Социальная и поведенческая оценка должна охватывать несколько областей: мотивация лечения пациента, чего пациент ожидает в результате лечения и какова степень сотрудничества пациента в ходе лечения.
Мотивация необходимости лечения может быть классифицирована как внешняя или внутренняя. Внешняя мотивация подразумевает давление со стороны другого лица, когда к ортодонту ребенка приводят родители или когда более взрослый пациент просит выровнять резцы потому, что этого хочет его друг или подруга. Внутренняя мотивация, наоборот, исходит от самого индивидуума или основывается на его собственной оценке состояния и желании пройти курс лечения. Даже довольно маленькие дети могут испытывать сложности в общении с другими из-за внешнего вида зубов и лица3, в то время как другие дети с похожими аномалиями никаких проблем не испытывают4. Взрослые пациенты обычно сознают функциональные или психосоциальные сложности, связанные с их аномалиями окклюзии, так что у них тоже присутствует некоторый компонент внутренней мотивации5·6.
Внутреннюю мотивацию в чистом виде встретить довольно сложно, особенно у детей, которые делают многие вещи под влиянием взрослых. Несмотря на это, крайне важно, чтобы дети также имели элемент внутренней мотивации. Сотрудничество со стороны пациента будет лучше, если ребенок сам хочет пройти лечение, а не когда он делает это только чтобы задобрить родителей. Ребенок или взрослый, чувствующий, что лечение проводится для его пользы, будет более ответственным пациентом, чем тот, кто считает лечение лишь формальностью. Очень часто необходимо задавать вопросы типа: «Почему Вы хотите лечиться?» и «Что Вы ожидаете в результате лечения?» для того, чтобы установить истинную мотивацию. При этом, безусловно, очень важно учитывать психосоциальные стадии развития, описанные в главе 2. Определение мотивации у ребенка, подростка и взрослого требует различных стилей коммуникации.
Чего пациент ожидает от лечения, во многом зависит от типа мотивации и должно быть тщательно изучено у взрослых, особенно у тех, которые страдают от косметических проблем. Если наблюдается деформация резцов и выясняется, что молодой человек ожидает после выравнивания зубов решения своих проблем социальной адаптации, то такой пациент может подвергаться риску при ортодонтическом лечении. Одно дело — исправить диастему между верхними резцами для улучшения внешнего вида пациента, и совсем другое, если в результате этого у пациента появится больше шансов на успех в социальной сфере и трудовой деятельности. Если социальные проблемы сохранятся и после лечения, что весьма вероятно, ортодонтическое лечение может стать объектом претензий.
Сотрудничество может быть более проблематичным с ребенком, чем со взрослым. Это определяется двумя важными факторами:
1) степень, до которой ребенок видит выгоду лечения, а не то, что ему требуется пережить;
2) степень контроля родителей.
Непослушный и капризный подросток, особенно не поддающийся влиянию родителей, весьма вероятно, создаст проблемы при лечении. Очень важным является время для понимания проблем, на исправлении которых настаивают родители, а также необходимость помощи пациенту в понимании реальности ситуации (см. последний раздел главы 2).
Основные вопросы, которые следует задать ортодонтическому пациенту в ходе опроса, представлены на рисунке 6-4.
Рис. 6-4. Основные вопросы, которые следует задать ортодонтическому пациенту в ходе первичного опроса.
Клиническая оценка
Целью ортодонтического клинического осмотра является оценка лицевых, окклюзионных и функциональных характеристик, а также определение того, какие дополнительные методы диагностики необходимы.