Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика фонематических процессов



Введение

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слы­шание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной язы­ка имеет фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звуча­нию звуки.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенно­го развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обла­дающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одно­временно происходит интенсивное овладение активным сло­варем и правильным произношением слов.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у де­тей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окру­жающих и при собственном проговаривании слов в соответ­ствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальней­шего развития фонематического восприятия важно сознатель­ное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4—5 лет). Ме­ханизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложе­ния слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия зву­ков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, содействует усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаружива­ется при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов слож­ной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нару­шен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетли­вые затруднения при выполнении заданий — назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются ревер­сы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудня­ется сравнение слов по звуковому составу — определение коли­чества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных зву­ков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон — н-о-с.

Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на наруше­ние не только фонематического восприятия, но и на простран­ственные нарушения, влияющие на правильность выполне­ния заданий.

Значимость исследования фонематического восприятия свя­зана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Диагностика фонематических процессов

 

Диагностика фонематических процессов предполагает вы­явление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фоне­матического недоразвития.

В ее задачи входят:

− определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фо­нематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

− выявление динамики развития фонематических процес­сов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

− оценка эффективности коррекционной работы по преодо­лению фонетико-фонематических нарушений.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.