Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ РЕСУРСОВ



Исходя из реальных потенциалов морских ресурсов, в Китае разработана политика их комплексного освоения и использования с целью обеспечения координированного развития морских промыслов. За последние годы в стране проделана огромная работа по преобразованию традиционных морских промыслов, в том числе морского рыболовства, морского транспорта и морской соляной промышленности. Интенсивно развиваются морское автохозяйство, морские нефтегазовые промыслы, морской туризм, фармацевтика и другие новые отрасли народного хозяйства. Активно ведется разведка и добыча новых видов морских ресурсов, которые способствуют формированию и развитию таких потенциально перспективных отраслей хозяйства, как добыча полезных ископаемых в глубоководных морях, комплексное использование морской воды, производство электроэнергии с использованием морских источников и т.д. В 1977 г. общий объем валовой продукции главных отраслей морской индустрии Китая, включая морское рыболовство, морской соляной промысел, соляно-химическую промышленность, морской транспорт, судостроение и морские нефтегазовые промыслы, а также морской туризм, превысил 300 млрд. юаней. Эта индустрия стала важным двигателем для национальной экономики в целом.

В Китае издавна развивалось морское рыболовство и накоплен в этой области богатый опыт. В сфере рыбного хозяйства Китай придерживается курса на "ускоренное развитие аквахозяйства, восстановлении и рациональное использование прибрежных морских ресурсов, активное расширение океанического рыболовства, совершенствование отраслей переработки и обращен я рыбной продукции, укрепления управленческого звена на основе законодательства". Начиная с середины 80-х гг., быстрое развитие в Китае получило морское аквахозяйство. Непрерывно пополняется ассортимент продукции, расширяются масштабы аквапромыслов. В результате валовая продукция этой отрасли увеличилась с 1,926 млн. тонн в 1987 г. до 7,91 млн. тонн в 1997 г. Ее удельный вес в общем объеме производства морского рыбного хозяйства за этот период возрос с 27 до 36 процентов. В соответствии с реальной ситуацией морских рыбных ресурсов страны Китай активно регулирует структуру морского рыболовства, усиленно восстанавливая и охраняя рыбные ресурсы в прибрежных морях и обеспечивая их рациональное использование. одновременно энергично осваиваются новые рыбные ресурсы и новые рыболовные промыслы, с тем чтобы увязать развитие рыболовства со структурными изменениями морских рыбных ресурсов. В 1997 г. общий морской улов в Китае достиг 13,854 млн. тонн. В вопросе развития океанической рыболовства и международного рыбопромыслового сотрудничества Китай, строго соблюдая международное морское право и отдавая должное внимание охране морской экологии, активно развивает сотрудничество в области рыбного хозяйства с разными странами и районами мира на основе равноправия, взаимной выгоды, рационального освоения морских ресурсов и непричинения ущерба третьим странам. Начиная с 80-х гг. Китай установил отношения сотрудничества в области рыбного хозяйства с более чем 30 странами и районами мира.

Правительство КНР уделяет значительное внимание охране морских рыбохозяйственных ресурсов, принимает различные рыбоохранные меры в целях неуклонного осуществления стратегии развития среды морского хозяйства. В Китае последовательно установлены сроки запрета на лов рыбы, созданы рыбные заповедники и охранные зоны, введена система периодичного моратория лова рыбы в определенное время года, запрещены вредные рыболовные средства и методы, установлены допустимые размеры ячеей невода и сетей и пропорция мальковых популяций. Уже в 1979 г. в Китае было введено лицензирование рыболовства с целью удержания стихийного роста рыболовных мощностей. С 1987 г. стала проводиться в стране политика контроля за мощностью двигателей рыболовных судов. С 1995 г. была введена новая система периодичного моратория лова рыбы в летний сезон, согласно которой ежегодно с июля по август в морской акватории севернее от 27 градусов северной широты полностью прекращается ловля рыбы, что принесло заметный экономический, экологический и общественный результат. Начиная с 1988 г. сфера применения этой новой системы периодичного моратория лова рыбы была расширена до 26 градусов северной широты, срок моратория продлен до 3 месяцев. В Китае обращается серьезное внимание на увеличение рыбопромысловых популяций. В течение многих лет в стране осуществляется политика размножение популяций креветок и других видов продукции водного промысла. В этой области были достигнуты позитивные результаты.

В 60-х гг. Китай начал самостоятельную разведку и добычу морской нефти и газа, в 80-х гг. стал привлекать зарубежные инвестиции и технологии путем совместной разведки и освоения океанических ресурсов с заграницей. В сфере освоения запасов морской нефти и газа Китай проводит политику упора на развитие обоих направлений с приоритетной разработкой газовых месторождений, сочетая собственную разведку и эксплуатацию с сотрудничеством с зарубежом и интегрируя процессы разведки и добычи. В этой работе произошли важные сдвиги. На конец 1997 г. Китаем был заключен 131 контракт и соглашение с 67 нефтяными корпорациями 18 стран и регионов мира, привлечено около 6 млрд. долларов США в виде зарубежных инвестиций. Обнаружено более 100 нефтегазоносных геологических структур. Разведанные запасы нефти оцениваются в 1,7 млрд. тонн, природного газа - в 350 млрд. куб. м. Более 20 нефтегазовых месторождений уже находится в стадии освоения, сформировалась морская нефтегазовая отрасль. В 1997 г. добыча морской нефти в Китае превысила 16,29 млн. тонн, а природного газа - 4 млрд. куб. м.

В Китае выработана политика рационального использования ресурсов береговой линии. Все глубоководные береговые линии используются в первую очередь для строительства портов в целях активного развития океанического транспорта. С момента образования КНР, в особенности со времени проведения политики реформ и открытости, были достигнуты огромные успехи в развитии морского транспорта. К концу 1997 г. число гражданских судов в Китае составило 320 тыс., грузоподъемность которых достигла примерно 50 млн. тонн, из них на флотилию, занимающуюся внешнеторговым транспортом, приходилось 23 млн. тонн. В строительстве портов и развитии океанического транспорта Китай, руководствуясь концепцией приоритетного строительства основных водных путей, ключевых портовых узлов и системы обеспечения бесперебойного движения водного транспорта, сосредоточивает свое внимание на строительстве контейнерных, угольных, нефтяных, рудных, зерновых и других специализированных портовых терминалов. Одновременно интенсивно ведется строительство дорожных, погрузочно-разгрузочных и перевозочных объектов, комплектующих портовые сооружения, чтобы формировать единый транспортный диспетчерский комплекс для обработки различных грузов, в том числе контейнерных, оснащенных передовой техникой. Вместе с тем ускоряется техническая реконструкция старых портов с целью повышать их пропускную способность и эффективность. В настоящее время в Китае насчитывается 15 портов, годовой грузооборот которых превышает 10 млн. тонн. В 1997 г. общий грузооборот главных приморских портов составил 905 млн. тонн. В последние годы наметилась тенденция бурного развития судостроительной промышленности Китая, размещенной в приморских районах страны. В 1997 г. Китай занял третье место в мире по общему тоннажу строящихся судов.

В области морского туризма приоритет отдается приморским городам, где на отдельных зонах и участках строятся турбазы с ярко выраженной спецификой морского туризма. За последние годы в приморских районах Китая и на прилегающих в ним островах было построено более 300 туристических комплексов, оснащенных разнообразными сооружениями для организации отдыха и развлечения. В результате значительно ускорилось развитие морского туризма, и он превратился в новую отрасль морского хозяйства. В 1997 г. агентства морского туризма Китая приняли более 10 млн. гостей из-за рубежа.

Китай одним из первых в мире начал добывать соль из морской воды. В вопросе пользования морскими водными ресурсами Китай придерживается курса на приоритетное развитие соляной промышленности при сочетании ее с химической промышленностью, активное развитие комплексного пользования морскими водными ресурсами. Ныне в стране наряду с соляной и соляно-химической промышленностью развивается такие новые отрасли, как непосредственное использование морской воды и ее обессоливание. Площадь бассейна соледобычи в Китае достигает 430 тыс. га. в 1997 г. производство соли составило 29,291 млн. тонн. в каталог продукции соляно-химической промышленности входят главным образом хлористый калий, бром, безводные нитраты, хлористый магний и др. Валовое производство хлористого калия и брома превышает 500 тыс. тонн. Тяньцзинь, Далянь, Циндао, Яньтай, Циньхуандао и другие приморские города расширяют сферы непосредственного использования морской воды в качестве промышленного охладителя и для питья. Это в значительной степени облегчает проблему серьезного дефицита пресноводных ресурсов в Китае.

Китайское правительство рассматривает разведку и освоение морских полезных ископаемых как государственную задачу на долговременный период и вкладывает в это государственные средства специального назначения, создало специальные органы, отвечающие за координацию и управление разведочной и эксплуатационной деятельностью на международном морском дне. Китай занимает 5-е место среди мировых держав, вкладывающих капитал в освоение бассейна международного морского дна, приобрел исключительные права на разведку и освоение 75 тыс. кв. км. бассейна международного морского дна. Китай и впредь будет принимать активное участие в управлении международным морским дном и его освоении, разрабатывать новую технику и технологии в этой области, внося должный вклад в дело мирного пользования ресурсами, залегающими в бассейне международного морского дна.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.