Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 1 страница



Петрушин С.В.

Резонансное консультирование

(консультант-центрированный подход).

Введение

Есть такое полушутливо-полусерьезное утверждение, что в результате своей работы каждый психотерапевт или психолог-практик стремится создать свой собственный метод. В нем соединились бы особенности личности психолога, его жизненная и профессиональная практика, а также знания и опыт тех людей, у которых он учился.

Совсем недавно, неожиданно для меня, все личные искания и практики в области психологической помощи сложились в направление, которое имеет явную претензию на оригинальность. Этот метод я решил назвать «Резонансное консультирование» (Р-консультирование).

Истоки возникновения Р-консультирования лежат в одном сильном переживании, о котором я хотел бы рассказать. В своей профессиональной подготовке я пробовал и осваивал самые разные направления, связанные с практической психологией. Как-то меня пригласили на занятия, которые вел представитель духовной традиции. Он называл себя мастером. Эти занятия меня заинтересовали. Вдруг я узнаю что-то новое, что может пригодиться для профессии?

На этих занятиях мы подолгу неподвижно сидели, танцевали под странную музыку, концентрировались на своем внутреннем состоянии. В этой экзотике я видел немало интересного для себя лично, хотя как для психолога-консультанта там было мало информации.

Когда узнал, что к мастеру традиции обратился один из участников нашей группы со своей житейской проблемой, то тут мне стало очень любопытно. Тем более, что в начале занятий мастер сказал, что почти незнаком с методами психологии и психотерапии. «А как же он без знания психологических методов будет ему помогать?», ― думал я. Настоящая помощь, как свято верил я тогда, возможна только в рамках психологии, которая простиралась для меня от авторитетного психоанализа до современного НЛП. Недаром же я потратил на их изучение столько сил и времени! Хотя на особый эффект от наблюдения их беседы я не рассчитывал, так как это была уже понятная мне «территория». Мне тогда казалось, что я знаю уже почти все.

Поначалу все происходило так, как я и ожидал. Участник наших занятий стал рассказывать о своей ситуации мастер традиции сидел напротив и какое-то время просто слушал. Я был готов к тому, что он будет задавать различные вопросы, чтобы узнать больше о ситуации клиента. Вместо этого мастер сразу начал говорить о сути проблемы человека и о способах ее решения. По моим ощущениям, он говорил очень точно. Это меня одновременно раздражало и восхищало. Немаловажным было то, что никакого сопротивления со стороны клиента не наблюдалось.

«Но как мастер догадался об этом?» — недоумевал я. Чтобы прийти к похожему результату, мне бы потребовалось не менее получаса вопросов и предположений. Его работа, на мой взгляд, была ни на что не похожа, она противоречила всем канонам психологической практики. Происходящее ломало мое представление о психологической консультации. У меня на глазах совершалось какое-то чудо! Мастер говорил, извлекая информацию из ниоткуда! Я вдруг понял, что в моей подготовке есть какая-то существенная недоработка. Оказывается, имеются более короткие и точные пути помощи людям. В знаниях данного мастера я увидел дополнительный ресурс для себя как профессионала.

Мне захотелось научиться этому. Я попросился к нему в ученики, был принят и стал осваивать мир новых для меня знаний. Это было непросто, долгое время я жил как бы в двух состояниях. Одна моя половина была «нормальным» консультантом-психологом, который оперировал средствами в рамках существующих психологических и психотерапевтических методов, другая моя часть осваивала знания выбранной мною духовной традиции. В реальной практике они никак не пересекались. Два вида знаний были разделены внутри меня.

Только через каких-то десять лет «светлый миг» настал, и эти два направления соединились в одно целое! В итоге у меня оформилась интегративная модель психологической помощи, которая позволяет сделать технологически то, что я тогда воспринимал как чудо. Замечательно еще и то, что этот подход дает возможность не только психологам расширить свои возможности, но и тем, кто занимается духовными практиками. Он позволяет интегрироваться в практическую психологию, применяя свои наработанные знания. Материал, который лег в основу создания данного метода, связан с личным общением с мастерами европейской духовной традиции, лидером которой является И. Н. Калинаускас и их текстами.

В этом месте хочу сделать небольшое отступление. В отношении использования духовных практик в отечественной психологии и психотерапии наблюдается неоднозначная позиция, в основном, критическая. Хотя есть немало положительных примеров, когда психологи обращались к различным духовным традициям и в результате рождались новые интересные направления.

Например, И. Щульц [50] построил аутогенную тренировку на основе учения йоги. К. Г. Юнг [51] посвятил немало исследований эзотерическим учениям, результаты которых он успешно использовал в своей аналитической психологии. А. Ассаджиоли [1] при создании метода психосинтеза во многом опирался на духовные практики, такие как визуализации и медитации. Ф. Перлс [24] в своей гештальт-терапии применял идеи дзен-буддизма, например, знаменитый принцип «здесь и теперь»[24]. Даже в такой, на первый взгляд, технологизированной методике как нейро-лингвистическое программирование (НЛП), созданной Дж. Гриндером и Р. Бендлером [11], используются элементы буддийских техник (в частности, «ваджраяна»). Достаточно много работы по интеграции знаний психологии и духовных практик проделано в трансперсональном подходе (К. Уилбер, Р. Уолш и др.) [37]. Существуют такие примеры и в области искусства. Известно, что К. С. Станиславский [32] для создания своей знаменитой системы обучения актерскому мастерству использовал элементы раджи-йоги. Список этот можно продолжать и дальше.

Не следует забывать, что психология — это очень молодая наука, а духовные учения насчитывают тысячелетия. На мой взгляд, психология, разрабатывая свои методы, может обращаться к этому, веками накопленному объему знаний о человеке. Исследовать и выбрать из них то, что можно использовать в практической психологии, вне привязки к картине мира того или иного духовного учения.

Возможно, в результате такого синтеза сегодня происходит зарождение принципиально нового направления в психологии, которое может строиться на принципах резонанса. В некоторых методах он имманентно присутствует, но как специфический не обозначен (например, поздний психоанализ Х. Когут) [33], в некоторых упоминается, но без раскрытия его основных механизмов (системные семейные расстановки Б. Хеллингера) [44], есть подходы, где идеи резонанса присутствуют в теории (трансперсональная психология). Даже в бизнес-психологии уже появляются работы, связанные с резонансным подходом в управлении (резонансное лидерство, Р. Бояцис), [6] развитием эмоционального интеллекта (Д. Гулман) [55].

Надеюсь, что представленная в данной книге интегративная модель психологической помощи будет некоторым примером такого подхода. Название модели – резонансное консультирование - связано с основным принципом общения и взаимодействия, который я предлагаю использовать в процессе психологической работы. Хочу отметить, что одна из сложностей описания метода резонансного консультирования в том, что он достаточно объемный и многоуровневый, как и любое явление реальности. В тексте книги могут быть некоторые повторения, переходы с одного уровня объяснения на другой. Иногда описание будет строиться на парадоксах - это тоже одна из особенностей метода резонансного консультирования.

В первой части книги я буду рассматривать теоретические и методические основы резонансного подхода в консультировании, его пересечения с существующими методами, как психологической помощи, так и духовных практик. Использование предлагаемого метода психологической работы предполагает особую подготовку Р-консультанта. Поэтому во второй части будут описаны требования к роли психолога и способы его обучения. В третьей части книги я предлагаю специальные упражнения для развития тех или иных навыков, необходимых для резонансного консультирования.

 

Глава 1. Обоснование метода Р-консультирования

Общая схема психологической (психотерапевтической) помощи

Методика резонансного консультирования не является продолжением развития какого-то конкретного психологического или психотерапевтического направления. Ее надо рассматривать как новую интегративную практику. Создание которой, подобно собиранию мозаики или картины головоломки, только разрозненные детали выбираются из самых разных источников. Уважая существующие направления, с учетом современной ситуации можно синтезировать лучшее из достигнутого и построить новое – вот что является задачей интегративного подхода.

Для создания нового интегративного метода необходимо было проанализировать существующие модели психологической помощи. Целью такого анализа является выявление общей стратегии работы психолога-консультанта независимо от его модальности. Каждый психотерапевтический метод по-своему предлагает решать психологические проблемы, но у каждой категории методов есть что-то общее. Рассмотрим, какие же схожие принципиальные моменты можно выделить в существующих подходах к психологической помощи.

Большинство авторов согласные с тем, что психика не тождественна сознанию. Соответственно у человека могут быть как сознательные, так и скрытые, неосознаваемые желания. В разных психотерапевтических теориях подобную дихотомию называют по-разному: сознательное и бессознательное, фигура и фон и т. д.

Сам человек рассматривается как целое, но не однородное, а множественное существо. Эта множественность связана с различными потребностями человека. Каждое желание принадлежит некой части его личности, которая обозначается термином «субличность».

Их количество может начинаться с трех частей (как в начальной модели транзактного анализа – «Родитель», «Взрослый», «Дитя») [5], до огромного множества (как модели психосинтеза) [1].

Внутри человека находится целый мир, состоящий из этих различных субличностей. У каждой субличности есть свои цели, свой язык, своя система ценностей. Между субличностями существуют самые разнообразные взаимоотношения.

В основе любой психологической проблемы лежит конфликт между двумя, сходными по актуальности, желаниями типа «хочу и не могу», «надо и боюсь» и т.д.. Психологическая проблема осложняется тогда, когда одно из этих желаний человека находится в сфере, скрытой от его собственного осознавания. В этом случае проблема не решается: конфликтующие субличности человека не общаются, а сражаются или игнорируют друг друга (рис.1).

 

Рис. 1. Схема психологического конфликта

Его состояние меняется по принципу маятника - от мании величия (одна субличность) до чувства ничтожности (другая субличность). Чем больше такая поляризация между субличностями, тем более острым и затяжным является внутренний конфликт, тем больше человек теряет энергии.

Следствием такого затрудненного контакта человека с какой-то частью себя являются проблемы в отношениях с окружающими людьми, либо сложности с собственным здоровьем. Это связано с тем, что скрытая неосознаваемая сторона человека проецируется во внешний мир. Внутренний конфликт человека становится его внешним конфликтом с окружающими, на которых он перенес свою вытесненную субличность, либо скрытая часть сигнализирует о внутреннем конфликте через физический симптом. В таком случае человек начинает бороться с симптомом как с чем - то, находящимся вне его. Что окончательно запутывает человека и осложняет решение проблемы.

Такая путаница проявляется в том, что клиент рассказывает о свой личной проблеме, обвиняя при этом третьих лиц, например: «У меня очень злой начальник, он меня подавляет. Что мне с ним делать?», или «Мы с супругой часто ругаемся, от этого у меня усталость. Как на нее повлиять, чтобы она стала спокойнее?». То есть, клиент считает, что причина проблемы не в нем, а в начальнике или супруге. Для того чтобы ему было хорошо, надо с ними (а не с ним!) что-то сделать, как - то их изменить.

В отношении человека к симптому наблюдается похожая картина. Например, головная боль может быть проблемой, когда я голову рассматриваю как противопоставленный мне объект. «У меня болит голова», — говорю я и начинаю ее ругать, бороться с ней, лечить ее. То есть происходит противопоставление меня и моей головы, которая почему-то болит и с ней (а не со мной) надо что-то делать. Подобная интерпретация причины проблемы как объективной делает ситуацию в глазах клиента совершенно безвыходной. Себя он рассматривает как жертву внешних обстоятельств или некоего злонамеренного противодействия окружающих людей.

Решение проблемы в рамках психологической помощи заключается в том, чтобы этот конфликт субличностей из внешнего (объективного) был переведен обратно в исходный, то есть внутренний (субъективный, психологический). Это возможно путем построения диалога и нахождения варианта, приемлемого для обеих конфликтующих субличностей. Например, если я буду относиться к голове как к части себя, то она уже не является моим противником, я объединяюсь с ней: «Голова - это часть меня. Как же я довел ее до такого состояния? Что она мне говорит через эту боль? Возможно, что я делаю что-то не так». Или в случае агрессивного начальника клиенту можно предложить подумать: «Может страх перед начальником связан с неприятием проявлений собственной агрессии?».

Само слово «исцеление» происходит от слова «целое». Есть даже такое выражение - «Дьявол разъединяет, Бог соединяет». Разрешение проблемы, исцеление заключается в восстановлении внутренней целостности человека. Таким образом, психологическая консультация — это не лечение, не избавление, не обретение. Она необходима, чтобы помочь человеку во встрече с собой. Способы решения проблемы - восстановление утраченной целостности - зависят от той или иной конкретной психологической или психотерапевтической модели.

Таким образом, общая схема психологической помощи заключается в том, чтобы помочь человеку, во-первых, увидеть, что существует прямая связь его внешних конфликтов с внутренними. Чтобы решить внутренний конфликт, надо разобраться с внешними отношениями. Чтобы разрешить внешний конфликт – наладить внутренние отношения. Во-вторых, после этого психолог может организовать перевод конфликтных отношений субличностей клиента в сотрудничающие, восстанавливающие его целостность. Далее будет рассматриваться содержание данной схемы в Р-консультировании.

Специфика позиции психолога

в Р-консультировании: «третий элемент»

Во время процесса общения психолога и клиента происходит много самых различных событий. Поэтому ситуацию психологического консультирования можно представить многомерным информационным полем. Находясь в нем, консультант должен четко знать, на что обращать внимание, а что может быть второстепенным и не относящимся к проблеме. Центры его внимания ― доминанты восприятия ― могут быть совершенно различными. В зависимости от того, на что именно консультант настроен обращать внимание, центрироваться, выявляется и его собственная позиция в процессе консультирования. Можно выделить следующие центрации в качестве основных, которые важны при решении психологической проблемы.

В первом случае главным объектом внимания психолога является клиент. Консультант слушает то, о чем он говорит, наблюдает за его поведением, анализирует и интерпретирует излагаемую информацию (рис.2).

 

Рис.2. Схема первой позиции: объект внимания

– клиент (клиент-центрированный подход).

В таком случае консультация представляет собой интеллектуально-творческую деятельность, где психолог сам или совместно с клиентом находит решение его загадки. Еще З. Фрейд писал, что любой клиент бессознательно уже знает решение своей проблемы. Поэтому задача психолога заключается в том, чтобы помочь ему осознать свое знание. Здесь есть определенное сходство с научной работой — выбирается проблема, выдвигаются гипотезы по ее решению, которые затем проверяются. Интерпретация предлагается по мере готовности клиента, либо он подталкивается к самостоятельным выводам.

Во втором случае зона моего внимания увеличивается — помимо клиента, я начинаю учитывать характер наших актуальных взаимоотношений, его отношение ко мне как психологу. Данный подход строится на предпосылке, что человеческие проблемы в большей степени являются сложностями взаимоотношений, что они вскроются во время нашей психологической работы (рис.3).

 

 

Рис.3. Схема второй позиции: объект внимания – взаимоотношения психолога и клиента (центрация на отношениях).

 

Специфика возникающих отношений между психологом и клиентом является отражением актуальных проблем клиента с окружающими. Внутренний конфликт, в котором «застрял» человек, обязательно будет воспроизводиться во внешних отношениях с консультантом. Например, если в своей жизни клиент требователен и высокомерен, то эти черты проявятся и во взаимоотношениях с психологом во время их консультативной беседы. По мнению многих авторов (К. Роджерс [30], Г. Алпорт [54], И. Ялом [53], В. Н. Мясищев [19] и др.), именно отношения являются краеугольным камнем в психотерапии и консультировании, они есть цель и средство психологической помощи.

Наблюдая и анализируя возникающие взаимоотношения, психолог может помочь клиенту обнаружить характер его конфликтных взаимоотношений, которые тот может не осознавать. Например, клиент приходит за помощью по поводу своих взаимоотношений с женой, но все попытки психолога помочь им отвергаются и обесцениваются. Психолог может обратить внимание на эту противоречивость поведения человека. Затем можно более внимательно рассмотреть возникающие взаимоотношения и обнаружить, что клиент пытается «победить» психолога (хотя на тот момент клиент этого, конечно, не осознавал). Таким образом, его истинная проблема не та, о которой он сообщил, а иная, что заключается в его нереализованном желании самоутверждения.

Помимо перечисленных центраций, можно сделать еще один акцент внимания, который как раз лег в основу предлагаемого метода резонансного консультирования. Третий элемент консультативной ситуации часто остается «за кадром» восприятия психолога. Тем не менее он является весьма важным для успешной психологической работы. Этот элемент — сам психолог-консультант. То есть ситуация консультации – это не только мой клиент, не только наши с ним взаимоотношения, но в такой процесс входит и моя собственная личность.

На мой взгляд, данный ресурс консультирования не до конца еще использован в психотерапии. Не только с клиентом, но и психологом тоже происходят разные изменения: в теле возникают самые различные ощущения, сменяются эмоциональные состояния, в голове проносятся различные мысли и ассоциации. Нередко эти состояния имеют негативные характеристики – страх перед клиентом, скованность, излишнее волнение. Иногда эти внутренние процессы бывают очень яркими и даже отвлекают внимание от того, что говорит клиент. Как к этому относиться? Выводить эти эмоции и чувства за скобки нашего общения или можно как-то использовать «для пользы дела»?

Мои многолетние наблюдения в роли консультанта укрепили меня в мысли, что происходящее с психологом в процессе консультирования далеко не случайно, а может иметь непосредственное отношение к проблеме клиента. Получается, что поиск решения проблемы можно искать не только в нем или наших взаимоотношениях, но и …в самом консультанте! Бессознательное клиента знает все, но и мое бессознательное тоже знает решение его проблемы. Оказывается, что «просто» наблюдая за собой во время консультации, можно также получить очень важную информацию о клиенте. Поэтому в подражание К. Роджерсу [30] я иногда называю резонансный подход «консультант-центрированной терапией».

Основное отличие предлагаемого метода «Р-консультирование» заключается в том, что психолог выступает не в отстраненной исследовательской позиции (как, например, в психоанализе), не в диалоге двух отдельных личностей со своим богатым внутренним миром — психолога и клиента (гуманистический подход), а становится «частью» личности клиента. Для этого психолог намеренно подвергается влиянию клиента и при этом наблюдает, что с ним «делает» клиент (рис.4).

 

Рис.4. Схема третьей позиция: объект внимания – психолог в резонансе с клиентом (консультант-центрированный подход).

 

Таким образом, специфика Р-консультирования заключается в создании особых, основанных на резонансе, отношений между психологом и клиентом (резонансные отношения). Данный подход позволяет Р-консультанту снизить дистанцию и психологические границы в паре. Тогда возможно действительное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоотношения. Возможно, именно о таком общении писал К.Г. Юнг: «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических субстанций – если они войдут в резонанс друг с другом – обе трансформируются» [51, с. 78].

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в идеале на каждом этапе консультирования психологу желательно включать в свое внимание все возможные центрации: то есть видеть клиента; видеть себя; видеть, что он делает с вами; видеть, что вы делаете с ним; видеть, какие у вас возникают взаимоотношения.

Системный поход в консультировании

Сегодня в практической психологии большое распространение получил системный подход. Он активно используется в групповой и семейной психотерапии (например, Г. Бейтсон [4], М. Боуен [7], К. Витакер [9], В. Сатир [31] и др.). При этом семья рассматривается как единая коммуникативная система, а болезнь одного из членов семьи может трактоваться как симптом болезни всей семьи. Например, алкоголизм у мужа – это не только его частная проблема. Человека можно вылечить от подобной болезни, однако велика вероятность, что вернувшись в семью, он снова запьет. Что отчасти связано с тем, что его пристрастие может иметь скрытую выгоду для жены. Алкоголизм является симптомом неблагополучия всей семьи как системы, а не только бедой самого пьющего человека

В индивидуальной терапии происходит взаимодействие клиента и психолога. Их также можно представить как единую систему, а психолога можно рассматривать как часть этого целого.

Как я отмечал выше, проблемность человека, проявляется, прежде всего, в характере его взаимосвязи с окружающими. Личный невроз будет порождать соответствующие искажения в отношениях с окружающим, что приводит к возникновению невротических систем отношений (особенно со значимыми людьми). Их специфика заключается в том, что в таких «нездоровых» отношениях происходит нарушение равновесия по поводу ответственности. Невротик либо берет на себя лишнюю ответственность (ретро-рефлексия, характерная эмоция – чувство вины), либо переносит на другого человека (проекция, проявляется в обидчивости).

В результате невротические системы имеют неустойчивый характер. Поэтому в них легко втягиваются окружающие люди. В результате происходит реализация того, что Э. Берн назвал «психологической игрой» [5] . В процессе такого «игрового» взаимодействия невротик как бы подгоняет любую ситуацию общения под подтверждение своей жизненной позиции. Хотя она нередко имеет деструктивный характер, но ее подкрепление усиливает его сложившееся представление о себе («Вечно у меня так получается!»).

К.Г. Юнг говорил в этой связи о таком явлении как "психическая инфекция" [51]. Например, разозлившийся человек одним своим присутствием делает и нас озлобленными, рядом с подавленным и депрессивным клиентом мрачнеет и наше настроение. Поэтому во многих психотерапевтических моделях считается, что психолог не должен втягиваться в эти запутывающие отношения и избегать психологических игр с клиентом. Например, в психоанализе специальной частью обучения является преодоление контр-переносов, которые рассматриваются как мешающие эффективной работе психоаналитика. В гештальт-подходе уделяется внимание дифференцированию в противовес слиянию психолога и клиента.

В рамках предлагаемого метода Р-консультирования, напротив, психолог намеренно вовлекается в невротическую «игру» клиента, становится проницаем для его воздействия. На начальном этапе Р-консультант не дистанцируется от влияния клиента, соблюдает при этом определенную технику безопасности. Он как бы «инфицируется» неврозом клиента, допуская в себя те или иные, часто неприятные чувства, такие как беспомощность, обида или вина, агрессивность, равнодушие и т. д. Сознательное использование психологического «заражения» может служить весьма полезным подспорьем в работе консультанта. При обнаружении у себя какой-либо непривычной эмоции или помышления можно считать, что они переняты от сидящего рядом клиента и могут информировать психолога о неизвестном для них обоих - происходящем в бессознательном клиента в данный момент времени.

Современный исследователь Р. Шелдрейк [48] связывал такое явление с морфическими полями, под которыми он понимал нематериальные области воздействия, протяженные во времени и пространстве. При взаимодействии двух или более полей области их резонанса или подобия влияют друг на друга так, что более слабое поле подавляется и начинает стремиться принять образ поля более сильного.

Поэтому, Р-консультант, ослабляя свое влияние, позволяет влиять на себя другому человеку. В результате личное поле психолога подвергается изменениям, а это дает информацию о проблеме другого человека. В суфийских практиках такое поведение используют мастера. Оно называется «подставиться». При этом предполагается отказ от доминирования и управления процессом общения, это все предоставлено партнеру.

Переживаемые психологом состояния, на мой взгляд, – это именно та «болезнь», от которой хочет вылечиться сам клиент. Он как бы говорит: «Раз ты психолог, то держись. Я тебе сделаю то неприятное, что я обычно делаю с собой. Ты мне покажи на собственном примере, как с этим справиться. Глядя на тебя, я тоже смогу этому научиться». В литературе есть описание случая терапии женщины, которая подверглась изнасилованию. Несколько месяцев психологи безуспешно пытались ей помочь и вывести ее из депрессивного состояния. Решить проблему удалось только тогда, когда выяснилось, что эта женщина, пережившая бессилие, невольно воспроизводила чувство бессилия у психологов.

Для более эффективного и быстрого влияния клиента на психолога важно, чтобы исчезла граница между клиентом и психологом. Последнему следует отказаться от своей отдельной изолированной позиции и рассматривать себя как часть общей системы. В результате может произойти перестройка отношений в диаде «психолог-клиент» в единую гиперличность (рис.5).

 

 

Рис.5. Схема перестройки отношений в диаде

«психолог-клиент» в единую гиперличность.

 

Данный термин предложил В. В. Налимов, который подразумевал под этим размыкание индивидуализма, трансформацию ценностных представлений [21]. Такое соприкосновение с проблемой другого человека в себе возможно только при условии снятия границ и вхождения в глубокий эмоциональный резонанс, когда «двое становятся одним».

В то же время особой задачей в Р-консультировании становится избегание слияния с клиентом. Данная задача решается через удержание неотождествленности в этом соединении субъективных реальностей психолога и клиента, о чем будет рассказано ниже.

Таким образом, консультант, оказавшись вовлеченным в невротические отношения клиента, может получить бесценный материал о вытесненной из сознания клиента информации. Здесь можно провести параллель и с другими подходами. Если психотерапевтическое взаимодействие рассматривать как некую целостность, то логично предположить, что клиента в этой «гиперличности» можно рассматривать фигурой (то есть сознательной частью психики), а психотерапевта — фоном (то есть отражением бессознательного клиента).

Исходя из Р-подхода, мне, как психологу, не надо размышлять о содержании бессознательного клиента. Построив «гиперличность» как целое за счет резонанса с клиентом и наблюдая за собой, я получаю прямой доступ к его подавленной и скрытой от осознания субличности. В результате этого все становится видно и слышно. Теперь я не думаю о том, что с клиентом, я это вижу и знаю. Мне уже не надо строить гипотезы и предположения, я теперь имею дело с очевидностью на основе своих собственных переживаний. Дальше мне остается только найти форму проговаривания этого для клиента, которая зависит от его психологической готовности. Как писал суфийский мудрец Сухраварди: «Если обратиться к капле и океану, невозможно свидетельствовать океан, имея глаз капли. Капле нужно слиться с Океаном и увидеть Океан через глаз океана» [43].

При этом важным показателем является то, что в резонасном подходе, как показывает мой опыт, исчезает проблема сопротивления.Подтверждение этого факта я нашел у Б. Хеллингера, который говорил о специфике влияния резонанса с клиентом на терапевтические отношения в процессе семейных расстановок [44]. Я обратил внимание, что когда я говорю клиенту о нем, находясь с ним в резонансе, то чаще всего, он встречает эту информацию согласием и принятием. Возможно, явление сопротивления возникает как сигнал о неточности «попадания» в болевое место клиента, отсутствии резонанса во взаимодействии психолога и клиента.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.