Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пьянство без вина. Доброе слово любителям суеты мирской



 

Есть пьянство от вина и других хмельных напитков; есть пьянство и без вина, как сказано у пророка Исаии: «пиянии без вина» (Ис. 28; 1), Пьянство не от вина бывает тогда, когда человек упивается суетой мирской, грешными мыслями и делами. Пьяный от вина часто сам не помнит, что делает, никого не стыдится и не боится, так и упившийся мирской суетой не знает, что делает: он видит, например, что все умирают, и никто ничего с собой в могилу не уносит; однако же так заботится об умножении богатства, об увеличении почета и суетной похвалы людской, как будто он один не умрет и вечно будет здесь жить. «Рече же ему Бог: безумие! в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут!» (Лк. 12; 20). Поистине безумен и смеха достоин такой человек! Если бы кто на чужой стороне много закупил себе недвижимых имений, а между тем ему необходимо было бы скоро вернуться домой, разве такой человек не был бы достоин смеха? Каждый справедливо говорил бы ему: ведь ты все это здесь оставишь, зачем же так много заготовляешь? Таков и тот, кто, забывая Бога, заботится о богатстве и других благах мира сего, хотя и знает, что он все это скоро оставит. А такое происходит оттого, что любовь к суете мирской, как пьянство, так помрачила ему ум, что он, бедный, сам не знает, что делает. Худое дело — пьянство от вина и сикеры, а это еще хуже. Пьяница удобно может отрезвиться, а миролюбец нелегко отрезвляется. "Мне, — говорит, — немало нужно ради жены, ради детей, ради моей старости". А честь и похвала, которых ты желаешь не меньше, чем богатства, — это на что тебе надобно? На что тебе богатые наряды, роскошные дома и подобная суета? Протри глаза твои и посмотри на тех, которые были подобны тебе: где их богатство? Где честь и слава? Где наряды и прихоти? Где их гордыня? Все оставило их, когда они мир оставили или, лучше, мир покинул их, хотя они того и не желали. И случилось с ними то же, что бывает с людьми, которые во сне много имеют и много пьют, а проснувшись ничего в руках не видят и чувствуют великую жажду. Так и упившиеся суетой мирской по смерти увидят себя нищими и будут просить каплю воды, но не получат. Им будет сказано: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16; 25). И сбудется на них, но уже поздно, бесполезно будет это раскаяние нечестивых: «Что пользова нам гордыня?И богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она яко сень!..» (Прем. 5; 8-9). Счастлив и блажен тот, кто, смотря на беду другого, сам научается избегать беды!

Пьяный от вина подобен бесноватому, который не знает сам, что делает, и потому много другим вреда причиняет. Еще больше вредит людям упившийся суетой мирской. От кого бедные и беззащитные терпят обиды? От кого плачут вдовицы и сироты и умываются кровавыми слезами? От того, кто не знает никакой жалости и ради наживы готов на всякое зло. Ему хочется в богатом и роскошном доме жить, хочется в нарядном платье самому ходить, и жену и детей водить, хочется обильный яствами стол иметь, а откуда взять на все это денег? И вот он лжет, льстит, обманывает, продает худую вещь за хорошую, дешевую за дорогую, и всякой неправдой наживает себе лишний рубль... О человече, не вином, а суетой мира сего упившийся! Подумай, и смотри, сколько ты обиды и вреда людям делаешь: поистине более, чем опьяневший от вина! Тот, протрезвившись, часто жалеет, что в пьяном виде того или другого обидел, а у тебя нет ни к кому сожаления! Отрезвись, брат, пока не предстал ты пред очи страшного Судии и Господа своего, отрезвись пожалуй, и сам увидишь тогда, как омрачен был твой ум и как худо делал ты!.. «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» (1 Ин, 2; 15). «Отврати очи мои, Господи, еже не видети суеты» (Пс. 118; 37).

Пьянству люди научаются друг от друга. Так и суете мирской люди учатся, смотря друг на друга. Смотри на суету! Один построил себе богатые хоромы, начал носить новомодную одежду, завел дорогих коней и прочее... другой видит это и подражает ему, — видят все и делают то же, что один. Так распространяется роскошь повсюду, а с этой роскошью умножается всякое зло, и губит оно души человеческие как пожар, как моровая язва. Видим мы и в нашем отечестве эту всепагубную язву. Ныне и те, которые прежде как люди простые ходили и жили, хотят равняться с богатыми. Ах, братие-христиане! На то ли Христос наш позвал нас в веру святую Свою? Он нам не роскошь, а кресты и скорби предлагает в мире сем. «Внидите узкими враты» (Мф. 7; 13). «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16; 24). «В мире скорбни будете» (Ин. 16; 33). На это обыкновенно говорят: "Не всем же в монастырь идти". Но, возлюбленные, эти слова сказаны еще тогда, когда и монастырей никаких не было; они сказаны не только монахам, но и всем христианам, в городах и селах живущим, всякого звания и чина, пола и возраста — всем, кто только хочет Христовым быть и спастись. «А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5; 24). Значит, не Христовы те, которые не распинают, не смиряют плоть со страстьми и похотьми. Бог дал нам богатства и другие блага мира сего и позволил пользоваться ими, но не для роскоши, а на нужды наши и ближних наших. О ты, благочестивая душа, которая не заразилась этим душепагубным пьянством — суетой мирской! Ты живешь в мире, как Лот в Содоме; стой же, укрепляйся, будь непреклонна, «не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие: зане яко трава скоро изсшут» (Пс. 36; 1-2).

Пьяный не чувствует, как вредит ему пьянство, так и упившийся суетой мирской не знает, как вредит ему эта суета. Как у того, так и у этого ум бывает помрачен. Когда пьяный начинает отрезвляться, то познает вред пьянства; так и осуетившийся, упившийся мирскими похотями, когда начинает приходить в себя, то познает, как вредны эти похоти. Он жалеет и стыдится, кается и сокрушается, что гонялся за прихотями мира сего и забывал об истинном добре, — он познает, в какой он жил суете и прелести. Так проповедник царя Соломона, Екклесиаст, придя в себя, каялся и признавал все суетой: «Суета суетствий, всяческая суета!» (Еккл. 1; 2). Так и ты, христианин, когда отрезвишься от мирской суеты, то воистину познаешь, что все, что ты ни делал, что ни замышлял для своей наживы, для почестей и богатства, — все это суета. Пьяница, чтобы отрезвиться, пьет много воды, а ты размышляй почаще о смерти, при которой все свои прихоти оставишь, о Страшном Суде Христовом, перед которым надобно и тебе явиться, как и всем; о блаженной вечности, в которую пойдут Боголюбцы, и о страшной муке вечной, которую не избежать миролюбцам и всем грешникам. Такими размышлениями как водой угашай свое пьянство — любовь к суете мирской. Поистине говорю тебе: скоро выйдет из головы твоей вся эта суета, если почаще будешь об этих предметах размышлять! Больше будешь желать плача и слез, чем веселых дней. Доволен будешь коркой хлеба с пустыми щами, и убогой хижиной вместо богатых палат, и всю красоту мира сего вменишь ни во что. Люди оттого и гонятся за суетой мирской, и упиваются похотями мира сего, как пьяницы, — что забывают о вечности и о том, что ждет их там. Это забвение наводит на них враг душ человеческих, сатана, чтобы люди не заботились о своем вечном спасении, которое Христос, Сын Божий, стяжал для нас Своими страданиями и смертью. Помни же, возлюбленный христианин, помни всегда и размышляй о вечности, и ты отрезвишься, и ни во что вменишь всю красоту и все прихоти мира сего! Вот в чем состоит христианская мудрость! Твоя душа, ради которой пострадал и умер Христос, Сын Божий, дороже всего мира; о ней, чтобы спасена была, пекись и заботься паче всего. Образ Божий, по которому все мы созданы, есть наилучшее украшение души: этой красоты ищи верой и истинным покаянием. Если найдешь ее здесь, то она навеки с тобой останется! Если же не найдешь здесь, то уже никогда и нигде не отыщешь ее. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1 Ин. 2; 17).

(Из творений святителя Тихона, епископа Задонского)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.