Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. НАЦИОНАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ АВТОНОМИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА НАСЕЛЕНИЯ



Тибет ---- район компактного проживания тибетцев, которые составляют 95 процентов общей численности населения этого района (2,44 млн. человек). Ханьцы и другие народности составляют там лишь 5 процентов населения. Согласно Конституции КНР, государство осуществляет в Тибете систему национальной районной автономии, учредило Тибетский автономный район, в соответствии с законодательством гарантирует политические права всех национальностей Тибета на равноправное участие в управлении государственными и местными делами, в частности право тибетцев на самостоятельное управление делами своего района.

Осуществление в районах компактного проживания национальных меньшинств системы национальной районной автономии является одной из важнейших особенностей политической системы Китая и одним из основополагающих политических установок китайского правительства, нацеленных на решение национальных проблем.

В апреле 1956 г. в соответствии с постановлением Центрального правительства был учрежден Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. В 1965 г. был официально создан Тибетский автономный район, председателем первого правительства которого стал Нгапод Нгагван-дзигмэд. Собрание народных представителей (СНП) ТАР и народное правительство как его административные органы наделены в соответствии с законом правами автономии. Согласно Конституции Китая и «Закону КНР о национальной районной автономии» районы, наделенные правами национальной районной автономии, пользуются широкими правами самоуправления в отношении законодательства, использования национального языка и письменности, кадровой политики, экономического и финансового управления, руководства образованием и культурой, освоения природных ресурсов и контроля над ними.

СНП ТАР и его Постоянный комитет как местные органы государственной власти в полной мере осуществляют предоставленное им Конституцией и другими законами право автономии, активно разрабатывают законодательство в соответствии с собственными реальными условиями. В период 1965 -- 1992 гг. было разработано более 60 местных законодательных актов, включая «Порядок работы сессий Собрания народных представителей ТАР», «Положения о преподавании, использовании и развитии тибетского языка и письменности в ТАР (в опытном порядке)». За последние годы было разработано 23 местных законодательных акта и 21 постановление, пересмотрены 23 законоположения, они касаются политики, экономики, культуры, образования, охраны окружающей среды и других областей. Назовем некоторые из них: «положение об охране окружающей среды ТАР», «Инструкция о работе волостных и поселковых СНП ТАР», «Постановление об усилении проверки и контроля за выполнением законов и законоположений». Кроме того, на основе 14 общенациональных законов и законоположений были разработаны методы их реализации, отвечающие особенностям Тибета. Наряду с общенациональными праздниками, законодательные и административные органы ТАР предусматривают празднование тибетских традиционных праздников, таких, как «Новый год по тибетскому календарю», праздник «Сюедунь» и т. д. В соответствии с особыми природными и географическими условиями Тибета ТАР установил для своих рабочих и служащих 35-часовую рабочую неделю, которая на 5 часов короче нормальной рабочей недели в стране. По данным статистики, начиная с 1992 г. количество законоположений, разработанных СНП ТАР и его Постоянным комитетом в соответствии с реалиями Тибета в защиту интересов местного населения, превысило общее количество законодательных актов, разработанных на протяжении предшествующих 12 лет.

Посты председателя Постоянного комитета СНП ТАР и председателя ТАР занимают исключительно граждане тибетской национальности. В Конституции Китая и «Законе о национальной районной автономии»; предусмотрено, что посты председателей или заместителей председателя постоянных комитетов СНП в местах национальной районной автономии должны занимать граждане коренных национальностей, а посты председателей правительств автономных районов, округов и автономных уездов должны занимать граждане из национальностей, осуществляющих региональную автономию. После создания ТАР председателями СНП ТАР четырех созывов и председателями правительства ТАР пяти созывов были исключительно тибетцы. По данным статистики, в настоящее время удельный вес тибетцев или других нацменьшинств, занимающих должности председателя и заместителей председателя Постоянного комитета СНП ТАР, составляют 71,4 процента; их удельный вес среди членов Постоянного комитета СНП ТАР ---- 80 процентов, их удельный вес среди председателей и заместителей председателя правительства ТАР составляет 77,8 процента. Во время выборов, проведенных в 1993 г. в волостях (поселках), уездах, округах (городах) и автономном районе, удельный вес тибетцев и представителей других нацменьшинств, избранных членами органов государственной власти четырех ступеней, составил 93,2 процента общего состава. Удельный вес тибетцев и других нацменьшинств, избранных в руководство волостей, поселков и уездов, составил соответственно 99,8 и 98,6 процента. Кроме того, на уровне автономного района, округов (городов) и уездов доля тибетцев или представителей других нацменьшинств, занимающих должности председателей народных судов и главных прокуроров, достигла соответственно 96 и 89 процентов. Начиная с 1992 г. работа по подготовке и выдвижению кадров из числа тибетцев и представителей других местных нацменьшинств проводится все более активно. По статистике 1996 г., численность кадровых работников тибетской национальности и других нацменьшинств выросла в Тибете по сравнению с 1992 г. на 18,22 процента, а их удельный вес в общем контингенте кадровых работников всего района составил 73,88 процента, увеличившись на 4,48 процента по сравнению с 1992 г.

Гарантия изучения и использования тибетского языка и письменности ---- другой важный аспект защиты прав тибетцев на самоуправление и участие в государственном и местном управлении. Конституцией Китая предусмотрено, что каждая национальность имеет право свободного пользования и развития своего языка и письменности. «Закон КНР о национальной районной автономии» предусматривает, что органы самоуправления в районах национальной автономии при осуществлении своих полномочий пользуются, согласно положениям об автономии данных районов, одним или несколькими общепринятыми для местных жителей языками и их письменностью. «Положения по вопросам обучения, использования и развития тибетского языка и письменности (в опытном порядке)», принятые СНП ТАР, четко предусматривают параллельное использование в пределах ТАР тибетского и китайского языков и преимущественное использование тибетского. Тибетский язык и письменность являются общераспространенными на всей территории ТАР. Все резолюции, законодательные документы, декреты СНП ТАР, а также официальные документы, рассылаемые правительствами разных ступеней, издаются одновременно на двух языках -- тибетском и китайском. Судопроизводство в отношении тибетцев ведется на тибетском языке, юридические документы составляются также на этом языке. Газеты и журналы в Тибете издаются на китайском и тибетском языках, радиовещание и телевидение также работают на этих двух языках. Одновременно на двух языках обозначаются названия учреждений, улиц, дорожных знаков и других коммунальных объектов. Работники науки, культуры и искусства тибетской национальности пользуются своим языком для издания своих произведений.

Политика национальной районной автономии дает возможность еще полнее обеспечить тибетцам политические права, которые ныне стали несравненно шире, чем в прежние времена.

До демократических преобразований 1959 г. в Тибете господствовал теократический феодально-крепостнический строй, по своей жестокости нисколько не уступавший европейскому средневековью. Крепостные и рабы, составлявшие 95 процентов населения Тибета, были полностью лишены свободы личности и политических прав. Крепостники владели крепостными и рабами как своей собственностью, могли их продать, уступить, подарить, отдать в уплату за долги, обменять. Согласно действовавшим на протяжении нескольких веков в старом Тибете «Кодексу из 13 пунктов» и «Кодексу из 16 пунктов», упраздненным в 1959 г., все население Тибета делилось на три категории и 9 разрядов, причем оговаривались неравные права каждого разряда перед законом. Так, в статье о мере наказания за убийство говорилось: за убийство сына сановника и других представителей высших разрядов полагался штраф золотом в размере, равном весу убитого; а стоимость жизни представителей низших разрядов -- женщин, мясников, охотников, ремесленников и т. п. -- оценивалась в размере, едва достаточном для покупки куска веревки. Крепостники прибегали к варварским и жестоким наказаниям для защиты феодально-крепостнического строя, часто ослепляли крепостных и рабов, отрезали им уши, отрубали кисть руки или ступени, топили в реке.

Демократические преобразования ликвидировали феодально-крепостнический строй, и тибетцы, подобно другим национальностям страны, стали хозяевами своего общества, пользующимися всеми политическими правами граждан, предусмотренными Конституцией и другими законами.

Все граждане Тибета, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранным независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, уровня образования, имущественного положения и сроков проживания в данном районе. Выбирая своих депутатов СНП всех уровней, они через посредство избранных осуществляют свое право на управление государственными и местными делами. По данным статистики, в выборах СНП на уровне волостей, уездов, округов (городов) и автономного района в 1993 г. в Тибете было зарегистрировано 1 311 085 избирателей, что составило 98,6 процента избирателей в возрасте старше 18 лет, при этом 91,6 процента из них принимали участие в выборах. В некоторых районах коэффициент участия избирателей в выборах достиг 100 процентов. В Конституции КНР и Законе КНР о выборах предусмотрено, что в высшем органе государственной власти --- Всекитайском Собрании народных представителей ---- все без исключения национальные меньшинства должны иметь соответствующее число своих представителей. Наряду с этим в Законе КНР о выборах также предусмотрено, что национальным меньшинствам предоставляются особые льготы по выборам депутатов СНП. Если численность населения какого-либо компактно проживающего этнического меньшинства превышает 30 процентов всего населения данного административного района, то численность жителей, представляемых каждым депутатом из этого нацменьшинства в местном СНП, должна равняться избирательной квоте, установленной для всего данного района. Если численность населения какого-либо компактно проживающего этнического меньшинства не достигает 15 процентов всего населения данного административного района, то число жителей, представляемых каждым депутатом из этого нацменьшинства в местном СНП, может быть меньше избирательной квоты, установленной для всего данного района. В настоящее время депутаты из национальных меньшинств, составляющих 8 процентов общей численности населения страны, превышают 14 процентов всех депутатов ВСНП. Сейчас в Тибете избраны 20 депутатов ВСНП 9-го созыва. Среди них тибетцы и представители других нацменьшинств составляют 80 процентов. Хотя в количественном отношении национальности мэньба и лоба, проживающие в Тибете, крайне малы, тем не менее они имеют своих представителей как в ВСНП, так и в местных СНП Тибета. В настоящий момент пост заместителя Председателя Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва занимает Живой будда Пагпалха Гэлэг-намгял.

Представители всех слоев и общественных кругов Тибета принимают участие в обсуждении государственных дел и осуществляют свои демократические права через всекитайский и местные комитеты Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). В настоящее время немало представителей тибетской национальности и духовных кругов Тибета являются членами Всекитайского комитета и членами Бюро ВК НПКСК. Нгапод Нгагван-Дзигмеэд занимает пост заместителя председателя Всекитайского комитета НПКСК. После того, как в 1959 г. был учрежден Тибетский комитет Народного политического консультативного совета Китая, к участию в работе этой организации были привлечены деятели тибетской и других национальностей, а также представители духовенства. В настоящее время несколько сот их являются членами Тибетского комитета НПКСК. Выходцы из знатных дворянских семей, члены прежнего тибетского правительства Лхалу Цеван Додже, Домед Коньчог-Палмо занимают посты заместителей председателя Тибетского комитета НПКСК. В законодательстве старого Тибета было предусмотрено, что «женщинам не предоставляется право участвовать в обсуждении государственных дел». В новом Тибете такого больше не существует. В 1996 г. удельный вес депутатов женщин в общем числе депутатов СНП ТАР составил 20 процентов. В настоящее время в Тибете насчитывается 573 женских кадровых работника на уровне уезда и выше. Впервые в истории Тибета появились женщины-судьи, женщины-прокуроры, женщины-офицеры милиции и женщины-адвокаты тибетской национальности.

Костяк правоохранительных органов в ТАР составляют тибетцы и представители других нацменьшинств. Строго руководствуясь Конституцией и другими законами страны, правоохранительные органы Тибета охраняют основные права, свободы и законные интересы граждан разных национальностей, населяющих Тибет, общественное и личное имущества. В соответствии с законами они карают различных преступников, наносящих вред обществу, в целях поддержания общественного порядка. Уровень преступности и количество заключенных в Тибете ниже, чем в целом по стране. Законные права лиц, совершивших преступление, охраняются законом. Дискриминация в отношении нацменьшинств и верующих, совершивших преступления, не допускается. Более того, их обычаи уважаются. Материальные условия содержания преступников, включая питание, одежду и жилье, обеспечиваются государством. С учетом обычаев и привычек в отношении питания представителей нацменьшинств, находящихся в местах заключения и в тюрьмах Тибета, действуют специальные пищеблоки, которые регулярно снабжают заключенных «цзаньба» (тибетское блюдо из муки, масла и соли), чаем со сливочным маслом, сладким чаем и т. д. В тюрьмах Тибета налажено медико-санитарное обслуживание. В среднем на одного заключенного здесь приходится большее число врачей, чем в других тюрьмах страны. Заключенные имеют право отдыхать в выходные дни, дни государственных и национальных традиционных праздников. Отбывая срок наказания, заключенные в соответствии с законом имеют право на ежемесячные свидания со своими родственниками, право получить снисхождение в форме смягчения наказания или условно-досрочного освобождения, а также награждения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.