Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VII. РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ, ПРЕССЫ, ПЕЧАТИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, КИНЕМАТОГРАФИИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ



До освобождения в Тибете вообще не было современных средств массовой информации, работали лишь несколько издательских домов, выпускавших главным образом священные книги. Лишь после мирного освобождения Тибета в районе появились периодические пресса и издательство гражданской литературы. За последние 20 лет темпы развития издательского дела, журналистики и производства аудио- и видеопродукции значительно ускорились, и в настоящее время уже в первоначальных контурах сформирована покрывающая весь район система прессы и печати.

Бурно развивается издательское дело. В Тибете одно за другим были созданы 4 издательства и одна фабрика аудио- и видеопродукции. За 30 лет после своего создания издательство "Сицзан жэньминь чубаньшэ" ("Тибетское народное издательство") издало в общей сложности более 6600 названий книг, распространило более 78,9 млн. экземпляров, среди них книги на тибетском языке составили около 80 процентов, около 100 наименований книг удостоены премий государственного и районного значения. К настоящему времени в Тибете насчитывается 25 различных типографий, включая Тибетскую типографию "Синьхуа". Шаг за шагом были внедрены компьютерный набор, офсетная печать, электронное цветораспределение, многоцветная печать и другие современные технологии. До мирного освобождения в Тибете вообще не существовало дистрибьюторских учреждений по сбыту книжной продукции, а в настоящее время здесь действует трехступенчатая сеть книжных магазинов "Синьхуа", включающая магазины районного, городского и уездного уровней, их всего 67. Эта сеть удовлетворяет нужды всего района. В последние 20 лет по каналам сети широкому читателю ТАР было предложено свыше 8000 наименований книг на тибетском языке общим тиражом более 90 млн. экземпляров. Устойчиво развивается дело периодики. В 1956 г. начала издаваться газета "Сицзан жибао", в 1977 г. -журнал "Сицзан вэньи" (Тибетская литература и искусство), а сегодня в районе выходит 52 названий газет и журналов.

Радиовещание, кинематография и телевещание в Тибете тоже появились только после мирного освобождения. В 1953 г. была создана лхасская радиостанция проволочного вещания; в 1958 г. она перешла на беспроволочное вещание; в 1959 г. открылась Тибетская народная радиостанция; в 1978 г. в опытном порядке начали передавать черно-белые телепрограммы; в 1979 г. в экспериментальном порядке приступили в цветной телетрансляции; в 1985 г. состоялось официальное открытие Тибетской телестанции; в 1995 г. был сдан в эксплуатацию Тибетский центр по дублированию радио- и телепрограмм. За 40 лет государство и администрация ТАР вложили 530 млн. юаней в дело развития радиовещания, кинематографии и телевидения, Центральное правительство и все братские провинции (города) предоставили в качестве помощи Тибету большое количество аппаратуры и материалов, направляли 5 партий технических и административных работников численностью свыше 200 человек, одновременно подготовили для Тибета большую партию специалистов-тибетцев. В настоящее время в Тибете функционируют 2 районные радиостанции, 36 радиопередающих и радиоретрансляционных станций средневолнового и коротковолнового диапазона, 45 радиоретрансляционных станций с амплитудной модуляцией уездного уровня, 2 телестанции, 354 телетрансляционные станции и 1475 наземных станций спутниковой связи. Охват населения радио- и телевещания достиг соответственно 65 процентов и 55 процентов. В Лхасе и окружающих районах охват населения телевещанием достиг 75 процентов. Ныне демонстрация кинофильмов является одной из наиболее популярных форм приобщения к культуре тибетцев, рассеяно проживающих в земледельческих и скотоводческих районах Тибета. В настоящее время в Тибете насчитывается 436 кинотеатров, 650 низовых кинобригад, более 9300 кинопрокатных пунктов, годовая демонстрация фильмов достигла 130 тыс. сеансов, численность зрителей составляет 28,5 млн. В среднем каждый тибетец из земледельческих скотоводческих районов имеет возможность хотя бы раз в месяц побывать на демонстрации фильмов. Причем фильмы, предназначенные для проката в земледельческих и скотоводческих районах, выпускаются на тибетском языке, так что вопрос доступности содержания лент для крестьян и скотоводов успешно разрешен. Радио, кино и телепрограммы уже прочно вошли в жизнь народов всех национальностей Тибета, которые играют важную роль в приобщении их к благам культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении 40 с лишним лет тибетская культура, развиваясь на основе своих лучших древних традиций и сохраняя национальный колорит, достигла большого прогресса. Этот прогресс выражается прежде всего в том, что изменился сам субъект тибетской культуры. Если в старом Тибете в сфере культуры царила безраздельная монополия феодалов-крепостников, составлявших лишь незначительную часть населения, то теперь культура стала общим достоянием всех тибетцев. Тибетцы в своей массе продолжают славные культурные традиции, совместно развивают свою национальную культуру и пользуются ее благами. Прогресс тибетской культуры выражается, во-первых, в тех глубоких изменениях, которые произошли в тибетской культуре. Были отвергнуты регрессивные, тлетворные элементы культуры, сопутствующие феодально-крепостническим отношениям, в то же время были взяты под охрану государства и окружены уважением вера и нормальные культовые отправления тибетцев; были приняты меры по продолжению лучших традиций тибетской культуры и бережной охране ее памятников. Причем эти традиции были обогащены содержанием, отражающим дух эпохи и требования социального прогресса. Словом, тибетская культура развивается как по форме, так и по содержанию. Прогресс тибетской культуры выражается еще и в качественно новой модели развития. На место замкнутости, застоя и упадка, царивших раньше в культуре Тибета, пришли открытость внешнему миру и готовность воспринять модернизацию. Наряду с развитием традиционной культурой в Тибете впервые за свою историю появились и стали быстро развиваться современные наука, техника, образование и средства массовой информации.

На фоне несомненного прогресса тибетской культуры явным диссонансом выглядит неоднократные заявления клики Далай-ламы о том, якобы "тибетской культуре грозит уничтожение". Версия "угрозы уничтожения тибетской культуры" стала флагом, под которым группируются враждебно настроенные к Китаю силы, ведущие при поддержке кое-каких зарубежных сил антикитайскую пропаганду. Вся история Тибета за 40 с лишним лет со времени демократических преобразований свидетельствует о том, что то, что клика Далая называется "угрозой уничтожения тибетской культуры", на самом деле является ее истинным прогрессом.

Ибо культура относится к сфере общественного сознания и ее развитие тесно связано с развитием социально-экономического базиса и надстройки. Формирование и развитие современной культуры Запада является непосредственным результатом европейской буржуазной революции, уничтожившей средневековый феодально-крепостной строй и тоталитарную систему правления, базировавшуюся на единстве светской и духовной властей, революции, которой сопутствовали религиозные реформы и прогресс в сфере идеологии и культуры. И в Тибете за 40 с лишним лет прогресс в сфере культуры стал возможным лишь благодаря ликвидации теократической формы правления и феодально-крепостного строя, еще более жестокого и мрачного, чем европейское средневековье. Вполне закономерно, что вместе с крушением феодально-крепостного строя были "уничтожены" те атрибуты тибетской культуры, которые были связаны со старым общественным строем, при котором небольшая кучка феодалов монополизировала все блага культуры; "уничтожению" подвергся и "культурный деспотизм", при котором высшее духовенство монопольно распоряжалось общественной и политической жизнью. Такое "уничтожение" является закономерным результатом исторического и культурного развития Тибета. Без такого "уничтожения" не может быть и речи о социальном и культурном раскрепощении и развитии Тибета, не может быть и речи о доступе широких масс тибетцев к достижениям и благам культуры; не может быть и речи о подлинной свободе совести; когда вера является частным делом каждого верующего; не может быть и речи об истинной свободе вообще. Несомненно, для клики Далай-ламы, олицетворяющей феодально-крепостные устои, такого рода "уничтожение" означает крах всех иллюзий по восстановлению в Тибете старых порядков. Неудивительно, что эта клика подняла крик об "уничтожении традиционной культуры Тибета".

Во-вторых, культура любого народа не может развиваться изолированно, лишь в условиях исторического и социального прогресса возможно обновление и обогащение ее форм и содержания. В ходе обмена с культурой других народов происходят извлечения и абсорбция полезных элементов извне. 40-летнее развитие тибетской культуры - это период постепенного избавления от мрака и отсталости и перехода на путь реформ, открытости и модернизации. Это период налаживания взаимодействия и обмена с современной цивилизацией, включая современную западную культуру. По мере изменений в способе производства и образе жизни произошли перемены и в менталитете и идеологии тибетцев. Появилось много такого, чего не было и не могло быть в традиционной тибетской культуре, но что могло быть в традиционной тибетской культуре, но что стало насущно необходимым для современного образа жизни. Например, научное исследование, технические достижения, образование и средства массовой информации; лучшие традиции тибетской культуры в условиях новой эпохи также получили новое развитие. В то же время то отжившее и отсталое в традиционной культуре, не отвечающее социальному развитию и жизни народа, постепенно отсеивается. Все это - нормальные и закономерные явления в развитии культуры, они свидетельствуют о прогрессе и процветании тибетской культуры в наши дни. Суть заявлений клики Далай-ламы о якобы существующей "угрозе уничтожения тибетской культуры" заключается в попытке "остановить" прогресс в Тибете, сохранить незыблемыми образ жизни и ценностные критерии, которые существовали при старом феодально-крепостническом строе. Однако это абсолютно противоречит ходу истории и коренным интересам тибетского народа и потому является до нелепости абсурдным.

В настоящее время все человечество уже вступило в новое тысячелетие, наблюдается стремительное развитие глобализации экономической деятельности и информатизации общественной жизни, что сулит резко изменить материальную и культурную жизнь нашей планеты. По мере углубления реформ, в частности по мере реализации стратегии крупномасштабного освоения западных районов Китая, Тибет обретает все более обновленный облик, его поступь на пути модернизации и общения с миром становится все более уверенной. Все эти процессы сулят тибетской культуре новое развитие и прогресс.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.