Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. Субъекты социального партнерства. Профсоюзы. Объединения работодателей. Государство в системе социального партнерства



В сложившейся к настоящему времени в России системе социального партнерства интересы сторон представляют специальные институты – профсоюзы, объединения работодателей и органы исполнительной власти, отстаивающие в процессе своего взаимодействия свои специфические интересы. Эти институты (субъекты) являются сторонами социального партнерства.

Предпосылки для становления реальных институтов гражданского общества (профсоюзов и, особенно, объединений работодателей) формируются в Российской Федерации лишь с начала 90-х годов, и процесс этот носит достаточно противоречивый характер. Сама система социального партнерства у нас является не продуктом эволюционного общественного развития, а системой, создаваемой государством волевым решением «сверху». Объективная реальность такова, что сначала сформировалось законодательство и институциональные рамки, а затем начали складываться как стороны социального партнерства, так и механизмы их взаимодействия. Процесс формирования эффективного взаимодействия институтов системы социального партнерства – профсоюзов и объединений работодателей – до настоящего времени полностью еще не завершен.

Профсоюзы как одна из сторон социального диалога достаточно хорошо сформированы в организационном плане. Наиболее представительное и многочисленное профсоюзное объединение России – ФНППР – включает в свой состав 43 отраслевых общероссийских и межрегиональных профсоюзных объединения и 78 региональных объединений организаций профсоюзов, сформированы или формируются координационные советы профсоюзов на территориальном уровне.

Кроме ФНПР в России существуют так называемые «новые» профсоюзы и их объединения, построенные зачастую по чисто профессиональному признаку – Всероссийская Конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР), Соцпроф и ряд других. Эти профсоюзные объединения гораздо малочисленнее, чем ФНПР, но, согласно законодательству, они представлены в Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и сотрудничают с ФНПР при решении важнейших вопросов, касающихся интересов наемных работников.

Если говорить в целом, то российские профсоюзы как институт социального партнерства представляют собой относительно хорошо сформированную сторону социального диалога, как в организационном плане, так и в плане единства провозглашаемых целей и интересов.

Однако лучшая институциональная сформированность профсоюзов (по сравнению с работодателями) не избавляет их от наличия многих проблем, мешающих полноценному выполнению ими основополагающих функций - представительства и защиты трудовых прав наемных работников.

Гораздо хуже, чем профсоюзная сформирована вторая сторона социального партнерства – сторона работодателей. Работодательские организации в России приходилось и приходится создавать практически «с нуля» и далеко не всегда российские предприниматели чувствуют серьезного противника в лице профсоюзов, что заставило бы их участвовать в коллективн-договорном регулировании социально-трудовых отношений. На сегодняшний день процесс формирования полноценной работодательской стороны социального партнерства еще далек от своего завершения.

Согласно трудовому законодательству роль государства в системе социального партнерства сводится к выполнению следующих функций:

· установление принципов и правил ведения коллективных переговоров и заключения соглашений и коллективных договоров;

· законодательная регламентация разрешения разногласий сторон в ходе коллективных переговоров, реализации соглашений и коллективных договоров;

· выполнение функции работодателя в необходимых случаях.

Специфика роли государства состоит в том, что государство, в отличие от организаций работодателей и наемных работников, имеет объективно противоречивые интересы в социально-трудовой сфере. С одной стороны, оно, как уже отмечалось выше, заинтересовано в сохранении социального мира и стабильности и в этом смысле государство выступает на стороне наемных работников за повышение уровня социальных гарантий, предоставляемых работодателями наемным работникам. С другой стороны, государство, являясь работодателем, вынуждено противостоять наемным работникам в ходе переговоров об определении условий найма. С третьей стороны, государство, выполняя функции законодателя, формирует правовое поле функционирования и взаимодействия субъектов социального партнерства, а, кроме того, выступает арбитром в разрешении коллективных трудовых споров.

Однако достаточно очевидна потребность во взаимодействии не только ради выработки совместных решений и нахождения определенного компромисса по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и развития социально-трудовой сферы, но и выбора социально-экономической стратегии развития общества. Интерес профсоюзов в участии в процессе коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений вполне очевиден – для них социальное партнерство – единственно возможный путь сохраниться как институту, а также решить главную задачу – улучшение положения наемных работников.

Государство имеет возможность, взаимодействуя с институтами гражданского общества – профсоюзами и работодателями, договариваться о наиболее оптимальных путях реформирования экономики и социальной сферы страны, перекладывая тем самым (и совершенно справедливо) часть ответственности за реализацию социальной политики в трудовой сфере на бизнес, а также получая от общества «мандат доверия» на проведение реформ.

Работодатели же получают, с одной стороны, дополнительные каналы лоббирования своих интересов в органах власти, а, с другой стороны, гарантии стабильного развития бизнеса без серьезных социальных потрясений, а также достаточно эффективный инструмент коммуникации между менеджментом и наемными работниками.

Таким образом, потребность в становлении цивилизованных механизмов регулирования социально-трудовых отношений весьма велика, что позволяет сделать вывод о неизбежности дальнейшего укрепления и развития институтов представительства интересов сторон системы социального партнерства на всех ее уровнях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.