В описании методики ДФС в качестве основных выделялось три психоэнергетических центра – физический, эмоциональный и ментальный. Это упражнение позволяет прочувствовать, как наше восприятие меняется в зависимости от активизации того или иного центра.
Упражнение делается в парах и состоит из трех этапов, отдельно на каждый центр. Один участник садится так, чтобы спинка была не там, где обычно, а сбоку. Ноги стоят всей ступней на полу. Стоящий рядом помощник кладет свою ладонь на 5-6 сантиметров ниже пупка, а вторую – ему на крестец. Потом оба закрывают глаза и сосредотачивают все свое внимание на том, что будет происходить в части тела, находящейся между ладонями стоящего.
Затем стоящий человек очень аккуратно перемещает свои ладони выше – одну на то место, куда мы кладем руку, говоря о своих чувствах, а вторую - чуть выше лопаток. И снова несколько минут молчаливого контакта.
Наконец, одна рука стоящего ложится на лоб сидящему (обязательно под волосы), а вторая - чуть ниже затылка.
После этого участники в парах меняются ролями. При последующем обсуждении желательно описать разницу в ощущениях и восприятии в зависимости от того, какой центр активизировался. (Физический – 1 этап, эмоциональный – 2 этап, ментальный – 3 этап).
Угадай стул
Участники встают по кругу, каждый ставит перед собой стул. Образуется круг из стульев, за которыми стоят участники. Один из участников, который будет выполнять задание, отходит. Остальные загадывают, на какой стул в этом круге он должен сесть. Когда участник возвращается, он входит внутрь круга из стульев, он должен определить этот загаданный стул. Вся группа энергетически помогает ему в этом. При этом запрещаются вербальные или визуальные подсказки.
Упражнение направлено на развитие чувствительности психоэмоционального состояния.
Следовать ипульсу
Упражнение делается в парах, под танцевальную музыку. Один участник активен, второй принимает импульсы. В упражнении есть несколько этапов. После каждого этапа участники меняются ролями и повторяют упражнение.
1. Активный участник дает импульсы движения своему партнеру. Например, качнуть руку своего партнера, толкнуть его бедро собственным бедром или толкнуть плечо партнера рукой. Партнер должен двигаться, следуя только этому импульсу, не сопротивляясь и не добавляя собственного движения. После каждого движения активный участник должен позволить своему партнеру остановиться перед следующим импульсом.
2. Как и раньше, активный партнер дает импульсы движения своему партнеру. На этот раз он дает импульсы разной интенсивности: то сильные, то слабые, причем в случайной последовательности. Принимающий отвечает за импульс, точно следуя его интенсивности. Снова активный партнер позволяет своему партнеру остановиться перед тем, как даст следующий импульс.
3. Активный партнер дает импульсы движения своему партнеру, который теперь преувеличивает свой ответ, создавая более растянутую фразу движения или делая большое движение в ответ на маленький импульс. Во время этого упражнения активный партнер должен не только инициировать движение партнера, но и превратить собственные действия в танец.
Целью упражнений является развитие чувствительности к внешним импульсам, которые позднее могут способствовать улавливанию и действию от внутренних импульсов.
Заключение
Так кто же такой Р-консультант? Это человек, который есть, но которого нет. Он всего лишь зеркальное отражение проблемной части клиента. Поэтому большая часть его внимания сосредоточена на себе, потому что он является основным инструментом диагностики и решения проблем. Он всегда находится между двумя мирами. Он — пространство. Его не заботит собственное понимание, а только лишь понимание клиента. Он ничего не хочет от клиента, даже не хочет ему помочь. Он актер в монодраме клиента. Он совсем никакой, неопределенный. Точнее, он такой, каким должен быть для решения проблемы клиента.
Всем, кого заинтересовал метод резонансного консультирования, предлагаю продолжение общения. Буду признателен, если кому-то захочется поделиться со мной своими мыслями, разработками, идеями. Пишите на сайт: www.petrushin.ru
Использованная литература
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: RTFL-book, 1994.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: Советский писатель, 1963.
4. Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума: Избранные статьи по психиатрии – М: КомКнига, 2005.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — СПб.: Лениздат, 1992.
6. Бояцис Р. Резонансное лидерство: Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма эмпатии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
7. Боуэн М. Теория семейных систем. – М.:Когито-Центр, 2005.
8. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007.
9. Витакер К. Иные голоса. Эволюция психотерапии, Том 4. - М: НФ Класс, 1998.
10. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники (Учебно-методическое пособие к урокам творческого мастерства). - М.: Искусство, 1967.
11. Гриндер Д., Бендлер Э. Из лягушек в принцы.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993.
12. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987.
13. Калинаускас И.Н. Жить надо. — СПб.: Медуза, 1994.
14. Кан М. Между психологом и психотерапевтом: новые взаимоотношения. — СПб.: Б.С.К., 1997.
15. Kемпински А. Психопатология неврозов. — Варшава: Авиценна, 1984.