Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 5 страница



Че­ло­век, на­блю­дая обезь­ян, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся она­низ­мом, вы­яс­нил, что мож­но по­лу­чать удо­воль­ст­вие без по­след­ст­вий в ви­де по­том­ст­ва, и этот акт был санк­цио­ни­ро­ван, и хо­тя на про­тя­же­нии ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва вре­мя от вре­ме­ни воз­ни­ка­ли по­пыт­ки за­пре­тить его, ни­че­го из это­го, ес­те­ст­вен­но, не по­лу­чи­лось. Как толь­ко по­явил­ся секс, он стал то­ва­ром, на ко­то­рый все­гда есть спрос.

Не бу­дет ли спра­вед­ли­во ска­зать, что не секс стал то­ва­ром, а удо­воль­ст­вие, ко­то­рое с его по­мо­щью по­лу­ча­ет че­ло­век. И что со­ци­ум пре­тен­ду­ет управ­лять в ко­неч­ном ито­ге пра­вом на на­сла­ж­де­ние, как ро­ди­те­ли пре­тен­ду­ют на то, что­бы управ­лять пра­вом ре­бен­ка на удо­воль­ст­вие, тем са­мым на­прав­ляя его дея­тель­ность в нуж­ную им сто­ро­ну.

Секс пре­вра­тил­ся в со­ци­аль­ный то­вар, в сред­ст­во для со­ци­аль­ных ма­ни­пу­ля­ций.Та­ким об­ра­зом, из по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да было изъ­я­то, от­де­ле­но фи­зио­ло­ги­че­ское дав­ле­ние. Из­вест­но, что ме­ха­низм фи­зио­ло­ги­че­ско­го дав­ле­ния свя­зан с тем, что в моз­гу су­ще­ст­ву­ет так на­зы­вае­мый центр удо­воль­ст­вия. Пря­мое раз­дра­же­ние это­го цен­тра с по­мо­щью элек­тро­дов при­во­дит к бес­при­чин­но­му на­сла­ж­де­нию, кото­рое хо­чет­ся по­вто­рять еще и еще. В экс­пе­ри­мен­тах жи­вот­ные до­во­ди­ли се­бя до пол­но­го ис­то­ще­ния, по­сто­ян­но на­жи­мая пе­даль для то­го, что­бы по­лу­чать это удо­воль­ст­вие.

Фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие не яв­ля­ет­ся чем-то, чем мож­но на­сы­тить­ся на­все­гда. Да­же при нор­маль­ной реф­лек­сии его не­воз­мож­но реф­лек­си­ро­вать на­столь­ко, что­бы сде­лать про­цесс управ­ляе­мым. Ес­ли че­ло­век од­на­ж­ды пе­ре­жил фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие, это и есть его нар­ко­тик (об­раз­но мож­но срав­нить его с нар­ко­ти­ком), ибо че­ло­век не в со­стоя­нии от­ка­зать­ся от по­лу­че­ния это­го фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия. Это очень важ­но, мы все по­че­му-то за­бы­ли, что мы еще и био­ло­ги­че­ские су­ще­ст­ва. Как-то не­лов­ко, не­удоб­но… и по­это­му очень мно­гое и в се­бе, и в дру­гих не по­ни­ма­ем… За­бы­ли со­всем, что мы био­ло­ги­че­ские су­ще­ст­ва и что в на­шей жиз­ни очень мно­гое оп­ре­де­ле­но ее био­ло­ги­че­ской ос­но­вой.

Итак, фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие — это и есть та глав­ная цен­ность, ко­то­рая пи­та­ет, с од­ной сто­ро­ны, то, что мы на­зы­ва­ем сек­су­аль­ной энер­ги­ей, а с дру­гой — яв­ля­ет­ся поч­вой для нар­ко­ма­нии в раз­лич­ных ее про­яв­ле­ни­ях. По­че­му нар­ко­ма­ния? По­то­му что нар­ко­ма­ния не вклю­ча­ет та­кие слож­ные мо­мен­ты, как по­иск парт­не­ра для по­лу­че­ния удо­воль­ст­вия, ор­га­ни­за­цию си­туа­ции для по­лу­че­ния удо­воль­ст­вия и т. д. Люди на­столь­ко ста­ра­ют­ся не пом­нить, что они био­ло­ги­че­ские су­ще­ст­ва, и на­столь­ко все­воз­мож­ны­ми ми­фа­ми, та­бу, рег­ла­мен­та­ци­ей ок­ру­же­на сфе­ра так на­зы­вае­мой ин­тим­ной жиз­ни, что они впа­да­ют в ил­лю­зию, яко­бы секс есть не­что та­кое, что мож­но ре­гу­ли­ро­вать. Это не­воз­мож­но ре­гу­ли­ро­вать!

Ка­ж­дый из нас ко­гда-то пер­вый раз пе­ре­жил этот мо­мент фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия. Все! Один раз уко­лол­ся и под­сел… И ес­ли че­ло­век дли­тель­ное вре­мя не по­лу­ча­ет свою пор­цию фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия, то, как мы зна­ем, у не­го на­чи­на­ют­ся все­воз­мож­ные рас­строй­ства пси­хи­ки — де­прес­сия, вя­лость, нев­ра­сте­ния. И он про­сто не в со­стоя­нии по­нять, в чем де­ло. По­том, в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах, по­лу­ча­ет ис­ко­мое удо­воль­ст­вие и от всех про­блем со здо­ровь­ем лег­ко и спо­кой­но ос­во­бо­ж­да­ет­ся… Это био­ло­ги­че­ский ас­пект про­бле­мы.

Итак, пер­вая от­прав­ная точ­ка в рас­смот­ре­нии ин­те­ре­сую­щей нас про­бле­мы: секс как по­лу­че­ние удо­воль­ст­вия от­де­лен от био­ло­ги­че­ской по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да; био­ло­ги­че­ским, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ским ис­точ­ни­ком сек­са яв­ля­ет­ся са­мо­удов­ле­тво­ре­ние. И что же из это­го сле­ду­ет? А из это­го сле­ду­ет та­кой важ­ный пси­хо­ло­ги­че­ский мо­мент: сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие и са­мо­удо­влетво­ре­ние рав­ны. Вот она — пер­во­при­чи­на всех пре­тен­зий и не­до­ра­зу­ме­ний. Сек­су­аль­ная дея­тель­ность и сек­су­аль­ное удов­ле­тво­ре­ние эгои­стич­ны по са­мой при­ро­де сво­ей, по про­ис­хо­ж­де­нию, по­то­му что в се­бе са­мом со­дер­жит стрем­ле­ние к са­мо­удов­ле­тво­ре­нию, к сня­тию пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ско­го на­пря­же­ния в соб­ст­вен­ном ор­га­низ­ме.

По­до­ж­ди, по­до­ж­ди. Так что же по­лу­ча­ет­ся, в бес­ко­неч­ных кон­флик­тах, ко­то­рые по­ро­ж­да­ет боль­шин­ст­во вы­ска­зан­ных и не­вы­ска­зан­ных пре­тен­зий жен­щин к муж­чи­нам, от де­ли­кат­ных на­ме­ков и слез по но­чам са­мых роб­ких до ка­те­го­рич­но­го: «Все му­жи­ки гру­бые жи­вот­ные», в та­ких же бес­ко­неч­ных пре­тен­зи­ях муж­чин к хо­лод­но­сти, рав­но­ду­шию и к эгои­стич­но­сти жен­щин — во всем этом, по­лу­ча­ет­ся, су­ще­ст­ву­ет не­кая ин­фер­наль­ность, за­ло­жен­ная, как ты толь­ко что так убе­ди­тель­но до­ка­зал, в са­мой при­ро­де сек­са? Так что, лю­ди об­ре­че­ны ме­тать­ся ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем по­лу­чить это удо­воль­ст­вие и поч­ти все­гда ра­но или позд­но на­сту­паю­щим раз­оча­ро­ва­ни­ем? И в той сфе­ре, ко­то­рую лю­ди при­вык­ли на­зы­вать са­мой ин­тим­ной ча­стью для дво­их, ко­то­рую на­зы­ва­ют за­ме­ча­тель­ным по­ня­ти­ем «бли­зость», все как все­гда, то есть как на вой­не — ка­ж­дый за се­бя и по­бе­ж­да­ет силь­ней­ший?

Да, на уров­не био­ло­гии это дей­ст­ви­тель­но так. Но че­ло­век не толь­ко био­ло­гия. У не­го, ес­ли ты пом­нишь, три при­ро­ды. Био­ло­ги­че­ская, со­ци­аль­ная и иде­аль­ная. Я по­ка го­во­рил толь­ко об од­ной из них.

Взгляд но­мер два — со­ци­аль­ный

Ес­те­ст­вен­но, ря­дом с био­ло­ги­че­ским воз­ни­ка­ет по­ле со­ци­аль­ных про­блем, свя­зан­ных с сек­су­аль­ным по­ве­де­ни­ем. Не мог, ес­те­ст­вен­но, со­ци­ум не ис­поль­зо­вать столь мощ­ный сти­мул для управ­ле­ния со­ци­аль­ным по­ве­де­ни­ем. Со­ци­ум ис­поль­зо­вал од­ну из по­пу­ляр­ней­ших схем ма­ни­пу­ля­ции: ме­тод кну­та и пря­ни­ка. Ас­пект пер­вый: секс есть грех, под­ле­жа­щий на­ка­за­нию! Ес­ли есть на­ка­за­ние, то тут же есть и по­ощ­ре­ние, но по­след­нее — это для из­бран­ных. Один, ока­зы­ва­ет­ся, про­сто жиз­не­люб, а дру­гой, ко­неч­но, греш­ник.

Раз­ре­шен­ный секс по­на­ча­лу был пре­ро­га­ти­вой из­бран­ных. Но со­ци­ум так уст­ро­ен, что удер­жать в ру­ках этот кнут и пря­ник толь­ко как спо­соб ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ни­ем, ес­те­ст­вен­но, не мог. Сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие в со­циу­ме ста­ло то­ва­ром. По­сколь­ку со­ци­ум к то­му вре­ме­ни стал пат­ри­ар­халь­ным, то есть муж­ским, то но­си­те­ля­ми то­ва­ра ста­ли жен­щи­ны. Так поя­ви­лась тор­гов­ля жен­ским те­лом как ис­точ­ни­ком сек­су­аль­но­го удо­воль­ст­вия.

А муж­чи­ны по­ро­ди­ли пред­ло­же­ние. Са­мое уди­ви­тель­ное, что дис­кус­сия на те­му, кто ви­но­ват в по­яв­ле­нии про­сти­ту­ции, не сти­ха­ет. Ка­кое-то ощу­ти­мое не­удоб­ст­во ис­пы­ты­ва­ют по это­му по­во­ду и муж­чи­ны, и жен­щи­ны. А мо­жет, факт су­ще­ст­во­ва­ния тор­го­во-де­неж­ных от­но­ше­ний в этой сфе­ре, вы­зы­ваю­щий то де­лан­ное со­чув­ст­вие, то от­кро­вен­ную аг­рес­сию, вплоть ино­гда до го­не­ний на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не, по­ро­ж­ден про­сто тем смут­ным ощу­ще­ни­ем, что, не­смот­ря на всю гор­ды­ню «ра­зу­ма», лю­ди, и муж­чи­ны и жен­щи­ны, про­сто-напро­сто за­ви­си­мы от не­об­хо­ди­мо­сти по­лу­чать это фи­зио­ло­ги­че­ское удо­воль­ст­вие, а мо­жет быть, что-то еще ле­жит за тем фак­том, что про­фес­сия, ко­то­рую на­зы­ва­ют древ­ней­шей, столь жи­ву­ча и, что са­мое уди­ви­тель­ное, ее по­пу­ляр­ность хоть и ко­леб­лет­ся в ка­ком-то диа­па­зо­не, то уве­ли­чи­ва­ясь, то умень­ша­ясь, но ста­биль­на. И, что оче­вид­но, от со­ци­аль­но­го строя и ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия об­ще­ст­ва не за­ви­сит.

А по­сколь­ку этот то­вар пре­сти­жен, то по­явилась как до­ро­гая его раз­но­вид­ность, так и, есте­ст­вен­но, де­ше­вая. Со­ци­ум уст­ро­ен ие­рар­хи­че­ски, и то­вар рас­пре­де­ля­ет­ся то­же ие­рар­хи­чески. И ко­гда поя­вил­ся до­ро­гой то­вар, толь­ко то­гда, как все­гда с за­по­зда­ни­ем, бы­ла соз­да­на идео­ло­гия сек­са.

Де­ше­вый то­вар — до­ро­гой то­вар

Идео­ло­гия же со­стоя­ла в том, что де­ше­вый то­вар — это пло­хо, это ужас­но, это кош­мар­но. Но что, мол, по­де­ла­ешь с этим? Че­ло­век так уст­ро­ен — ему на­до, по­это­му бу­дем про­сти­ту­цию пре­сле­до­вать, но так, что­бы не за­гнать до кон­ца. И это бы­ло вы­ве­де­но за об­ще­со­ци­аль­ные скоб­ки и объ­яв­ле­но мар­ги­наль­ной дея­тель­но­стью. Как мы зна­ем, мар­ги­на­лы от­ли­ча­ют­ся тем, что их все вре­мя как бы пре­сле­ду­ют, но в то же вре­мя не пре­сле­ду­ют…

В об­щем, что­бы их бы­ло не слиш­ком мно­го и что­бы они не очень ме­ша­ли, не шля­лись бы в рай­оне до­ро­гих вилл и не пор­ти­ли бы сво­им ви­дом на­ше рос­кош­ное об­ще­ст­во. А вот во­круг до­ро­го­го то­ва­ра воз­ник­ло го­раз­до боль­шее ко­ли­че­ст­во идео­ло­гий.

Во-пер­вых, воз­ник­ла хра­мо­вая про­сти­ту­ция; из хра­мо­вой про­сти­ту­ции ро­ди­лись все так на­зы­вае­мые ду­хов­ные под­хо­ды к сек­су: секс как сред­ст­во дос­ти­же­ния Бо­га, по­сти­же­ния аб­со­лю­та и про­чее. Это в ко­неч­ном сче­те про­сто идео­ло­гия, но бла­го­да­ря имен­но этой идео­ло­гии хра­мо­вая про­сти­ту­ция во мно­гом на­по­ми­на­ет на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут сек­са. И, соб­ст­вен­но го­во­ря, ин­фор­ма­ция о воз­мож­но­стях по­лу­че­ния че­рез сек­су­аль­ный кон­такт все­воз­мож­но­го ро­да эк­зо­ти­че­ских пе­ре­жи­ва­ний, а так­же поч­ти вся ин­фор­ма­ция под на­зва­ни­ем «тех­ни­ки» по­лу­че­ны из хра­мо­вой про­сти­ту­ции.

Очень мно­гие эзо­те­ри­че­ские жен­ские уче­ния бе­рут свое на­ча­ло имен­но в хра­мо­вой про­сти­ту­ции, ибо имен­но там, бу­ду­чи цен­ным, уни­каль­ным то­ва­ром, про­сти­тут­ки под раз­лич­ны­ми на­име­но­ва­ния­ми име­ли воз­мож­ность ощу­тить власть над сла­бой муж­ской по­ло­ви­ной че­ло­ве­че­ст­ва и вы­ра­бо­тать сис­те­му за­щи­ты сво­их по­зи­ций.

Дру­гая идео­ло­гия

Сле­дую­щая идео­ло­гия — это идео­ло­гия, ут­верж­даю­щая то, что де­ли­кат­но на­зы­ва­лось доб­ро­воль­ный секс: на­лож­ни­цы, кур­ти­зан­ки, га­рем у му­суль­ман и т. д. Здесь муж­ской со­ци­ум вы­сту­па­ет в ро­ли бла­го­род­но­го по­кро­ви­те­ля по­роч­ной жен­ской на­ту­ры: мол, жен­щи­ны без это­го не мо­гут, и по­это­му мы им по­кро­ви­тель­ст­ву­ем. Так раз­ви­ва­лась идео­ло­гия по­кро­ви­тель­ст­вен­но­го от­но­ше­ния к сек­су­аль­ной жиз­ни. От­сю­да по­след­ст­вия — при вла­сти со­стоя­щие раз­лич­ные за­ве­де­ния, пуб­лич­ные до­ма, зна­ме­ни­тые кар­ти­ны и скульп­ту­ры.

Пом­ни­те зна­ме­ни­тую «Не­зна­ком­ку» Крам­ского (как из­вест­но, он был боль­шой ху­ли­ган)? На этой кар­ти­не изо­бра­же­на со­всем не се­ст­ра ху­дож­ни­ка, как пи­са­ли в учеб­ни­ках при со­вет­ской вла­сти… На этой кар­ти­не изо­бра­же­на самая до­ро­гая в то вре­мя кур­ти­зан­ка Пе­тер­бур­га. Когда его ху­до­же­ст­вен­ный са­лон был от­крыт, там со­брал­ся весь бо­монд, как сей­час го­во­рят, и бол­ьшая часть это­го бо­мон­да жен­щи­ну уз­на­ла, так как име­ла с ней де­ло. Та­кая вот «Не­зна­ком­ка». К это­му же от­но­сит­ся об­ра­бот­ка сек­суаль­ной те­мы в раз­лич­ных ху­до­же­ст­вен­ных вари­ан­тах — сво­его ро­да реа­би­ли­та­ция. От Со­неч­ки Мар­ме­ла­до­вой и ге­ро­инь «Ямы» Куп­ри­на до «Ин­тер­де­воч­ки». Тут об­на­ру­жи­ва­ет­ся целый куль­ту­ро­ло­ги­че­ский со­ци­аль­ный слой, связан­ный с об­ла­го­ра­жи­ва­ни­ем са­мой си­туа­ции как бы в за­щи­ту жен­щин, по­сколь­ку они яв­ля­ют­ся сим­во­лом сек­са. Это по­тря­саю­ще!

А са­мое по­тря­саю­щее в этой ис­то­рии, что в тот мо­мент бы­ли толь­ко жен­щи­ны, за­то в на­ше про­све­щен­ное вре­мя поя­ви­лись пуб­лич­ные до­ма, в ко­то­рых но­си­те­ля­ми сек­су­аль­но­го на­сла­ж­де­ния яв­ля­ют­ся так­же и муж­чи­ны. На­ко­нец-то на­сту­пи­ло рав­но­пра­вие!

Вни­ма­ние! Сек­су­аль­ная ре­во­лю­ция

И по­след­няя идео­ло­гия — сек­су­аль­ная ре­во­лю­ция. Это уже про­дукт де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва, де­мо­кра­ти­че­ско­го со­циу­ма, в ко­то­ром цен­ность сек­су­аль­но­го удо­воль­ст­вия рас­смат­ри­ва­ет­ся уже не как то­вар, не как на­гра­да, не как пря­ник и кнут, а про­сто как нор­маль­ная часть су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка.

Вот, ска­жем, в Рос­сии со­вет­ских вре­мен (два­дца­тые го­ды) свер­ши­лась та­кая сек­су­аль­ная ре­во­лю­ция. Под нее да­же под­ве­ли тео­ре­ти­че­скую ба­зу, на­зы­ва­лась она тео­ри­ей «ста­ка­на во­ды». И про­воз­гла­си­ли ее как раз жен­щи­ны, из­вест­ные ре­во­лю­цио­нер­ки — Кла­ра Цет­кин и Ро­за Люк­сем­бург. Со­глас­но их тео­рии во­об­ще все ин­тим­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной ра­зо­вые, то есть не цен­нее, чем ста­кан про­хлад­ной во­ды в жа­ру.

И, на­чав­шись в на­ча­ле ве­ка, сек­су­аль­ные ре­во­лю­ции ка­ти­лись-ка­ти­лись и до­ка­ти­лись до бур­ных со­бы­тий в Ев­ро­пе шес­ти­де­ся­тых го­дов, а у нас не­мно­го по­поз­же — в се­ми­де­ся­тых — вось­ми­де­ся­тых го­дах и бы­ли рез­ко за­сто­по­ре­ны био­сфе­рой в свя­зи с по­яв­ле­ни­ем ви­ру­са СПИ­Да. Но в соз­на­нии лю­дей сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие уже за­ня­ло со­вер­шен­но иное ме­сто. Оно из эк­зо­ти­че­ской си­туа­ции пре­вра­ти­лось в нор­маль­ную часть жиз­ни лю­дей.

Та­ким об­ра­зом, ба­зис­ная идео­ло­гия в ре­зуль­та­те ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­лась. И вот все это на­зы­ва­ет­ся секс. Ко­гда лю­ди спра­ши­ва­ют, по­че­му та­кую си­лу име­ет это по­го­лов­ное вле­че­ние, то это очень на­ив­ный во­прос. Дос­та­точ­но вспом­нить, что мы яв­ля­ем­ся био­ло­ги­че­ским ви­дом и что в лю­бом био­ло­ги­че­ском ви­де по­треб­ность в са­мо­вос­про­из­вод­ст­ве под­кре­п­ле­на глу­бо­чай­ши­ми ге­не­ти­че­ски­ми про­грам­ма­ми. По­треб­ность в фи­зио­ло­ги­че­ском удо­воль­ст­вии яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью на­шей при­ро­ды.

Су­ще­ст­ву­ет так­же длин­ная ис­то­рия са­мо­удо­вле­тво­ре­ния как ан­ти­по­да кол­лек­тив­но­го сек­са, ко­то­рая то­же ре­гу­ли­ро­ва­лась со­циу­мом, ко­то­рое то­же бы­ло то­ва­ром. И ко­неч­но, этот то­вар об­рос еще и со­от­вет­ст­вую­щей идео­ло­ги­че­ской над­строй­кой. В ре­зуль­та­те пу­та­ни­ца в го­ло­вах у лю­дей имеет ши­ро­чай­ший диа­па­зон.

А как же лю­бовь?

Ну что ж, это бо­лее или ме­нее по­нят­но. Чис­тый секс, био­ло­ги­че­ские за­ко­ны, со­ци­ум как ор­га­ни­зую­щая и на­прав­ляю­щая си­ла. Но вот есть та­кая рас­хо­жая фра­за: по­стель — не по­вод для зна­ком­ст­ва. Она ведь не толь­ко иро­нич­на, она аг­рес­сив­на, а зна­чит, что-то за­щи­ща­ет. По­то­му что та­кое в этом кон­тек­сте зна­ком­ст­во? Ка­кой не­вы­ска­зан­ный уп­рек сто­ит за этим? Зна­ком­ст­во — это уже на­ча­ло ка­ких-то от­но­ше­ний. А ес­ли столь ин­тим­ное взаи­мо­дей­ствие не при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию хоть ка­ких-то, пусть недол­гих, от­но­ше­ний, то по­лу­ча­ет­ся, что есть ме­сто, ко­то­рым да­же са­мый «не­за­ви­си­мый» от об­ще­ст­вен­но­го мне­ния че­ло­век чув­ст­ву­ет ка­кую-то не­пол­но­ту, уп­ро­ще­ние и при­ми­ти­ви­за­цию, ка­кой-то упу­щен­ный шанс. И как ни кру­ти и ка­кое сво­бо­до­мыс­лие ни де­мон­ст­ри­руй, а ощу­ще­ние, что что-то не так, ос­та­ет­ся.

Все твои дол­гие рас­су­ж­де­ния мож­но све­сти к од­но­му клас­си­че­ско­му во­про­су: «А как же лю­бовь?» И я от­ве­чу: лю­бовь и секс это уже со­всем дру­гая кар­ти­на. И вот по­че­му. Кро­ме ба­заль­ной по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да, под­кре­п­лен­ной фи­зио­ло­ги­че­ским удо­воль­ст­ви­ем, су­ще­ст­вует столь же ба­заль­ная по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Раз­ни­ца со­сто­ит в раз­ной гор­мо­наль­ной кар­ти­не. На уров­не по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да идет цик­ла­ми на­рас­та­ние гор­мо­нов (и в свя­зи с этим име­ют ме­сто воз­бу­ж­де­ние, ак­ти­ва­ция, ес­ли удов­ле­тво­рять по­треб­ность, а ес­ли не удо­вле­тво­рять — то нев­ро­ти­за­ция с фру­ст­ра­ция­ми и т. д.). А при ущем­ле­нии по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те идет убы­ва­ние гор­мо­наль­но­го фо­на, что при­во­дит к нев­ра­сте­нии, по­те­ре жиз­нен­но­го то­ну­са, уп­ло­ще­нию эмо­цио­наль­ных ре­ак­ций, не­спо­соб­но­сти к глу­бо­ким пе­ре­жи­ва­ни­ям и в пре­де­ле к ши­зоф­ре­ни­за­ции…

Лю­бовь есть гар­мо­нич­ный со­юз этих двух на­зван­ных по­треб­но­стей. Но по­сколь­ку че­ло­век та­кое су­ще­ст­во, что он на­хо­дит­ся во вла­сти со­циу­ма, ибо со­ци­ум его де­ла­ет, он не мо­жет чис­то био­ло­ги­че­ским пу­тем пой­ти к удов­ле­тво­ре­нию сво­их по­треб­но­стей. Ну, ко­неч­но же, не мог со­ци­ум прой­ти ми­мо люб­ви как сред­ст­ва ма­ни­пу­ля­ции. И по­то­му лю­бовь есть «на­ша — не на­ша», «пра­виль­ная — не­пра­виль­ная», «та­кая-ся­кая». Она и осу­ж­да­ет­ся, она и по­ощ­ря­ет­ся и т. д.

Та же са­мая ис­то­рия, но слож­ность со­сто­ит в том, что очень труд­но со­циу­му лю­бовь сде­лать то­ва­ром. По­че­му лю­бовь не­воз­мож­но сде­лать то­ва­ром? По той про­стой при­чи­не, что по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те из­на­чаль­но удов­ле­тво­ря­ет­ся толь­ко с по­мо­щью ма­те­ри. Де­ти, ото­рван­ные от ма­те­ри рань­ше, чем им ис­пол­нил­ся год, вы­рас­та­ют с серь­ез­ны­ми от­кло­не­ния­ми в пси­хи­че­ском раз­ви­тии. Отец не мо­жет за­ме­нить мать. Зна­чит, по­иск эмо­цио­наль­но­го кон­так­та есть по­иск ма­те­ри. А ес­ли ма­мы нет, а я уже взрос­лый (или я уже взрос­лая), то как же мне удов­ле­тво­рить по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те? Од­ним-един­ст­вен­ным спо­со­бом — ото­жде­ст­в­ле­ни­ем дру­го­го с со­бой или с ма­мой.

Для муж­чин это лег­че, по­то­му что они мо­гут най­ти та­кую жен­щи­ну, ко­то­рая бу­дет ас­со­ции­ро­вать­ся с ма­мой: они при­па­дут к ней, ото­жде­ст­вят ее с ма­мой, сов­па­дет, ска­жем, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский ре­зо­нанс, и все в по­ряд­ке. Для жен­щин это труд­нее, по­то­му что они мо­гут удов­ле­тво­рить по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те, ли­бо при­пав к под­ру­ге, ото­жде­ст­в­лен­ной с ма­те­рью, ли­бо ото­жде­ст­вив сво­его парт­не­ра с со­бой.

Ко­неч­но, встре­ча­ют­ся лю­ди, ко­то­рые уме­ют про­из­во­дить этот то­вар, но это же еди­ни­цы. Это, как та­лант ху­дож­ни­ка, встре­ча­ет­ся ред­ко. Сде­лать это мас­со­вым не уда­ет­ся. Та­ким об­ра­зом, мно­гие уче­ные при­шли к ут­вер­жде­нию, что лю­бовь это та­кое чув­ст­во, ко­то­рое на­хо­дит­ся на сты­ке био­ло­ги­че­ских и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей. Для то­го что­бы она бы­ла осу­ще­ст­ви­ма, по­яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ный ас­пект, ко­то­рый сни­ма­ет на­пря­же­ние не­удов­ле­тво­рен­ной по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те за счет си­туа­ции безо­пас­но­го об­ще­ния. Безо­пас­ное об­ще­ние вклю­ча­ет в се­бя очень мно­го ком­по­нен­тов: это и си­туа­ци­он­ная безо­пас­ность, и безо­пас­ность пси­хо­ло­ги­че­ская, ко­гда не ждешь от парт­не­ра ка­ких-то не­ожи­дан­ных, ко­вар­ных или аг­рес­сив­ных дей­ст­вий. По­это­му од­ной из при­чин по­се­ще­ния людь­ми пуб­лич­ных зре­лищ яв­ля­ет­ся сур­ро­гат удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­такте. Ибо, на­хо­дясь в од­ном про­стран­ст­ве, в пол­ной безо­пас­но­сти, вме­сте эмо­цио­ни­руя, мы удов­ле­тво­ря­ем од­ну из сво­их ба­заль­ных по­треб­но­стей.

В на­ших рас­су­ж­де­ни­ях осо­бен­но важ­но по­нять, что ко­гда мы го­во­рим о люб­ви (да­же ес­ли это, как го­во­рят идео­ло­ги, при­ми­тив­ная лю­бовь), мы го­во­рим о люб­ви, имею­щей сек­су­аль­ное со­дер­жа­ние, су­ще­ст­ву­ет же еще и пла­то­ни­че­ская лю­бовь. Осо­бен­но здесь ва­жен та­кой факт, что сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие не­раз­рыв­но, пси­хо­ло­ги­че­ски свя­за­но с са­мо­удов­ле­тво­ре­ни­ем, не­раз­рыв­но. В сек­се нет аль­тру­из­ма и быть не мо­жет; от­сю­да боль­шое ко­ли­че­ст­во про­блем, воз­ни­каю­щих ме­ж­ду сек­су­аль­ны­ми парт­не­ра­ми, ибо ка­ж­дый, стре­мясь под­соз­на­тель­но к са­мо­удов­ле­тво­ре­нию, мо­жет всту­пить в кон­фликт­ные от­но­ше­ния со сво­им парт­не­ром. От­сю­да все эти бес­ко­неч­ные раз­го­во­ры о тех­но­ло­ги­че­ском ас­пек­те сек­са: в ка­кой по­зи­ции, под ка­ким уг­лом, сколь­ко ми­нут и т. д.

Из про­сто­го не­по­ни­ма­ния то­го, что секс, свя­зан­ный с парт­не­ром как ре­ци­див (а это ре­ци­див, во­об­ще-то, по­то­му что, стро­го го­во­ря, для са­мо­удов­ле­тво­ре­ния парт­не­ра не нуж­но, ес­ли го­во­рить на язы­ке био­ло­гии) уже дав­но со­циа­ли­зи­ро­ван и сю­да же под­ве­ше­но та­кое по­ня­тие, как «лю­бовь», вне­зап­но вспых­нув­шая на че­ты­ре ча­са, а ино­гда и ко­ро­че: «Са­ма, са­ма, бы­ст­ро, бы­ст­ро, бы­ст­ро…»

 

Зна­чит, все сво­дит­ся к то­му, что, удов­ле­тво­ряя од­ну по­треб­ность — био­ло­ги­че­скую и при этом не удов­ле­тво­ряя так плот­но с нею свя­зан­ную по­треб­ность в эмо­цио­наль­ном кон­так­те, че­ло­век в ко­неч­ном ито­ге не чув­ст­ву­ет се­бя пол­но­стью удов­ле­тво­рен­ным, ка­ким бы удач­ным он этот сек­су­аль­ный кон­такт ни ощу­щал.

Ес­те­ст­вен­но, парт­нер как бы не­об­хо­дим, хо­тя бы по­то­му, что есть еще мас­са по­боч­ных по­треб­но­стей. Но нуж­но по­ни­мать, что секс без до­го­во­ра все­гда бу­дет од­но­сто­рон­ним, то есть один парт­нер бу­дет под­чи­нять сво­ей во­ле дру­го­го парт­не­ра все­гда, ес­ли они не на­чи­на­ют свои от­но­ше­ния с до­го­во­рен­но­сти о вза­им­ном удов­ле­тво­ре­нии. А слу­чай­ные сов­па­де­ния? Это те «ро­ко­вые» слу­чаи, ко­гда со­вер­шен­но слу­чай­но встре­ча­ют­ся два парт­не­ра, ко­то­рые при дос­ти­же­нии сек­су­аль­но­го удов­ле­тво­ре­ния ис­пы­ты­ва­ют глу­бо­кий пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский ре­зо­нанс. То­гда на­чи­на­ет­ся ро­ко­вая страсть и про­чее… Та­ким об­ра­зом, все раз­но­об­раз­ное по­ле про­бле­ма­ти­ки сек­са боль­шей ча­стью по­ро­ж­де­но заб­ве­ни­ем, от­ку­да все это рас­тет.

Муж­чи­ны и жен­щи­ны.

Они раз­ные в этом

Долж­на при­знать, что те­ма са­мо­удов­ле­тво­ре­ния как глав­но­го в сек­се ока­за­лась для ме­ня не­сколь­ко не­ожи­дан­ной. Умо­зри­тель­но при­зна­вать се­бя при­над­ле­жа­щей не толь­ко к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, но и к ми­ру жи­вот­но­му ка­жет­ся не та­ким уж и слож­ным, а вот ткнуть­ся в кон­кре­ти­ку про­яв­ле­ния этой при­ро­ды…

Ни­ко­гда не ло­вись в ло­вуш­ку пре­зре­ния к при­ро­де! При­ро­да не уни­жа­ет че­ло­ве­ка. Это лишь идео­ло­ги­че­ская об­ра­бот­ка моз­гов, буд­то бы при­род­ное на­ча­ло уни­жа­ет че­ло­ве­ка. Это же пол­ное не­ве­же­ст­во, без­гра­мот­ность в луч­шем слу­чае. В худ­шем слу­чае это один из прие­мов управ­ле­ния со­ци­аль­ным по­ве­де­ни­ем. Ни­че­го по­стыд­но­го нет в том, что мы био­ло­ги­че­ские суще­ст­ва. Мы дей­ст­ви­тель­но вид био­ло­ги­че­ский, в этой сво­ей час­ти под­чи­ня­ем­ся за­ко­нам био­сфе­ры, за­ко­нам при­ро­ды, за­ко­нам ви­да. Ни­че­го пло­хо­го или хо­ро­ше­го, ни­че­го оце­ноч­но­го в этом нет! Это луч­ше знать, и то­гда на­ша при­ро­да ста­нет на­шим по­мощ­ни­ком. А ес­ли ее иг­но­ри­ро­вать, да еще, не дай Бог, пре­зи­рать, то она, не­со­мнен­но, от­ве­тит аде­к­ват­но…

Да, как-то за­кос­не­ла я в гор­ды­не вен­ца тво­ре­ния. Хо­те­лось бы воз­ра­зить как-то прин­ци­пи­аль­но, но не в чем. То­гда да­вай сде­ла­ем еще один за­ход, мо­жет быть, не на уров­не ут­вер­жде­ния и кон­ста­та­ции фак­та, а на уров­не спе­ци­фи­ки про­яв­ле­ния. Да и за­щи­та от вос­при­ятия это­го фак­та, не­со­мнен­но, долж­на быть до­воль­но силь­ная. И еще, есть ли раз­ли­чия в сек­су­аль­ном са­мо­удов­ле­тво­ре­нии, ха­рак­тер­ные для муж­чин и жен­щин?

В об­лас­ти сек­су­аль­но­го са­мо­удов­ле­тво­ре­ния ни у ко­го ни­ка­ких про­блем нет, кро­ме про­бле­мы со­ци­аль­ной. Ес­ли со­ци­аль­ное дав­ле­ние или со­ци­аль­ное на­сле­до­ва­ние вну­ши­ло от­но­ше­ние к это­му как к не­га­тив­но­му фак­ту и осу­ж­да­ет мас­тур­ба­цию и она­низм как яко­бы вре­дя­щие здо­ро­вью и вся эта «лап­ша», ко­то­рая с точ­ки зре­ния нау­ки и ра­цио­наль­но­го под­хо­да не вы­дер­жи­ва­ет ни­ка­кой кри­ти­ки, впе­ча­та­лась в ба­зо­вые ус­та­нов­ки на уров­не са­мо со­бой ра­зу­мею­щих­ся норм, то тут-то про­бле­мы и на­чи­на­ют­ся. Во­прос в дру­гом.

Во­прос со­сто­ит в том, что жен­щи­ны био­ло­ги­че­ски бо­лее обес­пе­че­ны жиз­нен­ным то­ну­сом, чем муж­чи­ны. Это то­же ес­те­ст­вен­но, ибо на жен­щи­не ле­жит ре­про­дук­тив­ная функ­ция, и, ес­те­ст­вен­но, при­ро­да на­де­ля­ет жен­щи­ну боль­шей при­род­ной си­лой, чем муж­чи­ну. По­то­му-то на за­ре ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва и су­ще­ст­во­вал матри­ар­хат, ко­то­рый ут­вер­ждал био­ло­ги­че­ский при­ори­тет жен­щи­ны. Ци­ви­ли­за­ция бы­ла раз­ви­та сла­бо, ин­тел­лект то­же, и сла­бый еще со­ци­ум утвер­ждал ес­те­ст­вен­ное по­ло­же­ние ве­щей: био­ло­ги­че­ски жен­щи­на силь­нее, креп­че муж­чи­ны.

По­это­му все муж­чи­ны, все без ис­клю­че­ния, на под­соз­на­тель­ном (или бес­соз­на­тель­ном) уров­не бо­ят­ся жен­щин еще с тех вре­мен. Они зна­ют: жен­щи­на про­жи­вет доль­ше. Кро­ме то­го, жен­щи­на бо­лее сти­хий­на, чем муж­чи­на, по­то­му что ей не нуж­но ком­пен­си­ро­вать не­дос­та­ток жиз­нен­ной энер­гии ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми уси­лия­ми, ло­ги­чески­ми ком­по­зи­ция­ми и со­ци­аль­ным на­ча­лом. Она — сти­хия. Жен­щи­на сти­хий­на, а муж­чи­на ра­цио­на­лен. Жен­щи­на силь­на, муж­чи­на слаб.Ес­те­ст­вен­но, бу­ду­чи ра­цио­наль­ным, но сла­бым, он бо­ит­ся бурь, цу­на­ми, из­вер­же­ния вул­ка­на, гро­зы, пред­став­лен­ных в об­ра­зе жен­щи­ны. И ес­те­ст­вен­но, вся­кая сла­бость в ка­че­ст­ве ком­пен­са­ции как один из ос­нов­ных за­щит­ных ме­ха­низ­мов в ито­ге по­ро­ж­да­ет аг­рес­сию. По­это­му муж­чи­на аг­рес­си­вен по от­но­ше­нию к жен­щи­не.

Из­на­чаль­но су­ще­ст­ву­ет кон­фликт ме­ж­ду сам­ка­ми и сам­ца­ми имен­но у лю­дей. В при­ро­де кон­фликт ре­ша­ет­ся про­сто — за­грыз, да и все. Сре­ди лю­дей же это не при­ня­то, по­это­му воз­ни­ка­ют мно­го­чис­лен­ные и раз­но­об­раз­ные ком­би­на­ции — как съесть муж­чи­ну или как за­щи­тить­ся от жен­щи­ны.

Все-та­ки здо­ро­во, что об этом го­во­ришь ты, муж­чи­на. С од­ной сто­ро­ны — ну, на­ко­нец-то муж­чи­ны са­ми при­зна­ют, да еще и на­уч­ный ба­зис под­во­дят под то, в чем жен­щи­ны дав­но и так эмпи­ри­че­ским пу­тем и опы­том жиз­ни убе­ж­де­ны. А с дру­гой — это как раз и сви­де­тель­ст­ву­ет о вашем муж­ском без­ус­лов­ном мес­те си­лы — ин­тел­лек­ту­аль­ной спо­соб­но­сти при­знать и объ­яс­нить ве­щи для вас не­ли­це­при­ят­ные. Не мо­гу не отдать долж­ное и не вос­хи­тить­ся — при­зна­ние сво­их сла­бо­стей — это не что иное, как при­знак си­лы.

По­го­ди вос­хи­щать­ся, как бы я те­бя не огор­чил. Ес­ли муж­чи­ны вы­ну­ж­де­ны при­знать столь не­при­ят­ный для их са­мо­оцен­ки факт, что под­соз­на­тель­но они бо­ят­ся жен­щин, то го­то­вы ли жен­щи­ны при­знать не ме­нее опас­ный для их са­мо­оцен­ки факт, что все они без ис­клю­че­ния на уров­не бес­соз­на­тель­но­го бо­ят­ся са­мих се­бя, по­то­му что зна­ют, что они асо­ци­аль­ны по при­ро­де сво­ей. Жен­щи­нам очень труд­но вы­пол­нять кон­вен­ции, со­блю­дать пра­ви­ла, быть по­сле­до­ва­тель­ны­ми, ор­га­ни­зо­ван­ны­ми и т. д. По­это­му во гла­ве всех фе­ми­ни­ст­ских дви­же­ний тай­но сто­ят муж­чи­ны.

Я был в Бос­то­не на Все­мир­ном фи­ло­соф­ском кон­грес­се, и я был по­ра­жен, что на от­де­ле­нии фи­ло­со­фии фе­ми­низ­ма са­мую ак­тив­ную роль иг­ра­ли имен­но муж­чи­ны. Это очень серь­ез­ное при­род­ное яв­ле­ние — раз­ни­ца по­лов, и очень серь­ез­ное при­род­ное яв­ле­ние, что жен­щи­ны, как по­ка­зы­ва­ет ста­ти­сти­ка, в сред­нем жи­вут доль­ше. По­это­му оди­но­ких жен­щин го­раз­до боль­ше, чем оди­но­ких муж­чин. Муж­чи­ны уми­ра­ют рань­ше, рань­ше из­на­ши­ва­ют­ся… И это не толь­ко био­ло­гия. Это еще и пла­та за боль­шую на­груз­ку, боль­шую от­вет­ст­вен­ность — это пла­та за власть.

Кро­ме то­го, муж­чи­ны, на сло­вах меч­тая о какой-то су­пер­жен­щи­не, встре­чая ее, бе­гут без огляд­ки, по­то­му что это сти­хия. Так бе­жал Алек­сандр Ма­ке­дон­ский от Та­ис Афин­ской, про­ве­дя с ней по­тря­саю­щую ночь. Она его лю­би­ла, а он при­знал­ся, что ни­ко­гда не по­вто­рит эту ночь, ина­че ему бу­дет не­ко­гда за­ни­мать­ся ос­нов­ным де­лом — за­вое­ва­ни­ем ми­ра.

Все де­ло в том, что раз­ру­ше­ние умо­зри­тель­ных струк­тур муж­чи­на вос­при­ни­ма­ет как ка­та­ст­ро­фу, а жен­щи­на нет. Мно­гие чи­та­ли «Ста­руху Изер­гиль» Мак­си­ма Горь­ко­го. Это то же са­мое, что Ка­ли в ин­дий­ской ми­фо­ло­гии, так на­зы­вае­мая «по­жи­ра­тель­ни­ца муж­чин», это ог­нен­ные жен­щи­ны, жен­щи­ны, ко­то­рые на­столь­ко мо­гут реа­ли­зо­вать свою жен­скую при­ро­ду, что муж­чи­ны уми­ра­ют, с ума схо­дят, со­вер­ша­ют ан­ти­со­ци­аль­ные по­ступ­ки, тра­тят ка­зен­ные день­ги, за­бы­вая о дол­ге и чес­ти. Сти­хия — она и есть сти­хия. По­это­му со­ци­ум, муж­ской по сво­ей при­ро­де, вы­ра­бо­тал ко­лос­саль­ное ко­ли­че­ст­во все­воз­мож­ных ме­ха­низ­мов, ре­гу­ли­рую­щих со­ци­аль­ное по­ве­де­ние жен­щи­ны, ее со­ци­аль­ную по­зи­цию, це­лую сис­те­му ог­ра­ни­че­ний.

Но ци­ви­ли­за­ция идет впе­ред «се­ми­миль­ны­ми ша­га­ми про­грес­са», и по­ло­же­ние рез­ко из­ме­ня­ет­ся в свя­зи с тем, что рез­ко па­да­ет уро­вень вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния. К это­му на­чи­на­ют при­спо­саб­ли­вать­ся все со­ци­аль­ные ме­ха­низ­мы, вклю­чая мо­раль. Мать-оди­ноч­ка из осу­ж­дае­мой ста­но­вит­ся по­ощ­ряе­мой.

Дви­жи­мое на­уч­но-тех­ни­че­ским про­грес­сом, че­ло­ве­че­ст­во на уров­не ци­ви­ли­за­ции дав­но уже всту­пи­ло в кон­фликт с при­ро­дой как та­ко­вой. По­лу­чая си­лы вме­ши­вать­ся в раз­лич­ные при­род­ные про­цес­сы, че­ло­ве­че­ст­во, бу­ду­чи не­дос­та­точ­но гра­мот­ным, не в со­стоя­нии пре­ду­смот­реть всех по­след­ст­вий этих вме­ша­тельств. Поэто­му эта ти­хая, не­пре­кра­щаю­щая­ся вой­на ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных по­лов все­гда окан­чи­ва­ет­ся по­бе­дой жен­щи­ны (!), ибо, ес­ли бы од­на­ж­ды по­бе­ди­ли муж­чи­ны, род че­ло­ве­че­ский на этом бы за­кон­чил свое су­ще­ст­во­ва­ние.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.