Данный метод приемлем для оценки предприятий, доходы которых будут
нестабильными в прогнозируемый период.
1.2. Метод прямой капитализации заключается в определении рыноч-
ной стоимости путем деления доходов предприятия на ставку капитализа-
ции, которая рассчитывается путем вычитания из ставки дисконтирования
ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли (денежного потока). Используется в случае получения примерно одинаковой величины прибыли или примерно одинаковых ее темпах роста.
2. Затратный подход основан непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств. Данный метод наиболее распространен в Беларуси.
Достоинство подхода: основан на реально существующих активах.
Недостаток подхода: статичен, то есть не учитывает будущих ожиданий.
Существуют три основных метода оценки, базирующихся на определении стоимости активов:
2.1. Метод накопления активов - статьи бухгалтерского баланса при-
водятся к рыночной стоимости.
2.2. Метод ликвидационной стоимости - чистая выручка, получаемая после ликвидации активов предприятия и выплат его задолженности, приводится к текущей стоимости. Данный метод применяется, в частности, при банкротстве предприятий.
2.3. Метод скорректированной балансовой стоимости применяется аналогично методу накопления активов. При этом определение обоснованной рыночной стоимости производится не по всем активам, а выборочно.
Затратный подход целесообразно проводить при оценке бизнеса в следующих условиях:
- оцениваемая компания владеет значительными материальными активами;
- большая часть активов оцениваемой компании состоит из ликвидных
активов (например обращающихся на рынке ценных бумаг, вложений в
недвижимость и т. д.);
- оцениваемая компания либо только что образована, либо находится в стадии банкротства.
Используя затратный подход в условиях Республики Беларусь, необходимо учитывать различие между бухгалтерской и фактической стоимостью активов компании.
3. Сравнительный поход - базируется на выборе сопоставимых объектов уже проданных на данном рынке. Использование данного метода предполагает наличие достаточного сформированного финансового рынка, открытость или доступность финансовой информации.
Достоинства подхода - это полностью рыночный метод, который отражает реальные цены, учитывающие соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли и т.д. Оценщик в данном случае осуществляет корректировку цены, обеспе-
чивает сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.
Недостатки подхода - статичен, то есть не учитывает будущих ожиданий, использует труднодоступные данные.
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный поход предполагает использование следующих методов:
3.1. Метод рынка капиталов - основан на ценах, сформированных открытым фондовым рынком. В чистом виде применяется для оценки неконтрольного пакета акций оцениваемого предприятия (менее 25% акций).
3.2. Метод сделок - ориентирован на цены приобретения предприятия в
целом либо контрольного пакета акций.
Вышеперечисленные методы предусматривают расчет отраслевых коэффициентов (ценовых мультипликаторов), то есть соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Данные коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений за ценой
продажи и его важнейшими характеристиками. В качестве базовых показателей могут использоваться балансовая прибыль (при оценке небольших предприятий), чистая прибыль (для крупных предприятий), выручка (при поглощении предприятия), балансовая стоимость активов (при оценке холдингов или при быстрой реализации крупных пакетов акций).
Сравнительный подход может быть успешно применен при оценке от-
дельных активов (оборудование, недвижимость, транспортные средства и
т.п.). Для некоторых отраслей, в которых объемы информации по сделкам
становятся все больше, например телекоммуникации, нефтяная отрасль,
значение этого метода постепенно повышается. В остальных случаях рыночный подход используют как инструмент проверки результатов, полученных доходным подходом.
В целом для каждой ситуации подходит свой метод оценки. Поэтому для правильного выбора методов необходимо учитывать объект и тип сделки, момент ее совершения. Так, при наличии на рынке нескольки десяток или сотен относительно одинаковых продаваемых предприятий предпочтителен сравнительный метод. Для оценки сложных и уникальных объектов - затратный подход.
На идеальном рынке все три подхода должны привести к одинаковой величине стоимости.
Вне зависимости от метода определения стоимости предприятия конеч-ная ее величина нуждается в корректировке, которая зависит от следующих факторов:
-ликвидность бизнеса или его доли;
-положение, ограничивающее права собственности;
-финансовое положение оцениваемого объекта и т.д.
Проведение большинства корректировок производится экспертным пуТем