Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование искусственных понятий



Для исследования способности формирования понятий час-то применяется методика, разработанная Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым (1930). Методика эта весьма сложна, и правиль-ное выполнение задания обследуемым свидетельствует об от-сутствии у него интеллектуального снижения.

По данным Л. С. Выготского (1938), с помощью данной ме-тодики можно констатировать нарушение функций образования понятий не только при явных расстройствах мышления, но и у больных, у которых вне экспериментальной обстановки трудно заметить нарушения формального мышления.


Перед обследуемым в беспорядке размещают набор сте-реометрических фигур, отличающихся формой, цветом и ве-личиной (рис. 8). На скрытой от него нижней стороне этих фигур имеются условные надписи («бит», «цев», «гур», «лаг»). Произ-вольно выбирается одна фигура, и исследующий объясняет, что надпись на ней (например, «цев») совершенно ничего не означает, условна, но имеющимся в этом наборе фигурам с аналогичной надписью присущ общий признак. Обследуемый должен устано-вить, какие фигуры входят в эту группу, то есть определить поня-тие «цев». После этого обследуемый отбирает несколько фигур и объясняет свою гипотезу. Например, он считает, что к «цев» от-носятся все фигуры того же цвета. Тогда исследующий перевора-чивает одну из отобранных ошибочно фигур и показывает над-пись — несмотря на то, что она того же цвета, она не «цев». Если обследуемый отбирает ряд фигур, руководствуясь одинаковой формой, исследующий таким же образом показывает ему оши-бочность этой гипотезы. Таким образом, остается одна возмож-ность — определить понятие «цев» в зависимости от размеров, что представляется довольно трудным, так как размеры фигур ха-рактеризуются двумя признаками — площадью основания и вы-сотой.


Результаты опыта оцениваются в зависимости от тою, сколько ходов понадобилось обследуемому для выполнения задания, на-сколько логичны были его рассуждения при этом, как восприни-малась помощь исследующего. При этом исследовании обнару-живаются аффективно-личностные качества обследуемого, осо-бенно выявляющиеся в реакции на неуспех.

Методика Выготского — Сахарова несколько упрощена А. Ф. Говорковой (1962). Цель этого упрощения — приспособление ме-тодики формирования искусственных понятий к детскому возрас-ту. Обследуемому показывают 16 вырезанных из картона фигур, отличающихся формой (два вида), цветом (красные и зеленые) и величиной (четыре варианта) (рис. 9). На обороте этих фигур на-писаны их условные обозначения, например «гацун». Одну из фи-гур «гацун» (например, № 5) дают обследуемому и просят отобрать другие фигуры этого разряда. Каждую отобранную фигуру обсле-дуемый переворачивает и по надписи на обороте убеждается в правильности или ошибочности своего выбора. О результатах ис-следования судят по количеству ходов, понадобившихся обсле-дуемому для формирования понятия. При исследовании детей этой методикой определяется их способность к целенаправлен-ным и последовательным действиям, умение вести анализ одно-временно в нескольких направлениях, отбрасывать неподкреп-ленные признаки. Эти особенности характеризуют течение про-цессов обобщения и отвлечения у обследуемых.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.