При анализе результатов выполнения задания фиксируется точное время выполнения задания, количество правильных ответов в задании, количество правильных ответов, данных ребенком, количество допущенных ошибок ребенком в виде неправильных ответов (ребенок выложил те числа, которые не повторяются на карточке). Кроме того, педагог в графе таблицы «примечания» отмечает степень рациональности выполнения заданий детьми (работал бессистемно; сравнивал каждое отдельное число на карточке со всеми другими числами (как последующими, так и предыдущими); сравнивал числа по порядку их следования только со всеми последующими числами; сравнивал числа в порядке их следования в натуральном ряде чисел, то есть от 1 до 20 в независимости от того, есть ли эти числа в таблице, а затем определял, сколько раз это число записано в таблице).
После выполнения задания педагог просит ребенка рассказать, как он искал повторяющиеся числа, чтобы определить степень осознанности выполнения задания и логику действий, которой возможно руководствовался ребенок. Так, например, дети очень часто сравнивают каждое отдельное число на карточке со всеми другими числами, как последующими, так и предыдущими. С одной стороны это недостаточно рациональный способ выполнения задания ведущий к потере дополнительного времени. С другой стороны, некоторые из детей сознательно его используют, объясняя это тем, что они так делают «чтобы еще раз проверить, не пропустил ли я число».
Тест 3. «Найдите числа, одновременно повторяющиеся сразу в трех карточках».
Материал: три карточки на каждой, из которых в несколько рядов записаны числа, а также цифровые наборы с изображением отдельных чисел для того, чтобы ребенок смог выложить повторяющиеся числа (рисунок 70).
Педагог поясняет ребенку, что внутри каждой из карточек числа не повторяются, но некоторые из них повторяются в двух, а некоторые во всех трех карточках. Дети должны найти те числа, которые повторяются во всех трех предложенных карточках.
Например:
2 5 8 10 27 5 23 12 27 18 19 29 7 27 18
12 15 16 24 7 3 4 25 7 9 12 6 4 5 11
3 1 29 6 11 20 24 1 18 10 20 17 30 1 9
13 17 20 14 18 11 28 13 30 0 13 2 3 10 0
Рис. 70 Материал для выполнения упражнения
По ходу выполнения упражнения детьми педагог составляет такую же таблицу, как и в упражнении № 2.
При анализе результатов выполнения задания так же, как и в предыдущем упражнении фиксируется точное время выполнения задания, количество правильных ответов в задании (в данном упражнении их 11), количество правильных ответов данных ребенком, количество допущенных ошибок ребенком в виде неправильных ответов (ребенок выложил те числа, которые не повторяются на карточке). В графе таблицы «примечания» отмечается степень рациональности выполнения заданий детьми: 1)работал бессистемно; 2)сравнивал каждое отдельное число первой карточки с каждым числом второй и третьей карточки не зависимо от того, было ли данное число найдено на второй карточки или нет; 3) сравнивал числа по их порядку следования на первой карточки со всеми числами по порядку, расположенными на второй карточке, и лишь в том случае, если устанавливал, что число присутствует и на первой и на второй карточке начинал искать его на третьей карточке, если же числа на второй карточке не обнаружил, поиск этого числа прекращался). Рациональным в данном случае является только третий вариант поиска числа.
Тест 4. «Покажи числа от 1 до 16».
Рис. 71 Материал для выполнения упражнения «Покажи числа от 1 до 16»
Ребенку поочередно предлагаются карточки с числами от 1 до 16 на каждой. Педагог поясняет ребенку, что числа в таблице расположены беспорядочно, но ребенок должен их находить по порядку следования в натуральном ряде чисел показывая и называя:
а) в порядке возрастания;
б) в порядке убывания.
Первоначально ребенок выполняет задания варианта «а» по трем карточкам, которые предъявляются по одной. Затем переходит к варианту «б» в той же последовательности предъявления карточек.
В ходе работы педагог фиксирует время, затраченное ребенком на выполнения задания по каждой карточке в отдельности (как по варианту «а», так и по варианту «б»). Также по каждой карточке в отдельности указывается количество ошибок, допущенных детьми, а в приложении указывается характер ошибок (пропуск чисел при счете, называние одного числа при показе другого числа, смена направления счета и т.п.). Для удобства анализа результатов составляется таблица 28.