Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обет Богоотцов и наши обещания



 

История нынешнего праздника представляет нам, братие, один из самых назидательных уроков, как свято должны быть исполняемы каждым из нас даваемые нами по тому или иному случаю обеты. Праведные Иоаким и Анна, до старости не имевшие детей, дали обещание Господу, что если Он, Милосердый, разрешит неплодство их, то они посвятят дитя свое на служение Ему. Господь внял их молитве, и рождается у них Дочь. И вот, едва исполнилось Ей три года от рождения, благочестивые супруги спешат исполнить свой обет. Радость свою, утеху старости, единственное детище ведут они во храм Божий и здесь оставляют на жительство во славу Божию, оставшись сами снова бездетными. Так свято исполнили они свой обет!

А мы, братие, так ли исполняем свои обещания? Давать обеты Богу — кто из нас не давал? Случись с человеком беда или опасность, — сейчас за обещание! И вот один обещает Богу злато и серебро, другой — свечу или иное что; порочный клянется, что не будет больше предаваться тому или иному пороку. Но миновала опасность, и — как часто! — обет забыт. Правда, если обещал кто Богу свечу или справить молебен, — подобные обеты еще исполняются; но те-то обеты, что потруднее, те как исполняются? Слова нет, иногда и рад бы исполнить обет, да возможности нет по той или иной причине, но часто ли это бывает? А если и бывают такие случаи, то опять — не по нашей ли собственной вине? Зачем давать такие обеты, которые могут после оказаться неудобоисполнимыми? Например, бывает, что матери семейств дают обещание сходить на богомолье в дальние края. Понятно, как неудобно для матерей исполнять подобные обеты. Ужели нельзя дать обета удобоисполнимейшего? Например, обещай не употреблять никогда и никаких ругательных слов; не позволять себе нескромных шуток даже и во время пиров веселых; не петь мирских песен, никогда не лгать и не божиться, молча переносить жене от мужа огорчения, терпя ради Господа; вина не пить, и все, что ты прежде пропивал, — раздавать бедным; нигде, никогда и ни под каким видом и предлогом не брать чужого; всякое дело чужое делать по совести, как перед Богом и др. Все это исполнять, правда, мы и без обета обязаны, по общему для всех христианскому долгу, и обетом в этом случае мы только крепче связываем себя к исполнению этого долга, но зато такие обеты всегда удобоисполнимы и, главное, от исполнения их несравненно больше может быть пользы, чем от тех обетов, что дают многие из вас. Так, свечу-то ты поставишь, но на какие деньги? Всегда ли на праведные? Возьмешься понедельничать (поститься) и понедельничаешь, но о спокойствии семьи не печешься, языку даешь полную волю и т.п. Какой же тут толк? Какая польза от твоего обета? Самое лучшее при этом — давать обеты всегда с ведома и благословения отца духовного, а если нет возможности исполнить обет — лучше проси отца духовного переменить необдуманно данный обет на другой какой, и этот другой непременно исполни, дабы за несоблюдение обета не подпасть гневу Божию. «Аще же обещаеши обет Господеви Богу твоему, — говорит Священное Писание, — да не умедлиши воздати его, яко взыскан взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23; 21-23). Впрочем, кто же и сам не поймет всей тяжести греха сего? Обещать, и не исполнять обещания, — что может быть зазорнее этого даже и в житейском быту? Кто не умеет и не любит держать данного слова, не считается ли тот и среди нас человеком бесчестным? Как же назвать того, кто дает Богу обет и не исполняет его? Это ли не тяжкий грех?

Не менее грешно и ни со смирением, ни с преданностью воле Божией несогласно думать, что Бог обязан за твой обет исполнить твое желание. Исполнить или не исполнить желание твое — это дело милосердия Божия. И не по всякому поводу надо давать обеты. Иные обещают: если умрет старик-отец их или сын-калека, то они на то и на то готовы (или что другое, подобное). Обет не только безрассудный, но и богопротивный. Или иные женщины дают обещания разные, чтобы не родить больше. Отсюда новое побуждение: давайте обеты непременно с совета духовного отца, если не хотите вы, чтобы неразумно данное обещание вместо пользы во вред вам послужило. Обет должно давать: детям с согласия родителей, супругами — тоже по взаимному соглашению, особенно, если обещаете вы идти, например, на богомолье и вообще отлучиться из дома и т.п. Иначе очень легко могут произойти в семье неприятности из-за твоего обета, и ты таким образом внесешь грех в семью. Вообще, как можно более надо остерегаться быть со своим обетом кому-либо другому в тягость, например: понедельничаньем, странничеством. Самое лучшее — давай обеты такие, чтобы никто, кроме духовного отца, и знать даже не мог, что ты обет несешь на себе, каковы обеты — не употреблять бранных слов, божбы и др. Они и удобоисполнимы, и многополезны, и легко могут быть сокрыты от других, что очень важно.

Тайная милостыня, тайная молитва и всякое доброе дело, тайно содеянное, несравненно ценнее перед Богом, чем дела добрые, но гласно творимые. А особенно это надо сказать об обетах. Аминь.

(Поучение протоиерея А. Белоцветова на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии)

 

«Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7)

 

Есть старинная русская пословица: "Тонет человек — топор сулит, а вытащи его — и топорища жаль". Стучится нужда в дверь — мы и просим, и молим добрых людей выручить из беды, и готовы наобещать им Бог знает что, а помогли нам эти добрые люди — мы скоро забываем свои обещания. Так мы поступаем с людьми, нашими благодетелями, так же нередко и Самого Господа Бога обманываем. Пришло какое-нибудь горе-несчастье, и вот мы молимся, плачем, просим милости Божией, и даем разные обещания; а прошла беда — ныне до завтра, а там и совсем забудем свое обещание. Но, братие, «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7), — говорит непреложное слово Божие. — «Аще обещаеши обет Богу, не умедли отдати его... Благо тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе, не отдати» (Еккл. 5; 3-4). Иначе «взыскан взыщет с тебя Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23; 21). И поразительно иногда взыскивает Господь с нарушителей обещаний своих. Воистину «страшно (есть) еже впасти в руце» Божий (Евр. 10; 31). Из многих примеров Божией кары за неисполнение обещаний приведем только два. Один крестьянин по какому-то случаю дал обещание сходить в Святые Горы (Харьковской губернии) на поклонение чудотворной иконе святителя Николая. Обещал — и пошел. Но дело было в самую горячую рабочую пору, в покос. Врагу нашему, диаволу, противно всякое доброе дело, но особенно он старается воспрепятствовать тому делу, которое человек делает по обещанию: тогда враг усиливается ввести человека в грех нарушения обета, Богу данного. Так было и с этим стариком. Враг начал смущать его грешными помыслами: "Напрасно ты выбрал такое дорогое время, домашние на тебя за это сердятся, полевые работы без тебя пойдут плохо"... Не вытерпел старик и вернулся с полпути домой. Удивились дети его возвращению и начали его уговаривать — исполнить обещание немедля. Но старик не послушал их и остался дома. И что же? Вечером он шутил и играл с внучатами, а утром его нашли уснувшим навек... ("Странник", 1865). Еще пример. Одна молодая вдова по смерти мужа дала обещание не выходить за другого в замужество. "Пусть лучше Господь поразит меня громом, если я только подумаю о замужестве!" — говорила она родным, которые уговаривали ее выйти замуж. Прошло несколько времени. Молодая вдова забыла первого мужа, забыла и свое обещание и задумала выйти опять замуж. Уже оставалось два — три дня до свадьбы, как в одно июньское ясное утро из тонкого облачка начал накрапывать тихий дождь; вслед за тем вдруг блеснула молния и ударил гром... Через несколько минут еще раз сверкнула молния и тотчас же последовал такой сильный удар грома, что сотряслось все селение, и вдовы не стало!.. Со страхом и горькими слезами родные проводили в могилу ее обезображенный молнией труп, вспоминая ее неразумную клятву на самое себя...("Странник", 1864). «Не скор буди усты твоими», — говорит слово Божие (Еккл. 5; 1).

Бог не требует от нас обещаний, а если уж обещание дано, то должно свято его исполнить!

 

Милостыня от нищеты

 

Некогда вышло повеление царское всем воинам собраться в полки и идти против безбожных, на царство Греческое восставших. И всякий же воин чтобы был добро вооружен и два коня имел. К таким полкам был причтен некий убогий воин именем Мусилий, имевший только одного единственного коня, да и тот внезапно пал. Воин же убогий не имел, на что иного коня купить, и пошел к блаженному Филарету, и говорит ему: "Господине мой, Филарет, помилуй меня. Знаю, что и ты обнищал до последнего и не имеешь больше, как только одного коня. Ради Бога, помилосердствуй обо мне, дай мне того коня своего, да не попаду я в руки тысячника и не буду от него бит люто и наказан". Блаженный же Филарет отвечает ему: "Возьми, брате, коня моего и иди с миром. Но знай, что не тысячника ради на тебя прещения, но милосердия ради Божия даю его тебе". Воин же, взяв коня от святого, отошел, славя Бога.

Осталась уже у святого Филарета одна только корова с теленком и один осел, и пчел несколько ульев. Некий же убогий, пришедший издалека, слышав о милостивом Филарете, пошел к нему, молясь и говоря так: "Господине, хочу, чтобы ты дал мне одного теленка от стад твоих; тем и я стяжу начаток благословения от тебя, ибо знаю, что даяние твое благословенно, и если к кому войдет оно в дом, то обогатит его и исполнит благодати". Блаженный же Филарет с радостью отвязал теленка, дал просящему и сказал: "Бог, брате, да сотворит и умножит Свое благословение по прошению твоему". Человек же тот, поклонившись, отошел, ведя за собой теленка. Корова же, озираясь туда и сюда, высматривая своего теленка и не видя его, начала весьма тужить, мычать громко, так что о ней начали сожалеть все домашние, особо же жена блаженного Филарета. Со многою скорбью и стенанием возопила жена: "Ну кто не посмеется младоумию твоему! Вижу уже, что нимало о мне, супруге твоей, не печешься, и чада заморил уже, еще же и бессловесную доилицу, корову нашу, не помиловал, но без милосердия теля от сосцов ее отлучил, — и будто кому благодеяние сотворил?! — Дом свой озлобил, а того просящего не обогатил, ибо и теля то без матери погибнет, а у нас корова без теленка тужит и мычит беспрестанно, — и какая польза в том для обоих!" — Услышав его, честный муж Филарет, обратился к ней с кроткими словами, говоря: "Ныне, жено, воистину добро и праведно изрекла ты, ибо не милостив и не милосерд я, разлучив малое теля с его матерью. Но сие дело исправим". И Филарет пошел спешно вослед человека, уведшего теля, и начал звать его: "Возвратись, человече, возвратись с телятем, ибо матерь его не дает нам покоя, ревет и мычит при дверях домах нашего". Нищий же, услышав сие от блаженного, подумал в себе, что Филарет хочет отнять у него данное ему теля, и со скорбью помыслил: "Увы мне, ибо не достоин я иметь от сего блаженного мужа для благословения моего и малого скота, а теперь он, жалея о теляте, зовет меня и отнимет у меня и сие малое благословение". Возвратившийся же с телятем человек тот узрел, как теля, завидев матерь свою, с радостью побежал к ней, также и корова с ревом и мычанием встретила свое чадо. Видевшая сие Феозба, жена Филаретова, радовалась, что теля в дом возвращено было. Блаженный же Филарет, узрев человека того скорбным и не смеющим ничего сказать, обратился к нему: "Брате, глаголет подружие мое, что трех со делали, разлучив теля с его матерью, и добро глаголет; возьми теперь с телятем и матерь его вкупе и иди, и Господь да благословит тебя и умножит Свое благословение в доме твоем, как некогда умножил и мое стадо". Человек же тот, взяв корову с телятем, отошел, радуясь. И благословил Бог дом того нищего Филарета ради, угодника Своего, и настолько скота умножил ему, что было у него более двух стад волов и коров доящихся.

А малое время спустя, случился в стране той голод. Честный же муж Филарет в последнюю нищету пришел, не имея чем пропитать жену свою и чад. Услышав о блаженном Филарете, в таковом убожестве бедствующем, некто из давних друзей его, богатый человек, послал ему четырех ослов, обремененных каждый по десяти пудов пшеницы. Сие приняв, блаженный Филарет поклонился до земли. Простер руце свои и очи возвел на небо, воздал хвалу Господу, глаголя: "Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что не оставил раба своего и не презрел уповающего на Тебя". Когда таковую милость Божию узрела жена Филарета, отложила она сердечную скорбь и с кротостью обратилась к мужу своему: "Господине, даждь мне достойную часть пшеницы, также и чадам нашим, еще же и взятое в заем у соседей отдай, а оставив свою часть, сотвори с ней, что хочешь". Так он и сотворил, по совету жены своей. И взяв себе пять пудов, в два дня ту раздал убогим. Уведав о том, весьма разгневалась на Филарета жена его и не хотела даже с ним трапезовать, но особо с чадами своими от мужа своего трапезу имела. И в один из тех дней вошел к ним блаженный Филарет и сказал: "Примите, дети, и меня к трапезе, — но не как отца, а хотя как гостя или странника". Они же, умилившись, приняли его.

И был святой Филарет нищ и убог, ничего не имел, только одних пчел; и если когда приходили к нему убогие просить подаяние, он, не имея хлеба или чего иного, шел к ульям и брал оттуда мед и давал нищим. Медом же тем сам питался и чада его. Домашние его, видя, что и меда лишаются, пошли тайно к ульям и нашли один единственный последний улей с медом, и мед тот оттуда взяли. Поутру опять пришел к преподобному нищий, прося милостыни. Филарет пошел к улью, открыл его и, увидя пустым, не имея что иное дать нищему, совлек с себя верхнюю одежду и отдал тому человеку. Когда же сам блаженный пришел в дом в одной нижней рубахе, обратилась к нему жена: "Где же одежда твоя? Неужто ты и ту отдал нищему?" — Он же отвечал: "Сквозь пчел проходил, там и оставил". Сын блаженного пошел на то место, поискал одежды отцовские, но не обрел их и сказал о том своей матери. Она же, не терпя видеть его ходящим в единой нижней одежде, претворила свое женское платье в мужское и облекла мужа. Так и в нищете милостивый Филарет, сколько мог, доброхотно щедротами одаривал.

(Рассказы из Жития святого преподобного Филарета Милостивого)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.