Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования



В части 2 статьи 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» установлен перечень антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, которыми признаются:

- установление цен или других условий приобретения или реализации товаров;

- ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;

- распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признаками;

- искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

- устранение или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) субъектов хозяйствования, потребителей;

- применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими контрагентами, которые ставят последних в невыгодное положение в конкуренции;

- заключение соглашений, при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему смыслу или в соответствии с торговыми и другими честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета настоящих соглашений;

- существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин.

Перечисленные действий запрещаются с целью предупреждения монополизации товарных рынков, поддержания и защиты конкуренции на рынке, а также прав потребителей и других субъектов хозяйствования, и влекут за собой юридическую ответственность.

20. Вилучення із|із| заборони антиконкурентних узгоджених|погоджених| дій суб'єктів господарювання.

Однако, Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержит ряд исключений из правил. Хотя антиконкурентные согласованные действия в целом запрещены Законом, в определенных случаях АМК может разрешить некоторые из их, в частности, если участники смогут доказать, что эти действия способствуют:

1. усовершенствованию производства, приобретению или реализации товаров;

2. технико-технологическому и экономическому развитию;

3. развитию малого или среднего предпринимательства;

4. оптимизации экспорта или импорта товаров;

5. разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов;

6. рационализации производства.

Если заключенные договоры в соответствии с вышеперечисленными требованиями могут быть разрешены, то осуществление предпринимателями согласованных действий без разрешения АМК не разрешаются.

21. Поняття монопольного (домінуючого) становища|становища| суб'єктів господарювання на ринку.

Это понятие определено в Законе «О защите экономической конкуренции» Хозяйственном кодексе Украины и Методике определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета от 05.03.2002 г.

В соответствии со ст. 27 ХК монопольным признается доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг), доля которого на рынке превышает размер, установленный законом.

Монопольное положение устанавливается в отношении субъекта хозяйствования. Субъектами хозяйствования для целей антимонопольно-конкурентного законодательства могут быть признаны не только физические и юридические лица, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля в части их непосредственного участия в хозяйственной деятельности.

Монопольное положение может устанавливаться и в отношении нескольких субъектов хозяйствования, действующих на рынке в определенных товарных и территориальных пределах, то есть монополистом может быть признан не один продавец, а в целом группа. Определяющими факторами в этом случае признаются: отсутствие конкуренции между участниками группы или если она незначительная, и при этом отсутствие на рынке товара, произведенного ни одним конкурентом или не подвергшейся значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования на рынок.

Доминирующее положение, определенное в отношении группы, распространяется на каждого из участников группы субъектов хозяйствования.

Монопольное или доминирующее положение субъектов хозяйствования на рынке является ключевым юридическим фактом в сфере защиты свободной конкуренции. Установление такого факта представляет многоэтапный процесс. Для решения этой задачи следует руководствоваться, кроме Закона «О защите экономической конкуренции», положениями Методики определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке.

 

22. Порядок|лад| визначення домінування на ринку.

Доминирующее положение, определенное в отношении группы, распространяется на каждого из участников группы субъектов хозяйствования.

Монопольное или доминирующее положение субъектов хозяйствования на рынке является ключевым юридическим фактом в сфере защиты свободной конкуренции. Установление такого факта представляет многоэтапный процесс. Для решения этой задачи следует руководствоваться, кроме Закона «О защите экономической конкуренции», положениями Методики определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке.

Важнейшими его элементами являются:

1. Определение понятия товарного рынка. Исходя из положений Методики, рынок товара определяется как сфера оборота товаров (взаимозаменяемых товаров), на которые в течение определенного времени и в пределах определенной территории существует спрос и предложение.

Согласно с пунктом 5 Методики, рынок товаров характеризуется товарными рамками, то есть в рамках определенного товара потребитель при обычных условиях может перейти от потребления одного вида предметов хозяйственного оборота к потреблению второго вида. Определение товарных рамок рынка происходит путем формирования группы взаимозаменяемых товаров, в пределах которой потребитель при обычных условиях может легко перейти от потребления одного товара к потреблению второго. Формирование группы взаимозаменяемых товаров осуществляется по перечню товаров, которые имеют признаки одного товара (аналогичного) по пяти показателям:

- сходство назначения, потребительских свойств, условий использования;

- сходство физических, технических, эксплуатационных свойств и характеристик, качественных показателей;

- наличие общей группы потребителей товара (товарной группы);

- отсутствие существенной разницы в ценах;

- взаимозаменяемость товаров с точки зрения их производства, то есть способности производителей предложить новые товары на замену существующим.

Взаимозаменяемые товары могут быть двух видов: стандартизированные и дифференцированные. Например, нефтеперерабатывающий завод выпускает 310 видов горюче-смазочных материалов, каждый из которых занимает не более 2-3% рынка, в этом случае монополизм отсутствует. Если же один производитель импортирует 5 видов горючего, каждый из которых занимает 8% рынка, то здесь явным образом просматривается монополизм.

2. Рынок товара характеризуется также и территориальными рамками, когда в пределах определенной территории со сферой взаимоотношений купли-продажи товаров при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на товары. По данному критерию, в соответствии пунктом 1 Методики, рынки разделяются на два типа: общегосударственный рынок и региональный рынок. Общегосударственный рынок - рынок товара, территориальные границы которого охватывают территорию государства; региональный рынок, в свою очередь, бывает двух видов - территориальные границы которого охватывают территорию: а) отдельного региона или его части; б) нескольких регионов или их частей.

Согласно с пунктом 6 Методики, территориальные границы рынка товара определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителя, приобретение товаров, принадлежащих к группе взаимозаменяемых товаров, является невозможным или нецелесообразным.

В ст. 12 Закона «О защите экономической конкуренции» определен размер рыночной доли, как формальный критерий определения монопольного положения субъекта хозяйствования.

Так, монопольным считается положение субъекта хозяйствования, доля товара которого на рынке превышает 35%, если он не докажет, что подвергается значительной конкуренции. Монопольным также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не подвергается значительной конкуренции, в частности, в результате сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.

Относительно группы субъектов хозяйствования установлены дифференцированные размеры долей рынка, позволяющие судить о монопольном положении: для двух и трех субъектов хозяйствования - более 50 процентов; для четырех и пяти субъектов хозяйствования - более 70 процентов долы на рынке товара.

 

23. Поняття і види зловживань монопольним (домінуючим) становищем|становищем| суб'єктами господарювання на ринку.

Само по себя монопольное положение не является нарушением антимонопольно-конкурентного законодательства, но злоупотребление субъектом хозяйствования этим положением, рыночной властью запрещается и влечет за собой ответственность установленную Законом.

В общем, объеме дел в нарушении законодательства в защите экономической конкуренции, значительное место занимают дела в злоупотреблении монопольным положением. Согласно статистике данный вид нарушений является одним из самых многочисленных по количеству выявленных и прекращенных органами Антимонопольного комитета.

Определение понятия «злоупотребление монопольным положением на рынке» дано в ст. 13 Закона «О защите экономической конкуренции». Злоупотреблением монопольным положением на рынке являются действия или бездействия субъекта хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции, в частности, ограничению конкурентоспособности вторых субъектов хозяйствования либо потребителей, которые были бы невозможными при условии существования значительной конкуренции на рынке.

Перечень действий, которые запрещены и признаются злоупотреблением монопольным положением, приведен в Закон «О защите экономической конкуренции», также в Хозяйственном кодексе, но они не являются исчерпывающими. Закон называет отдельные составы и вместе с тем признает злоупотреблением монопольным положением на рынке в части 2 статье 6 Закона. (см в начале вопроса)

При рассмотрении данной категории дел, органы Антимонопольного комитета Украины, обязательно исследуют общегосударственный (региональный) рынок на предмет наличия доказательств монопольного положения хозяйствующего субъекта на рынке.

Данное исследование должно осуществляться независимо от того, включен ли субъект хозяйствования в Перечень субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение на рынке, и определялось ли его монопольное положение при рассмотрении другого дела в прошлом. Ведь рыночная доля, структура рынка, другие количественные и качественные параметры рынка и положения на нем субъекта хозяйствования и его конкурентов могут изменяться с течением времени.

Наиболее распространенными являются, так называемые, ценовые злоупотребления монопольным положением на рынке, к которым принято относить злоупотребления в виде установления дискриминационных и монопольных цен (как монопольно высоких, так и монопольно низких). Совершаются такие злоупотребления в основном субъектами, функционирующими на социально значимых рынках (жилищно-коммунальных услуг, энергоснабжения, связи, транспорта), поэтому затрагиваются жизненно важные интересы достаточно широкой категории потребителей и имеют существенные негативные последствия.

На том рынке, где один - единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции (предоставления услуг) будет малым, качество низким, а цены - высокими. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители, в конечном счете, платят больше, чем должны.

Примером выявления и прекращения ценовых нарушений являются дела в отношении предприятий тепловых сетей «Водоканала». Так, теплосеть, за счет несоответствия фактической температуры теплоносителя нормам, недопоставила потребителям тепловую энергию, при этом начислила сумму оплаты в полном размере по установленному тарифу.

Статья 13 Закона «О ценах и ценообразовании» гласит о том, что в сфере действия свободных цен контролируется правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, цена свободна от государственного регулирования, но нет от контроля. Если предприятие занимает монопольное положение, то цену следует формировать с учетом требований антимонопольного законодательства, а они таковы, что цена должна быть экономически обоснованной, не дискриминационной, ни монопольно высокой, ни монопольно низкой, что и контролирует Антимонопольный комитет Украины.

Характерные виды злоупотребления монопольным положением - это навязывание дополнительных условий договора, не относящихся к его предмету, в частности навязывание товара, не нужного контрагенту.

24. Антиконкурентні дії органів влади, органів місцевого самоврядування|самоуправління|, органів адміністративно-господарського управління та контролю.

Законодательство Украины, в частности часть 1 статьи 19 Хозяйственного Кодекса предусматривает право субъектов хозяйствования без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству. Это правило конкретизировано в других положениях Хозяйственного кодекса. Так, согласно статье 6 ХК, одним из общих принципов хозяйствования является запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения. В соответствии со ст. 47 ХК одной из общих гарантий прав предпринимателей является возмещение им убытков, причиненных вследствие нарушения органами государственной власти их имущественных прав.

Реалии украинской экономики свидетельствуют в том, что субъектами правонарушений в сфере конкуренции часто являются не только предприниматели, но и органы власти. Именно поэтому Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержит раздел ІІІ, посвященный антиконкурентным действиям органов власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, статьями которого установлен запрет относительно совершения органами власти действий, ограничивающих, искажающих либо устраняющих конкуренцию на рынке, и определены отдельные виды правонарушений в этой сфере.

В части 1 статьи 15 Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержится легальное определение данного правонарушения. Антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля являются:

- принятие каких-либо актов: решений, приказов, распоряжений, постановлений и т.п.

- дача письменных или устных указаний,

- заключение соглашений;

- любые другие действия или бездеятельность данных органов (коллегиального органа либо должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Не исчерпывающий перечень антиконкурентных согласованных действий органов власти, органов местного самоуправления и контроля содержится в части 2 статьи 15 Закона «О защите экономической конкуренции»:

- запрещение или препятствование созданию новых предприятий или осуществление предпринимательства в других организационных формах в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение либо реализацию определенных видов товаров;

- прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования во вступление в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные или другие формы объединений либо осуществление концентрации субъектов хозяйствования в других формах;

- прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или первоочередному их приобретению у определенных продавцов;

- любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или продавцов;

- установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставление разрешения на реализацию товаров из одного региона в другом в определенном объеме или при выполнении определенных условий;

- предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, ставящих их в привилегированное положение по отношению к конкурентам, которое приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению либо искажению конкуренции;

- действие, вследствие которого отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;

- действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе по приобретению либо реализации товаров, ценообразованию формированию программ деятельности и развития, распоряжению прибылью.

Важно отметить, что данный вид нарушения антимонопольно-конкурентного законодательства может быть совершен только органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами административно-хозяйственного управления и контроля.

А именно, органами государственной власти являются:

- министерства и другие центральные органы исполнительной власти,

- Верховный Совет АРК и органы исполнительной власти АРК,

- государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг,

- государственные органы приватизации,

- Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания,

- местные органы исполнительной власти.

Органами административно-хозяйственного управления и контроля признаются - субъекты хозяйствования, объединения, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в границах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления (ст.1 Закона «О защите экономической конкуренции»). Для определения перечня органов местного самоуправления необходим руководств Конституцией Украины и Законом «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г.

Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:

во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным комитетом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.