Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы



Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия– раскрыть диалектику реформ и контрреформ в России в XIX– начале XX вв.

 

1. Раскрывая первый вопрос, следует подчеркнуть, что модернизация
в традиционалистском обществе осуществляется с большим трудом. При
этом чем глубже и последовательнее реформы, тем больше вероятность
контрреформ. Последовательная смена реформ и контрреформ (или, как
минимум, реформ и периодов стагнации) – характерная черта российской
истории XVIII– начала XX вв. Так, например, за реформами Петра I следует консервативная политика его преемников, за реформами «просвещенного абсолютизма» Екатерины II – полицейский режим Павла I, за конституционными проектами Негласного комитета Александра I – николаевская реакция. Итогом политики правительства Николая Iстановится глубокий кризис крепостнического хозяйства, что делает буржуазные реформы в России необходимыми и неизбежными.

 

2. Изучая материал по второму вопросу, целесообразно систематизировать его, составив таблицу.

Реформы и контрреформы в России во второй половине XIXвека

Название и время проведения реформы Содержание реформы Время проведения и содержание контрреформ правительства Александра III

 

Следует обратить внимание на неадекватное развитие экономики пореформенной России (ускорение темпов развития капитализма) и политической системы (сохранение архаичной самодержавной монархии) как источник противоречий и социальных конфликтов.

 

3.Третий вопрос предполагает анализ последней в условиях царской России попытки модернизировать страну путем создания парламента – законодательной Государственной Думы – и ликвидации пережитков феодализма в деревне в ходе аграрной реформы П.А. Столыпина.

Логическое задание

В одном из учебников по истории Отечества при характеристике экономического развития России во второй половинеXIX в. написано:

“Ежегодно в середине 70-х в России производилось машин на 2,3 млн. руб. и вводилось на 1,6 млн., а в середине 90-х производство оценивалось в 9,5 млн. руб. и производилось в 5,2 млн.руб., т.е. общее потребление машин возросло с 4 млн. руб. до 14,6 млн. руб., или в 3,5 раза”.

Можно ли согласиться с таким утверждением? Дайте аргументированный ответ в письменном виде.

Семинары 7–8. Исторический эксперимент социалистического

строительствав СССР и его итоги*

1. Поиск путей создания нового общества в послереволюционной России
(1917–1929 гг.). «Военный коммунизм». НЭП.

2. Тоталитарное государство и общество в 30–х – нач. 50–х годов XX в.

3. Либерализация общественно–политической системы и экономические
эксперименты 50–х – сер. 60–х годов XX в.

4. Нарастание застойных явлений в экономической и социальной сферах.
Политический и духовно–нравственный кризисы в советском обществе в
начале 80–х годов XX в.

Термины

Социализм, коммунизм, «военный коммунизм», новая экономическая политика, тоталитаризм, коллективизация, индустриализация, культурная революция, диссидент.

Темы докладов

Альтернативы политического развития России в 1917 году.

Великая Отечественная война: причины, этапы, итоги, значение.

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл.11, §1, 3; Гл.13, §2,3; Гл.14, §1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 8, Тема 10.2.

–Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

Чзп – Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене //Отечественная история. 2006. №2. – С. 56–73; №3. – С. 139-152.

Чзп – Васильев В.И. Вторая мировая война в общественном мнении современной Германии//Новая и новейшая история. 2013. № 3. – С. 85-99.

Чзп – Васин А.Н., Велембовская К.М. Комитет «Помощь России в войне». Американская гуманитарная помощь СССР в годы Великой Отечественной войны//Новая и новейшая история. 2013. №4. – С. 84-99.

 
 


* При недостаточном количестве учебных недель проводится одно семинарское занятие по теме (по вопросам, выбранным преподавателем).

 

Чз – Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4-х т. – М.: «МИК»,«Агар», 1996. – Т. 3,4.

Чзп – Печатнов В.О. На излёте «Великого альянса»: Сталин,Трумэн, Черчиль в конце Второй мировой войны (по новым документам)//Новая и новейшая история. 2013. №3. – С. 3-22.

Чзп – Поляков Ю.А. Великая Победа 1945 года и как ею распоряжались // Отечественная история 2007. № 3. – С. 3–7.

Чзп – Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950–70-х гг. //Вопросы истории. 1998. №4. – С. 109–121.

Чзп – Секиринский С.С. Перепетии войны//Российская история. 2011. №3. – С. 47-52.

Ахл – Стародворцева Н.П. Альтернативы политического развития России в 1917 году. – Смоленск: СГИИ, 2000. – С. 3-41.

Чзп – Шестаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации //Отечественная история. 2006. № 6. – С. 106–119.

Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно-методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1

История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.