Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 4 страница



Ясновидение как гештальт-наоборот

Фундаментальный закон восприятия, который был выявлен в гештальт-психологии, гласит, что для человека свойственно из частей организовывать целое. Например, три палочки, сложенные под определенным углом, могут восприниматься как треугольник (рис.18). С точки зрения двух уровней общения, видеть палочки как палочки — это уровень «реального» восприятия, а видеть в них треугольник — уровень «виртуального» восприятия.

 

 

Рис.18. Три палочки, сложенные

под определенным углом, могут

восприниматься как треугольник.

Проблемы возникают, когда происходит смешение и виртуальное восприятие, то есть идущее от наших фантазий принимается за реальное. При неврозе, о чем справедливо писал З. Фрейд, человек видит в реальности символ прошедшего [42]. То есть, он накладывает на реальный уровень виртуальное. Неадекватность невротического поведения заключается именно в том, что стимул идет из реальности, а его ответ из виртуальной позиции. Например, начальник делает выговор, а у подчиненного возникает чувство вины, будто его наказывает родитель. Для того чтобы помочь человеку, психологу необходимо удерживаться на реальном уровне, а не впадать в гипноз «виртуального», который наводит клиент, не играть по его правилам.

В основе создания виртуального уровня лежат слова. Слова не отражают реальность, это всего лишь метки по поводу реальности. Слово «стул» и реальный стул — это не одно и то же. Кроме этого, есть слова, которые созданы человеком для удобства, и под ними нет вообще никакой реальности. Например, понятие «группа». В действительности ее не существует, но мы часто оперируем этим словом как реальным, например, говорят: «Я боюсь группы». Иногда на моих занятиях, когда мы касаемся этой темы, возникает дискуссия. Тогда я предлагаю показать несогласным, где находится группа. Отвечая на это, человек обводит сидящих людей рукой и говорит: «Вот, все это — группа». «А где конкретно? — спрашиваю я. ― Вот сидит Петя, вот Таня, а где группа?». «Группа» — это только слово, придуманное для удобства общения.

То же происходит со словом «любовь». Если происходит смешение и человек начинает верить, что любовь есть как существительное, как некий ценный объект, то начинается фантасмагория. Во-первых, чтобы иметь любовь, я должен ее сначала найти. Где искать? Может в моем городе? Вдруг ее там нет, тогда надо куда-то в путешествие отправляться. Вообще, где-то она есть, надо только не лениться ее разыскивать.

Допустим, я «нашел» свою любовь, но теперь возникают новые проблемы. Объект-то ценный, значит, и охотников на нее полно. Теперь надо ее охранять. Особенно опасны близкие подруги и друзья — они могут «украсть» мою любовь. Иногда говорят: «Ты разрушил нашу любовь», или даже «Убил любовь». Еще говорят, что любовь можно потерять. Так и представляется, что шли-шли вместе, отвлеклись и любовь где-то обронили. При этом надо суметь отличить «настоящую» любовь от фальшивой. Вот что происходит при путанице разных уровней реальности.

Реально существует лишь действие, обозначаемое глаголом «любить». Если это так, то в этом случае необходима другая стратегия. Для того чтобы в моей жизни была любовь, мне необходимо не искать ее, а учиться любить, осваивать и развивать в себе эту способность.

Одно из первых прозрений тех, кто практикует работу по расширению осознавания и концентрации внимания, состоит в обнаружении того, насколько обычное состояние нашего ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено фантастическими проекциями. Есть даже такое выражение, что необученный ум подобен «буйной пьяной обезьяне». Интересно изучение (на основе теста Роршаха) восприятия людей, практикующих медитацию, - от начинающих до просветленных мастеров [38]. Начинающие демонстрируют обычные реакции. В то время как испытуемые, обладающие большей степенью концентрации, видят на картах Роршаха не обычные образы животных или людей, а только светлые или темные узоры. Их ум менее склонен к преобразованию этих элементов в организованные образы.

Голубые холмы – просто голубые холмы;

Белые облака – просто белые облака.

Таким образом, для того чтобы удерживаться на реальном уровне, необходим навык «ясновидения», то есть ясного видения, буквального, наивного восприятия. В палочках видеть палочки, а не треугольник.

Человек и его Тень

Внутренний конфликт между сознательными и бессознательными желаниями человека в духовных описаниях и обыденном сознании выражается в метафорах «Свет» и «Тень». Они являются частями одного целого и неразделимы. Кроме этого, между ними есть определенная взаимосвязь. Самая темная тень возникает под самым ярко освещенным предметом. Поэтому при неврозе между «осознаваемым» и «вытесняемым» возникает сильная поляризация. Можно сказать, что это и есть причина невроза.

Человеку сложно принять свою «Тень». Любая информация об этом вызывает у него сильнейшее сопротивление. В результате Тень переносится вовне и становится его фоном. То, что человек думает про себя, это его светлая сторона. Но окружающие люди реагируют на его фон, который самому человеку невидим. В итоге у него возникает конфликт с окружающими, хотя причины лежат в его собственном поведении. Можно привести немало примеров по этому поводу:

 

Рис.19.Схема человека и его тени.

Агрессивный кричит, чтобы напугать. Но испуганный человек при сильном страхе и беспомощности тоже начинает кричать (рис.19).

Застенчивый человек думает, что его никто не любит. Но его поведение очень похоже на поведение высокомерного человека. Он сохраняет дальнюю дистанцию, не смотрит в глаза, избегает называть окружающих по имени, говорит тихим голосом, душевно закрыт и не показывает своих эмоций.

Все разрешающий человек думает, что так он проявляет свое приятие и любовь к другому человеку. Внешне его поведение очень похоже на поведение равнодушного человека, которому безразличен другой. Он не сообщает о том, что он хотел бы от него, не ставит другому человеку границ, не соразмеряет возможности другого и его желания, все разрешает, даже то, что может быть опасно. На самом деле любящий часто выглядит как властный человек.

Заискивающий думает о том, как бы не затруднить окружающих. Прежде чем обратиться даже с пустяковой просьбой, он несколько раз извинится, поинтересуется, есть ли у нас время на общение с ним и т. д. Тут скрывается мучитель, который замучает нас своей вежливостью, забирая энергию.

Депрессивный пугает, так как постоянно держит всех в напряжении. Как мина, которая вот-вот рванет. В депрессии заложен большой заряд скрытой агрессии.

Одинокий человек жалуется, что у него нет друзей. Он может объяснять это своей малоценностью, но в своем поведении он похож на «подарок». Отсутствие друзей объясняется высокой избирательностью по отношению к людям.

Женственная девушка, пользующаяся большим количеством косметики, думает, что она таким образом подчеркивает свою женственность. Также себя может вести и мужчина, который хочет замаскироваться, чтобы его не разоблачили. Под излишней женственностью может скрываться мужественность.

Контролирующий, проявляющий власть и следящий за всеми, похож на человека, который боится остаться один.

Ревнивый человек, который убежден в измене (даже еще не состоявшейся), требует асексуального поведения по отношению к противоположному полу. Возможно, он боится собственных гомосексуальных импульсов.

Именно наличие теневой стороны не позволяет человеку опираться на самоанализ как единственный способ познания себя. Для реализации самоанализа необходимо выйти за пределы себя, а это невозможно. Для этого необходим другой человек, который сможет увидеть и показать мне мою Тень. Хорошо, если это будет специально подготовленный человек. Так возникает профессия консультанта. Одним из условий такой подготовки является познание собственной Тени. Чем больше я вижу в себе «теневого», тем шире мои резонансные возможности.

 

Тайная спецшкола клиентов

В который раз устраиваю на своих занятиях ролевую игру, и опять клиент начинает и выигрывает! Десять минут «психологической работы» - и вот уже инициатива в общении полностью на стороне клиента. Незаметно для самого психолога происходитсмена ролей. Клиент в процессе разговора как-то освоился, даже расслабился, а психолог наоборот, все сильнее напрягается. Если сейчас посмотреть со стороны на эту пару, то больше похожим на клиента будет психолог.

Меня всегда занимало эта таинственное ролевое перевоплощение. Ну почему так происходит? По теории изначально клиент приходит к психологу, значит, у него проблема, он и должен испытывать напряжение и смущение. Происходит же наоборот. Даже обидно. Психолог годами учится, тренируется, а приходит клиент и за несколько минут кладет его «на лопатки». Такое впечатление, что клиенты тоже где-то тренируются, уж как-то профессионально они все это делают. Мне даже в голову пришла фантазия о том, что у клиентов есть своя спецшкола, в которой их обучают техникам победы над психологами. Я стал собирать информацию об этой «школе» и на сегодня уж есть, чем похвастаться. Вот некоторые техники, которые удалось выявить:

- выбивание психолога из профессиональной роли путем задавания ему вопросов по поводу его личной жизни, выяснения его взгляда на мир, критики или восхваления его способностей, обращение за советом и т.д. Если психолог вовремя не спохватится, то достаточно быстро обретет в лице клиента благодарного слушателя;

- гипнотическое наведение транса. Для этого клиент виртуозно использует почти все описанные в НЛП техники наведения транса: использование максимально неконкретных понятий, забалтывание, частую смену проблемы и темы беседы, паузы и изменение тембра голоса. Через некоторое время под видом решения проблемы можно наблюдать совместное галлюционирование психолога и клиента. При этом обоим кажется, что они говорят об одном том же;

- резкая смена психологической позиции. Психологическая помощь возможна лишь при доминировании в общении Взрослой позиции. Наш клиент способен умело вытолкнуть психолога в Родительскую позицию («Я очень несчастен, только вы мне можете помочь»), либо опустить его в Детскую позицию через оценивание и критику («Вы как психолог должны мне помочь»).

Почему же психолог поддается на эти уловки? Должен же быть в их действиях какой-то стратегический ход! После долгих поисков мне удалось его раскрыть. Вот этот секрет: «В каждом психологе тоже есть клиент». Под «внутренним клиентом» я понимаю нашу проблемную часть, которая есть у каждого человека. Поэтому главное оружие клиента – это войти в контакт с «клиентом» психолога. На это у клиентов прямо безошибочное чутье.

Из практики известно, и это одна из особенностей консультативной работы: если у психолога есть актуальные проблемы, то к нему начинают обращаться именно с этой проблемой. Как только психолог разрешил свой внутренний конфликт, так и запросы клиентов также меняются на новую проблему психолога. Но, похоже, верно и другое. Клиент, улавливая проблему консультанта, излагает свою в терминах, затрагивающих «больное место» психолога. Однажды на ролевой обучающей игре я трижды менял психологов для одного и того же клиента. И тот, говоря вроде об одном и том же, как-то перестраивал свой текст, и все равно задевал психологов по их проблемным местам. Наиболее сложные клиенты – это профессиональные психологи, т.е. когда в клиенте есть психолог со специальным образованием.

Теперь, зная этот секрет, можно с этим справиться. Главное для меня как психолога – не допустить встречи наших клиентов, внешнего, который пришел с проблемой и моего, внутреннего. Необходимо пресекать все попытки подружиться с нашим «клиентом», не давать им вступить сговор о взаимном ненападении. Помнить, что наши проблемы похожи, но они разные. Даже если все клиент рассказывает одними и теми же словами – у вас ссора с супругой, и у него ссора с супругой; у вас конфликт с детьми – и у него точно такое же описание конфликта. В конце концов, если психолог не человек, то у него нет никаких проблем.

Поэтому, когда говорится, что психолог должен присоединяться и вступать в резонансные отношения, это надо понимать предельно точно. У присоединения должны быть определенные границы. Мы резонируем «психологом», но ни в коем случае не внутренним «клиентом»! Иначе мы выпадем из своей профессиональной роли и под видом решения проблемы клиента начнем решать свои личные проблемы.

Перенос или эффект поляризации

Таким образом, в резонансном подходе не только психолог отражает проблему клиента. Метод работает и в другую сторону. Клиентом также отражается, улавливается проблема психолога. Это выражается, кроме всего прочего, и в том, что клиент сразу начинает задевать больные и вытесненные конфликтные места психолога.

В процессе консультативного общения идет взаимное отражение, что приводит к эффекту поляризации. При этом психолог и клиент становятся как бы двумя полюсами. То, что в психоанализе называется феноменом перенесения и сопротивления, в резонансном подходе их можно рассматривать как следствие поляризации. Когда психолог попадает в эту ловушку, то проблема становится нерешаемой. Хотя это не сопротивление, а фиксация психолога в одной из полярных ролей, таких как «Жертва-Нападающий», «Молящий-Отказывающий», «Приличный-Неприличный», «Грязный-Чистый».

Один из путей «снятия сопротивления» может заключаться в выходе из слаженного ролевого дуэта. Но не всегда это бывает так просто. Раскрываясь, клиент начинает демонстрировать психологу его (психолога) бессознательное и вытесненное. Если для психолога это связано с его проблемной зоной, то психолог может «зависнуть». Не только я «Тень» клиента, он также демонстрирует мне мою «Тень». Когда «Тень» не проработана, то психолог невольно начнет подавлять это в клиенте и обвинять последнего в «сопротивлении».

Границы клиента лежат в границах психолога. Клиенту сложно выйти из этих границ, но если это все же случится, то роль психолога неминуемо будет разрушена. Отсюда важный практический вывод о том, что для успешной работы у психолога должны быть широкие границы сознания, он должен быть более «развращен» (конечно, не на уровне поведения, а на уровне ассоциаций, осознавания своих фантазий и невротических желаний), чем клиент.

Би-полярное восприятие

Применительно к работе Р-консультанта акцент на чем-то одном является ошибкой. Желательно иметь би-полярное восприятие, то есть видение целого с двух сторон. Би-полярное восприятие каждой части психологической работы является залогом успешной работы консультанта. Вот хотя бы некоторые элементы, присутствующие в консультации, в которых важность целостного восприятия очевидна.

РЕАЛЬНОСТЬ. Когда мы говорим о реальности, то ее можно условно разделить на две: объективную реальность (то, в чем мы находимся) и субъективную реальность (ту, которая «внутри» нас). Людей, внимание которых чаще обращено к объективной реальности, обычно называют экстравертами, а тех, кто больше погружен в себя — интровертами. Полное восприятие реальности возможно лишь тогда, когда место нашего восприятия находится посередине, между этими двумя реальностями. Об этом есть красивая метафора: быть подобно летящей птице, одно крыло которой находится в объективной, а другое — в субъективной реальности.

ПСИХИКА. Начнем с модели психики. В ней выделяется два основных компонента — сознание и бессознательная часть. Если заниматься только сознательной частью (что является сущностью житейского консультирования), то мы проигрываем в глубине. Такой же ошибкой будет игнорирование сознательной части и концентрация на бессознательной. Ведь тогда мы не сможем закрепить полученные переживания. Наркотики или алкоголь могут вызывать удивительные состояния, но слабость сознания человека в это время делает их попросту бесполезными. Только одновременное удерживание в работе обоих компонентов психики — «осознать бессознательное» — позволяет состояться глубокой и продуктивной психологической работе.

ТЕЛО-УМ. Психологическое отделение головы от остального тела достаточно распространено в нашей культуре. При консультации у психолога должна работать не только голова, важно контактировать со своим телом. Сюда входит параллельно с думанием расширение своего внимания до объема тела. Желательно наблюдать не только за тем, какая ассоциация на слова клиента пришла ко мне в голову, но и фиксировать, что я почувствовал в своей груди во время этого, как у меня изменилось дыхание, как мне захотелось пересесть и т. д. Происходят своего рода свободные ассоциации, которые могут служить дополнительными источниками информации о проблеме клиента. Одновременное слушание «головы» и «тела» дает возможность увидеть их взаимосвязь.

ОБЩЕНИЕ. В самом общении традиционно выделяют вербальный, словесный уровень и невербальный, сопровождающий текст (жесты, интонации, прикосновения и т. д.). Чему же верить, если человек говорит одно, а жестами показывает совсем другое? При распределенном внимании такого вопроса нет, все — правда. Несовпадение вербальных (что рассказывает) и невербальных посланий (как рассказывает) является косвенным индикатором проблемы. Расхождение «слова и дела» можно рассматривать иллюстрацией внутриличностного конфликта, который можно увидеть, только находясь «посередине».

КОНСУЛЬТАЦИЯ. Даже саму ситуацию консультирования следует рассматривать не как последовательную смену коммуникационных ролей психолога и консультанта, а как одновременное наблюдение за собой и за клиентом. Попеременное внимание (сначала я подумал, что спросить клиента, а потом стал смотреть, что он говорит) является ошибочной стратегией. Ситуация консультирования — это всегда два человека, и надо наблюдать за ними с какого-то третьего места. Только так можно увидеть, что клиент делает с психологом, как он инфицирует в него свою проблему.

ПСИХОЛОГ. Если говорить о персоне психолога, то ее тоже можно рассматривать как двойственную фигуру: с одной стороны, психолог — это не человек, а с другой — психолог «сделан» из человека. Часто мою идею о том, что «психолог — это не человек» понимают односторонне: «Значит, он как робот и должен ничего не чувствовать». Такой поход чреват формализацией общения. Как сказала один начинающий психолог своему клиенту, который решал проблему выбора: «Нам, психологам, советы давать запрещается». Или, наоборот, начинают горячо отстаивать, что, будучи человеком, возможно, осуществить истинно гуманную помощь. Такой взгляд на деятельность психолога уже более опасен для него самого. Отсутствие ролевой определенности — прямая дорога к синдрому «психологического выгорания».

ПРОБЛЕМА. Если проблему рассматривать как внутренний конфликт двух субличностей, то без «третьей», не отождествленной ни с какой частью, позиции его вообще невозможно решить. Попеременно отождествляясь то с одной, то с другой субличностью, человек попадает в неразрешимую ситуацию — находясь в одной, он теряет контроль над другой. Он, как маятник, начинает качаться из стороны в сторону — «грешить и каяться», «пить и ругать себя за это» и т. д. Причем совершенно неважно, какую сторону человек принимает. Чем больше он отклонит маятник в одну сторону, тем сильнее его забросит в другую. Возникает замкнутый невротический круг, скручивающийся в тугую спираль. Для того чтобы разрешить этот конфликт, необходимо присутствие обеих конфликтующих сторон и посредника, который будет помогать им договариваться. Клиенту для этого надо помочь выйти в центральное положение между субличностями, сделать его стабильным и оттуда взглянуть на обе свои конфронтирующие части.

ПЕРЕНОС. Под переносом традиционно рассматривают неосознанное наложение клиентом на психолога образов значимых лиц из прошлого. В результате этого клиент начинает эмоционально реагировать на психолога как на своего отца, мать, учителя, друга, любимого и т. д. Такие неадекватные эмоции часто озадачивают, может захотеться разубедить клиента в его ошибке, сказать что «я не такой». Это будет ошибкой, так как именно в переносе начинает оживать и воспроизводиться проблема клиента.

Но может быть и другая крайность — контрперенос: психолог неосознанно войдет в роль, на которую его спровоцировал клиент. В результате этого консультант может отождествиться с родительской заботой, с сексуальным желанием, со строгостью и морализмом учителя. В этом случае начнутся невротические отношения, которые лишь усугубят проблему клиента. Истина посередине: надо наблюдать за тем, что из меня «делает» клиент. Тогда я могу восстановить и проанализировать его прошлые незавершенные взаимоотношения, в результате которых у него сегодня существует эта проблема.

Немного о «пара-психологии»

В процессе обучения Р-консультированию выявилась одна серьезная проблема: психологам трудно одновременно вести процесс общения и наблюдать за собой. Иногда со стороны гораздо виднее, что происходит с психологом. Для решения этой проблемы, в качестве временной меры, возникла идея участвовать в консультировании не одному, а двоим психологам сразу. В шутку этот подход был назван «пара-психологическим». В этом случае роли психологов разделялись. Один из них вступал в общение с клиентом и заражался его состоянием, а другой в это время наблюдал за своим коллегой, за его поведением и состоянием. Как только он видел связь между словами клиента и состоянием психолога, он перехватывал инициативу и начинал работать в этом направлении.

Теперь другой психолог оказывался в наблюдательной позиции и анализировал состояние своего коллеги. Так, меняясь ролями, они вели консультацию. Судя по отзывам тех, кто пробовал такой способ, это дает большую надежность, чем работа в одиночку.

Основные этапы Р-консультирования

Обобщая вышеизложенное, можно выделить три основных этапа Р-консультирования: создание «гиперличности», «встреча с собой», внутриличностная интеграция.

1. На первом этапе психолог помогает «перенести» проблемы клиента из субъективной в объективную реальность (рис. 20). При этом внутренняя проблема клиента впоследствии трансформируется во внешний конфликт с психологом. Чтобы это осуществить, психолог, сохраняя устойчивую ролевую позицию («зеркальность» и разотождествленность с профессиональной ролью), вступает с клиентом в резонансные отношения. Через активную подстройку своего состояния к звучанию клиента психолог создает целостное пространство.

Психолог дает клиенту «уловить» себя в предлагаемые тем невротические отношения, «инфицируется» его проблемой, входит в его жизненный тупик. В результате клиент неосознанно переносит одну из своих конфликтующих субличностей на психолога. Отождествляясь с ней, консультант получает информацию не ментально-логическим (путем создания и проверки различных гипотез), а непосредственным эмоционально-чувственным способом.

 

 

Рис.20. Схема первого этапа.

 

На этом этапе от психолога, помимо ролевой устойчивости, требуются определенные способности к созданию резонансных отношений. Для этого он должен обладать развитым самосознанием и хорошо разработанной психоэмоциональной сферой, умением менять свое эмоциональное состояние и диагностировать состояние клиента эмоциональной устойчивостью. Завершение первого этапа ― это тупик в общении психолога и клиента, потому что внутренний конфликт переходит во внешний.

2. После этого начинается второй этап, на котором психолог предпринимает меры по выходу из создавшегося невротического тупика(рис.21). Как отмечалось ранее: «как внутри, так и снаружи». Внешние сложности человека с людьми — это суть его внутренних противоречий. Люди конфликтуют с другими людьми, чтобы избежать конфликта с собой, и конфликтуют с собой, когда не хотят конфликта с другими. Задача психолога — взять на себя одну из сторон конфликта и через эту психодраму вступить в контакт с человеком.

 

 

Рис.21.Схема второго этапа.

 

 

Для этого, отрефлексировав роль, в которую он попал, консультант через нее вступает в отношения с клиентом. Он поворачивается к клиенту той гранью, которую тот не принимает в себе и побуждает все-таки встретиться с ней, а через нее «встретиться с собой». Такое может произойти в форме неожиданных вопросов, предложений выполнить то или иное действие, либо осуществление полноценной «монодрамы». Здесь особую важность приобретают способность психолога осознать предлагаемую клиентом роль в возникших невротических отношениях, умение рефлектировать происходящий процесс, владеть способностями к перевоплощению и драматизации.

3. На третьем этапе осуществляется обратный первому этапу процесс(рис.22). Помощь заключается в осознавании клиента неслучайности возникновения проблемных отношений с психологом и связывании этого внешнего конфликта со своей внутренней проблемой. На этом этапе происходит «возвращение» в субъективную реальность субличностей клиента, но уже с изменившимися взаимоотношениями. Исцеление ― это восстановление внутренней целостности личности, перестройка отношений между внутренними частями личности из конфликтных в сотрудничающие.

 

 

Рис.22.Схема третьего этапа.

 

В заключение можно рассмотреть эти этапы на конкретном случае при работе с человеком в депрессивном состоянии. Общение с депрессивным клиентом может вызвать у психолога раздражение и злость. Для того чтобы лишний раз не травмировать клиента, психолог будет скрывать свою агрессию. Это и есть первый этап, когда подавленная субличность «заражает» психолога. С точки зрения Р-консультирования, то, что происходит с психотерапевтом во время консультации, и есть отражение проблемы клиента: психотерапевт пытается скрыть злость, но это и есть суть депрессии — подавление агрессии.

Поэтому психолог должен отнестись «по-рабочему» к своему эмоциональному состоянию. Если он сможет разотождествиться и осознать свое состояние не только как свое, но и как вытесненное в клиенте, то сразу выйдет на решение проблемы. Например, задать вопрос о том, как человек проявляет свою агрессию. Или можно предложить ему найти в памяти тех, на кого он злится, и проявить эту злость прямо здесь в кабинете. Начнется конфронтация, так как депрессивный пациент будет уходить от подобных действий. После этого можно перейти к анализу его затруднений для того, чтобы, в конце концов, клиент смог проявить вовне свою злость.

Задача Р-консультанта не рассказать о проблеме клиента, а показать ее. То есть, выступить актером в монодраме клиента в той роли, которая бы олицетворяла его вытесненную часть, ту часть, с которой клиент не хочет встречаться. Быть той частью, которую К. Юнг назвал Тенью, и помочь клиенту вместо обычного подавления и избегания вступить в конфронтацию с ней.

Примеры консультаций

с использованием Р-метода

В качестве других иллюстрации работы Р-метода можно рассмотреть следующую консультацию.

Игорь, студент, изложил свою проблему следующим образом: «Я хочу за год окончить два курса, но боюсь, что мне будут завидовать и мешать. Тех, кто взлетает над остальными, не любят».

Итак, внешнюю проблему мы можем рассмотреть как проекцию его внутреннего конфликта. Но при этом он осознает только одну из конфликтующих сторон («которая хочет взлететь»), а другую («будут мешать») выносит из себя и приписывает другим.

Начинаем процесс терапии путем привлечения его внимания к вытесненной части: «А как ты реагируешь, когда кто-то “взлетает”?». «Я хочу его срезать»,— ответил он. То есть, Игорь признал наличие в себе второй части.

Теперь переходим к поиску решения его проблемы им же самим. Я как психолог беру на себя одну его часть и сталкиваю Игоря с ней: «А если бы я начал сейчас при тебе “взлетать”, то что мне надо сделать, чтобы ты принял это и не стал бы меня срезать?» Теперь уже сам Игорь себе же начинает помогать. Он ответил: «Если бы ты при этом подчеркивал мою значимость и важность».

Остался заключительный этап - собственно решение проблемы. «А как мне надо подчеркивать, чтобы ты свою значимость осознавал?» Длинная пауза. У Игоря затруднение с ответом. «Вот в этом то и есть решение проблемы. Тебе надо научиться поднимать значимость другим. А ты этого не делаешь. Почему это так трудно?» Теперь уже можно переходить к решению его затруднения.

Другой пример использования метода.

Одна женщина обратилась с проблемой, что ее сотрудник по работе относится к ней несправедливо. Я поинтересовался, в чем это заключается. Попросил ее описать какой-нибудь конкретный случай. «Однажды мы должны были вместе ехать на машине из туристического лагеря. У меня была большая сумка, и я заранее поднесла и поставила ее недалеко от машины с тем расчетом, чтобы он ее забрал. Затем, когда мы поехали, я спросила, забрал ли он мою сумку. А он сказал, что не забрал! Это ли не наплевательское отношение ко мне?» «А вы ему сказали, где поставили свою сумку?» «Нет, но это же и так было видно». После этих слов я смог увидеть ее проблему. Теперь осталось ее отзеркалить. Не сказать о ней, а показать ее.

Я немного отодвинулся от этой женщины, отвернулся и сделал вид, что обиделся. Через пару минут нашего молчания она озаботилась и спросила, что со мной. «Я на вас обиделся. Мы сидели рядом, и я думал, что вы мне доверяете. Я надеялся, что вы возьмете меня за руку, но вы этого не сделали». Женщина стала волноваться, оправдываться, что она не знала этого, затем расплакалась. Но я был непреклонен: «Есть вещи, о которых не говорят, которые каждый нормальный человек должен знать сам». Тут она совсем расстроилась.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.