Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. 1. 2. Методы богословской аргументации Дидима



Несмотря на такую необходимость полемизировать с противоположными воззрениями сразу двух оппонентов, Дидим использовал такие методы, которые не вызывали у читателя чувства противоречия. В широком смысле слова, один из методов можно назвать рационалистическим, или теоретическим, а другой – библейским[558]. Первый из этих подходов использует человеческий разум для выявления истины о Боге, а второй для этой же цели – текст Священного Писания. Оба метода аргументации используются Дидимом в трактате «О Святом Духе». Например, рационалистический подход используется Дидимом при объяснении разделения мира на видимый и невидимый[559]. Хотя некоторые доказательства утверждения получены из Писания, весь текст построен на определенном философском осмыслении природы божественности Святого Духа и его связи с телесными и бестелесными творениями. Источником этих утверждений является не только Писание, но и языческие источники, из которого позаимствованы категории этих аргументов[560]. Так же в трактате «О Святом Духе» можно найти доказательства, основанные напрямую на Писании, например объяснение единой сущности Троицы на основе цитат из Евангелий[561]. В трактате «О Святом Духе» приведено много подобного рода доводов, и они так искусно совмещены, что читатель может и не заметить, что автор применяет противоположные суждения[562].

Но в трактате «Против Евномия» эти методы убеждения довольно очевидны, поскольку две больших секции трактата состоят в основном из аргументов рационалистических (первая часть Книги IV, 672А–693В[563] и начальная часть Книги V – 709D–713A.[564]), а вся вторая половина Книги IV и большая часть Книги V основаны на аргументах из Писания (693B–709C[565] и 713B–769[566]). Второй тип доводов состоит из описания различных текстов, используемых еретиками для поддержки своей теории отрицания божественности Сына. Дидим опирается в основном на Писание при опровержении еретического толкования. Так, большая часть Книги V посвящена доказательствам с помощью Писания того, что Святой Дух тоже Бог[567]. Таким образом, Дидим использует рационалистический тип аргументов с целью противостояния еретикам, которые склонялись к рационализму, или приводит этот метод свидетельств только тогда, когда они не противоречат, а поддерживают текст Писания. В первом случае, рационалистические аргументы не представляют ценности для самого Дидима, во втором они, безусловно, ценны, но стоят на втором месте, поддерживая текст Писания[568].

Однако, начиная с Тертуллиана, церковные богословы склонялись к тому, что истина о Боге не может быть выведена путем человеческих умозаключений, насколько бы не был велик ум, а только при помощи внимательного изучения Писания[569]. Дидим сам говорит об этом в «Книге V» своего трактата «Против Евномия», подчеркивая, что необходимо уделять все внимание тому, что именно Писание говорит нам о Святой Троице, и противостоит тем, кто заменяет текст Библии своими размышлениями[570]. Из этого понятно, что Дидим сам верит в то, что все знание о Боге можно получить только внимательным и почтительным чтением текстов Писания. Именно воспринимая Писание нашим разумом, мы получаем знания о сущности Божией и об отношениях между Отцом, Сыном и Святым Духом. Восприятие истины о Боге только посредством размышлений отвергается Дидимом как абсурдное, и это оправдывает использование им рационалистических доводов в рамках составленного им богословского учения на основе Писания[571]. Это очевидно, поскольку большинство доказательств, приписанных к рационалистическому типу, приводятся в «Книге IV» – то есть там, где Дидим спорит с аномеями, отличавшимися логическими рассуждениями и рационалистическими аргументами. Так же одним из его методов является прием доведения до абсурда аргументов соперника (ad absurdum)[572]. Вместе с тем, использование Дидимом этих рационалистических доказательств имеет не только негативное значение при споре с оппонентами, но и положительное для построения теории. Из этого можно сделать вывод, что, применяя этот тип суждений не только против аномеев с их логикой, но и против простоватой теории пневматомахов, Дидим придает значение этим доводов, как части развития богословия. Вместе с тем, эти аргументы всегда стоят на втором месте после Писания[573]. Это видно из его трактата «Против Евномия», где Дидим говорит о том, что аномеи пытаются вывести истину о Боге из определения Бога как «нерожденного»[574]. Дидим отвергает аргумент аномеев, основанный на таком определении Бога, которого нет в Писании и который противоречит тому, что Писание говорит нам о Боге, как об Отце Христа.

Дидим готов принять и согласиться с таким размышлением о Боге, которое не противоречит Писанию, а иначе его необходимо отвергнуть. Такая позиция дает определенную свободу человеческому разуму размышлять о Боге, но сохраняет первостепенность Писания как критерия правильности сделанных выводов. Истина рождается в диалоге между человеческим разумом и учением, изложенным в Писании[575].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.