Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стоимость предприятия: сущность, значение и основные виды



Предприятие может быть продано, заложено и т.д. То есть оно может

выступать объектом сделки, товаром. Но данный товар имеет следующие

особенности:

- товар инвестиционный, то есть вложения в него (приобретение)

осуществляются с целью отдачи в будущем.

- предприятие является системой, но продаваться может как целое

или как его отдельные элементы;

- потребность в данном товаре зависит от процессов, которые проис-

ходят как внутри него (повышение конкурентоспособности выпускаемой

продукции), так и во внешней среде (экономический подъем или спад);

- устойчивость предприятия выступает составляющей устойчивости в це-

лом общества (работники получают заработную плату, государство - налоги).

Исходя из вышеприведенных особенностей при формировании рыноч-

ных цен на предприятия, оценке бизнеса, купле-продаже, необходимо уча-

стие государства.

Оценку стоимости предприятия проводят в целях-.

- определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям;

- определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке;

- повышения эффективности управления предприятием (определения слабых и сильных сторон бизнеса);

- реструктуризации предприятия, то есть в случае его ликвидации,

слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий;

- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании.

Понятие стоимости предприятия имеет множество интерпретаций.

Наиболее часто используются следующие виды стоимости:

1. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект

может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. Рыноч-

ную стоимость применяют при купле-продаже предприятия или его части.

2. Инвестиционная стоимость - стоимость предприятия для конкрет-

ного инвестора или группы инвесторов. Расчет инвестиционной стоимости

проводится исходя из ожидаемых инвестором доходов и конкретной став-

ки их капитализации.

3. Стоимость воспроизводства - затраты на воспроизводство точной

копии предприятия.

4. Стоимость замещения - затраты на создание предприятия, имеюще-

го с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного с использо-

ванием современных материалов, конструкций и оборудования.

5. Ликвидационная стоимость - это стоимость вынужденной продажи,

то есть в сроки слишком короткие для определения рыночной стоимости.

6. Залоговая стоимость - оценка предприятия по рыночной стоимости

для целей ипотечного кредитования.

7. Балансовая стоимость - это разница между стоимостью активов (за

вычетом износа) и общей стоимостью обязательств, в соответствии с дан-

ными бухгалтерского баланса.

Следует отметить, что вышеприведенные виды стоимости (балансовая,

стоимость замещения и воспроизводства) не учитывают гудвилл, то есть

престиж предприятия, его деловую репутацию, взаимоотношения с клиен-

турой, местонахождение и т.д.

Методы оценки стоимости предприятия: достоинства, недостатки и

Условия применения

Подход к оценке стоимости - это общий способ определения стоимо-

сти, в рамках которого используется один или более методов оценки. Вы-

бор подхода обусловлен причинами ее проведения.

Существует три основных подхода при оценке стоимости предприятия

- доходный, сравнительный и затратный.

1. Доходный подход предполагает оценку на основе коммерческого потенциала предприятия, установление его рыночной стоимости путем опре-

деления текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате распоряжения имуществом предприятия.

Достоинство подхода: единственный метод, учитывающий будущие

ожидания, экономическое устаревание.

Недостатки подхода: трудоемкость прогноза, частично вероятностный

характер.

Данный подход включает следующие методы:

1.1. Метод дисконтирования денежных потоков, который заключается

в дисконтировании будущих денежных потоков с использованием ставки

дисконтирования, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Данный метод приемлем для оценки предприятий, доходы которых будут

нестабильными в прогнозируемый период.

1.2. Метод прямой капитализации заключается в определении рыноч-

ной стоимости путем деления доходов предприятия на ставку капитализа-

ции, которая рассчитывается путем вычитания из ставки дисконтирования

ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли (денежного потока). Используется в случае получения примерно одинаковой величины прибыли или примерно одинаковых ее темпах роста.

2. Затратный подход основан непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств. Данный метод наиболее распространен в Беларуси.

Достоинство подхода: основан на реально существующих активах.

Недостаток подхода: статичен, то есть не учитывает будущих ожиданий.

Существуют три основных метода оценки, базирующихся на определении стоимости активов:

2.1. Метод накопления активов - статьи бухгалтерского баланса при-

водятся к рыночной стоимости.

2.2. Метод ликвидационной стоимости - чистая выручка, получаемая после ликвидации активов предприятия и выплат его задолженности, приводится к текущей стоимости. Данный метод применяется, в частности, при банкротстве предприятий.

2.3. Метод скорректированной балансовой стоимости применяется аналогично методу накопления активов. При этом определение обоснованной рыночной стоимости производится не по всем активам, а выборочно.

Затратный подход целесообразно проводить при оценке бизнеса в следующих условиях:

- оцениваемая компания владеет значительными материальными активами;

- большая часть активов оцениваемой компании состоит из ликвидных

активов (например обращающихся на рынке ценных бумаг, вложений в

недвижимость и т. д.);

- оцениваемая компания либо только что образована, либо находится в стадии банкротства.

Используя затратный подход в условиях Республики Беларусь, необходимо учитывать различие между бухгалтерской и фактической стоимостью активов компании.

3. Сравнительный поход - базируется на выборе сопоставимых объектов уже проданных на данном рынке. Использование данного метода предполагает наличие достаточного сформированного финансового рынка, открытость или доступность финансовой информации.

Достоинства подхода - это полностью рыночный метод, который отражает реальные цены, учитывающие соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли и т.д. Оценщик в данном случае осуществляет корректировку цены, обеспе-

чивает сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

Недостатки подхода - статичен, то есть не учитывает будущих ожиданий, использует труднодоступные данные.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный поход предполагает использование следующих методов:

3.1. Метод рынка капиталов - основан на ценах, сформированных открытым фондовым рынком. В чистом виде применяется для оценки неконтрольного пакета акций оцениваемого предприятия (менее 25% акций).

3.2. Метод сделок - ориентирован на цены приобретения предприятия в

целом либо контрольного пакета акций.

Вышеперечисленные методы предусматривают расчет отраслевых коэффициентов (ценовых мультипликаторов), то есть соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Данные коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений за ценой

продажи и его важнейшими характеристиками. В качестве базовых показателей могут использоваться балансовая прибыль (при оценке небольших предприятий), чистая прибыль (для крупных предприятий), выручка (при поглощении предприятия), балансовая стоимость активов (при оценке холдингов или при быстрой реализации крупных пакетов акций).

Сравнительный подход может быть успешно применен при оценке от-

дельных активов (оборудование, недвижимость, транспортные средства и

т.п.). Для некоторых отраслей, в которых объемы информации по сделкам

становятся все больше, например телекоммуникации, нефтяная отрасль,

значение этого метода постепенно повышается. В остальных случаях рыночный подход используют как инструмент проверки результатов, полученных доходным подходом.

В целом для каждой ситуации подходит свой метод оценки. Поэтому для правильного выбора методов необходимо учитывать объект и тип сделки, момент ее совершения. Так, при наличии на рынке нескольки десяток или сотен относительно одинаковых продаваемых предприятий предпочтителен сравнительный метод. Для оценки сложных и уникальных объектов - затратный подход.

На идеальном рынке все три подхода должны привести к одинаковой величине стоимости.

Вне зависимости от метода определения стоимости предприятия конеч-ная ее величина нуждается в корректировке, которая зависит от следующих факторов:

-ликвидность бизнеса или его доли;

-положение, ограничивающее права собственности;

-финансовое положение оцениваемого объекта и т.д.

Проведение большинства корректировок производится экспертным пуТем

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.