Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Из чего состоит «огонёк»?



n Определение целей, задач, формы проведения.

n Тематика, сюжеты (возможна театрализация).

n Место и время проведения.

n Ведущий.

n Игровые атрибуты.

n Участники.

n Традиции и ритуалы.

n Способы эмоционального настроя.

1. Формы проведения.

Фронтальный диалог (вопрос - ответ); обсуждение общего вопроса; рассказ - эстафета; «Письмо самому себе» и т. д.

2. Тематика «огоньков»

«Куда уходит детство?»; «Дружба - это одно из самых важных человеческих чувств»; «Мои добрые дела»; «Что такое счастье?»; поэтический «огонёк» «Мои любимые строки.»; «Изгиб гитары жёлтой...», посвящённый авторской песне и многие, многие другие, актуальные для подростков темы.

3. Место и время проведения.

Место проведения может, в зависимости от погодных условий, целей «огонька», может быть открытым - лесная поляна, берег реки, и закрытым - специально оборудованное помещение. Заранее необходимо приготовить: источник света (свечи, костёр); места, где будут располагаться участники «огонька»; необходимый реквизит. Время проведения «огоньков» обычно вечернее.

4. Ведущий.

Ведёт «огонёк» вожатый или, в зависимости от темы, инициативная группа участников. С самого начала ведущий должен задать соответствующий эмоциональный настрой, создать дружескую обстановку, доброжелательную атмосферу, которая бы способствовала откровенному разговору. Речь ведущего должна быть грамотной, понятной. Ведущий должен контролировать обстановку, чтобы разговор шёл в правильном русле, и все дети имели возможность высказаться.

5. Игровые атрибуты «огонька».

Талисман - символ отряда, карточки с вопросами, жетоны и т. п. Все они должны соответствовать тематике и целям «огонька».

6. Традиции и ритуалы.

-Зажжение свечи. По традиции, отрядную свечу, вокруг которой дети собираются на «огонёк», впервые зажигает вожатый отряда. В последующие дни это право предоставляется тому из детей, кто особенно отличился за день.

-Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле.

-Традиция песни. Песня поётся в орлятском кругу, её нельзя прервать, она всегда допевается до конца.

-Традиция сюрпризов. Нежданный подарок и добрая шутка –

Улыбок на час, ну а дел - на минутку!

Сюрприз может быть и материальным, и духовным, но обязательно для каждого!

-Традиция легенд. Ребята, надо верить в чудеса,

Живут у нас и сказки, и легенды:

О синем крабе, о весне, о каменных цветах...

И быль живёт, и сказочная небыль.

Легенды рассказываются такие: «Орлятский круг», «Два огня», «Про любовь», «О том, как люди узнали про огонь» и другие.

-Традиция доброго отношения друг к другу.

-«Разговор здесь и сейчас». Какие бы проблемы ни обсуждались, какие бы тайны ни открывались на «огоньке», ни одна из них не должна выйти за пределы круга.

-Ритуал зажжения свечи. «Первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас всё было хорошо. Вторую - за дорогих и близких людей, пусть и у них всё будет в порядке. Третью свечу - за всех, разделивших с нами этот круг. Четвёртую - за тех, кого сегодня нет с нами.

-Выбор «Человека дня». В конце «огонька», тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «Человек дня», т. е. того, кто был в этот день лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, а по результатам всех дней определяется «Лидер смены».

-Выборы дежурного командира (дежкома). Каждый день, в конце огонька, подводятся итоги работы дежкома. Он отвечает за выполнение плана работы на текущий день, контролирует выполнение поручений, готовит вечерний «огонёк» анализа дня. На «огоньке» выбирается новый дежурный командир, осуществляется ритуал передачи полномочий. Дежком прожитого дня может заказать себе песню, которая исполняется для него всеми членами отряда.

7.Варианты завершения «огоньков».

-«Передача искры». Все стоят, взявшись за руки. Вожатый, пожимая руку стоящему рядом с ним ребёнку, передаёт искру своей души, которая, «пробежав» по кругу, передаёт тепло каждому члену отряда.

-Исполнение песни «Разговоры еле слышны».

-Заключительная речёвка.

«Огонёк» анализа периода.

Данный вид «огонька» целесообразно проводить через каждые 3 - 4 дня смены, в зависимости от её длительности. На нём происходит анализ выполнения поручений малыми инициативными группами и передача этих поручений от группы группе. При планировании этого «огонька» необходимо обратить внимание на динамику его проведения и продолжительность (не более 45 минут).

Пример «огонька» анализа итогов выполнения традиционных поручений по окончании 4-дневного периода. ( В продолжение этого периода могут проходить промежуточные сборы микрогрупп по корректировке работы и подведению промежуточных итогов внутри группы).

В каждой группе обсуждаются следующие вопросы:

-Что значат эти дни для нашей группы?

-Что мы одобряем, что у нас получилось и почему? (Подробно проговариваются причины успеха).

-Что критикуем, что не получилось и почему? ( Подробно проговариваются причины неудач).

-Что наша группа предлагает сделать в будущем? (Выступление группы или индивидуальные выступления).

Выступление каждого человека может происходить по принципу эстафеты, по кругу или по принципу «свободного микрофона». Вожатые высказывают своё мнение о работе микрогрупп, когда до них дойдёт эстафета, отмечают отдельных, кого не заметили другие, благодарят ребят за работу. Подводит итоги разговора дежурный командир, вожатые лишь помогают ему. Финалом может быть общая песня.

Материал подготовлен Копытовой Ю.В. педагогом - организатором школы № 5 г. Слободского.

 

 

Литература

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.

Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. трудов. Вып. 1-5/НИИ детства РДФ. - М., 1992-1996.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. - Казань, 1996.

Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. Пособие. - М., 1993.

Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение.- Краснодар, 1993 .

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1986.

Бородин Д.Ю. Четвёртый мир. Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. - М., 1997.

Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. для учителя. - М., 1991.

Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций./ НПЦ СПО-ФДО. - М., 1996.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1993.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Конвенция о правах ребёнка : теоретико-прикладные проблемы реализации. - М., 1993.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1981.

Лето «Казачок». Каникулы. ( Опыт работы историко-патриотического лагеря «Казачок»). - М.,1997.

Малиновский А.В. Профессиональная позиция лидера детского объединения: Методические и практические материалы.- Минск, 1996.

Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». - М., 1991.

Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М., 1991.

Поломис К. Дети в летнем лагере: занятия в дождливую погоду. - М., 1991.

Подросток: Проблемы социальной адаптации. - М., 1995.

Программа «Лидер»/НПЦ СПО-ФДО. - М., 1992.

Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1993.

Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. М, 1997

Хоббитские игры / НПЦ СПО-ФДО. - М., 1992.

Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома, 1993.

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.- М., 1994.

Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. - М., 1994.

Я и мы: Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям /НПЦ СПО - ФДО. - М., 1996.

«Я» становится богаче. Концепция развития личности в детском общественном объединении. / Под редакцией М.Е. Кульпединовой. – М., 1995.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.