Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 8 страница



В период с того, как клиент зашел в кабинет и начал говорить, я уже успел проделать определенную работу. Вывел вовне точку самосознания, вошел в пространственный контакт с клиентом, начал внутреннюю эмоциональную подстройку. Слушая речь клиента, я внимательно наблюдаю за собой, за своими ощущениями и ассоциациями. Специально не выискивая в его словах каких-то противоречий, я жду, когда меня что-то зацепит в его словах, что-то взволнует или вызовет другую эмоциональную реакцию. Это не всегда происходит быстро и сразу. Иногда на это нужно время, я иногда даже начинаю немного дремать. Пока ничего не произошло, не о чем разговаривать. Чем-то это состояние похоже даже на рыбалку. Дремлешь, а когда клюнуло – сразу просыпаешься.

После того, как я включился, дальнейший разговор происходит не через обдумывание, а через удерживание этого взволновавшего состояния. Словно удалось нащупать какую-то верную, но невидимую дорожку. Она достаточно извилиста, и если не быть внимательным – то можно с нее соскочить и потом уже вернуться на нее будет сложно. Иногда на консультации вдруг очень ясно становится, что надо делать. Откуда эта мысль взялась, я уже давно не анализирую, просто знаю, что так будет правильно. Как говорится, «нутром чую, что это так».

Так, например, на одной из консультаций у меня вдруг возникла странная идея - клиентка должна … плюнуть в меня. Сначала я хотел отогнать эту мысль, это неприлично и т.д. Но оставалось убеждение, что так будет правильно для нашего процесса. Я рискнул проверить. Мощный получился дальнейший процесс и результат!

В следующий раз, решил попробовать усилить конфронтацию клиентки с ее контролирующей инстанцией. Вдруг возникло(опять неправильное) желание принести бутылку водки (которая, как я позднее анализировал, является стереотипом снятия самоконтроля) и (о, ужас) предложить ей выпить.

Разумеется, такие идеи всегда уникальны и применялись мной только один раз в каждом конкретном случае. Естественно, я никому не могу посоветовать что-то повторять. Но в тот момент, абсурдная, с точки зрения «головы», идея оказалась правильной с точки зрения возникновения необходимых для дальнейшей психологической работы переживаний!

Иногда на консультации даже больше половины времени со мной ничего не происходит. Но я все равно жду, и все равно, даже в последнюю минуту, приходит вариант эффективного ведения консультации.

Я стараюсь избегать использования знаний психологии в плане диагностики типа личности клиента и его проблемы. Если случайно такое происходит, то моментально резонанс прерывается. Я уже общаюсь не с человеком, а с холериком, или демонстративным типом. Исследую не конкретную уникальную ситуацию, а типичный пример депрессии или ревности с описанными во всех учебниках рецептами излечения. Тогда сразу становится неинтересным дальнейший разговор. Это теперь не совместный поиск, а объяснение каких-то высших знаний малограмотному в психологии человеку. Поэтому я стараюсь забыть о своих знаниях. Любой случай для меня всегда новый и неповторимый. Тогда у меня есть внимание, и как следствие, энергия для психологической работы. Тогда каждая консультация – это событие как для моего клиента, так и для меня.

Для меня на консультации интересно не только то, что рассказывает клиент, но и то, что происходит со мной. Мне любопытно наблюдать за собой. Иногда возникают неожиданные идеи, рождаются новые методы, оригинальные метафоры и т.д. Спасибо моим клиентам за то, что я продолжаю узнавать о себе так много важного и интересного.

Глава 3. Упражнения на развитие способностей

Упражнения на Невербальное понимание другого человека

«Слепое» доверие

Обучаемые делятся на пары. Один становится «слепым», другой — «поводырем». Поводырь берет слепого за руку, им предлагается погулять 5―10 минут в помещении или на улице. Они не должны разговаривать или устраивать «бег с препятствиями». Поводырь должен проявить максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру самые разнообразные ощущения, как-то: опознать предметы на ощупь, побыть немного в одиночестве, услышать разные звуки. По истечении положенного срока партнеры меняются ролями.

Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к поводырю, ответственность за безопасность другого.

«Слепое» доверие наоборот

Упражнение делается в парах. Один участник встает сзади и сбоку от другого и кладет ему руку на плечо. Тот, кому положили руку на плечо, начинает движение в любом направлении. Но в своем движении он ориентируется на участника, который двигается сзади. Тот, кто сзади, сигнализирует о своих желаниях легким нажатием или поворотом своей ладони на плече.

В процессе упражнения желательно добиваться того, чтобы ведущий участник, то есть тот, кто сбоку, передавал сигналы максимально тихо, а ведомый мог улавливать эти тонкие сигналы.

«Тарабарский» язык

Упражнения, с помощью которых можно более проработать восприятие речи другого человека с точки зрения эмоционального звучания. Для этого вместо слов предлагается использовать набор различных звуков и словосочетаний, непохожих ни на один язык. Такой способ говорения называется «тарабарским».

1. Разговор в паре. Участники разбиваются по парам и начинают общаться на «тарабарском» языке. Тренер может предлагать различные ситуации общения — «Знакомство», «Конфликт», «Примирение», «Прощание». Участники общаются между собой на той или иной предложенной тренером эмоциональной волне.

2. «Консультация». Упражнение делается в паре, один из участников находится в роли Клиента, другой в роли Психолога. Клиент рассказывает о своей проблеме на «тарабарском» языке. Психолог вначале слушает, потом начинает входить в диалог, отзеркаливая «текст» своего клиента. Параллельно с этим психолог встраивается в эмоциональный резонанс с клиентом. Практика показывает, что через какое-то время такого общения проблема для клиента начинает изменяться в более конструктивную сторону, теряет свой драматизм.

3. Сообщение по кругу. Участники садятся кругом. Один из них передает сообщение соседу на тарабарском языке. Потом получивший эту информацию участник передает своему соседу на своем тарабарском языке и так до конца. Затем в обратном порядке каждый говорит, как понял речь своего соседа.

 

 

Исцеляющее гудение

Участники рассаживаются по парам. Затем они распределяются по ролям на психолога и клиента. Тот, кто в роли клиента начинает рассказывать о своей проблеме. Только форма рассказа у него будет необычная. Рассказ будет вестись без слов. Клиенту надо выразить свою проблему звуками, то есть погудеть в форме некоторой импровизированной (а не существующей!) мелодии. Другой участник, внимательно слушая, начинает подпевать. Его задача заключается в том, чтобы встроиться в звуковой резонанс с гудением клиента.

В упражнении есть два этапа. Сначала в своем гудении психолог должен совпасть с мелодией клиента, а потом «выводить» его из этого проблемного состояния. Для этого он, сохраняя с клиентом звуковой резонанс, начинает постепенно менять свою мелодию так, чтобы она изменилась и у клиента. Практика показывает, что в результате изменения общей песни начинает меняться проблемное состояние человека, исчезает душевный дискомфорт.

Упражнение наглядно показывает возможности резонансного общения, которое сам факт резонанса с другим человеком может оказывать психологическую помощь.

Исцеляющее гудение-2

Участники группы встают кругом. Один из участников начинает гудеть без слов (см. предыдущее упражнение) свою проблему. Через небольшое время, участник который рядом с ним, подпевает ему, входя с ним в резонанс. Далее следующий по кругу и т. д. до тех пор, пока вся группа не будет петь общим хором. По мере звучания характер общей песни может меняться. В итоге, проблемное состояние первого участника меняется на более позитивное.

 

 

Разговор через стекло

Участники разбиваются на пары. Им нужно представить себе, что их разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, надо передать другому какую-то информацию. Говорить запрещено — партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с ним о содержании разговора, следует попробовать передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. В этом упражнении можно тренировать невербальный канал общения, то есть учиться понимать другого без помощи слов.

упражнения танцевально-двигательные

Латихан

Упражнение состоит из двух этапов. Первый этап заключается в следующем: участники по очереди двигают или трясут разными частями тела в такой последовательности: кисть, рука по локоть, вся рука, стопа, нога по колено, вся нога (лежа на спине), бедра, поясница, грудь, шея, голова. На втором этапе уже не по частям, а все тело движется хаотично и спонтанно.

Упражнение рекомендуется выполнять под музыку. При этом ставится задача «отпустить» тело, дать ему свободу от сознательного контроля, чтобы тело двигалось как бы само собой. Участник лишь наблюдает за своими движениями. Это упражнение дает возможность снять телесные зажимы и научиться разотождествлению с телом.

Латихан впятером

Делается в подгруппах по пять человек. Четверо участников встают вокруг одного — двое по бокам, один сзади, один спереди. Тот, кто справа берет правую руку того, кто в центре, слева — левую, тот, кто сзади — поддерживает голову руками, спереди — кладет руки на талию. Под музыкальное сопровождение каждый из участников начинает плавное движение той частью тела, которую держит. Тому, кто в центре, предлагается расслабиться, «отдать» свое тело другим участникам. Важно напомнить о том, чтобы все четверо «чувствовали» не только того, кто в центре, но и были в резонансе друг с другом.

Вместо гудения может быть какое-либо другое совместное звучание, например, выстукивание какого-либо сложного ритма.

В процессе этого упражнения тот, кто в центре, не успевает контролировать и обращать внимание на движения остальных. В результате возникает перегрузка и снимается привычный контроль за своим телом. Как и предыдущее, это упражнение снимает зажимы и блоки в теле и дает навык разотождествления с телом.

Резонанс в движении

Небольшой цикл упражнений, позволяющих прочувствовать резонансную модель взаимодействия.

1. Участники стоят в парах, лицом друг к другу. Ноги вместе, носки ног соприкасаются с носками ног партнера. Взявшись за кисти, оба участника начинают отклоняться назад, спина прямая. При этом руки полностью разгибаются в локтях. Если смотреть на них сбоку, то образуется своего рода треугольник, острым углом вниз. Равновесие в паре сохраняется за счет разного угла отклонения участников.

2. После того как навык равновесия получен, возможно усложение. Один из участников начинает садиться, другой удерживает равновесие. Затем тот, кто присел, начинает вставать при поддержке своего партнера. Можно проделать это несколько раз. Задача того, кто садится и заключается в том, чтобы это было без усилий. Это возможно за счет управления тяжестью тела его партнера.

3. Та же фигура, теперь каждый из пары садится и встает попеременно. Добиваемся легкости выполнения упражнения.

В этом упражнении наглядно-чувственным способом показывается, что резонанс (равновесие) зависит от каждого в паре. Успешность в этом упражнении зависит от того, насколько каждый чувствует тяжесть другого и подстраивается под него. В результате участники могут совершать физические движнения без усталости.

 

 

Ведущий и ведомые

Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

При анализе результатов упражнения следует обратить внимание на следующие вопросы: Что человек чувствовал, будучи ведущим? Что он испытывал, танцуя, как другой человек? Какой Я, когда танцую так, как Он? Когда было более комфортно — когда повторяешь движения других или когда сам в роли ведущего?

 

Танец вслепую

Группа садится в круг. Один из участников становится в центр с завязанными глазами. Звучит музыка и центральный участник начинает двигаться. К нему подходит член группы, и они начинают танцевать вместе 3―5 минут, после чего садится на место. Затем к центральному участнику подходит следующий член группы. Очередность подхода участников неизвестна. Задача центрального участника — осознавать возникающие чувства и по окончании взаимодействия описать своего партнера и свой танец с ним.

При анализе результатов упражнения можно обратить внимание на то, с кем было легко танцевать, а с кем сложно? Такое упражнение моделирует реальную ситуацию консультирования для того чтобы психологу научиться легко и без подготовки «танцевать» с любым клиентом.

Взаимоотношения

Одному из партнеров дается задание — выразить в парном танце определенный вид отношений к другому человеку. Сначала сделать это из негативного спектра взаимоотношений, потом после смены ролями из позитивного. Задача другого участника — спонтанно реагировать на партнера и фиксировать возникшие чувства.

Упражнение дает возможность осознать свои способы выражения чувств и межличностных отношений, способствует развитию быстрого и спонтанного вхождения в эмоционально-двигательный резонанс.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.