Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 4 страница



Де­ло в том, что с по­зи­ции чис­той чув­ст­вен­но­сти мы име­ем де­ло с био­ло­ги­че­ским фак­том: раз­дра­же­ние эро­ген­ных зон, на­ко­п­ле­ние чув­ст­вен­но­го по­тен­циа­ла и его раз­ряд­ка в ка­че­ст­ве ор­газ­ма. Вот уж точ­но ме­сто, ко­то­рое да­ет ре­аль­ную воз­мож­ность пе­ре­жить се­бя как часть жи­вот­но­го ми­ра. На­вер­ное, есть та­кое ме­сто в моз­гу: вжив­ля­ешь ту­да элек­трод и про­стым на­жа­ти­ем кноп­ки вы­зы­ва­ешь у се­бя ор­газм, по­ка не ум­решь от ис­то­ще­ния. И ни­ка­ких слож­но­стей в по­ис­ках парт­не­ра! Че­ло­ве­че­ско­му соз­на­нию, со­циа­ли­зи­ро­ван­но­му, пе­ре­гру­жен­но­му пра­ви­ла­ми, это так нелов­ко. Вооб­ще не­лов­ко пом­нить, что я еще и жи­вот­ное. Да, да, жи­вот­ное из раз­ря­да мле­ко­пи­таю­щих.

Для та­ко­го ро­да чув­ст­вен­но­сти, чув­ст­вен­но­сти, ли­шен­ной вся­че­ских эмо­цио­наль­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных при­крас, да­же сло­во от­дель­ное при­ду­ма­ли — «по­хоть» — и ок­ра­ску оно тра­ди­ци­он­но не­сет от­ри­ца­тель­ную. По­хоть — это не лю­бое сек­су­аль­ное удов­ле­тво­ре­ние или сек­су­аль­ный кон­такт. По­хоть — это не­по­сред­ст­вен­но био­ло­ги­че­ское, чув­ст­вен­ное же­ла­ние.Она ни­ка­ко­го от­но­ше­ния ни к люб­ви, ни к про­сти­ту­ции, ни к ка­ким-ли­бо от­но­ше­ни­ям не име­ет. На­вер­ное, сто­ит на­пом­нить че­ло­ве­ку, что он еще и жи­вот­ное, и ни­че­го пло­хо­го в этом нет.

Пло­хо­го ни­че­го, ко­неч­но, нет, как нет ни­че­го пло­хо­го во всей фи­зио­ло­гии, а не­лов­кость не­ко­то­рая все-та­ки су­ще­ст­ву­ет. Ты го­во­ришь о трех при­ро­дах и ут­вер­жда­ешь, что они рав­ны, а нас вос­пи­та­ли на ие­рар­хии этих при­род. Глав­ная — это со­ци­аль­ная. Ра­зум! Ра­зум!! Ра­зум!!! Ду­хов­ная — это то­же не­что, что очень хо­ро­шо, но не на ка­ж­дый день и не для всех, а био­ло­ги­че­ская — это не­что, что су­ще­ст­ву­ет, но с ней-то ра­зум дав­но упра­вил­ся, и лю­ди, ко­то­рые оза­бо­че­ны имен­но ею, вы­зы­ва­ют то ус­меш­ку, то раз­дра­же­ние. А тут еще ста­рик Фрейд, до­ве­ден­ный по­пу­ля­ри­за­то­ра­ми до аб­сур­да, стра­ху и не­лов­ко­сти до­бавил. Как-то ге­рой филь­ма «Ана­ли­зи­руй это» вос­кли­ца­ет, до­ве­ден­ный сво­им пси­хо­те­ра­пев­том: «Да по­сле тво­их се­ан­сов я бо­юсь зво­нить ма­те­ри!»

Ты же сам го­во­рил как-то, что че­ло­век рас­пят ме­ж­ду при­ро­да­ми, ме­ж­ду био­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной, ме­ж­ду со­ци­аль­ной и ду­хов­ной. Вот ему, рас­пя­то­му, и нелов­ко.

Точ­ка от­де­ле­ния

Для то­го что­бы во­об­ще как-то от­но­сить­ся к во­про­сам сек­са и эро­ти­ки, нуж­но от­де­лить по­хоть, био­ло­ги­че­скую чув­ст­вен­ность от все­го осталь­но­го. Чем и за­ни­ма­лись во всех древ­них, сек­су­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных тра­ди­ци­ях, на­чи­ная от сек­рет­ных жен­ских мо­на­сты­рей, вак­ха­нок, ге­тер, тан­три­стов, — всю­ду, где секс обуз­ды­вал­ся зна­ния­ми. Так вот пер­вое, че­му учи­ли, — это уме­нию ос­во­бо­дить при­род­ную чув­ст­вен­ность от же­ст­кой свя­зи с чем-ли­бо еще.

Это, ко­неч­но, не чис­то че­ло­ве­че­ское ка­че­ст­во — чув­ст­вен­ность. Это ка­че­ст­во жи­во­го, лю­бой жи­вой сис­те­мы. Жи­вот­ные не ме­нее чув­ст­вен­ны, чем мы. Ес­те­ст­вен­но, что при­ро­да не мог­ла до­ве­рить ка­ким-то слу­чай­но­стям де­ло про­дол­же­ния ро­да, по­это­му ав­то­ма­ти­че­ское обес­пе­че­ние же­ла­ния и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез его связь с мак­си­маль­ным чув­ст­вен­ным удо­воль­ст­ви­ем.

Мы зна­ем, что в моз­гу не толь­ко у че­ло­ве­ка есть центр под на­зва­ни­ем «рай» и центр под на­зва­ни­ем «ад». Есть центр, ко­то­рый ав­то­ма­ти­че­ски вклю­ча­ет­ся, ко­гда мы при­бли­жа­ем­ся к гра­ни­цам, ох­ра­няе­мым ин­стинк­том са­мо­со­хра­не­ния. И есть центр удо­воль­ст­вия, ко­то­рый свя­зан с ин­стинк­том про­дол­же­ния ро­да. Стрем­ле­ние пе­ре­жить это удо­воль­ст­вие и есть чув­ст­вен­ность как та­ко­вая.

Так, мо­жет быть, сто­ит на­пом­нить, что раз­вилка в от­но­ше­нии к са­мо­му фак­ту су­ще­ст­во­вания чис­той, ос­но­ван­ной на са­мой био­ло­ги­че­ской при­ро­де чув­ст­вен­но­сти про­ле­га­ет в том мес­те, где чело­век вы­би­ра­ет знать или ос­тать­ся в не­ве­де­нии по по­во­ду са­мо­го се­бя и сво­его хо­зяй­ст­ва, да­ро­ван­но­го ему про­ви­де­ни­ем в поль­зо­ва­ние?

Так мы же уже дав­но ре­ши­ли, что на­ши бе­се­ды по­то­му и про­ис­хо­дят, что мы хо­тим знать. Ес­ли один из парт­не­ров уме­ет, зна­ет, пу­тем опыт­ных ис­сле­до­ва­ний на­хо­дит дос­туп к это­му цен­тру у дру­го­го, то, ко­неч­но, ему хо­чет­ся толь­ко од­но­го — что­бы тот на­шел дос­туп к его цен­тру. И то­гда слу­ча­ет­ся тот са­мый взрыв страсти, и не­обуз­дан­ная по­хоть вы­ры­ва­ет­ся на сво­бо­ду, и мы так лю­бим чи­тать об этом в ху­до­же­ст­вен­ном из­ло­же­нии и, не­сколь­ко сму­ща­ясь, на­блю­дать на эк­ра­не. Ес­те­ст­вен­но, с воз­рас­том дос­туп к это­му цен­тру ста­но­вит­ся бо­лее слож­ным, быв­шее жи­вот­ное все боль­ше со­циа­ли­зи­ру­ет­ся и пере­про­грам­ми­ру­ет­ся, пра­ви­ла и та­бу со­циу­ма въе­да­ют­ся в не­го все силь­нее. Не­санк­цио­ни­рован­ный дос­туп к цен­тру удо­воль­ст­вия — это, ко­неч­но же, на­си­лие. Взлом всей сис­те­мы.

По­это­му все, что свя­зан­но с био­ло­ги­че­ской чув­ст­вен­но­стью, ок­ру­же­но ог­ром­ным ко­ли­че­ством со­ци­аль­ных та­бу, вну­ше­ний, суг­ге­стий и за по­ня­ти­ем «по­хоть» же­ст­ко за­кре­п­ля­ет­ся от­ри­цатель­ное зна­че­ние, ко­то­рое под­дер­жи­ва­ет­ся социу­мом.

Все­мо­гу­щее бла­жен­ст­во

В под­соз­на­нии ка­ж­до­го муж­чи­ны и ка­ж­дой жен­щи­ны есть зна­ние о со­стоя­нии то­таль­но­го бла­жен­ст­ва, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век, ко­гда этот центр вклю­ча­ет­ся и есть же­ла­ние его ис­пы­тать. Жен­щи­ны об этом меч­та­ют боль­ше, так как рас­по­ло­же­ние ак­ку­му­ля­то­ра энер­гии в об­лас­ти мат­ки все вре­мя соз­да­ет не­кую про­во­ка­цию, кро­ме то­го, по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да ге­не­ти­че­ски бо­лее вы­ра­же­на у жен­щин, что то­же по­нят­но.

На­де­юсь, ты за­ме­ча­ла, что че­ло­ве­ки во мно­гих об­лас­тях, в том чис­ле в об­лас­ти чув­ст­вен­но­го на­сла­ж­де­ния, жи­вут по прин­ци­пу иг­но­ри­ро­ва­ния оче­вид­но­го. И на этом иг­но­ри­ро­ва­нии стро­ят все­воз­мож­ные кон­ст­рук­ции, ко­то­рые при ка­ж­дом кри­ти­че­ском по­ло­же­нии рас­сы­па­ют­ся как кар­точ­ный до­мик.

Так что же по­лу­ча­ет­ся, что осу­ж­да­ют со стра­ху? Слу­чись та­кое, и цен­ность это­го на­сла­ж­де­ния пе­ре­кро­ет все, что че­ло­век счи­тал для се­бя важ­ным? Не хо­тят со­ци­аль­ная и ду­хов­ная при­ро­да от­да­вать че­ло­ве­ка био­ло­ги­че­ской или не до­ве­ря­ют? И в са­мо­го че­ло­ве­ка за­пи­хи­ва­ют эту про­грам­му-стра­шил­ку: про­па­дешь, не вер­нешь­ся.

Что это ты за­гру­сти­ла?

Как тут не за­гру­стить. Та­кая те­ма изящ­ная вы­ри­со­вы­ва­лась. Ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти. Сколь­ко уже го­во­рим, а до ню­ан­сов никак не до­бе­рем­ся. Тон­ко­стей хо­чет­ся, де­та­лей, под­хо­дов. А тут та­кая ра­бо­та! Это же на­до — код дос­ту­па ис­кать!

А лю­ди-то раз­ные

Ну что ж, по­го­во­рим о «клуб­нич­ке». «Клуб­нич­ка» у нас та­кая — лю­ди раз­ные. И ес­ли бы они не бы­ли раз­ные, ни­ка­кой бы «клуб­нич­ки» не бы­ло. Толь­ко мно­го­об­ра­зие лю­дей соз­да­ет раз­но­об­ра­зие взаи­мо­дей­ст­вий.

Вот! Вот! Имен­но об этом.

А оно, это мно­го­об­ра­зие, в свою оче­редь, соз­да­ет оп­ре­де­лен­ную пу­та­ни­цу, лю­би­мое че­ло­ве­че­ское со­стоя­ние. В этой пу­та­ни­це и воз­ни­ка­ет мас­са воз­мож­но­стей для соз­да­ния раз­но­об­раз­ных спе­ку­ля­тив­ных ком­по­зи­ций. Кто ко­му под­хо­дит, кто ко­му не под­хо­дит, и как оно у ко­го про­ис­те­ка­ет. Эх, хо­ро­шо бы знать. За­чем? Не­по­нят­но.

Как это не­по­нят­но? Для срав­не­ния. Не все же счи­та­ют срав­не­ние гре­хом. Че­ло­век так уст­ро­ен. По­ка с дру­ги­ми се­бя не срав­нил, так ведь и не узна­ешь — ус­пе­шен ли ты, кра­сив ли ты, сча­ст­лив ли ты, мо­жешь ли быть уве­рен в сво­их муж­ских воз­мож­но­стях и жен­ской при­вле­ка­тель­но­сти. Ты что, не зна­ешь об этом или за­был?

Ну, хо­ро­шо, пред­по­ло­жим, ты зна­ешь, ка­кое по­ве­де­ние де­мон­ст­ри­ру­ет в по­сте­ли че­ло­век опре­де­лен­но­го ти­па. Но ес­ли он не най­дет клю­ча дос­ту­па к твое­му цен­тру на­сла­ж­де­ния, что тол­ку от твое­го зна­ния? А ес­ли ты не най­дешь ключ к его цен­тру на­сла­ж­де­ний? Ты мно­гих лю­дей зна­ешь, ко­то­рые хо­тят за­ни­мать­ся дру­ги­ми, да еще в по­сте­ли?

Ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти. Поч­ти де­тек­тив

Вни­ма­ние — страш­ная тай­на! Ни­ка­кой ти­по­ло­гии чув­ст­вен­но­сти нет. Чув­ст­вен­ность од­на, и в при­ро­де ее мы бо­лее или ме­нее ра­зо­бра­лись. Это та же си­туа­ция, что и с энер­ги­ей. Есть од­на энер­гия, но есть муж­чи­ны и жен­щи­ны, ко­то­рые ее по-раз­но­му ис­поль­зу­ют. Есть чув­ст­вен­ность, и у всех лю­дей при­ро­да ее од­на, а вот ко­ды дос­ту­па к цен­тру чув­ст­вен­но­го удо­воль­ст­вия — это и есть ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти.

Ну, как же в на­ше вре­мя без де­тек­тив­но­го сю­же­та обой­тись!

На­чаль­ные циф­ры ко­да свя­за­ны с по­ве­де­нием как наи­бо­лее дос­туп­ной для вос­при­ятия ча­стью че­ло­ве­ка. Зна­чит, ес­ли вы вни­ма­тель­ны к по­ве­де­нию, а по­ве­де­ние — это дей­ст­вие, со­вер­шае­мое для дос­ти­же­ния це­ли, зна­чит, вы може­те уви­деть це­ли, к ко­то­рым стре­мит­ся ваш партнер или парт­нер­ша, всту­пая с ва­ми во вся­ко­го ро­да взаи­мо­от­но­ше­ния, в том чис­ле и в ин­тим­ные. Знаю­щие лю­ди го­во­рят, что не бы­ва­ет ни фри­гид­ных жен­щин, ни им­по­тент­ных муж­чин, кроме слу­ча­ев ме­ди­цин­ских. Про­сто бы­ва­ют об­стоя­тель­ст­ва. Итак, пер­вый шаг к раз­гад­ке тай­ны кода — ос­нов­ные по­во­ды для всту­п­ле­ния в ин­тим­ные от­но­ше­ния.

Пер­вый— для воз­бу­ж­де­ния пря­мой чув­ст­вен­но­сти, ко­гда речь идет о те­лес­ном на­сла­ж­де­нии. Здесь все за­ви­сит от то­го, в ка­кой сте­пе­ни вклю­чен центр те­лес­но­го на­сла­ж­де­ния.

Вто­рой— как след­ст­вие про­бу­ж­де­ния чув­ст­вен­но­сти, свя­зан­ной с по­треб­но­стью в про­дол­же­нии ро­да. Это за­ви­сит от гор­мо­наль­но­го со­стоя­ния ор­га­низ­ма. Ин­тим­ная бли­зость, свя­зан­ная со сня­ти­ем на­пря­же­ния, как раз схе­ма, свя­зан­ная с про­дол­же­ни­ем ро­да.

Тре­тий— при ак­ти­ви­за­ции чув­ст­вен­но­сти, свя­зан­ной с по­треб­но­стью в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Это эро­ти­че­ская чув­ст­вен­ность, ко­гда ва­жен про­цесс взаи­мо­дей­ст­вия, при­чем без вся­ко­го ло­ги­че­ско­го оформ­ле­ния. Это мо­жет быть как в филь­ме «Де­вять с по­ло­ви­ной не­дель», а мо­жет быть в од­ной шу­бе на дво­их. Это не важ­но. Важ­но по­те­реть­ся и по­мур­лы­кать, об­раз­но го­во­ря. Это мо­жет транс­фор­ми­ро­вать­ся в чув­ст­вен­ность, свя­зан­ную с ком­пен­са­ци­ей ком­плек­са не­пол­но­цен­но­сти. И, стро­го го­во­ря, это уже не чув­ст­вен­ность, а власть. На этом чув­ст­вен­ность кон­ча­ет­ся.

Чет­вер­тый— ин­тим­ные от­но­ше­ния для про­бу­ж­де­ния чув­ст­вен­но­сти, свя­зан­ные с по­пыт­кой ис­поль­зо­вать эти от­но­ше­ния для так на­зы­вае­мых из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния и энер­ге­ти­ки. Это уже прак­ти­ки, тре­бую­щие со­от­вет­ст­вую­щих уси­лий.

Даль­ней­шее со­дер­жа­ние ко­да за­ви­сит уже от осо­бен­но­стей энер­ге­ти­че­ских взаи­мо­дей­ст­вий, и пре­ж­де все­го от осо­бен­но­стей до­ми­нант­но­го сти­ля дея­тель­но­сти. Здесь ли­бо есть ре­зо­нанс, ли­бо нет ре­зо­нан­са. Ли­бо есть по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ст­вие друг на дру­га, ли­бо есть де­ст­рук­тив­ное воз­дей­ст­вие. А по­сколь­ку это про­ис­хо­дит на очень тон­ком уров­не вос­при­ятия, то для боль­шин­ст­ва лю­дей оно как бы и не су­ще­ст­ву­ет.

Вот вам и сис­те­ма, ко­то­рая са­ма се­бя ох­ра­ня­ет. По­лу­ча­ет­ся, что тай­ны нет. Есть не­дос­та­точ­ная чув­ст­ви­тель­ность. Это вдох­нов­ля­ет. Раз­ви­ваю чув­ст­ви­тель­ность и тон­кость вос­при­ятия, и мир на­слаж­де­ния — от­крыт.

Пер­вая фор­ма чув­ст­вен­но­стипо­бу­ж­да­ет че­ло­ве­ка при­бе­гать к раз­лич­ным сти­му­ля­то­рам для дос­ти­же­ния удо­воль­ст­вия. Это не что иное, как по­ис­ки спо­со­ба про­брать­ся к это­му цен­тру ме­то­дом пря­мо­го взло­ма. Био­хи­мия — са­мый ко­рот­кий путь, мож­но пы­тать­ся это сде­лать че­рез пе­ре­воз­бу­ж­де­ние нерв­ной сис­те­мы, хо­ло­троп­ное ды­ха­ние, креп­кий ко­фе, пси­хо­сти­му­ля­тор ти­па экс­та­зи. Что имен­но, ро­ли не иг­ра­ет, по­то­му что глав­ная цель — до­ве­сти нерв­ную сис­те­му до пе­ре­воз­бу­ж­де­ния. Це­на для ор­га­низ­ма дос­та­точ­но оче­вид­на. Имен­но в этой об­лас­ти про­ис­хо­дят сры­вы пси­хи­ки из-за по­пы­ток дос­тиг­нуть это­го со­стоя­ния пу­тем взло­ма. Здесь нар­ко­ти­ки, ал­ко­голь, ис­поль­зо­ва­ние вся­че­ских ме­ди­та­тив­ных тех­ник толь­ко с этой це­лью.

По­это­му об­ласть, свя­зан­ная с чув­ст­вен­но­стью как та­ко­вой, и ок­ру­же­на ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом со­ци­аль­ных за­щит. И это пра­виль­но, имен­но эта чув­ст­вен­ность лег­ко пре­вра­ща­ет че­ло­ве­ка в жи­вот­ное. (Не на­по­ми­на­ет ему о том, что он часть жи­вот­но­го ми­ра, а воз­вра­ща­ет с по­те­рей всех ка­честв, вы­де­ляю­щих че­ло­ве­ка из жи­вот­но­го ми­ра, ино­гда не­об­ра­ти­мо). Мож­но со­вер­шить гра­мот­ное пу­те­ше­ст­вие в эту об­ласть, но нуж­но пом­нить, что в этой об­лас­ти мы пе­ре­ста­ем быть людь­ми.

Су­ще­ст­ву­ет дру­гой путь к выс­ше­му на­сла­ж­де­нию. Он свя­зан с тем, что прак­ти­ки, ис­поль­зую­щие это на­пря­же­ние в ду­хов­ных це­лях, по­строе­ны та­ким об­ра­зом, что дос­туп к цен­тру выс­ше­го на­сла­ж­де­ния со­еди­ня­ет­ся и с эмо­цио­наль­ным, и с ин­тел­лек­ту­аль­ным на­сла­ж­де­ни­ем, и с ре­зо­нанс­ным со­стоя­ни­ем энер­ге­ти­ки, и с кон­так­том с ок­ру­жаю­щей ре­аль­но­стью в оп­ре­де­ленных ас­пек­тах. И это уже аб­со­лют­но че­ло­ве­ческая чув­ст­вен­ность, на­столь­ко че­ло­ве­че­ская, что на­зы­ва­ет­ся ан­гель­ская и бо­же­ст­вен­ная. Для че­ло­ве­ка в сред­нем — это все рав­но что от­ли­чить «Май­от — Шар­дон» 1983 го­да от «Май­от — Шар­дон» 1982 го­да.

Та­ким об­ра­зом, мы мо­жем го­во­рить, что чув­ст­вен­ность име­ет да­же не­кую ие­рар­хию. Она про­сти­ра­ет­ся от чис­то жи­вот­ной чув­ст­вен­но­сти до аб­со­лют­но осоз­нан­ной чув­ст­вен­но­сти. А сту­пе­ня­ми к та­кой осоз­нан­но­сти бу­дут:

• чув­ст­вен­ность как сти­мул для про­дол­же­ния ро­да;

• чув­ст­вен­ность как про­дол­же­ние по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те;

• чув­ст­вен­ность как вза­им­ное по­зна­ва­ние;

• чув­ст­вен­ность как пу­те­ше­ст­вие в дру­гие ас­пек­ты ре­аль­но­сти. Вот и вся ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти.

Что ка­са­ет­ся кон­крет­ных ре­цеп­тов по по­во­ду взаи­мо­дей­ст­вия раз­лич­ных лю­дей, то об­щие, без­ад­рес­ные со­ве­ты — это ужас­ное свой­ст­во на­шей ци­ви­ли­за­ции. Это не­об­хо­ди­мо де­лать в ча­ст­ном по­ряд­ке, спе­циа­ли­ста­ми, по­то­му что ни­ка­кой мо­ти­ва­ции по­лу­чить та­кие зна­ния, кро­ме мо­ти­ва­ции вла­сти, я да­же пред­по­ло­жить не мо­гу. Ну, еще мо­ти­ва­ция са­мо­по­зна­ния, то есть по­зна­ния сво­их ме­ха­низ­мов. Но я по­ла­гаю, что ба­зо­вые зна­ния да­ют воз­мож­ность ка­ж­до­му са­мо­стоя­тель­но по­мыс­лить о се­бе. И ра­зо­брать­ся, что за ав­то­ма­ти­че­ские уст­рой­ст­ва в пси­хи­ке су­ще­ст­ву­ют, как они свя­за­ны с про­бле­мой сек­су­аль­но­сти (и свя­за­ны ли), и су­ще­ст­ву­ет ли эта про­бле­ма. То есть про­бле­ма яв­но су­ще­ст­ву­ет, но сек­су­аль­ная ли она? Это час­то боль­шой во­прос.

А есть ли про­бле­ма?

Итак, пер­вое ре­зю­ме. Вся на­ша сек­су­аль­ная так на­зы­вае­мая оза­бо­чен­ность со­сто­ит все­го из од­ной при­чи­ны. Мы не зна­ем ко­да дос­ту­па к сво­ему цен­тру на­сла­ж­де­ния и тем бо­лее не зна­ем, как об этом со­об­щить дру­го­му. И толь­ко в тех слу­ча­ях, ко­гда по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да так вре­жет по баш­ке гор­мо­на­ми, что уже все рав­но — удо­воль­ст­вие это или нет, а глав­ное — об­за­вес­тись по­том­ст­вом, то­гда все как-то про­ис­хо­дит. Но это не сни­ма­ет про­бле­мы сек­су­аль­ной оза­бо­чен­но­сти.

Чув­ст­вен­ность, она же по­хоть, во­об­ще не свя­за­на ни с ка­ки­ми от­но­ше­ния­ми, кро­ме от­но­ше­ний, воз­бу­ж­даю­щих эту са­мую чув­ст­вен­ность. Все ос­таль­ное — мо­раль, эти­ка, сек­су­аль­ные та­бу и про­чее — это чис­то био­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние. Оно не тре­бу­ет от­но­ше­ний в стро­гом смыс­ле сло­ва.

Но ес­ли че­ло­век ни­ко­гда не ис­пы­та­ет вклю­че­ния чув­ст­вен­но­го цен­тра, он все­гда бу­дет тос­ко­вать. А ес­ли ис­пы­та­ет, у не­го воз­ник­нет сле­дую­щая про­бле­ма: не вжи­вить ли се­бе элек­трод и од­ним ра­зом по­кон­чить со всем. Че­ло­век — слож­ное уст­рой­ст­во, но и при этом у не­го есть эти точ­ки наи­мень­ше­го со­про­тив­ле­ния по ка­ж­до­му по­во­ду.

По­это­му, ес­ли сек­су­аль­ные взаи­мо­от­но­ше­ния не есть часть об­ще­ния, от­но­ше­ний как та­ко­вых с дру­гим че­ло­ве­ком, то то­гда это про­сто во­прос боль­ше­го или мень­ше­го дос­ту­па к цен­тру чув­ст­вен­ных удо­воль­ст­вий. Ес­ли же это часть от­но­ше­ний, то­гда это во­прос вза­им­но­го вни­ма­ния. Соб­ст­вен­но го­во­ря, лю­бовь — это и есть по­сто­ян­ное вза­им­ное вни­ма­ние друг к дру­гу. Че­ло­ве­че­ский ас­пект люб­ви — это по­сто­ян­ное вни­ма­ние друг к дру­гу, по­то­му что вни­ма­ние — вещь управ­ляе­мая, а зна­чит, че­ло­ве­че­ская.И это по­сто­ян­ное вни­ма­ние друг к дру­гу и есть то, что на­зы­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ская лю­бовь.

А вни­ма­ние свя­за­но и с уров­нем до­ве­рия, и с уров­нем взаи­мо­по­ни­ма­ния, это все про­из­вод­ные от вни­ма­тель­но­сти. Как из­вест­но, быть вни­ма­тель­ным и пом­нить — са­мая труд­ная за­да­ча для че­ло­ве­ка, при­вык­ше­го су­ще­ст­во­вать по шаб­ло­нам и ме­рить все при­выч­ны­ми кли­ше. Все, что не­по­нят­но, он про­сто про­пус­ка­ет как не­су­ще­ст­вую­щее, и дру­гой че­ло­век для не­го су­ще­ст­ву­ет как со­ци­аль­ная еди­ни­ца. А ес­ли все по­нят­но, к че­му быть вни­ма­тель­ным? У не­го все по­строе­но на от­сут­ст­вии вни­ма­ния и на от­сут­ст­вии ак­ту­аль­ной па­мя­ти.

Ес­ли дей­ст­ви­тель­но хо­теть ре­шить свои про­бле­мы, свя­зан­ные с сек­су­аль­ным об­ще­ни­ем, свои про­бле­мы, свя­зан­ные с про­ти­во­по­лож­ным по­лом, сле­ду­ет опи­рать­ся на фун­да­мен­таль­ные зна­ния. Ни­ка­кие ин­ст­рук­ции, ни­ка­кое зна­ние ме­ха­низ­мов не даст ре­ше­ния этих про­блем. В луч­шем слу­чае это бу­дет удов­ле­тво­ре­ние ис­сле­до­ва­те­ля, по­лу­чив­ше­го объ­ек­тив­ное под­твер­жде­ние сво­им тео­ре­ти­че­ским по­ло­же­ни­ям.

Так по­ка­зы­ва­ет опыт лю­дей, ко­то­рые жи­вут в та­ких со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ми­рах, где секс не по­вод по­зна­ко­мить­ся, где со­рев­но­ва­ние — три ты­ся­чи две­сти жен­щин, а хо­ро­шо бы­ло с тремя. Вот и по­счи­тай­те ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ст­вия. Од­на де­ся­тая про­цен­та. Ко­ли­че­ст­вом тут не возь­мешь. Ме­то­дом пе­ре­бо­ра — уро­вень слу­чай­но­сти ог­ро­мен. Так и бу­дет это слу­чай­но. Но ко­гда это слу­чи­лось, на­до ду­мать не об ору­жии, под­бо­ре клю­чей, а о фун­да­мен­таль­ных ос­но­вах че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва, то­гда все пре­одо­ли­мо, раз­ни­ца в до­ми­нан­те пре­одо­ли­ма че­рез чет­вер­ку, раз­ни­ца в мо­ду­ли­ро­ва­нии пре­одо­ли­ма за счет диа­па­зо­на, раз­ни­ца в по­ве­де­нии пре­одо­ли­ма за счет зна­ния его осо­бен­но­стей.

А меч­тать о том, что по­ве­зет и со­вер­шен­но слу­чай­но встре­тит­ся иде­аль­ный парт­нер… Шан­сы на это есть, как есть шанс со­рвать банк в ка­зи­но. Шанс все­гда есть, но по­че­му-то не по­лу­ча­ет­ся. А ес­ли воз­ник­ло чув­ст­во, свя­зан­ное с от­но­ше­ния­ми, то это уже са­мо по се­бе уда­ча. Не с же­ла­ни­ем, а с от­но­ше­ния­ми. И ра­ди раз­ви­тия и со­хра­не­ния этих от­но­ше­ний сто­ит до­быть нуж­ные зна­ния. Сам факт воз­ник­но­ве­ния от­но­ше­ний — это ог­ром­ная уда­ча.

Кнут и пря­ник

Так что же по­лу­ча­ет­ся, бол­ьшая часть всей на­шей про­бле­ма­ти­ки лич­но­го ха­рак­те­ра — это спо­со­бы управ­лять на­ми? Это не что иное, как де­мон­ст­ра­ция то­го, как про­ис­хо­дит со­ци­аль­ное управ­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ски­ми ас­пек­та­ми че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния? Это нам вну­ше­но? Со­циу­му нуж­но, что­бы лю­ди чув­ст­во­ва­ли се­бя оза­бо­чен­ны­ми? Чтобы управ­лять, что­бы мы по­ку­па­ли, что по­ло­же­но по­ку­пать, что­бы му­чи­лись тем, чем поло­же­но му­чить­ся?

А как же ты ду­ма­ла? Сколь­ко мил­ли­ар­дов вра­ща­ет­ся в этом биз­не­се, по­стро­ен­ном на вну­шен­ных ил­лю­зи­ях. По­про­буй пред­ста­вить се­бе эти циф­ры с боль­шим ко­ли­че­ст­вом ну­лей. Не­ве­же­ст­во куль­ти­ви­ру­ют там, где управ­ля­ют людь­ми, а зна­ния куль­ти­ви­ру­ют там, где управ­ля­ют си­туа­ци­ей. Что­бы управ­лять си­туа­ци­ей, нуж­ны зна­ния, а что­бы управ­лять людь­ми, нуж­но че­ло­ве­че­ское не­ве­же­ст­во.

Я по­тра­тил три­дцать лет, что­бы най­ти зер­но ме­ха­ни­че­ско­го по­ве­де­ния. Я его на­шел: это само­оцен­ка, за­ме­няю­щая че­ло­ве­ку са­мо­соз­на­ние. Про­стая сис­те­ма плюс-ми­нус-под­кре­п­ле­ний, толь­ко до­ве­ден­ная от био­ло­ги­че­ско­го уров­ня до уров­ня со­ци­аль­но­го и да­же до уров­ня иде­аль­но­го.

По­ка че­ло­век за­ви­сит от внеш­ней «са­мо­оцен­ки», а не от са­мо­осоз­на­ния, он жи­вет так, как жи­вет, и ина­че жить не мо­жет. А вот ес­ли что-то слу­ча­ет­ся и он хо­чет жить по-дру­го­му, то­гда он об­ра­ща­ет­ся к зна­ни­ям ду­хов­но­го со­об­ще­ст­ва, что­бы уз­нать, а как по-дру­го­му, по­то­му что боль­ше ни­где об этом не со­об­ща­ют и не мо­гут со­об­щать по оп­ре­де­ле­нию. Это и есть роль ду­хов­но­го со­об­ще­ст­ва в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Это и есть це­поч­ка пря­мой пе­ре­да­чи, по­сколь­ку кто-то, ко­гда-то, до че­го-то до­ду­мал­ся. Вот так, до­ро­гие мои оза­бо­чен­ные.

***

Ма­лень­кий по­да­рок знаю­ще­го муж­чи­ны муж­чи­нам и жен­щи­нам, ко­то­рым за­чем-то на­до это знать.

По­знать свою чув­ст­вен­ность жен­щи­на мо­жет толь­ко с жен­щи­ной. Удов­ле­тво­рить ее мо­жет толь­ко с муж­чи­ной.

По­знать свою чув­ст­вен­ность муж­чи­на мо­жет толь­ко со знаю­щей жен­щи­ной, а удов­ле­тво­рить толь­ко с той, ко­то­рую он хо­чет нау­чить.

 

Глава вторая

КАРТОГРАФИЯ СЕКСА

Она ни­ко­гда не ус­та­ва­ла от лю­бов­ных игр. Муж­чи­ны бы­ли все­гда. Хра­мо­вое слу­же­ние не раз­ли­ча­ло кон­крет­ных лю­дей, оно да­ва­ло ка­ж­до­му, в ком го­ре­ло пла­мя стра­сти, воз­мож­ность про­ве­рить се­бя в бит­ве, ко­то­рую мно­гие из них по глу­пой че­ло­ве­че­ской при­выч­ке пы­та­лись ме­рить по­ра­же­ния­ми и по­бе­да­ми. Та­кие по­ги­ба­ли.

Ей бы­ло все рав­но, ко­го лю­бить, для нее не су­ще­ст­во­ва­ло ни по­бед, ни по­ра­же­ний, ни жиз­ни, ни смер­ти — толь­ко не­уга­си­мый огонь. Она лю­би­ла их не так, как лю­би­ли их же­ны и под­ру­ги. Она лю­би­ла без­ог­ляд­но, без­жа­ло­ст­но и бес­ко­ры­ст­но. И они чув­ст­во­ва­ли это.

Ни­че­го по­доб­но­го в их жиз­ни ни­ко­гда не бы­ло, и, не на­де­ясь, что еще ко­гда-ни­будь бу­дет, они ухо­ди­ли с не­ис­тре­би­мой па­мя­тью об ог­не и зна­ни­ем об ином ми­ре. Огонь ос­та­вал­ся в их кро­ви, они про­го­ра­ли и, за­ка­лен­ные этим ог­нем, ста­но­ви­лись по­доб­ны луч­шим клин­кам.

Огонь в Хра­ме не гас ни­ко­гда, сю­да ни­ко­гда не про­ни­ка­ли ни луч сол­неч­но­го све­та, ни пе­ние птиц, ни шум де­ревь­ев. Все бы­ло так же, ко­гда ее впер­вые при­ве­ли сю­да, и ос­та­нет­ся та­ким же, ко­гда она, ис­пол­нив слу­же­ние, ос­та­вит это ме­сто для но­вой жри­цы. Она все­гда зна­ла, что так бу­дет, по­то­му что за­по­ве­да­но бы­ло все с са­мо­го на­ча­ла. Она все­гда зна­ла, что путь ее пред­ре­шен, ра­но или позд­но, в ни­ко­му не ве­до­мый, но хо­ро­шо из­вест­ный час со­сто­ит­ся встре­ча, и на­сту­пит на­ча­ло вре­мен, и пре­кра­тит­ся ха­ос. Нуж­но бы­ло толь­ко быть го­то­вой и ждать, ждать, ох­ра­няя огонь, сбе­ре­гая его для се­бя, для дру­гих и для то­го, кто пре­до­пре­делил не­ми­нуе­мость встре­чи. И по­то­му она ни­ко­гда не ус­та­ва­ла от лю­бов­ных игр. Ее зва­ли Страсть, она бы­ла тем, что под­дер­жи­ва­ло не­уга­си­мый огонь Хра­ма.

***

И свер­ши­лось, как бы­ло за­по­ве­да­но.

Он си­дел на сво­ем лю­би­мом мес­те на бе­ре­гу озе­ра уже дав­но. Солн­це са­ди­лось, озе­ро ста­ло по­хо­же на ча­шу, за­пол­нен­ную рас­плав­лен­ным ог­нем, де­ре­вья и ка­мы­ши во­круг озе­ра уто­ну­ли в су­мер­ках. Ему ни­ко­гда не бы­ва­ло скуч­но в оди­но­че­ст­ве. Ко­гда-то очень дав­но он при­нял судь­бу, и с тех пор мир во­круг не­го был ясен и за­пол­нен. Он чув­ст­во­вал се­бя един­ст­вен­ным че­ло­ве­ком на пер­во­быт­ной Зем­ле, и это чув­ст­во на­пол­ня­ло его вос­тор­гом.

Она поя­ви­лась ни­от­ку­да. Она бы­ла пре­крас­на, уст­ра­шаю­ще пре­крас­на. Она бы­ла не­уло­ви­ма, чер­ты ее ме­ня­лись и ус­коль­за­ли. Он смот­рел за­во­ро­жен­но, взвол­но­ван­но и без стра­ха. Ра­ди этой встре­чи он столь­ко лет при­хо­дил к это­му озе­ру. Они шаг­ну­ли навстре­чу друг дру­гу. Вре­мя ос­та­но­ви­лось.

Рас­плав­лен­ный огонь, за­пол­няв­ший озе­ро, вско­лых­нул­ся, ка­за­лось, он од­но­вре­мен­но ки­пел и за­мер­зал, под­ни­мал­ся ввысь и ухо­дил под зем­лю. В вих­ре пла­ме­ни ро­ж­да­лись и уми­ра­ли га­лак­ти­ки, пе­ре­плав­ля­лось вре­мя, Веч­ность тор­же­ст­во­ва­ла. Огонь ле­тел, пел, сте­лил­ся в про­стран­ст­ве, и оно за­пол­ня­лось кри­сталь­ным све­том, бле­ском и вспо­ло­ха­ми, осе­дая в мно­го­чис­лен­ных ми­рах ро­ст­ка­ми жиз­ни и све­та, зна­ме­нуя на­ча­ло вре­мен и окон­ча­ние хао­са.

Ни зву­ка, ни шо­ро­ха. Все ис­чез­ло так же вне­зап­но, как и поя­ви­лось.

Он все­гда знал, что ко­гда-ни­будь это свер­шит­ся, его ожи­да­ние бы­ло дея­тель­ным и тер­пе­ли­вым. В ожи­да­нии этой встре­чи он стро­ил свой мир, ве­домый верой и ру­ко­во­ди­мый зна­ни­ем. Он при­нял жизнь во всех ее про­яв­ле­ни­ях, во всех об­ли­ках, не от­вле­ка­ясь на ви­ди­мость и не се­туя на не­со­вер­шен­ст­во.

Он си­дел на бе­ре­гу сво­его лю­би­мо­го озе­ра, неж­ные лу­чи рас­свет­но­го солн­ца кос­ну­лись во­ды, мир зазву­чал и ожил.

***

Над ле­сом шел ти­хий, ед­ва ше­ле­стя­щий в вет­ках дождь, и не­ко­му бы­ло уви­деть столб ог­ня, ко­то­рый, ка­за­лось, вы­ры­вал­ся из са­мых недр зем­ли и ис­че­зал в не­воз­му­ти­мом рав­но-душ­но рас­пах­ну­том не­бе, уст­рем­ля­ясь к то­му, кто ждал их так дав­но и так тер­пе­ли­во.

Что мы под­ра­зу­ме­ва­ем, ко­гда про­из­но­сим сло­во «секс»? По­за­им­ст­во­ва­но оно, кста­ти, из анг­лий­ско­го язы­ка, где обо­зна­ча­ет про­сто «пол». В рус­ском язы­ке это по­ня­тие при­об­ре­ло без­раз­мер­ное зна­че­ние, и всем нам, оче­вид­но, па­мя­тен зна­ме­ни­тый те­ле­мост, где на во­прос о сек­се в СССР жен­щи­на бод­ро от­ве­ти­ла: «У нас сек­са нет».

Так что же мы име­ем в ви­ду, ко­гда го­во­рим «секс»?

Пер­во­ис­точ­ни­ком всех этих про­блем, ко­неч­но же, яв­ля­ет­ся вро­ж­ден­ная по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да. Эта по­треб­ность, как из­вест­но, чис­то био­ло­ги­че­ская и за­про­грам­ми­ро­ва­на в на­шем ор­га­низ­ме с та­кой плот­но­стью, что изъ­ять ее от­ту­да не­воз­мож­но, это не­отъ­ем­ле­мая часть лю­бо­го жи­во­го су­ще­ст­ва, на­хо­дя­ще­го­ся в био­сфе­ре.

Мир так уст­ро­ен (он жи­вой), что в нем су­ще­ст­ву­ет раз­де­ле­ние по­лов. Про­дол­же­ние ро­да по­че­му-то (по­че­му — не­из­вест­но) ос­но­вы­ва­ет­ся на раз­де­ле­нии по­лов, не толь­ко лю­ди, поч­ти все жи­вые су­ще­ст­ва де­лят­ся на сам­цов и са­мок. Это по­ка к сек­су не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, это про­сто на­по­ми­на­ние о том, из че­го вы­рос­ла столь гран­ди­оз­ная про­бле­ма. Пред­ла­гаю по­смот­реть на нее с не­сколь­ких по­зи­ций.

Взгляд но­мер один — био­ло­ги­че­ский

Итак, су­ще­ст­ву­ет по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да, по­треб­ность в са­мо­вос­про­из­вод­ст­ве. Эта по­треб­ность яв­ля­ет­ся ос­нов­ной дви­жу­щей си­лой су­ще­ст­во­ва­ния всех био­ло­ги­че­ских ви­дов. Это мо­гу­чая си­ла, мо­гу­чая по­треб­ность, за­ло­жен­ная в лю­бом жи­вом су­ще­ст­ве. Еще в Биб­лии ска­за­но: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь». И тут ре­чи о сек­се, ес­те­ст­вен­но, нет. По­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да — это го­лос при­ро­ды. «К со­жа­ле­нию», че­ло­век при­над­ле­жит к та­ко­му био­ло­ги­че­ско­му ви­ду, у ко­то­ро­го спо­соб­ность пло­дить­ся и раз­мно­жать­ся в го­до­вом цик­ле ни­как не фик­си­ро­ва­на. Есть та­кие жи­вот­ные, рас­те­ния, у ко­то­рых ре­про­дук­тив­ный пе­ри­од длит­ся, ска­жем, два ме­ся­ца в го­ду, три ме­ся­ца в го­ду.

У че­ло­ве­ка, обезь­ян, еще не­ко­то­рых жи­вот­ных он круг­ло­го­ди­чен, что, ес­те­ст­вен­но, соз­да­ет свои слож­но­сти, из них-то по­сте­пен­но и воз­ник­ло то на­пря­же­ние, ко­то­рое и в на­ше вре­мя столь силь­но, — на­пря­же­ние ме­ж­ду био­ло­ги­че­ской не­об­хо­ди­мо­стью и ци­ви­ли­за­ци­ей. Ра­зу­ме­ет­ся, внут­ри ци­ви­ли­за­ции су­ще­ст­ву­ет мно­го то­чек на­пря­же­ния. Так вот од­на из та­ких то­чек со­сто­ит как раз в том, что спо­соб­ность про­из­во­дить по­том­ст­во у че­ло­ве­ка не за­ви­сит ни от вре­ме­ни су­ток, ни от вре­ме­ни го­да.

И про­кля­тье Евы со­всем не в том, что­бы ро­жа­ла в му­ках, а в том, что­бы мог­ла ро­жать все­гда.

И как спо­соб ухо­да от это­го по­сто­ян­но су­ще­ст­вую­ще­го на­пря­же­ния, и ра­ди сня­тия его по­сте­пен­но на­ча­ло по­яв­лять­ся то, что мы се­го­дня на­зы­ва­ем «секс». От по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да от­де­ли­лась и на гра­ни­це био­ло­ги­че­ских и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей сфор­ми­ро­ва­лась по­треб­ность в сек­су­аль­ном удо­воль­ст­вии.(И на­ча­лось!) Все, что ка­са­ет­ся сек­са, в са­мой сво­ей осно­ве — это гиб­рид био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го.

По­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да под­кре­п­ле­на са­мой при­ро­дой. Тот, кто это при­ду­мал, ес­ли та­ко­вой дей­ст­ви­тель­но был, очень пре­ду­смот­ри­тель­но свя­зал про­цесс вос­про­из­вод­ст­ва с са­мым силь­ным фи­зи­че­ским удо­воль­ст­ви­ем, ко­то­рое толь­ко мо­жет по­лу­чить че­ло­век.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.