Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Жизнь Дидима Слепца



II. 1. Источники.

II. 1. 1. Древние Свидетельства.

Несмотря на известность Дидима, очень сложно восстановить его биографию. Основные сведения о жизни Дидима Слепца мы находим у его современников: в «Лавсаике» Палладия Еленопольского[119], в «Церковной истории» Созомена[120], Сократа[121], Руфина[122], Феодорита[123], а так же в произведении «О знаменитых мужах» Иеронима[124] и в отрывках из несохранившейся «Христианской истории» Филиппа Пусидита[125]. Другие авторы используют или указанные источники, или при упоминании Дидима ограничиваются общими фразами[126].

Самая полная биография содержится у Палладия, который рассказывает о Дидиме на основании его слов[127], а так же у Руфина[128] и в трудах Иеронима, который часто называет Дидима своим учителем и провидцем, ввиду резкого контраста между его физической слепотой и остротой его духовного и интеллектуального восприятия[129].

II. 1. 2. Подлинность Личности.

При исследовании источников[130] для ученых был наиболее спорным вопрос отождествления Дидима Слепца с другими упоминаемыми в истории Дидимами[131]. Ливаний в послании к Севастьяну представляет своего ученика Ритория как сына грамматика Дидима. Менгарели[132] и Крюгер[133] предположили, что Дидим был женат. Это послание было написано в 357 году[134]. Но Риторий переезжает в Египет, где наследует имение почившего отца в 357 году[135], тогда как Дидим Слепец скончался в 398 году и, следовательно, нужно признать, что Риторий – сын другого Дидима[136].

Также Дидим упоминается у Исидора Пелусиота, написавшего к нему большое количество посланий[137]. Некоторые послания адресуются Дидиму без какого-либо титула, другие же – Дидиму пресвитеру или Дидиму схоластику. Содержание не позволяет определить адресата. В одном из посланий Исидор просит Дидима, чтобы тот примирил его двоих поссорившихся сыновей. Маловероятно допущение, чтобы преподобный Исидор мог увещать и поучать Дидима, который еще до времени рождения Исидора был в преклонном возрасте и имел широкую известность[138]. По поводу других 13 Дидимов[139] смотри Паула[140].

II. 2. Жизнь.

II. 2. 1. Детство и образование.

Дидим, по прозвищу «Слепец» (Δjdumος tufl3~), – одна из самых примечательных личностей своего времени, богатого выдающимися богословами. Его рождение приходится на 313 год. Эта дата вызывала много споров из-за разногласия источников[141]. Приблизительно в четырехлетнем возрасте[142] он потерял зрение из-за болезни глаз и ввиду этого, по его словам, не получил даже начальных знаний. Но его необычная сила воли и жажда знаний победили тяжелые жизненные обстоятельства. Он молился о даровании ему внутреннего света и, по словам Руфина, «к молитве присовокупил и труд обучения»[143]. Палладий объясняет образованность слепца лишь одним: «свой природный ум был для него наставником»[144] Но это объяснение не может быть достаточным. Сократ уточняет, что «Дидим легко изучил правила грамматики, риторике научился еще скорее. Перешедши же к наукам философским, он дивно усвоил диалектику, арифметику, музыку – вообще все науки философов слагал в душе так, что легко мог противостоять тем, которые изучали их при помощи глаз»[145]. По словам Иеронима Стридонского, Дидим изучил «даже до совершенства, кроме других наук, диалектику и геометрию[146], для изучения которых наиболее необходимо зрение»[147]. Созомен говорит, что Дидим слушал учителей, ибо ослеп в молодых летах при первых опытах изучения азбуки[148]. При этом он добавляет важную подробность: «Говорят, что формы букв изучал он, касаясь пальцами дощечки, на которой они были глубоко вырезаны[149]». По словам Руфина, он день и ночь велел читать ему вслух и время, когда чтецам предоставлялся отдых, он использовал для того, чтобы записать услышанное «на листах своего духа»[150]. В своих произведениях Дидим говорит, что не знал еврейский язык[151], вследствие чего всегда опирался на греческий текст Ветхого Завета. [152]

Все это приводит нас к следующим выводам: Дидим ослеп в раннем возрасте, но получил образование посредством посещения лекций, чтения книг по дощечкам и запоминая все благодаря выдающейся памяти и терпению. Палладий свидетельствует, что Дидим «украсился такою благодатью духовного ведения, что на нем самим делом исполнилось сказанное: “Господь умудряет слепцы”» (Пс. 145, 8),[153] а Созомен называет Дидима церковным любомудром[154].

Юность будущего главы школы прошла среди эпохальных событий: Никейский собор и споры вокруг него, восшествие святителя Афанасия Великого на Александрийскую кафедру.[155] Все эти события послужили примером для Дидима в дальнейшей борьбе как с арианством, так и с другими ересями.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.