на ко­то­ром эта ме­то­ди­ка су­ще­ст­ву­ет вот уже три­дцать лет, так и смысл, со­дер­жа­ние и про­ис­хо­ж­де­ние ее ос­нов­ных прин­ци­пов и ис­поль­зуе­мых тер­ми­нов и по­ня­тий.

Об­щие прин­ци­пы са­мо­ре­гу­ля­ции

Все зна­ют об ау­то­ген­ной тре­ни­ров­ке (АТ) или хо­тя бы слы­ша­ли о ней. Стран­ная вещь с ней про­ис­хо­дит. Се­ан­сы АТ про­во­дят­ся во мно­гих мес­тах. Лю­дей пы­та­ют­ся обу­чить в до­мах от­ды­ха и са­на­то­ри­ях, но тех, кто де­ла­ет это са­мо­стоя­тель­но, еди­ни­цы. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во ув­ле­ка­тель­ных книг на эту те­му. Не­смот­ря на это, лю­дей, ко­то­рые по­сто­ян­но прак­ти­ко­ва­ли АТ, очень ма­ло. Пре­иму­ще­ст­вен­но это те, ко­му та­кая прак­ти­ка не­об­хо­ди­ма су­гу­бо для функ­цио­наль­ных, слу­жеб­ных дел.

Впол­не ве­ро­ят­но, что так об­сто­ит де­ло с лю­бой, са­мой со­вер­шен­ной ме­то­ди­кой, по­сколь­ку это об­щее пра­ви­ло че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: что-ли­бо но­вое че­ло­век де­ла­ет толь­ко в том слу­чае, ес­ли не сра­ба­ты­ва­ет при­выч­ный на­бор средств. При­выч­ный на­бор средств — это те сред­ст­ва, ко­то­рые че­ло­век по­лу­ча­ет в про­цес­се со­циа­ли­за­ции, об­ра­зо­ва­ния, обу­че­ния про­фес­сио­наль­ным на­вы­кам, при об­ще­нии с людь­ми. Ими он поль­зу­ет­ся не за­ду­мы­ва­ясь, и это, ко­неч­но, не спе­ци­аль­ные сред­ст­ва, а то, что яв­ля­ет­ся при­выч­ным.

На­при­мер, для че­ло­ве­ка в си­туа­ци­ях ин­фор­ма­ци­он­ной не­оп­ре­де­лен­но­сти мо­жет быть при­выч­ным при­ни­мать ре­ше­ния, под­бра­сы­вая мо­нет­ку — «орел» или «реш­ка». Вы­яс­ня­ет­ся, что это не столь и бес­смыс­лен­но. Од­на­ж­ды был про­де­лан ин­те­рес­ный экс­пе­ри­мент: в се­зон рыб­ной лов­ли ка­пи­та­нам ры­бо­лов­ных сей­не­ров бы­ло пред­ло­же­но, в слу­чае ес­ли они не смо­гут при­нять од­но­знач­но­го ре­ше­ния для вы­бо­ра рай­она рыб­но­го ло­ва, опи­ра­ясь на свои про­фес­сио­наль­ные зна­ния и ин­туи­цию, за­га­ды­вать «орел» или «реш­ка» и под­бра­сы­вать мо­не­ту. В этот се­зон улов уве­ли­чил­ся на 15%. Ока­за­лось, что та­кой пус­тя­чок иг­ра­ет очень боль­шую роль.

Су­ще­ст­ву­ет сис­те­ма са­мо­вну­ше­ния в клас­си­че­ской на­род­ной фор­ме: на шел­ко­вой ни­точ­ке под­ве­ши­ва­ет­ся об­ру­чаль­ное коль­цо, и та­ким об­ра­зом про­ис­хо­дит га­да­ние. Ре­зуль­тат га­да­ния, его зна­че­ние вос­при­ни­ма­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, как бу­дет ка­чать­ся коль­цо — вдоль, по­пе­рек или как-то еще. Эта­кий «го­во­ря­щий ма­ят­ник». Су­ще­ст­ву­ет и «усо­вер­шен­ст­во­ван­ное» об­ру­чаль­ное коль­цо — ло­за. С ней свя­за­но ло­зо­ход­ст­во. Сей­час поя­ви­лись ра­моч­ки.

В од­ной ла­бо­ра­то­рии от­де­ла тео­ре­ти­че­ских про­блем АН СССР про­во­ди­ли ис­пы­та­ния, в ко­то­рых вы­яс­ни­ли, что все эти ве­щи дей­ст­ву­ют как не­кий уси­ли­тель по от­но­ше­нию к той ин­фор­ма­ции, ко­то­рую че­ло­век по­лу­чает на под­по­ро­го­вом уров­не, то есть уси­ли­ва­ет­ся не ин­фор­ма­ци­он­ный вход, а вы­ход (че­ло­век не по­лу­ча­ет боль­ше ин­фор­ма­ции че­рез ра­моч­ку, а спо­со­бен та­ким об­ра­зом вы­дать боль­ше ин­фор­ма­ции уже имею­щей­ся, но не имею­щей вы­хо­да). Пра­виль­но или не пра­виль­но от­ве­тит ма­ят­ник, за­ви­сит от то­го, ка­кая не­уч­тен­ная ин­форма­ция есть в че­ло­ве­ке, ко­то­рый при­бе­га­ет к та­кому спо­со­бу.

Ма­ят­ник уси­ли­ва­ет этот сла­бый сиг­нал до 10 раз, ра­моч­ка — до 100—200. Ино­гда у тре­ни­ро­ван­но­го, спе­ци­аль­но обу­чен­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый этим за­ни­ма­ет­ся про­фес­сио­наль­но, — до 1000 раз. А ви­зуа­ли­за­ция, ес­ли ее ис­поль­зо­вать соз­на­тель­но, — до 10 ты­сяч раз. Та­ким об­ра­зом, че­ло­век мо­жет во сне уви­деть не­что, что по­мо­жет ему ре­шить ка­кую-то слож­ную про­бле­му за счет то­го, что ви­зуа­ли­за­ция яв­ля­ет­ся очень эф­фек­тив­ным спо­со­бом уси­ле­ния сла­бых сиг­на­лов. Та­ким об­ра­зом, мож­но ска­зать, что са­мо­ре­гу­ля­ция — это весь­ма об­шир­ная об­ласть дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на са­мо­го се­бя.

Это мо­жет быть дея­тель­ность по са­мо­управ­ле­нию в со­от­вет­ст­вии с за­дан­ной про­грам­мой, это мо­жет быть дея­тель­ность по са­мо­фор­ми­ро­ва­нию в со­от­вет­ст­вии с ко­неч­ным про­дук­том, это мо­жет быть дея­тель­ность по управ­ле­нию ка­ки­ми-то свои­ми функ­ция­ми в со­от­вет­ст­вии с тех­ни­че­ски­ми или функ­цио­наль­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми. Ко­ро­че го­во­ря, в ка­ж­дом слу­чае мы име­ем пе­ред со­бой три ра­бо­чих мо­мен­та:

1. Об­на­ру­же­ние в се­бе са­мом уже имею­ще­го­ся, но еще не осоз­на­вае­мо­го.

2. Фор­ми­ро­ва­ние в са­мом се­бе то­го, что хо­те­лось бы иметь.

3. Со­вер­шен­ст­во­ва­ние на­вы­ков управ­ле­ния сво­им внут­рен­ним ми­ром.

Это все со­вер­шен­но раз­ная дея­тель­ность. Зна­чит, ду­мая о са­мо­ре­гу­ля­ции, мы име­ем в ви­ду две боль­шие и раз­ные об­лас­ти дея­тель­но­сти. Дея­тель­ность по из­ме­не­нию се­бя в со­от­вет­ст­вии с ка­кой-ли­бо мо­де­лью и дея­тель­ность по ак­ти­ви­за­ции в се­бе воз­мож­но­стей са­мо­управ­ле­ния, ска­жем, функ­цио­наль­ных воз­мож­но­стей, ко­то­рые по­тен­ци­аль­но при­сут­ст­ву­ют, но не ак­ти­ви­зи­ро­ва­ны. В со­от­вет­ст­вии с этим даль­ней­шая ло­ги­ка по­строе­ния ка­кой-ли­бо ме­то­ди­ки са­мо­ре­гу­ля­ции долж­на вес­ти к то­му или ино­му ва­ри­ан­ту.

Прин­ци­пы ме­то­ди­ки ДФС

Ме­то­ди­ка диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных функ­цио­наль­ных со­стоя­ний (ДФС), или, про­ще го­во­ря, ме­то­ди­ка пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го ре­зо­нан­са, по­строе­на на струк­ту­ри­ро­ва­нии тех смут­ных, вна­ча­ле ма­ло ощу­щае­мых эле­мен­тов вос­при­ятия, ко­то­рые свя­за­ны с та­ки­ми по­ня­тия­ми, как энер­гия, суб­сен­сор­ная чув­ст­ви­тель­ность, эмо­цио­наль­ная сфе­ра.

Ка­ким об­ра­зом фор­ми­ру­ет­ся эта ме­то­ди­ка? На­ше глу­бо­кое убе­ж­де­ние со­сто­ит в том, что ко­неч­ным про­дук­том лю­бой сис­те­мы са­мо­ре­гу­ля­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в «Я»-кон­цеп­ции, и с дос­та­точ­но боль­шой ве­ро­ят­но­стью по ана­ли­зу этих из­ме­не­ний мож­но ска­зать, по ме­то­ди­ке ка­ко­го ти­па вы за­ни­ма­лись. По­это­му мы соз­на­тель­но идем от та­кой за­да­чи: что нуж­но вве­сти в «Я»-кон­цеп­цию, что­бы по­лу­чить воз­мож­ность управ­лять струк­ту­рой эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­но­го, пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го вос­при­ятия?

Ре­ше­ние этой за­да­чи по­тре­бо­ва­ло ис­поль­зовать идею ин­ст­ру­мен­таль­ной со­став­ляю­щей «Я»-кон­цеп­ции. Эта идея, вы­ра­жен­ная через раз­лич­ные опи­са­ния, ро­ди­лась ты­ся­чи лет назад. По­ня­тие трие­дин­ст­ва «те­ло—ду­ша—дух» или древ­не­ки­тай­ская сис­те­ма «трех кот­лов», де­ле­ние энер­гии по прин­ци­пу «зем­ля, че­ло­век, не­бо». Трех­член­ное де­ле­ние су­ще­ст­ву­ет во всех куль­ту­рах из­древ­ле, вез­де вы­де­ля­ют­ся три ос­нов­ные фор­мы, по ко­то­рым мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать че­ло­ве­че­скую ак­тив­ность:

1) ак­тив­ность в ос­нов­ном мы­шеч­ная, фи­зи­че­ская, ви­таль­ная;

2) ак­тив­ность в ос­нов­ном эмо­цио­наль­ная, чув­ст­вен­ная;

3) ак­тив­ность в ос­нов­ном ког­ни­тив­ная, мен­таль­ная.

Для то­го что­бы ре­шить свои за­да­чи имен­но в об­ласти пси­хо­энер­ге­ти­ки, пре­ж­де все­го сле­ду­ет вве­сти, так на­зы­вае­мую, ин­ст­ру­мен­таль­ную со­став­ляю­щую, то есть вве­сти в свою «Я»-кон­цеп­цию по­ня­тие об ин­ст­румен­те, об от­но­ше­нии: те­ло как ин­ст­ру­мент, пси­хо­эмоцио­наль­ная сфе­ра как ин­ст­ру­мент, соз­на­ние как ин­ст­ру­мент. Имея в ви­ду ту часть об­щих от­но­ше­ний с телом, с пси­хо­эмо­цио­наль­ной сфе­рой, с соз­на­ни­ем, о ко­то­рой мож­но ска­зать: «Этим я умею де­лать то и то».

До­пус­тим, я умею ду­мать тре­мя спо­со­ба­ми, или я умею ак­ти­ви­зи­ро­вать па­мять в та­ком-то объ­е­ме, или я умею счи­тать со ско­ро­стью ком­пь­ю­те­ра — это все ха­рак­те­ри­сти­ки мое­го соз­на­ния как ин­ст­ру­мен­та. То есть ин­ст­ру­мен­таль­ные харак­те­ри­сти­ки, све­ден­ные во­еди­но. По­че­му это важ­но? По­то­му что, ко­гда мы го­во­рим о трех основ­ных ви­дах ак­тив­но­сти, это не то же са­мое, что го­во­рить об ин­ст­ру­мен­тах.

Все три фор­мы ак­тив­но­сти (до­ми­ни­ро­ва­ние ви­таль­ной, чув­ст­вен­ной или мен­таль­ной ак­тив­но­сти) мо­гут быть при­су­щи ка­ж­до­му из трех ин­ст­ру­мен­тов.

Та­кой под­ход дав­но су­ще­ст­ву­ет в ду­хов­ных тра­дици­ях. Дос­та­точ­но по­хо­же он опи­сан у Ус­пен­ско­го в рас­ска­зах о сис­те­ме Гурд­жие­ва как пси­хо­тех­ни­че­ской тра­ди­ции. Тут ни­че­го но­во­го нет. Речь идет о том, что с по­мо­щью спе­ци­аль­ных уп­раж­не­ний и осоз­на­ва­ния соз­да­ет­ся ин­ст­ру­мен­таль­ная ус­та­нов­ка, вы­яс­ня­ет­ся, к при­ме­ру, что че­ло­век мо­жет де­лать с по­мо­щью пси­хо­энер­ге­ти­ки. Есть ли у не­го что-ни­будь ин­ст­ру­мен­таль­ное в этой об­лас­ти? Это ис­ход­ная по­зи­ция, наш из­на­чаль­ный под­ход.

Да­лее мы пред­ла­га­ем спе­ци­аль­ный язык. В дан­ном слу­чае имен­но язык яв­ля­ет­ся клю­че­вым момен­том, по­то­му что для то­го, что­бы офор­мить все свои смут­ные пе­ре­жи­ва­ния ти­па: «что-то ощу­щаю», «жжет», «по­ка­лы­ва­ет», «ка­жет­ся», «чув­ст­вую что-то», «чу­дит­ся» — в об­лас­ти пси­хо­энер­ге­ти­че­ской сфе­ры, ну­жен спе­ци­аль­ный язык. Язык этот очень про­стой. До­ми­ни­ро­ва­ние той или иной фор­мы ак­тив­но­сти обо­зна­ча­ет­ся сло­вом «уро­вень» и за­ко­ди­ро­ван сле­дую­щим об­ра­зом.

Уро­вень 1— это ак­тив­ность с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ви­таль­но­го на­ча­ла.

Уро­вень 2— это ак­тив­ность с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем пси­хо­эмо­цио­наль­но­го на­ча­ла.

Уро­вень 3— это ак­тив­ность с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ког­ни­тив­ной, ин­тел­лек­ту­аль­ной сфе­ры.

Уро­вень 4— это та­кая ра­бо­та пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та, при ко­то­ром все эти уров­ни ак­тив­но­сти пред­став­ле­ны рав­но­знач­но и в «уни­сон».

Да­лее вво­дят­ся по­ня­тия о рит­мах. Что име­ет­ся в виду под рит­мом? Под рит­мом име­ет­ся в ви­ду ха­рак­теристи­ка вос­при­ятия сре­ды, на ко­то­рую на­прав­ле­на ак­тив­ность. Это глав­ный от­ли­чи­тель­ный мо­мент этой ме­то­ди­ки. Здесь в язы­ке уч­те­но, что со­стоя­ние — функ­цио­наль­ное, пси­хо­эмо­цио­наль­ное, пси­хо­энер­ге­ти­че­ское — фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко в за­ви­си­мо­сти от форм ак­тив­но­сти, но и в за­ви­си­мо­сти от то­го, на ка­кую сре­ду на­прав­ле­на эта ак­тив­ность и как эта сре­да вос­при­ни­ма­ет­ся.

Про­ис­хо­ж­де­ние это­го по­ня­тия бе­рет на­ча­ло от поня­тия «тем­по­ритм», имею­ще­го­ся в ак­тер­ской про­фес­сии. В по­ня­тии «ритм» за­ко­ди­ро­ва­но оп­ре­де­лен­ное вос­при­ятие сре­ды, до­ми­ни­ро­ва­ние оп­ре­де­лен­но­го вос­при­ятия и пе­ре­жи­ва­ние чув­ст­ва вклю­чен­но­сти в эту сре­ду, по­то­му что ак­тив­ность обя­за­тель­но со­про­во­ж­да­ет­ся чув­ст­вом вклю­чен­но­сти в сре­ду.

Та­ким об­ра­зом, у нас по­лу­чи­лось че­ты­ре рит­ма или че­ты­ре спо­со­ба ре­зо­ни­ро­ва­ния.

Ритм A— вос­при­ятие сре­ды как кон­ти­ну­аль­ной, рас­ши­ряю­щей­ся сфе­ры, ритмбес­ко­неч­но­го.

Ритм B— ритм жи­во­го, вол­на, по­ток.

Ритм C— вос­при­ятие сре­ды как дис­крет­ной, мно­же­ст­во дис­крет­ных объ­ек­тов, сим­вол — им­пульс.

Ритм D— вос­при­ятие сре­ды как де­ст­рук­тив­ной раз­ру­шаю­щей­ся, хао­ти­че­ской.

Вот та­кие че­ты­ре ва­ри­ан­та. Со­от­вет­ст­вен­но воз­мож­ны ше­ст­на­дцать со­че­та­ний, ше­ст­на­дцать слов, ше­ст­на­дцать ко­до­вых обо­зна­че­ний для шест­на­дца­ти функ­цио­наль­ных со­стоя­ний. Во­круг это­го во вре­мя учеб­ных за­ня­тий по­сте­пен­но фор­ми­ру­ет­ся се­ман­ти­че­ское по­ле, ко­то­рое по­зво­ля­ет по­том это вос­при­ятие ак­ти­ви­зи­ро­вать.

Прак­ти­ка, а мы уже обу­чи­ли не­сколь­ко ты­сяч че­ло­век, по­ка­зы­ва­ет, что язык этот ос­ваи­ва­ет­ся лег­ко, что код крат­кий, се­ман­ти­че­ское по­ле об­ра­зу­ет­ся дос­та­точ­но проч­но, но толь­ко язы­ка не дос­та­точ­но. По­че­му? По­то­му что для то­го, что­бы поль­зо­вать­ся ин­ст­ру­мен­том, он дол­жен иметь ка­кую-то фор­му.

Зна­чит, сле­дую­щая про­бле­ма — про­бле­ма фор­мы, кон­ст­рук­ции ин­ст­ру­мен­та, тем бо­лее та­ко­го не со­всем обыч­но­го ин­ст­ру­мен­та, как пси­хо­энер­ге­ти­ка. Для это­го не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать не­кий ар­хе­ти­пи­че­ский об­раз.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.