Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ассоциативный (словесный) эксперимент



Методика ассоциативного эксперимента была предложена в конце прошлого столетия и широко использовалась для исследо-вания психически больных (В. М. Бехтерев, М. И. Аствацатуров, А. Г. Иванов-Смоленский, В. П. Протопопов).

Сторонники психоаналитического направления рас-сматривают метод словесного эксперимента как подспорье в по-исках скрытых комплексов, комплексных раздражителей, трактуя с позиций классической символики 3. Фрейда полученные в про-цессе исследования данные.

По И. П. Павлову, при правильном физиологическом анализе результатов исследования методика словесного эксперимента от-крывает возможность изучения словесных условных связей и ди-намики нервных процессов во второй сигнальной системе, позво-ляет улавливать изменения корковой динамики под влиянием словесного раздражителя


(А. Г. Иванов-Смоленский, 1928). Слова-раздражители являются условными сигналами, ответные речевые реакции — речевыми условными рефлексами, связанными с этими сигналами в течение прошлой жизни обследуемого путем многократного повторения.

В патопсихологии словесный эксперимент используется для анализа характера ассоциаций обследуемого и скорости их обра-зования. С этой целью обследуемому зачитывают заранее подго-товленный ряд слов — 30—40 существительных, лишенных ка-кой-либо связи. Дается инструкция — на каждое услышанное сло-во отвечать любым, пришедшим в голову, и как можно быстрее. Если преследуется цель — проверить, может ли обследуемый следовать какому-либо более определенному модусу выполнения задания — инструкция может быть соответственно уточнена (на-пример, отвечать только существительным, или словом-антонимом, или родовым определением). В протоколе опыта регистрируется время ответной реакции и ее содержание. Обращают внимание на лаконичность речевых реакций, соответствие их слову-раздражителю или, наоборот, случайный, нелепый характер, от-сутствие связи между словом-раздражителем и словом-ответом.

Многословные речевые реакции свидетельствуют о не-способности выполнения инструкции. Однако некоторые боль-ные, в основном отвечая одним словом, в ответ на не-индифферентный для них словесный раздражитель дают много-словный ответ.

Средний латентный период при обследовании здоровых со-ставляет 0,5—1,5 с. В некоторых случаях наблюдается особенно заметное увеличение латентного периода при воздействии неин-дифферентных для обследуемого словесных раздражителей (для введения их в эксперимент в бланке оставлены пробелы). Однако это явление нельзя переоценивать, так как иногда аффективно-значимыми неожиданно оказываются совсем другие слова (Б. В. Зейгарник, 1958). Поэтому включение в словесный эксперимент таких аффектогенных слов должно базироваться на тщательном изучении анамнеза, конфликтной жизненной ситуации, индиви-дуальных особенностей личности больного.

Характеристику ответных речевых реакций можно производить согласно классификации А. Г. Иванова-Смоленского (1928), раз-личающего:


I. Низшие или примитивные словесные реакции:

1) междометные («гм», «ну», «ой», «ай» и др.);

2) эхолалические, буквально воспроизводящие слово-раздражитель;

3) созвучные — тождественные или близкие по звучанию слову-раздражителю своими первыми или последними словами;

4) экстрасигнальные, не имеющие отношения к слову-раздражителю, а являющиеся реакцией на другие раздра-жения, поступающие из внешней среды;

5) отказные («не знаю», «нечего сказать», «слов нет» и т. д.);

6) вопросительные («какой?», «кто?», почему?»);

7) персеверирующие, когда один и тот же ответ появляется на несколько раздражителей подряд.

II. Высшие словесные реакции:

1) индивидуально — конкретные (например, «город — Мо-сква», «чашка — голубая»);

2) общеконкретные («город—деревня», «чашка—блюдце»);

3) абстрактные («город — культура», «чашка — посуда»).

Эта классификация дополнена еще одним видом низших сло-весных реакций — атактическими, отличающимися от экстрасиг-нальных тем, что для них нельзя найти какой-либо раздражитель в окружающей больного обстановке (М. С. Удальцова, 1956; Б. Я. Первомайский, 1957).

Существуют другие варианты методики словесного экспери-мента. А. Д. Зурабашвили (1955) предложил пользоваться че-тырьмя вариантами словесных раздражителей: названиями пред-метов, глаголами, отглагольными существительными и прилага-тельными. Эти словесные раздражители отличаются возрастаю-щей сложностью.

В. Иванов (1965) предложил структурно-ассоциативный экс-перимент, цель которого — исследование грамматического и ло-гического структурирования речи (мыслительной деятельности). В качестве словесного раздражителя используются незакончен-ные предложения с отсутствием определенных частей речи. Эта методика позволяет обнаружить латентные проявления разорван-ности мышления, резонерства и начинающегося распада речи в тех случаях, когда клинически они еще мало заметны.


Многочисленные исследования психически больных методом ассоциативного эксперимента позволили обнаружить особенности результатов его при различных нозологических формах и в зави-симости от стадии заболевания.

Подбор слов-антонимов

Эта методика является, в сущности, вариантом словесного эксперимента, при котором более четко регламентируется харак-тер ответных реакций. В результате исследования устанавливается словарный запас больного, устойчивость избранного модуса дея-тельности, состояние внимания.

Для проведения опыта пользуются специальным бланком, со-держащим заранее подобранные слова, например: тупой, тонкий, грязный, исчезновение и т. д. Обследуемому дается указание к каждому слову подобрать слова противоположного значения. Для проверки уяснения инструкции первые 1—2 примера можно вы-полнить совместно с обследуемым, а затем — предоставить ему возможность самостоятельного выполнения задания. Исследую-щий записывает (по секундомеру) время, отделяющее называние антонима от слова-раздражителя, и содержание ответной реакции.

При оценке результатов обращают внимание на соответствие речевой реакции условиям задания. Так, иногда вместо антонимов называются синонимы либо вообще слова, не связанные со сло-вами-раздражителями (атактические речевые реакции). Сущест-венное значение имеет величина латентного периода — явное уд-линение его при абстрактном характере слова-раздражителя сви-детельствует о некоторой недостаточности уровня обобщения. Анализируются дифференцированность и точность ответных ре-акций, возможность подобрать к одному слову несколько антони-мов. Характерный признак обеднения словарного запаса при ин-теллектуальной недостаточности — образование антонима при-бавлением к заданному слову частицы «не» (красивый — некра-сивый, скупой — нескупой, победа — непобеда). По увеличению латентного периода и ухудшению качества ответных реакций к концу исследования можно судить о повышенной истощаемости обследуемого.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.