После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще других встречается в тексте (тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи):
Мышонку мама-мышка
Шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!»
Осень. Осень. Осень.
Ясень листья сбросил.
На осинке листик
Огоньком горит.
Осень. Осень. Осень.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
Земляника Зою с Зиной
Заманила в сад с корзиной:
Заработали два рта,
А корзина-то пуста.
Оценка:
5 баллов — правильно выполняются все задания;
4 балла — единичные ошибки, но исправляются самостоятельно;
2 балла — выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;
1 балл — задание не выполняется.
Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов
А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребенок дефектно произнесет звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
Предлагаемый материал
Ответы
Начало года
Конец года
да – та – да
та – да – та
га – ка - га
ка – га – ка
ба – па – ба
па – ба – па
ка – ха – ка
ха – ка – ха
са – за - са
за – са – за
са – ша – са
ша – са – ша
жа – ша – жа
ша – жа – ша
ча – тя – ча
тя – ча – тя
са – ща – ся
ща – ся – ща
ра – ла – ра
ла – ра – ла
ва – фа - ва
фа – ва – фа
Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Лексический материал
Ответы
Начало года
Конец года
кот – год – кот
том – дом – том
почка – бочка – почка
тапки – тяпки – тапки
Оценка:
5 баллов — все задания точно воспроизводятся;
4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;
2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары;
1 балл — задания не выполняются.
Дифференциация звуков в произношении слов
А. Инструкция: повтори пары слов.
Смешиваемые звуки
Лексический материал
Ответы
Начало года
Конец года
ш - с
крыша – крыса
ж – з
рожи – розы
ч – т '
челка - тёлка
л' - й
галька – гайка
л - л'
галка - галька
р – л
рак – лак
р – й
марка - майка
р' – й
моряк – маяк
п – б
почка – бочка
т – д
дочка – точка
к – г
кости - гости
ы – и
мышка – мишка
с – з
коса – коза
Б. Инструкция: повтори за мной предложение.
Лексический материал
Ответы
Начало года
Конец года
Старший братишка рассказывал страшную сказку
Старушка сушила пушистую шубу
Речка течет, а печка печет
Юля уронила фарфоровое блюдце
Чайка отличается от цапли
У Сони цветик-семицветик
Жутко жуку жить на суку
В домишке жили мышки
Оценка:
5 баллов — все задания выполняются верно;
4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);
3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений
А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.