Тибет ---- район компактного проживания тибетцев, которые составляют 95 процентов общей численности населения этого района (2,44 млн. человек). Ханьцы и другие народности составляют там лишь 5 процентов населения. Согласно Конституции КНР, государство осуществляет в Тибете систему национальной районной автономии, учредило Тибетский автономный район, в соответствии с законодательством гарантирует политические права всех национальностей Тибета на равноправное участие в управлении государственными и местными делами, в частности право тибетцев на самостоятельное управление делами своего района.
Осуществление в районах компактного проживания национальных меньшинств системы национальной районной автономии является одной из важнейших особенностей политической системы Китая и одним из основополагающих политических установок китайского правительства, нацеленных на решение национальных проблем.
В апреле 1956 г. в соответствии с постановлением Центрального правительства был учрежден Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. В 1965 г. был официально создан Тибетский автономный район, председателем первого правительства которого стал Нгапод Нгагван-дзигмэд. Собрание народных представителей (СНП) ТАР и народное правительство как его административные органы наделены в соответствии с законом правами автономии. Согласно Конституции Китая и «Закону КНР о национальной районной автономии» районы, наделенные правами национальной районной автономии, пользуются широкими правами самоуправления в отношении законодательства, использования национального языка и письменности, кадровой политики, экономического и финансового управления, руководства образованием и культурой, освоения природных ресурсов и контроля над ними.
СНП ТАР и его Постоянный комитет как местные органы государственной власти в полной мере осуществляют предоставленное им Конституцией и другими законами право автономии, активно разрабатывают законодательство в соответствии с собственными реальными условиями. В период 1965 -- 1992 гг. было разработано более 60 местных законодательных актов, включая «Порядок работы сессий Собрания народных представителей ТАР», «Положения о преподавании, использовании и развитии тибетского языка и письменности в ТАР (в опытном порядке)». За последние годы было разработано 23 местных законодательных акта и 21 постановление, пересмотрены 23 законоположения, они касаются политики, экономики, культуры, образования, охраны окружающей среды и других областей. Назовем некоторые из них: «положение об охране окружающей среды ТАР», «Инструкция о работе волостных и поселковых СНП ТАР», «Постановление об усилении проверки и контроля за выполнением законов и законоположений». Кроме того, на основе 14 общенациональных законов и законоположений были разработаны методы их реализации, отвечающие особенностям Тибета. Наряду с общенациональными праздниками, законодательные и административные органы ТАР предусматривают празднование тибетских традиционных праздников, таких, как «Новый год по тибетскому календарю», праздник «Сюедунь» и т. д. В соответствии с особыми природными и географическими условиями Тибета ТАР установил для своих рабочих и служащих 35-часовую рабочую неделю, которая на 5 часов короче нормальной рабочей недели в стране. По данным статистики, начиная с 1992 г. количество законоположений, разработанных СНП ТАР и его Постоянным комитетом в соответствии с реалиями Тибета в защиту интересов местного населения, превысило общее количество законодательных актов, разработанных на протяжении предшествующих 12 лет.
Посты председателя Постоянного комитета СНП ТАР и председателя ТАР занимают исключительно граждане тибетской национальности. В Конституции Китая и «Законе о национальной районной автономии»; предусмотрено, что посты председателей или заместителей председателя постоянных комитетов СНП в местах национальной районной автономии должны занимать граждане коренных национальностей, а посты председателей правительств автономных районов, округов и автономных уездов должны занимать граждане из национальностей, осуществляющих региональную автономию. После создания ТАР председателями СНП ТАР четырех созывов и председателями правительства ТАР пяти созывов были исключительно тибетцы. По данным статистики, в настоящее время удельный вес тибетцев или других нацменьшинств, занимающих должности председателя и заместителей председателя Постоянного комитета СНП ТАР, составляют 71,4 процента; их удельный вес среди членов Постоянного комитета СНП ТАР ---- 80 процентов, их удельный вес среди председателей и заместителей председателя правительства ТАР составляет 77,8 процента. Во время выборов, проведенных в 1993 г. в волостях (поселках), уездах, округах (городах) и автономном районе, удельный вес тибетцев и представителей других нацменьшинств, избранных членами органов государственной власти четырех ступеней, составил 93,2 процента общего состава. Удельный вес тибетцев и других нацменьшинств, избранных в руководство волостей, поселков и уездов, составил соответственно 99,8 и 98,6 процента. Кроме того, на уровне автономного района, округов (городов) и уездов доля тибетцев или представителей других нацменьшинств, занимающих должности председателей народных судов и главных прокуроров, достигла соответственно 96 и 89 процентов. Начиная с 1992 г. работа по подготовке и выдвижению кадров из числа тибетцев и представителей других местных нацменьшинств проводится все более активно. По статистике 1996 г., численность кадровых работников тибетской национальности и других нацменьшинств выросла в Тибете по сравнению с 1992 г. на 18,22 процента, а их удельный вес в общем контингенте кадровых работников всего района составил 73,88 процента, увеличившись на 4,48 процента по сравнению с 1992 г.
Гарантия изучения и использования тибетского языка и письменности ---- другой важный аспект защиты прав тибетцев на самоуправление и участие в государственном и местном управлении. Конституцией Китая предусмотрено, что каждая национальность имеет право свободного пользования и развития своего языка и письменности. «Закон КНР о национальной районной автономии» предусматривает, что органы самоуправления в районах национальной автономии при осуществлении своих полномочий пользуются, согласно положениям об автономии данных районов, одним или несколькими общепринятыми для местных жителей языками и их письменностью. «Положения по вопросам обучения, использования и развития тибетского языка и письменности (в опытном порядке)», принятые СНП ТАР, четко предусматривают параллельное использование в пределах ТАР тибетского и китайского языков и преимущественное использование тибетского. Тибетский язык и письменность являются общераспространенными на всей территории ТАР. Все резолюции, законодательные документы, декреты СНП ТАР, а также официальные документы, рассылаемые правительствами разных ступеней, издаются одновременно на двух языках -- тибетском и китайском. Судопроизводство в отношении тибетцев ведется на тибетском языке, юридические документы составляются также на этом языке. Газеты и журналы в Тибете издаются на китайском и тибетском языках, радиовещание и телевидение также работают на этих двух языках. Одновременно на двух языках обозначаются названия учреждений, улиц, дорожных знаков и других коммунальных объектов. Работники науки, культуры и искусства тибетской национальности пользуются своим языком для издания своих произведений.
Политика национальной районной автономии дает возможность еще полнее обеспечить тибетцам политические права, которые ныне стали несравненно шире, чем в прежние времена.
До демократических преобразований 1959 г. в Тибете господствовал теократический феодально-крепостнический строй, по своей жестокости нисколько не уступавший европейскому средневековью. Крепостные и рабы, составлявшие 95 процентов населения Тибета, были полностью лишены свободы личности и политических прав. Крепостники владели крепостными и рабами как своей собственностью, могли их продать, уступить, подарить, отдать в уплату за долги, обменять. Согласно действовавшим на протяжении нескольких веков в старом Тибете «Кодексу из 13 пунктов» и «Кодексу из 16 пунктов», упраздненным в 1959 г., все население Тибета делилось на три категории и 9 разрядов, причем оговаривались неравные права каждого разряда перед законом. Так, в статье о мере наказания за убийство говорилось: за убийство сына сановника и других представителей высших разрядов полагался штраф золотом в размере, равном весу убитого; а стоимость жизни представителей низших разрядов -- женщин, мясников, охотников, ремесленников и т. п. -- оценивалась в размере, едва достаточном для покупки куска веревки. Крепостники прибегали к варварским и жестоким наказаниям для защиты феодально-крепостнического строя, часто ослепляли крепостных и рабов, отрезали им уши, отрубали кисть руки или ступени, топили в реке.
Демократические преобразования ликвидировали феодально-крепостнический строй, и тибетцы, подобно другим национальностям страны, стали хозяевами своего общества, пользующимися всеми политическими правами граждан, предусмотренными Конституцией и другими законами.
Все граждане Тибета, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранным независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, уровня образования, имущественного положения и сроков проживания в данном районе. Выбирая своих депутатов СНП всех уровней, они через посредство избранных осуществляют свое право на управление государственными и местными делами. По данным статистики, в выборах СНП на уровне волостей, уездов, округов (городов) и автономного района в 1993 г. в Тибете было зарегистрировано 1 311 085 избирателей, что составило 98,6 процента избирателей в возрасте старше 18 лет, при этом 91,6 процента из них принимали участие в выборах. В некоторых районах коэффициент участия избирателей в выборах достиг 100 процентов. В Конституции КНР и Законе КНР о выборах предусмотрено, что в высшем органе государственной власти --- Всекитайском Собрании народных представителей ---- все без исключения национальные меньшинства должны иметь соответствующее число своих представителей. Наряду с этим в Законе КНР о выборах также предусмотрено, что национальным меньшинствам предоставляются особые льготы по выборам депутатов СНП. Если численность населения какого-либо компактно проживающего этнического меньшинства превышает 30 процентов всего населения данного административного района, то численность жителей, представляемых каждым депутатом из этого нацменьшинства в местном СНП, должна равняться избирательной квоте, установленной для всего данного района. Если численность населения какого-либо компактно проживающего этнического меньшинства не достигает 15 процентов всего населения данного административного района, то число жителей, представляемых каждым депутатом из этого нацменьшинства в местном СНП, может быть меньше избирательной квоты, установленной для всего данного района. В настоящее время депутаты из национальных меньшинств, составляющих 8 процентов общей численности населения страны, превышают 14 процентов всех депутатов ВСНП. Сейчас в Тибете избраны 20 депутатов ВСНП 9-го созыва. Среди них тибетцы и представители других нацменьшинств составляют 80 процентов. Хотя в количественном отношении национальности мэньба и лоба, проживающие в Тибете, крайне малы, тем не менее они имеют своих представителей как в ВСНП, так и в местных СНП Тибета. В настоящий момент пост заместителя Председателя Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва занимает Живой будда Пагпалха Гэлэг-намгял.
Представители всех слоев и общественных кругов Тибета принимают участие в обсуждении государственных дел и осуществляют свои демократические права через всекитайский и местные комитеты Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). В настоящее время немало представителей тибетской национальности и духовных кругов Тибета являются членами Всекитайского комитета и членами Бюро ВК НПКСК. Нгапод Нгагван-Дзигмеэд занимает пост заместителя председателя Всекитайского комитета НПКСК. После того, как в 1959 г. был учрежден Тибетский комитет Народного политического консультативного совета Китая, к участию в работе этой организации были привлечены деятели тибетской и других национальностей, а также представители духовенства. В настоящее время несколько сот их являются членами Тибетского комитета НПКСК. Выходцы из знатных дворянских семей, члены прежнего тибетского правительства Лхалу Цеван Додже, Домед Коньчог-Палмо занимают посты заместителей председателя Тибетского комитета НПКСК. В законодательстве старого Тибета было предусмотрено, что «женщинам не предоставляется право участвовать в обсуждении государственных дел». В новом Тибете такого больше не существует. В 1996 г. удельный вес депутатов женщин в общем числе депутатов СНП ТАР составил 20 процентов. В настоящее время в Тибете насчитывается 573 женских кадровых работника на уровне уезда и выше. Впервые в истории Тибета появились женщины-судьи, женщины-прокуроры, женщины-офицеры милиции и женщины-адвокаты тибетской национальности.
Костяк правоохранительных органов в ТАР составляют тибетцы и представители других нацменьшинств. Строго руководствуясь Конституцией и другими законами страны, правоохранительные органы Тибета охраняют основные права, свободы и законные интересы граждан разных национальностей, населяющих Тибет, общественное и личное имущества. В соответствии с законами они карают различных преступников, наносящих вред обществу, в целях поддержания общественного порядка. Уровень преступности и количество заключенных в Тибете ниже, чем в целом по стране. Законные права лиц, совершивших преступление, охраняются законом. Дискриминация в отношении нацменьшинств и верующих, совершивших преступления, не допускается. Более того, их обычаи уважаются. Материальные условия содержания преступников, включая питание, одежду и жилье, обеспечиваются государством. С учетом обычаев и привычек в отношении питания представителей нацменьшинств, находящихся в местах заключения и в тюрьмах Тибета, действуют специальные пищеблоки, которые регулярно снабжают заключенных «цзаньба» (тибетское блюдо из муки, масла и соли), чаем со сливочным маслом, сладким чаем и т. д. В тюрьмах Тибета налажено медико-санитарное обслуживание. В среднем на одного заключенного здесь приходится большее число врачей, чем в других тюрьмах страны. Заключенные имеют право отдыхать в выходные дни, дни государственных и национальных традиционных праздников. Отбывая срок наказания, заключенные в соответствии с законом имеют право на ежемесячные свидания со своими родственниками, право получить снисхождение в форме смягчения наказания или условно-досрочного освобождения, а также награждения.