Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ



Глава 2


Отправной точкой в истории изучения первичного недоразвития речи, по-видимому, нужно считать первые описания так называемого «идиопатическо-го отсутствия речи» (alalia idiopatica) иначе — «слухонемоты» или конституцио­нальной задержки развития речи» (Kussmaul A., 1879, Coen R., 1888). Оба автора первыми описали состояние первичного недоразвития речи, не сводимого к влияниям дефектов слуха, интеллекта и других внешних для речи факторов, то есть имеющего самостоятельное происхождение. К настоящему времени опуб­ликовано огромное число работ, посвященных данной проблематике, издает­ся несколько научных журналов соответствующего направления. Тем не менее до сих пор отсутствуют общепринятые определения первичного недоразвития речи, разноречивы представления о его сущности и механизмах, пеструю кар­тину представляет собой используемая терминология. Одно и то же расстрой­ство речи обозначалось в англоязычной литературе за последние несколько десятилетий по-разному: «developmental aphasia» (афазия развития) и «congenital aphasia» (врожденная афазия) (Chase R., 1972), «speech disorders» (расстройство речи) (Morley M., 1972), «developmental speech disorder» (расстройство речево­го развития) (Ingram Т., 1972), «delayed language development» (запаздывание развития языка) (Sonninen А. & Damstre A., 1971), «language disability» (Cristal D. et al., 1976) и «language disorders» (Bloom L. & Lahey M., 1979) — языковое нарушение, «language deficient children» (дети с языковой недостаточностью) (Morhead D. M. & Morhead J., 1976), «communicative disorder» (нарушение ком­муникации) (Bradford, 1978), «developmental language disorder» — DLD (нару­шение языкового развития) (Rapin I., 1996), «specific language impairment» — SLI (Leonard L. В., 1981, Fey M., Leonard L. В., 1983). Последний термин в по­следнее десятилетие почти полностью вытеснил в англо-американской лите­ратуре все вышеназванные обозначения.

В отечественной логопедической литературе первичное тотальное недораз­витие речи обозначается терминами «моторная алалия», «сенсорная алалия»,


«экспрессивная алалия» (Ковшиков В. А., 1985), «общее недоразвитие речи», «задержка речевого развития» (Левина Р. Е., 1968, Логопедия, 1999). В приве­денном списке терминов представлены две категориальные системы обозна­чения речевых расстройств у детей и два магистральных направления в изуче­нии проблемы: психолого-педагогическое и клиническое (которое в логопедии не совсем удачно называют клинико-педагогическим).

Первоначально изучение речевой патологии у детей проводилось преиму­щественно с клинических позиций. До появления серьезных лингвистичес­ких исследований детской речи в логопедии сохранялась ориентация на дан­ные, полученные клиницистами, как в используемой номенклатуре, так и в понимании механизмов недоразвития речи у детей (Хватцев М. Е., 1959, Зе-еман М, 1962, Ляпидевский С. С, 1969). Лишь начиная с конца 60-х и в на­чале 70-х годов представители психолого-педагогического направления ис­следований начали создавать собственную терминологию, систематику, теоретические модели механизмов. Последние три десятилетия именно это направление исследований стало приоритетным и наиболее плодотворным. Клиническое же направление в последние два десятилетия переживает пери­од определенного застоя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.