В настоящее время система подготовки кадров опирается на Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области информационной безопасности, созданное в 1996 г. на базе известнейшего учебного заведения в этой области - Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России. Важными структурами в этой системе являются также Учебно-методический совет Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и сеть региональных учебно-научных центров по проблемам информационной безопасности (ИБ) в системе высшей школы, созданных Минобразованием России в 1997 г. (головной вуз - МИФИ).
Характеристика системы подготовки кадров представлена в работе.
Система включает в себя следующие составляющие:
· государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и разработанные на их базе основные образовательные программы в области ИБ по семи специальностям: «Криптография» - 075100 (090101), «Компьютерная безопасность» -075200 (090102), «Организация и технология защиты информации»-075300 (090103), «Комплексная защита объектов информатизации» -075400 (090104), «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» - 075500 (090105), «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» - 075600 (090106), «Противодействие техническим разведкам» - 075700 (090107). Эти специальности в перечне направлений и специальностей выделены в отдельную группу «Информационная безопасность»;
· государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Информационная безопасность»;
· учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области ИБ на базе ИКСИ Академии ФСБ (УМО ИБ) и Учебно-методический совет УМО в области историко-архивоведения (УМС РГГУ);
· сибирское региональное отделение УМО по образованию в области информационной безопасности (СиБРУМО) (головной вуз ТУРУС);
· более 100 вузов и 10 средних специальных учебных заведений России различной ведомственной принадлежности, которые ведут образовательную деятельность по подготовке специалистов в области ИБ;
· 12 министерств и ведомств и их органов управления профессиональным образованием, а также научные организации и учреждения, ведущие научные исследования в данной области, в том числе два головных центра - МГУ им. М. В. Ломоносова и Академия криптографии РФ;
· специальности и специализации (соответствующие образовательные программы, включающие вопросы ИБ), реализуемые в рамках других УМО, смежные с входящими в группу по ИБ;
· 25 региональных учебно-научных центров (РУНЦ) по проблемам ИБ в системе высшей школы с головным центром на базе МИФИ;
· образовательные программы дополнительного образования и соответствующие различные ведомственные курсы переподготовки и повышения квалификации (ИКСИ Академии ФСБ России, РГГУ, Московский институт новых информационных технологий ФСБ России, Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ, МО-СУЦ Минатома России и др.;
· образовательные программы послевузовского профессионального образования в данной области (подготовка кадров высшей квалификации), включая единственную открытую специальность 05.13 19 «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» и закрытые специальности.
Объекты системы:
· средние специальные и высшие учебные заведения, которые имеют лицензии на образовательную деятельность по соответствующей специальности, включенной в Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
· региональные учебно-научные центры, созданные во всех семи федеральных округах на базе ведущих высших учебных заведений и решающие проблемы кадрового обеспечения ИБ конкретного региона;
· учебные центры дополнительного образования (как правило, негосударственные), созданные организациями, активно работающими на рынке средств и услуг, связанных с защитой информации. На свою учебную деятельность данные центры получают лицензии соответствующих региональных управлений образования. Такие учебные центры созданы практически во всех регионах России;
· потребители (заказчики) специалистов.
Субъекты системы:
· студенты и слушатели-специалисты, обучающиеся в высших учебных заведениях, РУНЦ и учебных центрах дополнительного образования;
· преподаватели различных учебных заведений и центров;
· административный персонал, организующий и сопровождающий учебный процесс.
Структура системы подготовки кадров в области ИБ представлена на рис. 11.
Рис. 11. Структура системы подготовки кадров в области информационной безопасности
В состав учебно-методического обеспечения системы входят:
· государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по семи специальностям, входящим в группу специальностей «Информационная безопасность»;
· государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Информационная безопасность» - 2206;
· учебные планы подготовки специалистов по конкретным специальностям;
· учебные программы дисциплин и отдельных учебных курсов, программы итоговой государственной аттестации, относящихся к определенной специальности;
· учебные программы курсов повышения квалификации или курсов переподготовки специалистов с целью получения дополнительной квалификации;
· учебники, учебные и учебно-методические пособия и лабораторные практикумы;
· Министерство образования и науки РФ и органы управления, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений;
· органы исполнительной власти на региональном уровне, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности связанной с дополнительным образованием;
· учебно-методические объединения - государственно-общественные организации, объединяющие представителей учебных заведений, в которых ведется подготовка специалистов в области информационной безопасности, а также организаций и ведомств, в интересах которых эта подготовка осуществляется. Данные объединения курируют образовательную деятельность различных учебных заведений и центров с целью обеспечения необходимого уровня подготовки, соответствующего требованиям, сформулированным в государственных образовательных стандартах (рис 12);
· Координационный совет Министерства образования и науки РФ по проблемам подготовки кадров в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, в который вошли представители заинтересованных министерств и ведомств.
Рис. 12. Структурная схема учебно-методических объединений вузов в области информационной безопасности.
К основным направлениям учебной деятельности относятся:
· подготовка специалистов с высшим образованием (7 специальностей; квалификации - математик, специалист по защите информации; срок обучения - 5 лет или 5,5 года);
· подготовка специалистов со средним профессиональным образованием (одна специальность; квалификация - техник; срок обучения -2 года 10 мес);
· дополнительное образование: повышение квалификации (72 уч. ч. и более); дополнительная квалификация (до 500 уч. ч.); переподготовка (более 500 уч. ч.);
· подготовка кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук по специальности «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» по отраслям физико-математических, технических и юридических наук.
Следует отметить, что в ФСБ России, Минобороны России, ФСО России, МВД России, ФСТЭК России, Министерстве транспорта России, других министерствах и ведомствах сформировались ведомственные подсистемы подготовки кадров, по своей структуре аналогичные общей системе подготовки специалистов в Министерстве образования и науки РФ. В рамках данных министерств и ведомств имеются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования в области информационной безопасности. Данные подсистемы направлены на целевую подготовку кадров в интересах ведомств и по своей организации, содержанию и развитию имеют определенную специфику.
Взаимодействие данных подсистем осуществляется в рамках Координационного совета Министерство образования и науки РФ по проблемам подготовки кадров в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, созданного приказом министра образования РФ от 25.02.2003 г. № 670.
К настоящему времени более 100 вузов осуществляют подготовку специалистов по специальностям данной группы.
Эта группа включает следующие специальности:
· криптография;
· компьютерная безопасность;
· организация и технология защиты информации;
· комплексная защита объектов информатизации;
· комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем;
С целью координации работы вузов по подготовке кадров в области информационной безопасности Госкомвузом России (Министерством образования) были созданы Учебно-методические объединения (УМО) по образованию в области информационной безопасности:
· Приказом № 352 от 28.04.94 г. – УМО при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) с научно-методическим советом по специальности 220600 "Организация и технология защиты информации" (квалификации "менеджер" и "инженер");
· Приказом № 613 от 09.04.96 г. - УМО при Институте криптографии, связи и информатики (ИКСИ) Академии ФСБ, ведущие специальности: 220600 (квалификация "математик"), 013200 - "Криптография", 201800 - "Защищенные телекоммуникационные системы", 220700 - "Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем". На данный момент это первое и единственное УМО в Российской Федерации на базе ведомственного вуза, объединяющее гражданские вузы и вузы силовых министерств и ведомств.
В соответствии с нормативными актами УМО относится к государственно-общественной форме управления высшим профессиональным образованием. Оно готовит предложения по реализации государственной политики в области образования, разрабатывает государственные образовательные стандарты и профессионально-образовательные программы, участвует в лицензировании, аттестации и аккредитации других учебных заведений, ведущих обучение по соответствующим специальностям, осуществляет мониторинг качества реализации образовательных и профессиональных программ, разработку предложений по совершенствованию организации, кадрового и методического обеспечения учебного процесса, выполняет другие возложенные на УМО функции в интересах подготовки кадров в области информационной безопасности.
УМО в области защиты информации включают в себя не только высшие учебные заведения (на сегодняшний день таковых более 40), но и различные организации, принадлежащие различным организациям и ведомствам. Это Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ, Отдел информационной безопасности Аппарата Совета Безопасности РФ, Управление военного образования Министерства обороны РФ, Управления Генерального штаба ВС РФ, НИИ"Квант", НИЦ фсб России и др.
В состав Президиумов Советов УМО входят ведущие и авторитетные специалисты. Например, в Президиуме Совета УМО при ИКСИ работали и работают: Первый заместитель Генерального директора ФАПСИ Маркоменко В.И., Первый заместитель Председателя Гостехкомиссии России Беляев Е.А., начальник управления образовательных стандартов и программ Минобразования России Шестаков Г.К., начальники управлении министерств и ведомств, ректоры ведущих вузов; Председателем Совета УМО является начальник ИКСИ Академии ФСБ РФ, д.ф.-м.н., профессор Погорелов Б.А.
Создание специализированных УМО заметно активизировало деятельность вузов по подготовке кадров в области информационной безопасности. В связи с большой потребностью специалистов по администрированию и защите компьютерных сетей, прорабатываются вопросы возможности обучения по рассматриваемому профилю в рамках других УМО и родственных ГОС ВПО (например, УМО Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана; направление подготовки дипломированного специалиста 654600 – Информатика и вычислительная техника, название специальности – в соответствии с приказом по заказывающему министерству; квалификация – инженер).
Многие гражданские и военные вузы начали или готовятся начать образовательный процесс в этой области. Это – СПб ГТУ, Воронежский ГТУ, МИРЭА, Военная инженерная космическая академия, Уральский ГТУ, Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. ПОПОВА и другие. Особенно активное участие в реализации новых стандартов принимает Московский государственный инженерно-физический институт (МИФИ).
Целью обучения является подготовка специалистов, способных осуществлять разработку, аттестацию, сопровождение и эксплуатацию аппаратных и программных компонент и продуктов информационных технологий, обеспечивающих уровень защищенности, предусмотренный техническим заданием и спецификациями на систему.
Отличительной особенностью специальности является фундаментальная подготовка в области:
· теории информации и теории сложности;
· теории моделирования;
· теории искусственного интеллекта;
· теории надежности программного обеспечения;
· теории методов и средств защиты программных комплексов;
· операционных систем, баз данных и знаний, сетей и других видов
распределенных систем;
· углубленная подготовка в области систем телекоммуникаций.
На практике выпускники профильных ВУЗов работают (и успешно) по более широкой номенклатуре специальностей, чем указано в учебно-методических документах; это:
1. Информационная безопасность вычислительных систем.
2. Программно-аппаратные средства защиты информации.
3. Технология программирования безопасных систем.
4. Защита программного обеспечения.
5. Инженерная защита и охрана объектов, сооружений и носителей информации.
6. Автоматизация системы документоведения (Организация защиты информации).
7. Системы защиты каналов связи.
8. Безопасность систем банковских расчетов.
9. Криптографическая защита информации.
10. Управление и экономика безопасности.
11. Охрана интеллектуальной собственности и защита информации.
12. Метрология и верификация безопасности программного обеспечения критических систем.
13. Системы контроля и поддержания информационной безопасности критических объектов и др.
В настоящее время отмечается совершенствование подготовки специалистов в области информационной безопасности по профилю юриспруденции и гуманитарных наук, направленное на углубленное изучение философских и правовых аспектов формирования в России гражданского общества и правового государства в условиях интенсивного развития информационной сферы российского общества, интеграции России в мировое информационное сообщество. В соответствующих ВУЗах в учебные программы, тематические планы изучения дисциплин включены новые разделы и темы. Такой подход соответствует основным направлениям совершенствования государственного образования в области обеспечения информационной безопасности.
Курсы повышения квалификации (переподготовки).До определенного времени такая работа в части защиты гостайны проводилась путем переподготовки в системе повышения квалификации отраслевых министерств. Здесь под руководством Гостехкомиссии и КГБ была создана хорошо отлаженная система, в которой можно отметить такие организации как Обнинский центр, ИПЧ Минпромсвязи и др. Определенный вклад вносили вузы через систему вечернего и заочного обучения. Так, Московский историко-архивный институт в значительной степени обеспечивал переподготовку по направлению закрытого делопроизводства.
Общее развитие экономической и политической ситуации привело к значительному спаду этой деятельности, поскольку для отраслевых министерств на первый план вышли задачи сохранения основных производств, только немногие центры переподготовки, работавшие в направлении защиты гостайны, сохранили свой научно-методический уровень и заметные масштабы деятельности.
Лишь в последние годы (середина 90-х годов) были созданы негосударственные учреждения повышения квалификации. На сегодняшний день наиболее успешно работают: учебный центр «Информзащита» при НИП "Информзащита" (Москва),Научно-информационный центр проблем безопасности ООО «Конфидент» (Санкт-Петербург), центр безопасности информации «Маском» (Москва), Научно-информационный центр «Нелк» (Москва) и др.
Учебные центры ориентированы на специалистов, имеющих базовую подготовку в области информационной безопасности (или смежную с ней, например, по автоматизированным системам управления) и работающих, как правило, в отделах или службах безопасности. Это требует использования нетрадиционных форм и методов обучения, ориентации образования не на теорию, а на практику. Если еще два года назад изложение общих вопросов обеспечения безопасности (термины, определения, общие положения) вызывало неподдельный интерес, то теперь, в большинстве случаев, оно вызывает скуку. Сегодня слушателей интересуют практические вопросы обеспечения безопасности в реально действующих компьютерных и иных системах. Кроме того, курсы позволяют слушателям познакомиться с новыми решениями, которые «отслеживают» аналитические отделы учебных центров (фирм). Таким образом, курсы повышения квалификации «борются» за умы людей, за формирование цивилизованного рынка продуктов безопасности.
Характерные особенности обучения на курсах повышения квалификации удобно рассмотреть на примере Научно-информационного центра (НИЦ) проблем безопасности (ООО «Конфидент»). При этом следует отметить, что не все учебные центры имеют аналогичную материальную базу, способны обеспечить соответствующий уровень образования.
Центр функционирует с 1997 года и проводит семинары, кратковременные курсы повышения квалификации (до 100 часов), осуществляет переподготовку - лицензия № 1174 от 28.08.97 Комитета по образованию Санкт-Петербурга; лицензия Управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу № 502 от 03.09.98; Лицензия Гостехкомиссии РФ при Президенте РФ № 557 от 10.03.99.
Успешно окончившим курсы выдаются свидетельства установленного государственного образца. В соответствии с трудовым законодательством РФ данное повышение квалификации имеет внутриотраслевое значение и действительно в течение 5 лет. По истечении данного срока рекомендуется вновь проходить курсы повышения квалификации.
После успешного окончания 3-х курсов и выполнения определенного перечня контрольных и практических заданий (по 500 часовой программе) слушателям выдается диплом о переподготовке. Диплом имеет межотраслевое значение, не требует подтверждения и может рассматриваться, как альтернатива второму высшему образованию. Следует учитывать, что получение второго высшего образования (в т.ч. и в области защиты информации) в соответствии с Российским законодательством, может быть только платным (прим. оплата осуществляется по семестрам и составляет несколько тысяч $; на сегодняшний день большинство специалистов по безопасности информации имеют в качестве базового образования - образование по применению технических или программных средств СВТ, являющееся безальтернативным еще несколько лет назад). Поэтому получение дополнительных знаний по защите информации через предлагаемые формыобучения интересно и перспективно.
За время работы НИЦ подготовлено более 450 специалистов различных категорий:
· руководителей отделов защиты информации;
· администраторов безопасности сети;
· начальников служб безопасности;
· руководителей отделов автоматизации;
· специалистов, аналитиков в области информационных технологий
Реализована гибкая система обучения, которая подразумевает:
· комплектование групп по 6 -12 человек;
· проведение занятий высококвалифицированными специалистами (многие имеют ученые степени и звания), обладающими практическими навыками в области разработки и внедрения технологий защиты информации, а также опытом преподавательской работы в ВУЗах Санкт-Петербурга; для проведения лекций приглашаются также ведущие сотрудники МВД, ФСБ и Гостехкомиссии РФ;
· разделение процесса обучения на нормативно-базовые, теоретические и практические занятия;
· индивидуальные и групповые тренировочные занятия;
· оборудованные аудитории и оснащенные профессиональной техникой классы;
· адаптацию программы курсов под конкретные требования заказчика;
· решение вопросов и консультации по проблемам слушателей путем привлечения узкоквалифицированных опытных инженеров;
· возможность проведения курсов на территории заказчика;
· культурную программу с посещением музеев, театров и экскурсий по городу и пригородам Санкт-Петербурга и др..
Занятия должны быть построены так, чтобы слушатели после окончания курсов могли бы сразу приступить к реализации на практике полученных знаний.
· CD-ROM, содержащий пакет типовых решений, каталог сертифицированной продукции, демо-версии продуктов по информационной безопасности;
· журналы «Конфидент. Защита информации»;
· возможность участия в акции «Проект защиты – бесплатно» по проектированию комплексов и систем безопасности с учетом специфики конкретного объекта и др.
Таким образом, подготовка на курсах повышения квалификации позволяет достаточно быстро и качественно удовлетворить потребности специалистов в информации о новых достижениях в области информационных технологий и технологий защиты информации. На сегодняшний день очевидно тяготение организаций, занимающихся образовательной деятельностью к Москве, Санкт-Петербургу, имеющих разветвленную сеть научно-исследовательских учреждений и вузов. Это создает некоторые трудности с распространением профессионального подхода к вопросам защиты информации среди штатных сотрудников служб и отделов безопасности.
Дистанционное обучение.Новые информационные технологии сегодня широко применяются в обучении.
К ним относятся:
· электронные гиперучебники, построенные на принципах гипертекстовой навигации;
· компьютерные презентации;
· дидактические видео- и аудио- материалы и т.п.
Применение подобных разработок, а также наличие постоянно действующей «горячей» линии позволяет качество изучить различные аспекты информационной безопасности дистанционно, т.е. без прибытия в учебные организации и без отрыва от производства.
Например, в НИЦ проблем безопасности ООО «Конфидент» апробирована возможность дистанционного обучения. Разработанный опытными преподавателями и специалистами соответствующий пакет материалов очень популярен и часто закупается должностными лицами-слушателями курсов повышения квалификации для дальнейшего обучения своих сотрудников.
Самостоятельное изучение.Данный вид подготовки ориентирован на самостоятельное изучение специалистами служб безопасности необходимых для работы документов, средств и продуктов.
Сегодня, как правило, фирмы-производители средств и продуктов защиты информации (отечественные и некоторые зарубежные) предоставляют организациям на ознакомление версии продуктов, имеющих некоторые ограничения по времени использования или другому ресурсу. Наличие базовой подготовки, опыта работы, использование «горячей» линии позволяют специалистам самостоятельно по сопроводительной документации изучить то или иное изделие для ознакомления или принятия решения. Задача учебных организаций в этом случае сводится к разработке методических материалов (инструкций пользователю) и проведению требуемых консультаций.
Таким образом, в настоящее время происходит увеличение информационной взаимозависимости всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Это подтверждает и интенсивное развитие системы подготовки кадров в области информационной безопасности. В дальнейшем, очевидно, данная тенденция сохранится и останется актуальной.
В качестве проблем в области обеспечения информационной безопасности в сфере образования можно выделить 4 направления:
1. Подготовка высококвалифицированных специалистов всех уровней для структур обеспечения информационной безопасности.
2. Формирование базового уровня понимания правовых и организационных вопросов взаимодействия личности, общества и государства в части информационной безопасности.
3. Формирование достаточно высокого уровня подготовки у выпускников ряда специальностей гуманитарного, управленческого и экономического направлений в области информационной безопасности.
4. Повышение квалификации и переподготовка в направлении информационной безопасности специалистов самого различного уровня и профиля.
По специальностям группы 075000 «Информационная безопасность» в дополнение к государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования разработаны примерные учебные планы и примерные программы дисциплин, требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению. Сформирована электронная база данных обеспеченности ГОС ВПО по специальностям в области ИБ учебно-методическими изданиями. Разработаны и изданы учебники и учебные пособия по основным дисциплинам.