2.2.1. Требования охраны труда при работе конвейеров определяются государственными стандартами на конвейеры, документацией завода-изготовителя, настоящими Правилами.
2.2.2. Трасса конвейера должна быть проложена по кратчайшему пути с минимальным числом перегибов.
Максимальные радиусы выпуклых и вогнутых участков ленточных конвейеров в продольном профиле зависит от типа применяемой конвейерной ленты, ее ширины, угла наклона боковых роликов, типа натяжного устройства, величины натяжения конвейерной ленты и угла наклона конвейера.
2.2.3. При транспортировке сыпучих грузов на подъем наибольшие углы наклона ленточного конвейера с гладкой конвейерной лентой зависят от транспортируемого материала и могут приниматься для:
каменного угля - 16 - 18°;
гальки круглой сухой - 10°;
гипса порошкообразного - 22°;
глины мелко кусковой сухой - 16°;
глины крупнокусковой влажной - 20 - 22°;
щебня - 18°,
гравия -18 - 20°;
грунта земляного - 18 - 22°;
известняка - 16 - 18°;
песка (в зависимости от влажности) - 14 - 20°;
формовочной смеси - 20 - 24°;
цемента - 20°;
шлака - 20°.
2.2.4. При транспортировке тарно-штучного груза на подъем наибольшие углы наклона ленточного конвейера с гладкой конвейерной лентой зависят от типа упаковки груза:
для груза в картонных коробках - 15°;
для груза:
в мешках бумажных - 17°;
в мешках льняных или джутовых - 20°;
для груза:
в ящиках деревянных - 16°;
в ящиках металлических - 12°.
2.2.5. Максимально допустимые углы наклона ленточных конвейеров с гладкой конвейерной лентой при транспортировке грузов на спуск должны быть на 6 - 8° меньше углов наклона, указанных в п.2.2.3, 2.2.4 настоящих Правил, но не более 12°.
2.2.6. Для ленточных конвейеров с углами наклона (подъема, спуска) более углов, указанных в пп.2.2.3, 2.2.4, 2.2.5 настоящих Правил, следует применять специальные профильные ленты.
2.2.7. Основным технологическим требованием, предъявляемым к конвейерам, является прием на несущий орган поступающих максимальных минутных грузопотоков без просыпи груза при нормальном режиме работы привода и тягового органа конвейера.
2.2.8. Конструкция конвейера должна предусматривать установку загрузочных и разгрузочных устройств для равномерной и центрированной подачи груза на конвейер и его разгрузки.
2.2.9. Загрузочные и разгрузочные устройства конвейеров (бункеры, направляющие лотки, загрузочные воронки и т.п.) должны обеспечивать равномерную и центрированную подачу груза на несущее полотно конвейера в направлении его движения и устойчивое положение груза на нем, быть оборудованы средствами, предотвращающими налипание, заклинивание и зависание в них груза, образование просыпей (выпадение штучных грузов) и перегрузку конвейера.
2.2.10. Конвейеры с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны оборудоваться конечными выключателями и упорами, ограничивающими зону их перемещения.
2.2.11. Приемная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть выполнена так, чтобы обеспечивалась загрузка конвейера горизонтальным перемещением груза или с небольшим уклоном в сторону загрузки, и как правило, исключался бы подъем груза с пола (погрузочной площадки, транспортных средств).
2.2.12. Приемная часть загрузочных устройств конвейеров для сыпучих и пылевидных грузов должна быть выполнена так, чтобы обеспечивалась загрузка механизированным способом и пылеулавливание.
2.2.13. В технически обоснованных случаях допускается ручная загрузка конвейера, если:
а) по технологическому процессу недопустима механизированная загрузка;
б) расстояние от пола или площадки (подножки), на которой находится работник, до верхней кромки бункера не превышает 1,3 м.
2.2.14. Ширина площадки для загрузки конвейера должна быть не менее 0,8 м и при расположении на высоте более 0,5 м должна иметь ограждение высотой 1,0 м с обшивкой понизу шириной не менее 0,15 м.
2.2.15. Конвейеры, предназначенные для транспортировки тарных грузов, оснащаются по всей длине бортами высотой не менее 200 мм.
Для исключения падения груза при его передаче с конвейера на спуск концы отводных шлагбаумов должны вплотную примыкать к борту конвейера и спуска.
2.2.16. У наклонно установленных конвейеров должна исключаться возможность самопроизвольного перемещения грузонесущего элемента с грузом при отключении привода.
Неприводные конвейеры должны иметь в загрузочной части ограничительные упоры и приспособления, обеспечивающие снижение скорости движения груза.
2.2.17. Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки и конечные выключатели, отключающие привод конвейера при достижении натяжной тележкой крайних положений.
2.2.18. На наклонных конвейерах (участках конвейеров) штучные грузы при транспортировке должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять свое положение, данное при загрузке.
2.2.19. Участки цепных конвейеров с углом наклона более 10° оснащаются ловителями для захвата цепи в случае ее обрыва, угрожающего созданием травмоопасной ситуации для обслуживающего персонала.
2.2.20. Возможность установки цепного конвейера без ловителей проверяется расчетом. Конвейеры с тросовыми лентами должны оснащаться средствами контроля состояния ленты или ловителями ленты.
2.2.21. Конструктивные элементы конвейеров массой более 50 кг, подлежащие подъему или перемещению при монтаже, демонтаже, ремонте, должны иметь приливы, отверстия или рым-болты, если без них применение стропов и других такелажных средств является опасным.
2.2.22. Конвейеры, предназначенные для транспортировки пылевидных, пыле-, паро- и газовыделяющих грузов, должны иметь укрытия, снабженные местными отсосами для подключения аспирационных устройств или оросительных систем.
2.2.23. Конвейеры, предназначенные для транспортировки мокрых грузов, должны быть закрыты по всей длине кожухами или щитами, предохраняющими работников от брызг пульпы.
2.2.24. Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны быть оборудованы средствами защиты работников от ожогов.
2.2.25. При размещении стационарных конвейеров для транспортировки сыпучих грузов должна быть обеспечена возможность применения в доступных местах трассы конвейера механизированной уборки из-под него просыпи без остановки конвейера.
2.2.26. В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка или установка предупредительной сигнализации, исключающей возможность несанкционированного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.
2.2.27. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двухсторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически перед включением привода конвейера.
2.2.28. Электрические провода на конвейере и от конвейера до рубильника должны быть защищены дополнительной резиновой изоляцией. Рама конвейера должна быть заземлена.
2.2.29. Конвейеры должны иметь устройства, отключающие конвейер при обрыве ленты или канатно-натяжных устройств. При наличии на одном конвейере нескольких пусковых кнопок, установленных в разных местах, они должны быть электрически сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.
2.2.30. Монтаж конвейера должен производиться под руководством работника, ответственного за безопасность и квалифицированное выполнение работ (мастера, бригадира).
2.2.31. Не допускается подключение приводов конвейера к электросети до полного окончания монтажа конвейера.
2.2.32. На отключенных электрических аппаратах конвейеров при работе людей на линии должны вывешиваться таблички с надписью "Не включать - работают люди!"
2.2.33. Производство ремонтных и других работ на конвейере во время его работы не допускается. Не допускается работа конвейеров при отсутствии или неисправности: ограждения натяжных и приводных барабанов, роликоопор и отклоняющих роликов, заземления электрооборудования, бронированных кабелей и металлоконструкций, а также сигнализации и освещения, а в необходимых случаях - переходных мостиков, перекрытий бункеров, ходовых трапов, средств борьбы с пылью (аспирационных устройств, оросительных систем и т.п.), при загромождении проходов.
2.2.34. Для обеспечения безопасности при работе нескольких взаимосвязанных конвейеров в одной технологической линии применяется взаимная блокировка их электрических приводов. У каждого конвейера устанавливается аварийная кнопка "Стоп", с помощью которой при необходимости может быть остановлена вся транспортная система. Пульт управления ленточных конвейеров оборудуется сигнальными лампами, которые показывают движение или остановку каждого конвейера, что способствует предотвращению несогласованности их работы.
2.2.35. Требования к электрооборудованию, монтажу электрических цепей и заземлению конвейера должны быть отражены в нормативно-технической документации на него.
2.2.36. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные, отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные, зубчатые, цепные и другие передачи, муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви тягового органа в зоне рабочих мест, шкивы, набегающие участки лент на расстоянии не менее радиуса барабана плюс 1,0 м от линии касания ленты и барабана), к которым в зонах рабочих мест возможен доступ работников, должны быть ограждены.
2.2.37. Защитные ограждения конвейеров должны быть откидными (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.
Ограждения, дверцы и крышки должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.
2.2.38. Защитные ограждения конвейеров следует изготавливать из металлических листов или из сетки с ячейками размером не более 20 х 20 мм. Не допускается изготавливать ограждения из наваренных на каркас прутьев и полос. Для подвесных конвейеров размер ячеек сетки для ограждения может быть увеличен в зависимости от характера транспортируемого груза.
2.2.39. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены:
а) канаты и блоки натяжных устройств, грузы натяжных устройств на высоту их перемещения и участок пола под ними;
б) загрузочные устройства для насыпных грузов, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;
в) приемные устройства (бункеры, горловины машин и т.п.), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;
г) нижние выступающие части конвейера, пересекающего проходы для людей или проезды для транспортных средств, устройством навесов, продолженных за габариты конвейера не менее чем на 1,0 м;
л) участки трассы конвейеров (кроме подвесных), через которые не допускается проход людей, установкой вдоль трассы перил высотой не менее 1,0 м со сплошной обшивкой понизу на высоту не менее 0,15 м от уровня пола и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.
2.2.40. Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, должны быть закрыты специальными кожухами или ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от уровня пола.
2.2.41. На рабочих местах обслуживания конвейера или конвейерной линии должны быть размещены таблички, разъясняющие значения применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.
2.2.42. Места периодической смазки узлов конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.
2.2.43. На конвейерах, входящих в транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены автоматические устройства остановки привода конвейера при появлении аварийной ситуации.
2.2.44. Не допускается управление автоматизированной конвейерной линией с двух и более пультов (мест), а также стопорение подвижных элементов аппаратуры управления иными, не предусмотренными инструкцией, способами.
2.2.45. В местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой конвейер или на иное оборудование должны быть предусмотрены устройства, исключающие падение груза с конвейера.
2.2.46. Конвейерные линии должны быть оснащены аппаратурой автоматического или дистанционного управления.
2.2.47. Аппаратура управления конвейерной линии должна допускать перевод управления любым конвейером с автоматического на местное с сохранением в этом режиме действия всех защит, предупредительной сигнализации и экстренной остановки конвейера.
2.2.48. Конвейерная линия большой протяженности включается по грузопотоку.
2.2.49. Средства автоматизации конвейеров должны обеспечивать автоматический контроль и защиту каждого конвейера, автоматическое управление конвейерной линией в заданном режиме, сигнализацию и блокировку с перегрузочным оборудованием.
2.2.50. Оператору конвейерной линии оставлять свое рабочее место и передавать управление конвейерной линией другому лицу разрешается в порядке, установленном в организации.
2.2.51. Конвейеры с грузовыми натяжными устройствами должны иметь концевые упоры и выключатели привода конвейера при крайнем положении натяжной тележки.
2.2.52. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно соединенных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т.п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.
С мест обслуживания должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.
2.2.53. Конвейеры в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками "Стоп".
2.2.54. Конвейеры с открытой трассой в местах повышенной опасности, а также конвейеры длиной более 30 м должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.
2.2.55. Работники, обслуживающие конвейер, должны хорошо знать местонахождение кнопочных выключателей, которые располагаются на видных и доступных местах. При аварийной обстановке на конвейере должна автоматически включаться светозвуковая сигнализация.
2.2.56. Многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.
2.2.57. При работе конвейера не допускается:
а) ремонтировать узлы и элементы конвейера, очищать поддерживающие ролики, барабаны приводных, натяжных и концевых станций, убирать просыпь из-под конвейера;
б) устранять пробуксовку ленты на барабане путем подбрасывания в зону между лентой и барабаном песка, глины, канифоли, битума и других материалов;
в) переставлять поддерживающие ролики, натягивать и выставлять ленту конвейера вручную;
г) работать при неисправных реле скорости, защиты от пробуксовки, схода ленты и других реле, при неисправных сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера;
д) ремонтировать электрооборудование, находящееся под напряжением.
Выполнение указанных работ должно производиться при полной остановке и отключении от сети конвейера, при снятых предохранителях и закрытом на замок пусковом устройстве, на котором должна быть вывешена табличка с надписью "Не включать - работают люди!"
2.2.58. К монтажу, эксплуатации, обслуживанию и ремонту конвейеров допускаются работники, прошедшие обучение и обладающие необходимыми техническими знаниями и производственными навыками по обслуживанию и ремонту конвейеров, прошедшие инструктаж по охране труда и допущенные к выполнению работ в установленном порядке. [1]
2.2.59. Работники, обслуживающие конвейеры, должны систематически проверять состояние конвейерной установки, выявлять и устранять в установленном порядке неисправности, не допускать заштыбовки (чрезмерного накопления просыпи) трассы конвейера и концевых станций.
2.2.60. Смазка узлов и элементов конвейера (шестерен, цепей и т.п.) должна производиться при полной остановке конвейера и после принятия мер по исключению его случайного пуска.
2.2.61. При работе конвейера необходимо следить за работой очистных и оросительных устройств (при их наличии), за наличием и состоянием ограждений, исправностью приводных, натяжных и тормозных устройств, поддерживающих роликов, ловителей, за положением несущего органа по всей трассе конвейера.
2.2.62. Для обеспечения нормальной эксплуатации, обслуживания, ремонта конвейеров рекомендуется закрепление за ними ответственных лиц из числа инженерно-технических работников, аттестованных в установленном порядке.
2.2.63. Ввод конвейера в эксплуатацию осуществляется на основе результатов приемо-сдаточных испытаний:
стационарных конвейеров - на месте их эксплуатации;
переносных и передвижных - на заводе-изготовителе.
2.2.64. В ходе приемо-сдаточных испытаний конвейеров производится внешний осмотр, проверка укомплектованности и правильности сборки конвейеров, их испытания, при этом:
а) перед первым пуском производится внешний осмотр конвейера и проверка его укомплектованности и правильности монтажа става, механизмов и узлов, привода, электрооборудования, смазочных и сигнальных устройств, натяжения грузонесущего полотна конвейера и т.п.;
б) опробование конвейера на холостом ходу производится сначала до установки загрузочных, разгрузочных, очистных и весовых устройств, а затем и после их монтажа.
Продолжительность испытаний - не менее 2 часов. Контролируются: скорость движения и ход грузонесущего полотна, действие тормозов, натяжного устройства, вращение барабанов, роликов, действие центрирующих устройств, подшипников барабанов, работа редукторов, средств автоматизации и электрической блокировки, температура основных агрегатов.
Допустимое отклонение ленты от продольной оси конвейера не должно превышать половины разности между длиной обечайки концевого или оборотного барабана и шириной ленты;
в) пуск конвейера под нагрузкой производится после устранения неисправностей, обнаруженных при холостой работе конвейера.
Загрузка конвейера осуществляется с нарастанием по отношению к номинальной его производительности, по достижении которой конвейер должен работать не менее 2 часов при условии стабильного центрированного хода грузонесущего полотна.
Контролируются: расположение груза на грузонесущем полотне, скорость движения ленты, действие тормозов и натяжного устройства, температура подшипников барабанов, редукторов, электродвигателей, расход электроэнергии, действие средств пробуксовки, сигнализации и управления, устройств для очистки ленты, загрузки и разгрузки конвейера и других вспомогательных механизмов, а также уровень вибрации, шума, пылеобразование.
2.2.65. Результаты испытаний конвейеров оформляются приемо-сдаточным актом и протоколом, в которых дается заключение о годности конвейера к эксплуатации.
2.2.66. После выполнения монтажно-наладочных работ производится пробная эксплуатация (обкатка) конвейера под нагрузкой в течение нескольких рабочих смен под постоянным наблюдением эксплуатационного персонала.
2.2.67. Для обеспечения исправного состояния и работоспособности конвейер должен систематически проходить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты.
Техническое обслуживание и текущий ремонт производятся, как правило, по эксплуатационной документации завода-изготовителя.
2.2.68. Основными условиями безопасности при эксплуатации конвейеров являются:
а) недопущение таких работ без остановки конвейера, как: уборка просыпи, подметание, устранение налипания материала, исправление смещения (сбега) ленты, устранение ее пробуксовки и т.п.;
б) ограждение приводных и натяжных барабанов, тяговых органов при скорости движения грузонесущего полотна больше 0,2 м/с;
в) установка на подвижной каретке натяжной станции двух концевых выключателей - одного для отключения конвейера при перегрузке тяговых органов, другого - для остановки конвейера при обрыве тягового органа;
г) установка на муфте привода предохранительного пальца, работающего на срез при превышении тягового усилия на 25% от номинального;
д) рациональное устройство загрузочных лотков, воронок и сбрасывателей материала с грузонесущего полотна. Обеспечение равномерной и центрированной подачи (разгрузки) грузов на конвейер (с конвейера);
е) применение устройств, исключающих или уменьшающих необходимость ручного труда (скребки и щетки для удаления налипшего и намерзшего материала и др.);
ж) применение пускового устройства, сблокированного со звуковым сигналом таким образом, что пуск конвейера производится через 1 - 2 минуты после включения сигнала;
з) применение устройства для остановки конвейера из любого места вдоль конвейера со стороны прохода с использованием сигнального троса, натянутого вдоль конвейера;
и) ограждение конвейеров, размещенных над рабочими местами, проходами для людей и проездами для транспортных средств;
к) устройство постоянных переходных мостиков с перилами в местах расположения конвейеров на небольшой высоте от пола;
л) недопущение работы винтового (шнекового) конвейера со снятой крышкой (кожухом), которая должна иметь блокировку, исключающую возможность включения привода при снятом кожухе (крышке);
м) недопущение во время движения шнека проталкивания вручную застрявшего в желобе материала или удаления попавших инородных предметов.