Цель занятия– проанализировать результаты воздействия Запада и Востока на развитие России к концу XV в., показав усиление антиевропейских тенденций.
1. По первому вопросу следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в эволюции феодальногообщества. Рассмотрите процесс распада Киевской Руси, обратив внимание насобытия 1015 г., 1054 г., 1097 г., 1132 г. При анализе причин распадаДревнерусского государства обратите внимание на такие как:
- развитие феодального землевладения и усиление центробежных политических тенденций;
- неупорядоченная система наследования великокняжеского престола;
- ослабление роли Киева;
- лишь относительное единство Киевской Руси.
Говоря о последствиях феодальной раздробленности, обратите внимание не только на отрицательные (ослабление перед лицом серьезной внешнеполитической угрозы и т.д.), но и на положительные (создание более благоприятных условий для экономического развития отдельных земель и княжеств; развитие региональных школ в архитектуре, живописи; и др.).
2. Второй вопрос, посвященный взаимовлиянию Руси и Орды, такжепредполагает многостороннюю оценку этого процесса. Однако, говоря о егоитогах, приходится констатировать накопление экономического отставаниярусских земель от западноевропейских, а также усилениездесь, посравнению с Западом, политического централизма, несвободы личности.
3.Определенную роль в развитии названных социально–политических процессов сыграла Москва, что и следует показать при раскрытии третьего вопроса. Говоря о специфике формирования единого российского государства, следует подчеркнуть роль политического фактора, т.е. то, что объединения и централизации требовала, в первую очередь, задача борьбы за национальную самостоятельность. В то время как на Западе главную роль в образовании централизованных государств сыграл экономический фактор–развитие товарно-денежных отношений, торговли, разрушавших замкнутость и обособленность феодального натурального хозяйства. Раскройте экономические, социальные и культурные предпосылки объединения русских земель. Проанализируйте причины возвышения Москвы и ход объединения русских земель (обратив внимание на то, что процесс объединения начинается в XIV в., а завершается в годы правления Василия III), подведите итоги объединительного процесса и раскройте последствия объединения.
Обратите внимание, что образование централизованного русского государства хронологически совпадает с образованием централизованных государств в Западной Европе (Франции, Англии, Испании). Внешне Русь опять вровень с Европой. Но за истекшие столетия (XIII–XV вв.) в развитии русских земель накопились отличия, которые нельзя не заметить.
Заполнить таблицу
Основные процессы
Западная Европа
Московская Русь
–в экономике
–в политической сфере
–в социальной сфере
–в духовно-нравственной сфере
Семинар №4. Россия накануне Нового времени (XVI–XVII вв.)
1.XVI век – «столетие выбора»:
а) реевропеизация Московской Руси в первой половине XVI в.;
б) опричная политика Ивана IV и ее последствия.
2. «Смутное время» в России: причины, сущность, этапы, итоги.
3.Стабилизация в России при первых Романовых:
а) экономическое развитие; формирование всероссийского рынка;
Церковный раскол: сущность, причины, итоги и последствия.
Быт и культура Московской Руси XVII в.
Литература основная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл.2, § 2, 3.
Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 2.3.
–Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер , 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
Литература дополнительная
Чзп – Лисейцев Д.В. Временные границы Смуты//Российская история. 2012. №5. – С. 43-54.
Чзп– Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский //Вопросы истории. 2000.№10.–С. 72–96.
–Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно-методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1
–История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с.