Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 2 страница



Принцип диалогичность речи

В свое время М.М. Бахтин отмечал, что речь человека всегда диалогична: говорить — это значит говорить кому-то.[2] Тот, к кому обращаются, не обязательно должен быть снаружи, он может быть и в самом человеке. В говорении человек всегда обращается к какому-то конкретному персонажу, который находится не только вне его, либо в нем самом. Слушая речь человека с этой точки зрения, можно обнаружить, что она очень часто неоднородна, что в ней проявляется этот внутренний диалог. Диалогичность выражается в смене интонации, темпа речи, жаргона, состояния человека, сопровождающих речь невербальных проявлений, хотя по форме это может выглядеть как монолог. Любая речь — это всегда театр одного актера.

В психотерапии также можно зафиксировать этот феномен диалогичности, хотя он существует под другими названиями. Можно посмотреть, как его используют психологи разной модальности (то есть разных психологических школ).

Например, в психоанализе феномен перенесения, на мой взгляд, можно рассматривать как проявление диалогичности. Под переносом понимается то, что когда клиент выражает свои чувства к психоаналитику, то это не всегда адресовано именно ему. Используя фигуру психоаналитика, клиент может продолжать общение с неким значимым человеком из своего прошлого. Данный субъект из «прошлого» продолжает оставаться в «настоящем» психическом пространстве клиента, и поэтому тот продолжает с ним свой диалог. Через некоторое время такого общения психоаналитик может обнаружить это наложение прошлого на настоящее и этим помочь человеку осознать, с кем тот его «спутал». После этого проанализировать эти вытесненные из сознания отношения со значимым человеком из «прошлого» и таким образом завершить их.

В гештальт-терапии данная идея просматривается в классическом методе «Два стула» [11], (рис. 6-7). Терапевт отмечает диалогичность речи клиента и предлагает ему перевести внутренний диалог во внешний (с каким-либо человеком) и там закончить его. Например, фраза «Я себе не нравлюсь» свидетельствует о том, что у человека конфликт между его субличностями. То есть, какая-то критическая субличность негативно оценивает другую. В таком случае гештальт-терапевт предлагает человеку поменять обращение от первого лица («Я») на второе — «Ты» и «рассаживает» эти субличности («Критикующая» и «Критикуемая») по двум стульям. Затем он дает им возможность высказаться с тем, чтобы эти субличности смогли договориться.

 

Рис.6. Схема монодрамы-1. Методика двух стульев.

 

 

Рис.7. Схема монодрамы-2. Методика двух стульев.

 

В этом диалоге человек садится на один из стульев и обращается к пустому стулу напротив, мысленно представляя на нем конфронтирующую субличность. Для того чтобы ответить, он, пересаживаясь на противоположный стул, и отвечает той части, которая обратилась и т.д. Задача психолога заключается в том, чтобы поддерживать этот диалог и привести его к позитивному разрешению.

В Р-консультировании психолог осознанно отождествляется с подавленной субличностью человека и от ее имени вступает с ним в общение. Через какое-то время он совместно с клиентом может рассмотреть характер общения между ними. Например, когда человек говорит, что он себе не нравится, я могу это рассматривать как обращение ко мне. Обратившись к своим чувствам, я могу обнаружить, что у меня возникает чувство превосходства. Действительно, когда человек себя ругает, можно почувствовать себя выше его. Мне от этого становится неловко, но я это скрываю. Отсюда понятно, в каком направлении мне как консультанту двигаться - в сторону выявления у клиента подавленного высокомерия.

Действительно, перед кем человек чувствует себя плохим? Перед тем, кто не может его оценить, то есть в этих высказываниях присутствует скрытое обвинение. В самокритике человек демонстрирует свое скрытое превосходство. Получается, что для решения проблемы данного человека надо дать ему возможность осознать свою высокомерную часть. Это можно сделать через вопрос: «Часто ли вам приходилось критиковать кого-то, открыто проявлять свое превосходство?». Или можно более неожиданно, через подстройку снизу: «Простите меня за то, что я вами слабо восхищаюсь». Такие неожиданные, но точные высказывания могут вызвать определенные переживания у человека и запустить важные процессы самоизучения.

Что такое резонанс?

Изначально понятие «резонанс» являлся техническим термином и используется обычно в физике. На строгом научном языке резонанс определяется как совпадение частоты вибраций двух или более объектов, в результате чего они начинают «звучать» синхронно. Такое совместное звучание значительно увеличивает амплитуду совместных вибраций. Частота резонанса, с которой объекту «нравится» вибрировать — это такая же природная характеристика объекта, как ширина, толщина и т. д.

Идея резонанса может быть приложена и к человеческому общению. Существует немало выражений и пословиц, которые отражают это явление в практике — «жить душа в душу», «попасть в общую волну» и т. п. В принципе у человека может быть резонанс не только с другим человеком, но и с группой, городом, временем, природой, музыкой и многим другим. При этом происходит как бы снятие психологических границ между человеком и другими субъектами. Входя в резонансные отношения, два человека становятся единой системой, возникает новая целостность.Кстати, через резонанс возможно и влияние. Если один из нас начинает менять свои параметры, то другой тоже неосознанно делает это. В идее резонанса заложен большой смысл, который реализуется не только в помогающих человеческих отношениях, но и в противоборстве, в боевых искусствах, таких как айкидо. Победа над противником зависит не от силы борца, а от его способности входить в резонанс с соперником и использовать его силу для своей победы.

Таким образом, познание партнера по общению может быть либо отстраненным — когда я исследую его как некоторый объект вне меня, или резонансным — в этом случае, я и другой человек оказываемся «в одном месте». Я становлюсь как бы его частью, а он становится моей. В отстраненной исследовательской позиции я могу познать только внешнюю сторону объекта, то есть его поведение, а в резонансной возникает возможность познания человека изнутри, его сущности. В первом случае в познании акцент делается на рациональном понимании, а во втором — на сопереживании.

Резонансный подход согласуется с картиной мира, существующей во многих духовных учениях, что все существующее, живое (и даже неживое) излучает то или иное состояние, энергию. Сегодня для обозначения такого излучения нередко используют термин – «психоэнергетическое звучание» [13]. Когда звучание мое и субъекта совпадают, между нами возникает резонанс. Такое совпадение выражается в эмоциональном подъеме, «прибавке энергии» с обеих сторон. Если нет совпадения, то происходит диссонанс, в результате чего я и мой партнер начинаем терять энергию.

Например, если музыка мне нравится, воодушевляет меня, то можно сказать, что я с ней нахожусь в резонансе. Иногда та же музыка меня нервирует. Значит, мое состояние изменилось и не совпадает с энергетикой музыки. Когда человек в депрессии — бравурный марш будет его раздражать, ему больше по душе будет грустная мелодия. На этом, кстати, строится музыкальная терапия, в которой есть правило - первые мелодии для прослушивания должны совпадать с текущим состоянием человека.

Резонансом объясняется также любовь подростков к деструктивной музыке. Такая тяга связана с тем, что у подростков идет бурная перестройка как физическая (гормональная), так и социальная. Внутренняя деструкция оказывается созвучной тяжелым и неприятным для их родителей музыкальным стилям типа «хард-рок», «хеви-металл». Спокойное и целостное звучание леса выравнивает и гармонизирует последствия жесткой и рваной энергетики города. Поэтому городские жители так стремятся «вырваться на природу».

С точки зрения такого подхода, взаимодействие человека с миром в принципе строится всегда на принципе резонанса. Существует даже такое выражение: «Какой человек, такие на него идут ситуации». Если считать, что реальность многомерна, то она может повернуться к человеку любой стороной. Если вдруг пошла полоса неприятностей, то для изменения жизненной ситуации имеет смысл начать, прежде всего, с изменения своего состояния. По тому, какие новые люди возникают в моих отношениях, я могу определить, что происходит со мной.

Косвенным подтверждением того, что реальность находится в резонансе с нами, может служить следующее наблюдение. В практике консультирования давно отмечен такой феномен, с которым соглашаются все специалисты. Клиенты обращаются к психологу чаще всего с проблемой, которая поразительно похожа на актуальную проблему самого психолога! Например, если у меня неприятности с ребенком, то в самое ближайшее время появляется человек и рассказывает, как ему трудно со своими детьми. Если психолог решил для себя эту проблему, то тут же возникают клиенты с новой проблемой самого психолога. Можно сказать, что клиенты постоянно помогают психологам быть эффективными, потому что для этого ему приходится постоянно работать с собой. Если проблема психолога не решена им самим (то есть он с ней отождествлен), то «задевание» ее клиентом выводит психолога из строя, лишает его возможности вхождения в резонанс. С этой точки зрения одна из причин неудачи в консультировании может быть связана с отсутствием резонанса.

Об оптимизации энергозатрат в консультировании

Если рассматривать консультирование как профессию, то важным вопросом будет являться проблема эффективности работы, которая измеряется соотношением затрат и полученного результата. В зависимости от энергозатрат, на мой взгляд, можно выделить следующие подходы в консультировании (рис.8).

 

 

Рис.8. Четыре стратегии консультирования.

 

Первый — силовой. Я воздействую на клиента, помогаю ему за счет своей энергетики, «тащу» его на себе, избавляю его от его проблемы. Клиент при этом может «сопротивляться», бороться со мной. На мой взгляд, этот метод чрезвычайно затратный, а эффект при этом небольшой. Даже если есть результат, но при этом возникает зависимость от меня, такого «мощного» психотерапевта!

Другая стратегия, когдая, наоборот, никак не вовлекаюсь в процесс работы клиента, он работает на своей энергетике. Клиент есть, а меня нет. У этого подхода тоже может быть недостаток. Если у клиента есть избыток энергии для внутренней работы, то он и сам бы мог справиться со своей проблемой, но он приходит на консультацию. Это говорит как раз о том, что ему не хватает энергии, он ищет помощи. При таком «невовлеченном» пассивном подходе у клиента возникает чувство отверженности. Не каждый человек может выдержать такой фрустрации со стороны консультанта.

Третий подход- есть клиент, есть консультант, они находятся в резонансе.Тут уже неважно, у кого изначально больше энергии, а у кого меньше. При этом их усилия суммируются, что приводит к ощутимой прибавке сил у обоих участников диалога. Кстати, именно прибавка энергии является диагностическим критерием возникновения резонансных отношений. Поэтому одна из важных выигрышных особенностей резонансного метода заключается в минимизации собственных энергетических затрат. При такой работе исчезает пресловутая проблема «эмоционального выгорания». Если уметь входить в резонанс с клиентами, то можно консультировать много, качественно и при этом не уставать. Даже наоборот, после каждой встречи получать прибавку сил. Как в анекдоте, когда человек на вопрос: «А как вы отдыхаете?», отвечает: «А я не напрягаюсь».

Для иллюстрации резонасного подхода можно привести высказывание суфийского мистика И. Хана:

«В чем смысл хождения по воде? Вода символизирует собой жизнь: один тонет в ней, другой плывет, но есть тот, кто может ходить по воде. Вместе с волной погружаясь, вместе с пеной всплывая, следуя за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему он идет по воде» [43, с. 11].

По-моему, резонансный метод близок к одной русской национальной идее, которая отражена во многих народных сказках типа «По щучьему велению, по моему хотению» — лежать на печи, а работа, чтобы сама делалась (это шутка). Говоря серьезно, сильная усталость при консультировании говорит об отсутствии резонансных отношений с клиентом. Я считаю, что при профессиональной работе сильной усталости быть не должно. Усталость — это не показатель эффективности, а следствие непрофессионализма. Возможно, такое явление как сопротивление возникает не по вине клиента, а как следствие снижения резонанса.

У психолога есть два пути к построению резонанса. Первый - пассивный. Надо искать для себя соответствующего твоему «звучанию» клиента. Иногда психологи так и говорят о некоторых клиентах: «Я с ним работать не буду. Это не мой клиент». Но может быть и другая, гораздо более активная позиция. Она заключается в том, чтобы научиться произвольно менять свое внутреннее состояние. За счет развития эмоциональной пластичности можно входить в резонанс практически с любым человеком. Единственное ограничение заключается только в умении это делать.

В результате развития резонансных способностей можно в любых обстоятельствах получать положительный баланс энергии. При активной позиции в резонансе, то есть если я могу меняться, все клиенты — мои. Даже с этой, экономической точки зрения, это очень важно. Сегодня на рынке психологических услуг от избытка клиентов почти никто из психологов не страдает.

Тактики создания резонансного общения

Таким образом, для эффективной психологической работы чрезвычайно важным является развитие специальных способностей к эмоциональной подстройке к другому человеку. Хотя существует немало различных методик саморегуляции, но тренировка вхождения в резонанс еще мало используется в профессиональной подготовке консультантов-психологов. В моей практике накоплен некоторый материал по развитию эмоциональной пластичности и резонансным способностям.

Сам резонанс в общении не является каким-то искусственным явлением. Непроизвольная подстройка на внутреннем уровне происходит часто сама собой у многих людей. Чаще всего она возникает в результате исходной схожести наших параметров подстройки, нашей данности. В жизни резонанс между людьми может случиться, а может, и нет. Это как повезет. Профессиональная же работа не может строиться в зависимости от случайности. Тут уже инициатором создания резонансных отношений в Р-консультировании должен выступать психолог.

В самом общем виде способы построения созвучия в общении могут быть различными. Один из близких к идее резонансного подхода прием описан в методике НЛП. С помощью этого простого приема можно прочувствовать партнера по общению. Этот прием называется «отзеркаливание» и предназначен для создания неосознаваемого доверия [11]. Он строится на общеизвестном факте, что, общаясь с уважаемым или любимым нами человеком, мы неосознанно начинаем копировать его поведение.

При этом срабатывает и обратный эффект. Копирование психологом поведения клиента можно рассматривать как демонстрацию уважения, которое вызывает встречное доверие.

На практике отзеркаливание заключается в том, что психолог просто подражает поведению клиента, то есть сидит в той же позе, что и клиент, дышит с той же частотой, как он, повторяет жесты клиента (вплоть до моргания глаз), использует сходную интонацию в голосе, подстраивается под темп речи, употребляет слова из жаргона клиента и так далее. Возможно, уподобляясь другому человеку внешне, мы сможем через какое-то время прочувствовать его внутреннее состояние. Я бы обозначил такой путь как от внешнего к внутреннему.

Но возможен и другой способ создания доверительных отношений, который может строится от внутреннего к внешнему. В этом случае подстройка может осуществляться через построение эмоционального резонанса с другим человеком. После подстройки психологом через самоизменение внутреннего состояния внешняя подстройка в его поведении на уровне жестов и интонаций будет возникать автоматически. Для того чтобы достичь подстройки на таком уровне, психологу надо уметь улавливать состояние клиента и быстро перестраиваться на его душевную волну.

Одна из проблем, которая возникает при такой задаче, заключается в том, что для подстройки нам необходимо каким-то образом улавливать «звучание» другого человека. Насколько мы можем воспринимать эмоции, что может служить «принимающей антенной», какие есть критерии точности нашей де-кодировки, полученной от другого незримой информации, – все это является важными вопросами для дальнейшего построения методики консультирования, основанной на резонансном принципе.

Об объективности эмоционального воздействия

Начнем с простого и бесспорного факта, что душевное состояние одного человека может каким-то образом влиять на других людей. Этот феномен можно наблюдать в простых житейских ситуациях. Например, в компанию приходит новый участник. Хотя он может сидеть в углу и никак не участвовать в общем разговоре, но всем вдруг становится тяжело. Другой же гость своим присутствием начинает воодушевлять всех на интенсивное общение.

При описании человека мы интуитивно можем выделять особенности его «звучания». В нашем языке присутствует немало слов, отражающих характеристики «человеческой музыки»: один человек для нас «тихий», а другой может быть «жесткий», этот «шустрый», а тот — «мягкий». Каким же образом мы можем воспринимать такую невидимую и субъективную информацию как эмоциональное состояние другого человека?

Технологии развития способности улавливать душевное состояние другого человека строятся на утверждении, что эмоционально-чувственная сторона человеке как бы «излучается» вовне и объективно (!) влияет на окружающее пространство.Например, известный психотерапевт А. Кемпински писал, что наши эмоции похожи на вектор в обе стороны, один конец которого направлен внутрь, а другой наружу [15, с.24].

Из этого он делал вывод, что скрыть эмоции от другого человека под внешней «маской» маловероятно. Они все равно по каким-то неведомым каналам, будут передаваться в окружающий мир (рис.9).

 

 

Рис.9. Схема векторов эмоций.

 

Возможность восприятия внешнего энергетического фона была описана в свое время Г. Наумовой [22]. Она показала, что улавливание и диагностирование этих тонких подпороговых (субсенсорных) излучений, которыми являются наши эмоции, вполне возможно. В этом абсолютно нет ничего мистического или экстрасенсорного. Исследователь О. Бахтияров отмечает, что развитое субсенсорное восприятие позволяет выделять слабые признаки, которые в принципе доступны, но не воспринимаются из-за недостаточной чувствительности обычного человека [3].

Ярким примером служит детское восприятие - перед ребенком скрывать эмоции бесполезно, он их сразу чувствует. Такая же способность существует и у животных. Со временем эта природная способность начинает утрачиваться. У взрослого человека эти каналы приема эмоционального состояния других людей со временем сильно сужаются.

Кстати, о реальности эмоционального влияния уже давно не дискутируют в театральной сфере. Там методики по развитию силы эмоционального влияния, или другими словами, психоэнергетики давно и активно применяются в обучении актерскому мастерству. От степени быстроты смены эмоциональных состояний и их диапазона во многом зависит успешность профессиональной деятельности актера. К. С. Станиславский даже подразделял психоэнергетические способы звучания человека на «лучеиспускание» и «лучевосприятие». Он ввел понятие «темпо-ритм» как описание характера излучения психоэнергетики [32]. Его ученик, который впоследствии создал свою актерскую школу, режиссер М. П. Чехов в своих работах подчеркивал важность понятия «атмосфера» как объективного явления и описывал способы ее формирования актером [47].

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТРЕНИРОВКЕ РЕЗОНАНСНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В настоящее время существует ряд методик, которые позволяют значительно развить и расширить диапазон восприятия психоэмоционального (психоэнергетического) состояния человека, включив в них тонкие подпороговые излучения.

Чаще всего они строятся на общей идеи о наличие в теле человека некоторых особых центров, от которых зависит его психоэмоциональное состояние. Это состояние напрямую влияет на специфику восприятия реальности. В зависимости от того, какое внутреннее звучание у человека, он резонирует с той или иной частью реальности. Вот, например, одна из притч, наглядно иллюстрирующая это:

«Однажды Учитель рассказал ученикам о том, как он был в большом городе и был переполнен радостью этого события.

– Это было так замечательно и возвышенно, – говорил он. – Я там чувствовал присутствие и величие Бога!

Тогда ученик подумал: «Там был восторг и Бог. Это так замечательно! Я должен пойти и посмотреть, смогу ли я найти их».

Он прошел через город, вернулся и сказал:

«Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы перегрызть друг другу горло; вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на куски».

–Да, – сказал Учитель. – Ты прав.

–Но объясни мне, – попросил ученик, – почему ты так восторгался, а я разрываюсь на части?

– Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я, – сказал Учитель».

(Низам ад - Дин Навои, 2005).

Особенно полно эту идею о центрах можно обнаружить в материалах, связанных с духовными традициями. Например, великий суфийский богослов Аль-Газали рассматривал движение человека к «великой цели самопостижения» с точки зрения четырех уровней восприятия реальности: душевной, телесной, интеллектуальной, духовной.

Достаточно известна индийская типология психоэнергетических центров – чакр. Как указано в эзотерических энциклопедиях наиболее часто описываются семь чакр: сахасрара, аджна, вишудха, анахата, манипура, свадхистана, муладхара.

Например, Аджна управляет динамическим умом, волей, видением, ментальными образами. Раскрытие чакры дает ясновидение и яснослышание. Анахата – 12-лепестковый лотос, сердечный центр Хрит-падма, носит также названия «Престол сознания», «Колесо жизни», «Чаша», «Небесная ось». Расположена в центре груди, находится между IV и V грудными позвонками. На физиологическом уровне соответствует тимусу. Свадхистана – 6-лепестковый лотос с лепестками красного цвета, сексуальный центр. Чакра управляет внутренней жизнедеятельностью, иногда отождествляется с селезенкой и поджелудочной железой.

Опыт восточно-христианской православной церкви также свидетельствует о пристальном вглядывании в развитие человека и выделении в его личности таких уровней или центров, как указано, например, в работе Митрополита Сурожского Антония. Он писал о том, что поле сознания, при изучении которого можно обнаружить телесно-душевное место, средоточие центра внимания и характерные для каждого из них душевно-телесные явления. В качестве основных он выделял головной центр, гортанное место, грудной центр, сердечное место [35].

Для тренировки диагностики и формирования психоэнергетических состояний в обучении резонансному консультированию я использую современную методику, автором которой является И.Н. Калинаускас [13]. Она называется «Методика дифференцированных функциональных состояний» (ДФС). В ней выделяется два важных параметра психоэмоционального звучания. Первый - три уровня восприятия окружающей среды, которые можно рассматривать как центры той или иной активности человека (рис.10).

Уровень 1 — это активность с доминированием витального начала.

Уровень 2 – это активность с доминированием психоэмоционального начала.

Уровень 3 – это активность с доминированием когнитивной, интеллектуальной сферы.

Эти уровни соотносятся с понятиями – «витальный», «астральный» и «ментальный». Эти центры имеют свою локализацию в теле человека. Предполагается, что у каждого человека доминирует один из трех центров, от которого зависит его восприятие и поведение.

 

Рис.10. Схема трех уровней

восприятия окружающей среды.

 

В результате тренировок возможна активизация и 4 уровня – это такая работа психоэнергетического инструмента, при которой все эти уровни активности представлены равнозначно и в «унисон».

Можно даже сделать простую типологию. «Физический» человек, центр активности которого находится в районе живота, очень зависит от своего тела и его потребностей. Для него любовь, например, обязательно должна включать сексуальный компонент, телесный комфорт. «Душевный» человек, то есть имеющий другой доминирующий центр активности на уровне груди, является житейским психотерапевтом. Любовь у него – это сильные чувства и переживания, «нашел родственную душу». «Интеллектуальный» человек «живет» в голове. Поэтому телесные потребности он почти не ощущает. Серьезно задумавшись по поводу какой-то проблемы, может забыть поесть и т.д. Для него в любви имеет большое значение понимание, чтобы «было интересно с человеком поговорить».

Эти центры имеют прямое отношение к теме резонанса. Если у меня доминантой является интеллектуальный центр, а ко мне придет человек с доминантой на физическом центре, то у нас не будет резонанса. Он будет говорить из одного пространства, а я из другого. Незнание такого явления как доминирующие центры активности может создать ситуацию фатального диссонанса, даже при совместных усилиях с обеих сторон.

Такая задача успешно решается в рамках методики ДФС. Она заключается в выработке осознанного навыка перехода из одного центра в другой. Это дает возможность уйти от собственной доминанты и стать более гибким и пластичным, хоть телесным, хоть интеллектуальным, или душевным. В таком случае я могу изменить свою доминанту и войти в резонанс с энергетикой центра партнера по общению.

Второй элемент, определяющий психоэнергетическое состояние по методике И.Н. Калинаускаса,– это понятие «ритм»[13]. Под ритмом имеется ввиду характеристика восприятия среды, на которую направлена активность. Это главный отличительный момент этой методики. Здесь в языке учтено, что состояние – функциональное, психоэмоциональное, психоэнергетическое – формируется не только в зависимости от форм активности, но и в зависимости от того, на какую среду направлена эта активность и как эта среда воспринимается.

Происхождение этого понятия берет начало от понятия «темпоритм», существующего в актерской профессии. В понятии «ритм» закодировано определенное восприятие среды, доминирование определенного восприятия и переживание чувства включенности в эту среду.

Ритм A— восприятие среды как континуальной, расширяющейся сферы, ритм бесконечного, некоторое философско-настраивающее состояние

Ритм B— ритм живого, поток. Плавный ритм «В», который образно можно представить в идее волны, больше подходит для взаимодействия с природой.

Ритм C— восприятие среды дискретной. Множество дискретных объектов, символ - импульс. Жесткое излучение «С» имеет дискретный импульсный характер, создает четкий «машинный» ритм.

Ритм D— восприятие среды как деструктивной разрушающейся, хаотической.

Сочетание определенного уровня восприятия и ритма излучения психоэнергетики задают то или иное душевное звучание человека. Особым образом, концентририруясь на энергетических центрах и «включая» тот или иной ритм звучания, можно формировать то или иное психоэмоциональное состояние.

 

Описание основных психоэмоциональных состояний

По методике ДФС

Исходя из четырех ритмов и четырех уровней активности, возможны шестнадцать сочетаний, шестнадцать слов, шестнадцать кодовых обозначений для шестнадцати основных психоэмоциональных состояний. Для жизни и для консультации этого диапазона более чем достаточно. Для удобства работы эти 16 состояний кодируются, например, состояние 1В, 2С, и т.д. С помощью предложенного языка можно дифференцировать то, что мы обычно определяем словами типа: «Он такой (задумчивый, летящий, резкий, мягкий и т. д.)».

Вокруг этого восприятия во время учебных занятий постепенно формируется семантическое поле, которое позволяет потом это восприятие активизировать.

 

 

  В (поток, волна) С (импульс) Д (хаос) А (космос)
I Преобладание физической активности I В Здоровье, сила, физическая выносливость I С Четкое движение I Д Состояние нездоровья, болезни I А Храм природы
II Преобладание эмоциональной активности II В Душевное тепло II С Хохотунчик, лекарство от тоски II Д Душевная боль, обида II А Свет души
III Преобладание интеллектуаль-ной активности III В Раздумье III С Четкая и конкретная мысль III Д Интеллектуаль-ный хаос. интеллектуальная раздражитель-ность, упрямство, головная боль III А Вселенская мысль
IV Аккорд IV В Живое целое, гармония со всем живым IV С Все пройду, предельная внутренняя концентрация, собранность, мобилизация IV Д Смерть как рождение IV А Гимн жизни, вселенская любовь

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.