Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРЕССА



Каждый возраст объединяющегося человечества длится ровно 400 лет. Все это время, несмотря на беспрерывное вращение жизни, сохраняется единая цель, единый способ достижения этой цели, единый возрастной знак. Таким образом, каждый возраст человечества представляется цельным периодом, будь то эпоха эллинизма, эпоха Возрождения ну и т. д. Однако период периоду рознь, бывает, время почти останавливается, а бывает, что несется так стремительно, что в одну эпоху изменений происходит больше, чем во все предыдущие, вместе взятые. Отсюда популярность идеи об ускоряющемся темпе исторического времени, изобилие теорий, в которых исторические периоды становятся все короче, и неизбежно наступает момент, после которого история уже не идет, а бежит, а затем попросту взрывается. Другая крайность – это элементарное отрицание былых эпох на том лишь основании, что сейчас время бежит быстро, стало быть, и раньше оно текло быстро. Откуда же тогда провалы в летописях, века ничегонеделания, долгие периоды застоя и даже обратного исторического хода у многих стран и народов? В любом случае нам необходимо еще раз тщательно разобраться с законами исторического прогресса, еще раз продумать вопрос линейности исторического процесса.

Для структурного гороскопа ответ однозначен – исторический процесс, развиваясь по схеме возрастов человека, не может быть линейным. После блестящего сверхгармоничного четвертого возраста человека ждет очень жесткий кризис 12 лет и долгий период примитивных идей, шокирующих откровений, грубости и наглости. Далее вновь гармоничный период юности, за которым следует время разброда и шатаний. Под конец седьмого возраста человек, казалось бы, совсем теряет нить жизни, забывает, для чего он, собственно, начинал когда-то учиться, куда, собственно, двигался. Как вдруг начинается такой бурный прогресс, о котором даже мечтать было невозможно.

В течение одного возраста решаются все проблемы как прошлого, так и будущего. Восьмой возраст, возраст Собаки, – это фокус человеческой жизни. Все, что было в предыдущие семь возрастов, – это подготовка к откровениям восьмого возраста. Все, что будет после восьмого возраста, – это развертывание означенных откровений, воплощение их в металле.

В истории человечества все очень похоже. За блеском Римской империи серость Средневековья, потом искания Возрождения, и вдруг бурный и, в историческом плане, достаточно внезапный рывок в такие пространства, о которых в предыдущие времена даже помыслить было невозможно. Все, что окружает нас теперь повсеместно и давно уже не удивляет, – телевизор, телефон, самолет, электричество, лазерный луч, – 300–400 лет назад не могли представиться даже в страшном сне. Мы учим своих детей таким вещам, о которых те же 300–400 лет назад не могли помыслить самые великие мудрецы. Иногда кажется, что с миром предков нас уже ничего не объединяет, – мы выращиваем другие растения, нюхаем другие цветы, пьем другие напитки. Между тем все, что случилось в эпоху прогресса (1625–2025), – это не наше личное достижение, а всего лишь итог многовекового процесса отрыва человека от природного мира, начатого во времена Моисея.

А вот чем мы действительно можем гордиться, так это центральным положением нашего времени во всей истории человечества. Эпоха бурного прогресса подходит к концу, человечество вновь снижает темп движения, переходя к тихой эволюции. О четырех бурных веках очень скоро будут вспоминать как о последнем периоде романтизма, слепого движения вперед, времени самых страшных ошибок и самых великих открытий.

Легче всего определить динамику прогресса по росту численности населения. Скажем, население в начале нашей эры достигало 230 миллионов человек. К концу первого тысячелетия оно почти не выросло – 275 миллионов. Особенно быстро население начинает расти с XVII века. К XX веку темп роста становится максимальным. В 1800 году нас было 835 миллионов, в 1900-м – 1,6 миллиарда, в 2000 году уже почти 6 миллиардов. Совершенно понятно, что такие темпы роста не могут сохраняться долго, и в наиболее цивилизованных странах рост населения прекратился. Новые ценности стремительно покоряют мир, принося низкую рождаемость даже в те страны, где еще недавно босоногая и голопузая нищета заполняла все жизненное пространство.

Еще стремительность прогресса можно измерять по количеству научных открытий и технических изобретений, по промышленному росту и проценту грамотности населения. И вновь цифры покажут, что до XVII века почти все было на нулевом уровне, а максимального темпа все эти процессы достигли в XX веке. Остается только увидеть конечность и этого процесса. Увы, большинство людей убеждены если не в бесконечности прогресса, то в его долгой и победной поступи. Однако есть точнейший критерий скорой остановки – горящий юношеский взор. Совсем недавно все мы были полны романтизма по поводу экспансии вовне (космос) и вглубь (ядерная физика, генетика), теперь если и горят глаза, то лишь по поводу виртуального мира и Интернета – а это уже не экспансия, а скорее создание некого кокона, в котором человечество будет медленно вариться в собственном соку.

Не удалось построить коммунизм, но и капиталистического рая не получилось. Эпоха прогресса обещала через чудеса научные да технические всех накормить, всех примирить, однако смогла сделать только то, что сделала, – наплодила людей, идей, вещичек интереснейших, оставив истинные гуманитарные проблемы на потом, на следующую эпоху – Эру гуманизма.

Каждое новое техническое изобретение, облегчавшее наш быт, должно было сделать жизнь духовно богаче. Однако получилось наоборот. Получив теплые туалеты, кондиционеры и скоростные автомагистрали, человечество и не думало становиться счастливее. Институт брака стремительно распадается, дети выходят из-под контроля как родителей, так и школы, зашатались устои национальных традиций и обрядов (слава богу, человечество в решительной фазе единения), трещит (страшно подумать) монолит монотеизма (а ведь именно на идее единобожия держалось единое человечество). Человечество в самой критической точке своей эволюции, если брать общую идеологию. А ведь последние 400 лет мы вроде бы только и говорили о всеобщем счастье.

Ситуация очень похожа на знаменитый кризис середины жизни. Непрерывное и изнурительное строительство своего дома, своей семьи, и в 40 лет вместо награды... полнейший крах, разлад с женой, разлад с детьми, потеря ориентации, потеря жизненных целей, пустота, разочарование, и главное – почти полная потеря контакта с реальностью. Так, автомобиль, несущийся по шоссе, вдруг отрывается от автострады и начинает лететь. На несколько мгновений управление таким автомобилем невозможно.

Человек с 30 до 40 выходит на пик своей умственной, физической и энергетической формы. Также и человечество с 1625-го по 2025 год выходит на пик своей активности. Поражает даже не густота научных и культурных свершений, а то упорство, тот фанатизм, та целенаправленность, с которой человечество шло эти 400 лет. Сейчас, когда эта энергия падает буквально на глазах, сомнению будут подвергнуты буквально все достижения человечества. Мы усомнимся в медицине и философии, правах человека и рыночной экономике. Психоанализ и католицизм, парламентаризм и военные блоки, пристрастие к туризму и спорту – все на какое-то время потеряет свой былой смысл. Такова цена слишком стремительного прогресса. Мы слишком быстро двигались, слишком легко предавали прошлое, слишком много потратили сил на разрушение старого мира и строительство нового. Каждый раз, построив новый мир, мы торопились объявить его устаревшим, чтобы строить мир еще более новый, еще более совершенный. Теперь пришла пора остановиться. Гигантский разум единого человечества устал от перемен. Все жаждут стабильности, покоя и порядка.

Одним из факторов, определяющих неизбежность будущего покоя, стало, как ни странно, критическое возрастание населенности планеты. Первая и Вторая мировые войны при всей их кровавости и жестокости оказались, как ни парадоксально, самыми малорезультативными. Проигравшие во Второй мировой войне Германия, Италия и Япония, вместо того чтобы потерять все шансы на достойную жизнь, становятся лидерами мировой политики и экономики, вместе с былыми врагами за одним столом решают судьбы мира. Идея передела мира, захвата новых территорий становится все менее плодотворной. Человечество воевало всегда. Если вдруг прекратятся войны, то это станет самой грандиозной революцией за всю историю цивилизации. За смертью войн последует смерть политики. За всем этим спад общего тонуса первооткрывательства, потеря агрессивности, утрата направлений экспансии, общемировая депрессия, матриархат, мелкотемье. Прямая противоположность всему, на чем держалось 400-летие Собаки, – напор, агрессия, вера в стремительность прогресса на кончике ли шпаги, гусиного пера или измерительного научного прибора.

Одно из важнейших доказательств грядущей остановки стремительного прогресса – это внезапное исчезновение имперского мира. Именно мир Империй всегда в истории человечества отвечал за новаторство, движение вперед, агрессивность, жажду борьбы и экспансию во всех смыслах. В возрасте Собаки концентрация имперских циклов была высока как никогда доселе. Четвертая Англия (1761–1905), кусочек Великих Моголов (1521–1665), третья (1653–1797) и четвертая (1881–2025) России. Но главное даже не в количестве циклов, а в их значимости. На возраст Собаки пришлись два четвертых (!) имперских цикла. Если всего за всю историю человечества суждено случиться трем четвертым циклам и два из трех сведены в один возраст прогресса, то других доказательств по уникальности этого возраста уже и не нужно. Соревнуясь друг с другом в безумной имперской гонке, Англия и Россия разгонялись десять веков на анизотропном историческом шоссе только для того, чтобы внезапно сбросить всю энергию в конце эпохи стремительного прогресса, подарив человечеству то, что не исчезнет никогда, – английский образ жизни, заполненный русским смыслом. Пройдут долгие века, зарастут травой железные дороги, человечество станет спокойным и рассудительным, но с ужасом и странной тоской будет вспоминать те четыре века, в которых все крутилось и вертелось, мировые войны соседствовали с великими революциями, а великая самонадеянность и слепота сочетались с величайшими прозрениями и открытиями.

ХХ век человечество встретило в благостном предчувствии бесконечности прогресса. Ощущение начала пути было всеобщим. Но начало оказалось финишным спуртом. XXI век мы встречаем с убеждением в неизбежности торможения. Рост населения, промышленности, вооружения, энергозатрат и многого другого должен быть остановлен. Семья народов создана, дом человечества построен, все великие идеи родились. Остается только одно – пресечь стремительность прогресса. Эта страшная, но благородная задача, в том или ином смысле, займет весь XXI век. Лидировать в процессе остановки прогресса будет Россия, оппонировать США.

 

Глава 12

НОВАЯ ЭРА

Одни уже отпраздновали наступление новой эры, то бишь третьего тысячелетия, в январе 2000 года, другие, более подкованные математически, готовятся к шикарному празднику. Автор, присоединясь ко второй группе, все же призывает не преувеличивать значения праздника, ибо новая эра наступит лет эдак через 25.

Сначала о магии цифр. Много лет нам объясняют, что десятилетия, века и тысячелетия – это математическая абстракция, проистекающая из десятеричного исчисления. Будь, скажем, человечество приверженцем двенадцатиричной системы исчисления, то еще целых 16 лет нам бы пришлось дожидаться наступления 2000 года. Ну а поскольку цифры – это абстракция, то ждать наступления новой эры не стоит. Гороскоп доказывает прямо противоположную идею, настаивая на том, что время можно и нужно считать, всюду разыскивая периодичность. Так вот удивительным образом вслед за 12-летней и 144-летней периодичностью удалось обнаружить периодичность кратную не двенадцати, а десяти, а именно 400 лет. Объяснить размер этого периода пока не предоставляется возможным, приходится просто принимать его как факт. Но как бы там ни было, но появление 400-летнего сквозного ритма вливает в 2000-летие совсем иной смысл. Остается только убедиться в точности нахождения начальной точки ритма.

Приводить доказательства того, что история человечества разделяется на дохристианскую и христианскую, нет смысла, об этом, собственно, свидетельствует вся мировая культура. Речь совсем о другом. Мы празднуем 2000-летие рождения Христа, хотя совершенно понятно, что рождение младенца никак не могло начать новую эпоху, даже если об этом возвестили волхвы, даже если Ирод велел убивать младенцев. Такие действия не начинают эпоху. Начать ее могло бы превращение скромного иудейского юноши в Богочеловека, его проповеди или его смерть и воскресение, но никак не рождение. Так что начало новой эры реально произошло на 20–30 лет позже.

Иисус "рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту" (святой Иустин). Во всем он был таким же, как другие дети. Где же тут начало новой эры? Ему было около тридцати лет, когда обыденная жизнь кончилась. Произошла встреча Иоанна Крестителя и Иисуса. Кто забыл об этом событии, пусть сходит в Третьяковку, взглянет на картину Иванова "Явление Христа народу". Может, это и был первый год новой эры? Тогда по нашему нынешнему исчислению это 27 год нашей эры. В том же году было хождение по пустыне, искушение сатаной, первые проповеди, первые ученики ну и т. д. В любом случае этот вариант наиболее солиден. Таким образом, реально сейчас должен был идти только 1973 год, но только не от Рождества Христова, а от рождения и утверждения Бога во Христе.

Поскольку никаких шансов на изменение календаря нет и работать надо с тем, что есть, то нам остается защищать даты, оканчивающиеся на 27: 427 год, 827 год, 1227 год и 1627 год. Насколько реальны были изменения воздуха в атмосфере земной в эти годы? Действительно ли события одного-двух лет могли иметь значение 400-летней глубины? Могли ли люди творить до и после переломной даты, не замечая того, что сменилась эпоха? Вопросов очень много. На все не ответишь, но обрисовать проблему надо.

Начало V века. Пришло время погибнуть античному миру. Европа уходила на долгие годы во тьму Средневековья. Катастрофа безусловная и намного более яркая, чем гибель Израиля четыре века назад. В 410 году Рим разграблен готами. Столица Римской империи переносится из Рима в Равенну. В самом Риме власть переходит к папе. Это уже новая эпоха – эпоха, в которой единство европейское будет более зависеть от папы, чем от королей. Короли европейские еще очень слабы, но уже сильнее императора.

Большинство историков датируют начало феодализма именно началом V века. Причем речь идет не только о Европе, но и о Среднем и Дальнем Востоке. Падают крупнейшие империи – империя Гуптов (Индия), империя Хань (Китай) и т. д. В середине V века ураганом проносится Аттила. Началась эпоха ураганных нашествий, главным из которых будет зеленый поход ислама.

Блаженный Августин (354–430) – это вершина римско–Xристианской эпохи. Его смерть очень точно датирует смерть эпохи. Его произведения ("Исповедь", "О граде Божием") – это приговор уходящей эпохе. Став главной фигурой уходящей эпохи, Августин одновременно стал главным авторитетом для всего грядущего 400-летия. Для церкви он будет главным авторитетом вплоть до появления Фомы Аквинского.

Аналогичная история на Востоке. Здесь тождественна фигура Иоанна Златоуста (354–407). Долгое время он оставался идеалом и в Византии и на Руси.

Начало IX века. За четыре века новая Европа сумела собраться с силами и создать достаточно могучую государственность. Карл Великий создает воистину гигантскую империю, в которой уже полностью сформировались феодальные отношения, феодальная культура, максимальной мощности достиг странный полупродукт, соединявший в себе античное детство имперского Рима и лоскутную юность разрозненной Европы. Весь пятый возраст человечества (425 – 825), который чаще называют "ранним Средневековьем", прошел еще в рамках единой культуры. Нет еще французской или итальянской культур. Есть культура латинская. И если в начале периода идут так называемые "темные века", то к концу периода культура оживает, случается "Каролингское возрождение"; Алкуин умирает в 804 году, Теодульф в 821 году, сам Карл Великий умирает в 814 году. Никто не перешел в новую эпоху. Аналогична динамика в Византии. Феодор Студит (759–826) и другие деятели третьей фазы имперского цикла (785–825) были для четвертой фазы (825–861) слишком стары. Те же, кто появился в четвертой фазе, были уже людьми новой эпохи. Речь о патриархе Фотии (820–890), направившем вектор православия в славянские земли. К новой эпохе принадлежали также знаменитые Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885), организовавшие славянское православие.

Таким образом, именно в начале IX века закончился период относительного могущества античной традиции (латинская культура на Западе и византийская на Востоке), мир становится раздробленным на множество мелких культурных и политических центров. Имперскую традицию подхватывает Русь (первый цикл начнется в 909 году) и Англия (первый цикл уже в 825 году). На Западе идет стремительное формирование новых государств и одновременно языков, культур, литератур. Франция, Испания, Германия, Италия, Швеция, Норвегия, Польша и т. д.

Начало XIII века. Период первичного формирования национальных культур завершен. Феодализм со многими национальными лицами создан. Приходит пора Возрождения в культуре и появления абсолютизма в политике. Давно завершился первый русский имперский цикл (1053), только-только закончился второй имперский цикл Англии (1197), а новые имперские циклы еще не скоро. Так что переход в новую эпоху контролирует Запад.

Рыцарская эпоха завершается созданием рыцарской литературы. По Европе шагает кельтская легенда "Тристан и Изольда", в конце XII и начале XIII века освоенная французами, испанцами, итальянцами и т. д. Точно так же в это время по Европе шагают "Артуровские легенды". Вся Европа празднует достижение шестым возрастом своего пика. Седьмой же возраст, как это часто бывает, рождается не повсеместно, главным центром зарождения была Италия. Именно здесь появляется то, что затем назовут Проторенессансом – Данте и Джотто – это конец XIII века.

Поворотной фигурой в политике во многом стал Фридрих II Штауфен (1194–1250), который одной рукой сохранял рыцарский феодализм в Германии, а другой рукой в Сицилии строил государство нового типа – абсолютную монархию. В 1231 году на придворном съезде император обнародовал Конституции королевства Сицилийского. Этот замечательный кодекс был написан не в средневековом духе, а на основе идей, которые получили распространение гораздо позже – в XVI и XVII столетиях. Вся власть по этим Конституциям сосредотачивалась в руках короля, управлявшего делами при помощи чиновников, назначаемых и сменяемых по его воле. Феодалы были лишены значительной части своего имущества и привилегий. Введены были принципиально новые административная, финансовая, юридическая системы.

Эпоха Возрождения, казалось бы, могла длиться и длиться, каждый век, каждое десятилетие приносили все более гениальных деятелей. Но ни один подъем не может длиться бесконечно. Выше Шекспира (1564–1616) и Сервантеса (1547–1616) подняться уже невозможно. Другая вершина седьмого возраста – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), который фактически заложил фундамент для строительства новой эпохи – эпохи прогресса, которая так бурно началась в начале XVII века. Галилей, Кеплер, Декарт, а затем и Ньютон раскрутили ту эпоху, в которой живем мы с вами, эпоху бурного, неостановимого прогресса.

Но точно как в конце XVI века скептики при наличии грандиозных успехов видели кризис гуманитарного Возрождения (тот же Монтень), также и теперь при явных успехах нашей эры кризис научного прогресса очевиден. Все планы выполнены и перевыполнены, природа покорена, и даже слишком, изучена вдоль и поперек, и тоже, кажется, слишком. Целостность мироощущения потеряна раз и навсегда, человек потерял свое центральное положение, его место заняла машина, будь то автомобиль, ракета или компьютер. Вместе с водой мы выплеснули и ребенка. Пора остановиться. В борьбе за благо человека, в борьбе за первенство человека мы явно забыли о человеке. Переворот, который нас ожидает, будет грандиозным. Грядет эра гуманитарного мира, мира, в котором вновь главным предметом науки станет не бактерия, молекула, атом или космос, а человек собственной персоной.

Россия ближайших двух десятилетий не начнет новой эры, а всего лишь заложит основу ее рождения в 2025–2029 годах. Бог еще только родился и ничем не отличается от обычного ребенка, первой проповеди ждать еще 30 лет. Есть еще время спокойно и не торопясь подвести итоги уходящей эпохе, а заодно (и наверняка одновременно) заложить основы новой науки, нового мировоззрения, а стало быть, и новой эры.

] ] ]

На этом, собственно, все. Однако трудно удержаться и не сделать какого-нибудь приложения. В его роли выступят еще две главы.

 

Глава 13

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.