Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пространственных представлений и понятий



Из курса математики известно, что пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие «пространственной ориентации» входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается:

- определение «точки стояния», т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам;

- определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве;

- определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними.

Современные дошкольные учреждения, как правило, придерживаются системы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста, разработанной Т.А. Мусейибовой. Эта система включает: ориентировку «на себя»; освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов (передней, тыльной, верхней, нижней, боковых); освоение и применение словесной системы отчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево; определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте; определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при это локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете; определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Исходя из этого, в тестовые задания включены различные упражнения, позволяющие определить степень усвоения тех или иных пространственных понятий детьми, возможности использования этих понятий в различных видах практической деятельности, способность к речевому отражению пространственных отношений.

Ребенок осваивает пространство с раннего возраста, однако осмысление пространственных ориентировок, способность отражать пространственные отношения в речи, как правило, яко проявляются к трем-четырем годам. В этой связи тестовые задания на развитие пространственных представлений мы рекомендуем вводить со второй младшей группы (3-4 года).

В тесты для детей 3-4 лет входят элементарные задания позволяющие определить степень усвоения таких пространственных направлений, как верх, низ, лево, право, слева, справа, впереди, сзади, вперед, назад. Основным тестовым материалом являются игрушки.

Тест на ориентировку в пространстве для детей 3-4 лет

Первая часть теста направлена на выявление умений ребенка определять местонахождение объектов относительно себя.

Посередине игровой комнаты ставится стул, желательно круглой формы без спинки. Вокруг стула размещаются игрушки: кукла, мяч, машина, собака, обруч, кегли, неваляшка, заяц. Педагог предлагает ребенку сесть на стул и рассказать, «какие игрушки находятся: 1) перед тобой, 2)сзади тебя, 3)слева от тебя, 4)справа от тебя».

После этого ребенку предлагается сесть так, чтобы «те игрушки, которые были перед тобой стали располагаться за тобой». «Сядь так, чтобы кукла находилась справа от тебя». «Сядь так, чтобы мишка находился слева от тебя».

Все задания даются строго поочередно. Упражнение повторяется несколько раз с тем, чтобы выяснить, насколько легко дети ориентируются в заданных пространственных отношениях.

Вторая часть теста направлена на выявление умений ребенка определять пространственное расположение между предметами.

Ребенку предлагают взять куклу и посадить ее на стул так, чтобы:

1. впереди куклы был заяц;

2. сзади куклы был мишка;

3. слева от куклы находились кегли;

4. справа от куклы находился мяч.

Задания формулируются поочередно, в каждом задании задается только одно пространственное направление.

Третья часть теста направлена на выявление умений располагать предметы на плоскости в соответствии с указанием педагога; на усвоение понятий «верхняя часть», «нижняя часть», направлений «слева направо», «справа налево».

Детям предлагаются наборы игрушек двух видов, (например, матрешки и зайчики) и карточка из плотной бумаги.

Педагог дает задание разложить все игрушки на матрешек и зайчиков, зайчиков поставить слева от себя, а матрешек справа от себя.

Затем детей просят на верхней части карточки расставить матрешек по порядку, в направлении слева направо. По окончанию работы предлагают расставить зайчиков на нижней части карточки в направлении справа налево.

В ходе выполнения упражнений педагог наблюдает за действиями детей и фиксирует в протоколе такие показатели, как понимание заданий, действия в соответствие с указаниями, степень усвоения пространственных понятий, скорость выполнения задания, уровень внимания.

Протокол может быть оформлен в виде таблицы 21.

В таблице по каждой из частей теста отмечается полнота усвоения детьми пространственных понятий:

- полное усвоение – ребенок свободно ориентируется в заданном пространстве, безошибочно выполняет задания педагога;

- частичное усвоение – ребенку необходимо дополнительное время для того, чтобы обдумать задание, при выполнении задания в ряде случаев допускаются ошибки;

- понятия не усвоены – ребенок не понимает заданий, действует наугад.

 

Таблица 21




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.