При анализе полученных результатов можно выделить четыре наиболее характерных для детей дошкольного возраста уровней усвоения пространственных понятий.
Первый уровень – ребенок не испытывает затруднений при ориентировке на листе бумаги в клетку, его рисунок точно соответствует заданным параметрам, свободно читает графическое точечное изображение.
Второй уровень – ребенок не испытывает затруднений при ориентировке на листе бумаги в клетку, его рисунок точно соответствует заданным параметрам, однако он затрудняется в чтении изображенного рисунка.
Третий уровень - испытывает незначительные затруднения при ориентировке на листе бумаги в клетку, общее число допущенных ошибок при зарисовке не превышает трех, способен самостоятельно исправить допущенные ошибки в ходе анализа рисунка под руководством педагога, затрудняется при чтении рисунка.
Четвертый уровень – ребенок испытывает значительные затруднения как при зарисовке, так и при чтении рисунка.
В данном случае только первый уровень можно считать высоким показателем усвоения пространственной ориентировки на листе бумаги в клетку.
Второй и третий уровень относятся к средним показателям пространственной ориентировки на листе бумаги в клетку.
Четвертый уровень характеризуется как низкий показатель пространственной ориентировки на листе бумаги в клетку.
В ходе оценки результатов тестовых упражнений на составление графического плана местности учитывается умение детей: использовать знаки и символы для составления плана местности; составлять план местности в точном соответствие с действительным пространственным расположением предметов; словесно отражать существующие отношения между предметами в пространстве, используя графический плана местности.
При этом также можно выделить четыре наиболее характерные для детей дошкольного возраста уровня усвоения пространственных понятий.
Первый уровень – ребенок зарисовывает план местности в точном соответствии с окружающей обстановкой. Читает план местности, четко обозначая пространственные отношения между предметами изображенными на плане. В случае работы с планами местности, на которых допущены неточности в изображении расположения предметов, или не обозначены некоторые значимые объекты, ребенок способен заметить несоответствия и исправить их.
Второй уровень - ребенок зарисовывает план местности в точном соответствии с окружающей обстановкой, но затрудняется в чтении плана местности. Практически не испытывает затруднений при работе с планами местности на которых допущены неточности в изображении расположения предметов, или не обозначены некоторые значимые объекты. Способен внести необходимые изменения в план местности.
Третий уровень – при зарисовке плана местности ребенок допускает некоторые неточности, однако, они незначительны, испытывает некоторые затруднения в чтении плана местности, но при помощи наводящих вопросов способен отразить пространственные отношения между предметами изображенными на плане. Испытывает затруднения в случае работы с планами местности, на которых допущены неточности в изображении расположения предметов, или не обозначены некоторые значимые объекты, но при незначительной помощи педагога справляется с заданием.
Четвертый уровень - испытывает значительные затруднения как при зарисовке плана местности, так и при чтении плана. Ребенку требуется постоянная помощь взрослого, он практически не способен видеть несоответствия плана местности с окружающей действительностью.
Как и в первом случае, только первый уровень можно считать высоким показателем. Второй и третий уровень относятся к средним показателям, а четвертый уровень является низким показателем ориентировки по плану местности.