Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации



 

Понятие «социальное партнерство» в последние годы широко вошло в научный и общественный обиход в нашей стране. В новом Трудовом Кодексе Российской Федерации (принят 1 февраля 2002 года) оно получило четкое юридическое определение. Под «социальным партнерством» подразумевается «система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ТК РФ, ч. П, Раздел 2, гл. 3).

В таком понимании социальное партнерство развивается в России в последние годы, что было предопределено необходимостью реализации новой концепции регулирования социально-трудовых отношений, наиболее адекватно соответствующей условиям рыночного хозяйствования. Процессы приватизации и разгосударствления решили задачу демонтажа плановой экономики и существенно изменили структуру собственности в России. Все это потребовало кардинального изменения подходов к регулированию социально-трудовых отношений. Новая концепция (нашедшая свое отражение в Трудовом Кодексе Российской Федерации) предполагает передачу значительной части полномочий в сфере регулирования социально-трудовых отношений от государства непосредственно сторонам этих отношений - работодателям и наемным работникам.

Исходя из нового подхода, государство берет на себя определенный минимум обязательств по социальным гарантиям для работников, а также формирование законодательных рамок (определения «правил игры»). При этом именно законами предусматривается возможность предоставления на договорной основе работодателями прав и гарантий работникам сверх того, что определено в обязательном порядке. Закрепление этих гарантий осуществляется через систему соглашений и коллективных договоров, заключаемых в рамках системы социального партнерства. Именно поэтому вопросам социального партнерства в Трудовом Кодексе Российской Федерации отводится такое значительное место (ч. II, гл.гл 3-9, ст.ст. 23-55). Кроме того, в других частях Кодекса содержатся ссылки на коллективные договоры и соглашения. Такой, новый для нашей страны, подход к регулированию социально-трудовой сферы потребовал серьезных законодательных и институциональных перемен.

Правовая база социального партнерства сформировалась в России, во многом, ориентируясь на выработанные международным сообществом нормы и правила, в первую очередь, определенные Конвенциями и Рекомендациями МОТ по вопросам содействия коллективным переговорам, обеспечения свободы ассоциаций.

Начиная с 1992 года в Российской Федерации, был принят целый ряд законов, таких как, Закон «О Российской трехсторонней комиссии», «О профессиональных союзах», «Об объединениях работодателей», наконец Трудовой Кодекс Российской Федерации.

В целом можно констатировать, что правовая база в области трудовых отношений и механизмов их коллективно-договорного регулирования в России к настоящему моменту сформировалась, хотя и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важнейшей проблемой, является не столько совершенствование норм законодательства, сколько правоприменительная практика. Несоблюдение законов (в том числе в трудовой сфере) представляет собой на сегодняшний момент одну из серьезнейших проблем для российской действительности.

В России, согласно трудовому законодательству, сложилась многоуровневая законодательно оформленная система социального партнерства, включающая федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный уровни. В рамках этой системы складываются механизмы социального партнерства – формируются органы – комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (состоящие из наделенных соответствующими полномочиями представителей сторон), в рамках которых ведется работа по подготовке и заключению соглашений соответствующего уровня. В настоящее время, согласно законодательству, в России заключаются следующие виды соглашений:

· Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

· межрегиональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации;

· региональные соглашения, определяющие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации;

· отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавливающие общие условия оплаты и другие условия труда, гарантии, компенсации и льготы для работников определенной отрасли или отраслей;

· территориальные соглашения, устанавливающие условия труда, социальные гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;

На уровне предприятия или у отдельного предпринимателя могут заключаться коллективные договоры.

В условиях децентрализации регулирования социально-трудовых отношений именно соглашения и коллективные договоры, заключаемые в рамках системы социального партнерства, должны стать основными нормативно-правовыми актами, которые устанавливают социальные нормативы и гарантии их реализации для занятого населения. Именно поэтому совершенствование содержания принимаемых коллективных договоров и соглашений, распространение их во всех отраслях и секторах экономики являются важнейшими на сегодняшний день задачами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.