мыслительных способностей ребенка при выполнении упражнений с математическим содержанием
Тест 1.«Найди лишний предмет в ряду».
1)
2)
3)
4)
5)
6) 5 6 1 2 10 4
7) 1 2 8 6 4
8) 11 7 14 15 20
Рис. 84 Карточки для выполнения упражнения «Найди лишний предмет в ряду»
Перед ребенком на столе раскладываются карточки с заданиями (каждый номер задания в упражнении соответствует одной предъявляемой карточке). Педагог предлагает внимательно рассмотреть карточку и закрыть лишний предмет на ней при помощи красного квадрата. После выполнения всех заданий педагог проверяет какие «лишние» предметы закрыл ребенок и выслушивает объяснение ребенка, почему он считает, что именно этот элемент на карточке является лишним.
Полученные результаты вносятся в таблицу 42.
Таблица 42
Результаты упражнения на нахождения лишнего объекта в ряду
Фамилия
Имя
Возраст
ребенка
Количество заданий на определение лишнего предмета
Количество правильно выполненных заданий
Количество допущенных ошибок
Количество
невыполненных заданий
Примечания
В графе таблице «Примечание» педагог дает оценку полученным результатам тестирования. Результаты считаются высокими, если ребенок правильно выполнил не менее 7 заданий; средними – если ребенок выполнил от 4 до 6 заданий; низкими – ребенок выполнил менее 4 заданий.
Тест 2.«Расставь числа в квадрате».
а) б)
?
?
?
Рис. 85 Карточки для выполнения упражнения «Расставь числа в квадрате»
Задания детям:
а) расставь числа 4, 2 и 5 в квадрате таким образом, чтобы в каждом отдельном ряду по горизонтали они занимали новое порядковое место;
б) расставь числа 1,2,3 таким образом, чтобы по горизонтали, вертикали и диагоналям квадрата в сумме образовывалось число 6, а каждое из чисел в новом ряду занимало новое порядковое место.
Вариант упражнения «а» максимально оценивается в 3 балла, по одному баллу за каждое правильно расставленное число в квадрате.
Вариант упражнения «б» максимально оценивается в 3 балла следующим образом:
Ребенок получает три балла в том случае, если он справляется с заданием полностью самостоятельно.
Ребенок получает два балла, если ему была оказана косвенная помощь. Данная задача не будет являться для ребенка сложной в том случае, если он в точности соблюдает все требования, а именно: расстановку чисел так, чтобы каждое число в новом ряду занимало новое порядковое место. Педагог, видя, что ребенок не справляется с заданием в силу того, что им не соблюдается данная часть рекомендации, в качестве косвенной помощи может заострить внимание ребенка именно на этой части задания, а также при необходимости попросить ребенка объяснить, что значит «новое порядковое место в ряду».
Ребенок получает один балл в том случае, если педагог для получения положительного результата решения задачи прибегает к непосредственной помощи в решении задачи (объяснения, частичный показ способа действия и т.п.).
Ребенок получает 0 баллов, если задача так и осталась нерешенной.
Баллы первого и второго варианта упражнения суммируются, и на этой основе определяется высокий, низкий и средний результат упражнения.
Высокий результат 5-6 баллов за упражнение.
Средний результат 3- 4 балла за упражнение.
Низкий результат менее 3 баллов за упражнение.
Тест 3. «Продолжи ряд».
1)
2) 1 2 3 4 …. .
3) 9 8 7 6 …. .
4) 1 3 5 7 …….
5) 2 4 6 ……. . .
6) 10 8 6 ……
7)
Рис. 86 Карточки для выполнения упражнения «Продолжи ряд»
Перед детьми выкладываются карточки с заданиями (рисунок 86). Для их выполнения даются наборы необходимых геометрических фигур, карточки с цифрами в необходимом количестве на каждого ребенка, полоски разные по длине в количестве 10-12 штук.
Упражнение оценивается в 7 баллов, по одному баллу за каждое правильно выполненное задание. Если в задании была допущена хотя бы одна ошибка, задание считается невыполненным и ребенок за него получает 0 баллов. Высокий результат за упражнение составляет 6-7 баллов. Средний результат – 3-5 балла. Низкий результат – менее 3 баллов.