Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧИТЕЛЬ, НЕЗНАКОМКА, УДРЯ



 

Дверь справа открывается, и появляется УДРЯ. НЕЗНАКОМКА быстро оборачивается на скрип.

 

НЕЗНАКОМКА (взволнованно): Сударь! Как хорошо вы сделали, что пришли! Вы со мной не знакомы, но я вас знаю. Вы господин Удря. Входите. Входите, прошу вас.

УДРЯ (окаменев): Сударыня!..

УЧИТЕЛЬ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, мягко): Я вас напугал! Мне очень жаль. (УДРЕ, другим тоном.) Входи, Удря.

УДРЯ (очень смущенно): Что же ты мне не сказал, дружище? Не предупредил, что ты не один?

УЧИТЕЛЬ: Не успел.

УДРЯ (к НЕЗНАКОМКЕ, совершенно сбитый с толку): Сударыня... прошу вас, поверьте... если бы я только знал... (Налетает на лейку, стоящую возле двери.) Что это здесь?

УЧИТЕЛЬ: Лейка. Дай-ка я уберу ее отсюда, чтобы кто-нибудь не опрокинул. (Берет лейку и выходит со сцены через левую дверь, но тут же возвращается из-за УДРИ, который все еще мнется на пороге.) Входи, друг, ты что, не слышишь? У нас к тебе дело.

НЕЗНАКОМКА: Да, да, дело.

УДРЯ: Ко мне?

 

УЧИТЕЛЬ уходит с лейкой в комнату слева. НЕЗНАКОМКА, пользуясь тем, что на мгновение осталась с УДРЕЙ наедине, бросается к нему.

 

НЕЗНАКОМКА (быстро): Господин Удря!

УДРЯ: К вашим услугам.

НЕЗНАКОМКА: Вы когда-нибудь видели большую медведицу?

УДРЯ (после секундного замешательства, вызванного неожиданным вопросом): Да, видел.

НЕЗНАКОМКА: Она на небе?

УДРЯ: Помилуйте, где ж еще быть? Конечно, на небе.

НЕЗНАКОМКА: И... скорпион там? Ну, змей?

УДРЯ: Там. А почему вы спрашиваете меня? Спросите его, он лучше знает. Он же мне их и показал. Он ведь у нас астроном.

НЕЗНАКОМКА: Астроном?... А знаете, что он сказал? Что открыл звезду.

УДРЯ (просто): Он ее и открыл. А почему бы ему ее не открыть? Написал же я симфонию.

НЕЗНАКОМКА: Вы написали симфонию?

УЧИТЕЛЬ (входя слева во время последней реплики): Конечно. Я же говорил вам, что он композитор.

УДРЯ: Симфония в четырех частях. Allegro, Andante, Scherzo...

УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, Удря, пойдем.

УДРЯ: Куда?

УЧИТЕЛЬ: К тебе домой. Сегодня я переночую у тебя.

УДРЯ: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Позволь, я объясню все по дороге.

УДРЯ: А госпожа?

УЧИТЕЛЬ: А госпожа останется здесь.

УДРЯ: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что больше ей спать негде.

УДРЯ: А госпожа кто?

УЧИТЕЛЬ: А вот этого не знаю даже я.

УДРЯ: Постой, дружище, ты совсем меня запутал. Змея была права. Здесь происходят какие-то совершенно не понятные вещи.

УЧИТЕЛЬ: Оставь. Идем. Я все тебе объясню. Спокойной ночи.

НЕЗНАКОМКА: Вы уходите. Но почему?

УЧИТЕЛЬ: Уже поздно.

УДРЯ: Он прав. Поздно.

НЕЗНАКОМКА: Но я не хочу оставаться одна. Почему вы так торопитесь?

УЧИТЕЛЬ: Потому что вы хотели спать. Вам нужно хорошенько выспаться.

НЕЗНАКОМКА: Я больше не хочу спать. Господин Удря, расскажите мне о вашей симфонии. Она красивая?

УДРЯ: Пусть лучше он скажет. (Кивает в сторону УЧИТЕЛЯ).

НЕЗНАКОМКА: Он ее знает?

УДРЯ: Я ему исполнял.

НЕЗНАКОМКА: Как?

УДРЯ: Спел.

УЧИТЕЛЬ: Если вы хотите, чтобы он спел ее и вам, то, боюсь, этой ночью нам не спать вообще. Симфония длинная.

УДРЯ: Я вам расскажу. В ней четыре части. Allegro, Andante, Scherzo...

УЧИТЕЛЬ: И снова Allegro. Давай, идем.

УДРЯ: Постой, друг. Ты что - не видишь, что госпожа интересуется музыкой?

НЕЗНАКОМКА: И вы никогда не исполняли свою симфонию по-настоящему?

УДРЯ: Пока нет.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УДРЯ: Потому что мне суют палки в колеса.

НЕЗНАКОМКА: Кто?

УДРЯ: Да все. Местные власти, директор гимназии... и мадемуазель Куку.

УЧИТЕЛЬ: Удря! Уже поздно.

УДРЯ: Да ладно, дружище. (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Смотрите сами, сударыня. Я бы хотел, чтобы мою симфонию сыграл оркестр гимназии.

НЕЗНАКОМКА: У вас есть оркестр?

УДРЯ: Нет, но его можно организовать. Ведь что мне, в конце концов, нужно? Восемь скрипок, две виолончели, одна виола и один контрабас. Это найдется. Духовые и ударные можно взять в батальоне, там есть духовой оркестр...

УЧИТЕЛЬ: Тебе все равно никто ничего не даст.

УДРЯ: Вот именно. Но я и не хочу, чтобы мне все это давали. Ну, положим, дадут. Все равно я ничего не смогу сделать.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УДРЯ: Потому что у меня нету английского рожка.

НЕЗНАКОМКА: А что разве без этого... английского рожка... нельзя?

УДРЯ: Боже сохрани! Это же самое главное! Я вам сейчас покажу - почему.

УЧИТЕЛЬ: Прекрати, Удря, поздно...

УДРЯ: Да оставь же меня в покое, Господи! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) До Scherzo еще куда ни шло, но само Scherzo без английского рожка мертво! Вот смотрите. Сначала духовые... (Дирижерский жест духовым направо - словно воображаемому оркестру.) Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам! Потом скрипки. (Обеими руками, но уже более быстрыми движениями, дирижирует скрипками, которые находятся совсем рядом.) Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! И теперь вступает английский рожок. (Взмах в глубину сцены.)Ти-ти-ти-ти! (Коротко.) Тим-тим!

НЕЗНАКОМКА: Очень красиво.

УДРЯ: Разве нет? (Повторяет отрывок вновь, но на этот раз уже без объяснений.) Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ту-ду-ду-дум! Ти-ти-ти-ти! Тим-тим!

НЕЗНАКОМКА (восхищенно): А эта последняя часть!

УДРЯ: Ну разве не так?!

УЧИТЕЛЬ (искренне): Это правда. Очень красиво.

УДРЯ: И к чему? Все равно у меня нету английского рожка.

НЕЗНАКОМКА: А разве нельзя взять что-нибудь вместо него? Какой-нибудь другой инструмент?

УДРЯ: Ни за что на свете! Уж лучше совсем не играть! Тысячу лет буду ждать, но исполнять без английского рожка не стану!

НЕЗНАКОМКА: Вы не можете найти его в магазинах?

УДРЯ: Да нет, английские рожки продаются в Бухаресте, но они страшно дорогие. Чуть ли не тридцать тысяч лей.

НЕЗНАКОМКА: Тридцать тысяч...

УДРЯ: Я откладываю кое-что из своего жалованья, и собрал уже почти пять с половиной тысяч, но до тридцати еще далеко. Но у меня есть еще и подписной лист. Я вам сейчас покажу.

УЧИТЕЛЬ (смущенно): Удря!

УДРЯ: Нет уж позволь, брат. Я ведь только показать. (Достает из внутреннего кармана пиджака листок, разворачивает его и начинает читать.) "Подписной лист на приобретение одного английского рожка по случаю первого исполнения симфонии ми-бемоль мажор маэстро Раду Удри."

НЕЗНАКОМКА: И много подписей?

УДРЯ: Пока только одна. (Кивает на УЧИТЕЛЯ.) Его.

НЕЗНАКОМКА: Ваша?

УЧИТЕЛЬ (стесняясь): Да.

НЕЗНАКОМКА (взяв из рук УДРИ подписной лист и разглядывая его): Господин Удря, я бы тоже подписала... но...

УДРЯ (быстро забирая лист назад): Бог с вами, барышня! Разве можно? Как вы подумали! Я вам просто так показывал.

УЧИТЕЛЬ (смущенный, обращаясь к УДРЕ): Вот видишь? Видишь?

УДРЯ: И куда я только не обращался! Кого только не просил! И примэрию, и гимназию, и купеческий совет. Надо мной уже весь город смеется. Люди считают меня сумасшедшим.

НЕЗНАКОМКА: И вас тоже?

УЧИТЕЛЬ: Да. И его.

УДРЯ: Что значит - и меня?

УЧИТЕЛЬ: Я потом тебе объясню. Идем. Завтра с утра занятия. Хочешь опоздать? И иметь дело с мадемуазель Куку?

УДРЯ: Нет! Только не это!

УЧИТЕЛЬ: Так в чем же дело? Идем. Уже поздно.

УДРЯ (обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ, несколько извиняясь): Он прав. Очень

поздно. Спокойной ночи, сударыня.

НЕЗНАКОМКА: Вы меня оставляете?

УДРЯ: Э! Приходится.

НЕЗНАКОМКА: Ну, хорошо.

УЧИТЕЛЬ (взяв со стола книгу): Спокойной ночи, сударыня.

НЕЗНАКОМКА: Спокойной ночи... Книгу вы берете с собой?

УЧИТЕЛЬ: Да. Хочу полистать немного перед сном. Доброй ночи.

 

УДРЯ выходит, УЧИТЕЛЬ собирается следовать за ним.

 

НЕЗНАКОМКА (легонько вскрикивает): А!

УЧИТЕЛЬ (обернувшись с порога): Что случилось?

НЕЗНАКОМКА: Мышонок.

УДРЯ (тоже возвращаясь): Какой мышонок?

НЕЗНАКОМКА: Я слышала. Он скребется.

УЧИТЕЛЬ (некоторое время смотрит на нее молча, потом поворачивается к УДРЕ): Удря, иди пока сам. Я тебя догоню. Только не запирай калитку, ладно?

УДРЯ: Хорошо, хорошо... (Больше себе самому.) Ничего не понимаю... Спокойной ночи. (Уходит.)

 

СЦЕНА 5

НЕЗНАКОМКА, УЧИТЕЛЬ

 

УЧИТЕЛЬ (подходя к ней): Вы ведь ничего не слышали - никакого мышонка, правда?

 

НЕЗНАКОМКА согласно кивает.

 

УЧИТЕЛЬ: Но тогда - что с вами? Вам что-нибудь нужно?

НЕЗНАКОМКА: Не уходите... Я не хочу, чтобы вы ушли, так и не показав мне... вашу звезду.

УЧИТЕЛЬ: Но я ведь уже хотел показать ее вам, а вы испугались.

НЕЗНАКОМКА: Я испугалась вас... Вы говорили с такой... с такой страстью.

УЧИТЕЛЬ: Прошу вас - извините меня. Со мной это случается довольно редко, но все же иногда случается.

НЕЗНАКОМКА: И потом... я никогда раньше не слышала о Большой Медведице. Я даже не знала, что она существует.

УЧИТЕЛЬ: Не знали? Как не знали? И вы никогда ее не видели? Никогда?

НЕЗНАКОМКА: Н-не помню...

УЧИТЕЛЬ: Вы что, никогда не смотрите на небо?

НЕЗНАКОМКА: Да нет, почему же... Иногда. Чтобы посмотреть, нет ли туч, не пойдет ли дождь...

УЧИТЕЛЬ (почти с отчаянием): Не пойдет ли дождь!..

НЕЗНАКОМКА (поясняет извиняющимся тоном): Ну, чтобы знать, как одеться... Какие обуть туфли.

УЧИТЕЛЬ: Какие обуть туфли! А на звезды... на звезды вы смотрели... их вы замечали?

НЕЗНАКОМКА: У меня не было времени.

УЧИТЕЛЬ: Не было времени? Чем же вы занимаетесь?

НЕЗНАКОМКА: Я страшно занята.

УЧИТЕЛЬ: Заняты чем?

НЕЗНАКОМКА: И не спрашивайте. У меня просто голова кругом. Целый день ни минуты свободной.

УЧИТЕЛЬ: А вечером?

НЕЗНАКОМКА: А! Вечером я занята еще больше.

УЧИТЕЛЬ: Но это ужасно! Господи, что же за жизнь вы ведете... если не нашли времени даже на то, чтобы взглянуть на Большую Медведицу? Она тысячи лет, сотни тысяч лет здесь, на небе, а вы до сих пор ни разу ее не видели?

НЕЗНАКОМКА (с почти детским удивлением): Сотни тысяч лет! Покажите мне ее.

УЧИТЕЛЬ (вновь подходит к окну): Идите сюда. Ко мне. Вы должны ее увидеть. Большую Медведицу... Ковш Большой Медведицы.

НЕЗНАКОМКА: Ковш Большой Медведицы?

 

Комната залита голубоватым ночным светом. Звезды на небе теперь сияют еще ярче. И особенно выделяется среди бесчисленных огоньков Большая Медведица, видная в оконный проем.

 

УЧИТЕЛЬ: Она похожа на спящую медведицу, которая положила голову на передние лапы. Или на телегу, опрокинувшуюся посреди неба... колесами вверх.

НЕЗНАКОМКА: Колесами вверх! Мне кажется, я вижу. Да! правда, вижу. Вы сказали, что там семь звезд - четыре и три. Действительно, четыре... Я их вижу... и три... (С восторгом.) Какая красота! (После долгой паузы.) И какие огромные! Огромные белые.

УЧИТЕЛЬ: Они не белые.

НЕЗНАКОМКА: Да?

УЧИТЕЛЬ: Первая - желтая. Вторая тоже. Третья и пятая - рубиново-красные. А четвертая - голубая.

НЕЗНАКОМКА: А откуда вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Я их изучаю.

НЕЗНАКОМКА: И вы их все знаете?

УЧИТЕЛЬ: Никто не может знать их все.

НЕЗНАКОМКА (живо показывая на небо): А вон ту звезду вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Какую? Где?

НЕЗНАКОМКА: Вон ту, маленькую. Прямо над Большой Медведицей. Недалеко

от шестой звезды.

УЧИТЕЛЬ: Слева?

НЕЗНАКОМКА: Да, слева.

УЧИТЕЛЬ: Поздравляю, у вас отличное зрение. Это Алькор.

НЕЗНАКОМКА: Алькор?

УЧИТЕЛЬ: Где-то там и моя звезда... Звезда, которую я открыл.

НЕЗНАКОМКА: А как она называется?

УЧИТЕЛЬ: Не знаю. Я еще не дал ей имя.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что пока не нашел подходящего. Оно должно хорошо звучать вместе с Алькором. "Вега" было бы красиво. Алькор и Вега. Нужно какое-нибудь имя из двух слогов...

НЕЗНАКОМКА: А вы уверены, что ваша звезда там?

УЧИТЕЛЬ: Должна быть там.

НЕЗНАКОМКА: Тогда почему же ее не видно?

УЧИТЕЛЬ: Потому что она слишком далеко.

НЕЗНАКОМКА: Тогда почему бы вам не посмотреть в телескоп? Или в подзорную трубу?

УЧИТЕЛЬ: Тут не поможет ни один телескоп. Но я вижу дальше. Намного дальше.

НЕЗНАКОМКА (удивленно): Видите?

УЧИТЕЛЬ: Когда закрываю глаза. Я знаю, где она находится. Знаю ее орбиту. Слежу за ее путем.

НЕЗНАКОМКА: Каким путем?

УЧИТЕЛЬ: Который она совершает тысячи километров в полной темноте, невидимая, неизвестная, неизведанная...

НЕЗНАКОМКА: И вы никогда ее не увидите? Никогда?

УЧИТЕЛЬ: Никогда.

НЕЗНАКОМКА: Жалко.

УЧИТЕЛЬ: Для этого ей нужно было бы немного отклониться со своего пути.

НЕЗНАКОМКА: И тогда?

УЧИТЕЛЬ: Тогда бы она светилась там... (Указывает рукой.) Справа.

НЕЗНАКОМКА: Прямо над Большой Медведицей?

УЧИТЕЛЬ: Прямо над Большой Медведицей... Около Алькора...

НЕЗНАКОМКА: И это невозможно?

УЧИТЕЛЬ: Нет!

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что звезды никогда не отклоняются со своего пути.

 

Молчание. Издалека доносится свисток локомотива.

 

НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): Что это?

УЧИТЕЛЬ: Не знаю... Какой-то поезд. Ночной поезд.

НЕЗНАКОМКА: Может быть, это мой поезд... Подумать только, а ведь я могла умереть этой ночью, умереть, так и не увидев Большую Медведицу.

УЧИТЕЛЬ: Это было бы ужасно!

НЕЗНАКОМКА: А сколько людей живут, не видя ее.

УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.

 

Новый свисток, но уже где-то совсем далеко.

 

НЕЗНАКОМКА: Слышите? Уходит... Ушел... Если бы я осталась там, на рельсах...

УЧИТЕЛЬ: И вы были в состоянии... Были в состоянии... (Не решается выговорить нужное слово.)

НЕЗНАКОМКА: Убить себя? Наверное, да.

УЧИТЕЛЬ: Но почему?

НЕЗНАКОМКА: Не знаю.

УЧИТЕЛЬ: Вы несчастны в жизни? Очень несчастны?

НЕЗНАКОМКА: Несчастна?.. Не думаю... Вернее, никогда не думала об этом.

УЧИТЕЛЬ: Что же тогда?

НЕЗНАКОМКА: Мне скучно. Все время одни и те же люди, одни и те же жесты, одни и те же слова... Иногда мне хочется кричать от скуки и от отчаяния. Потом это проходит. А иногда меня охватывает сумасшедшее желание хлопнуть дверью и уйти, убежать. Но это тоже проходит.

УЧИТЕЛЬ: И все-таки этим вечером вы убежали.

НЕЗНАКОМКА: Я убегала уже несколько раз... Но всегда возвращалась.

УЧИТЕЛЬ: Вернетесь и на этот раз.

НЕЗНАКОМКА: Да... наверно... Но все же на этот раз я открыла для себя кое-что новое. (Поворачивается к окну.) Большую Медведицу.

УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Большая Медведица всегда новая.

НЕЗНАКОМКА: Даже для вас, хоть вы и так хорошо ее знаете?

УЧИТЕЛЬ: Даже для меня... Бывают вечера, когда она холодная, далекая, равнодушная... И тогда словно чувствуешь, как унизительна и безнадежна наша жизнь на этой крошечной, жалкой планете, мимо которой большие звезды пролетают, даже не замечая ее.

НЕЗНАКОМКА: Даже не замечая?

УЧИТЕЛЬ: Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке, где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда... Но бывают вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно, как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут...

НЕЗНАКОМКА (тихо, с ужасом): И никогда не найдут?

УЧИТЕЛЬ: Никогда.

НЕЗНАКОМКА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Потому что никто не может перелететь с одной звезды на другую. Потому что ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути.

НЕЗНАКОМКА: Какая жалость! Как все это грустно.

УЧИТЕЛЬ: Немного грустно. Но зато красиво. По крайней мере, знаешь, что ты не один под этими бесконечными небесами, что где-то, в другом мире, в другом созвездии... на Большой Медведице, или на Полярной звезде, или на Веге...

НЕЗНАКОМКА: Или на вашей безымянной звезде.

УЧИТЕЛЬ: Да... Или на моей безымянной звезде... Это смешное приключение, которое зовется нашей жизнью, повторяется вновь - под таким же небом, но с другой судьбой. Может быть, там все, что здесь тяжело и тесно, там легче, все, что здесь темно и неясно, там прозрачно и залито светом. Все, что мы здесь не можем довести и до половины - все наши искренние порывы и несбывшиеся мечты - все то, что мы хотели бы осмелиться сделать, но не осмелились, хотели бы любить, но не полюбили, все-все там осуществимо, просто и легко.

НЕЗНАКОМКА: Вы думаете... думаете, что там тоже есть люди?.. Такие же, как мы?

УЧИТЕЛЬ: Люди - не знаю. Как мы - не думаю. Но, может быть, существа более легкие... более светлые... более воздушные... (Другим тоном, глядя на НЕЗНАКОМКУ.) Когда я увидел вас сегодня, войдя туда - в этот грязный вокзал - когда я увидел вас, светлую, сияющую, хрупкую... я на мгновение поверил, что вы пришли из другого мира.

НЕЗНАКОМКА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.

УЧИТЕЛЬ: Нет... нет...

НЕЗНАКОМКА: Откуда вы знаете?

УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется... не останавливается на своем пути.

НЕЗНАКОМКА: А я звезда, которая остановилась.

 

Подходит к УЧИТЕЛЮ совсем близко. Обнимает его. Долгий-долгий поцелуй. Наконец, они разжимают объятия и в молчании смотрят друг на друга.

 

УЧИТЕЛЬ: Как вас зовут?

НЕЗНАКОМКА: Мона.

УЧИТЕЛЬ: Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды....(Осененный внезапной догадкой.) Но ведь это и есть название звезды - Алькор и... Мона.

 

ЗАНАВЕС

 

ТРЕТИЙ АКТ

 

Утро следующего дня, декорации те же. Нельзя сказать, будто что-нибудь изменилось, однако при свете кажется, что это совсем другой дом. Обстановка по-прежнему скромная, но теперь сквозь распахнутое окно виден садик перед домом - обычный провинциальный садик, который вчера вечером был не различим, а сейчас словно заливает светом всю комнату.

 

СЦЕНА 1

Учитель, Мона

 

Сцена пуста. Левая, ведущая в ванную, дверь открыта. Снаружи, со двора, слышен голос поющей Моны. Не нужно стараться петь хорошо и тем более не нужно петь какой-нибудь романс целиком. Одной-двух строчек из любой песенки, иногда прерываемой детским смехом, будет достаточно (можно даже напевать их, слегка фальшивя). Слева быстро входит перепуганный Учитель. Он без пиджака, рукава рубашки закатаны до локтей. В руках у него полотенце, которым он только что вытирал лицо.

 

УЧИТЕЛЬ (подбегая к окну): Мона! Мона!

МОНА (снаружи): Да-а-а!

УЧИТЕЛЬ: Ради всего святого, не пой!

МОНА: Почему? Тебе не нравится?

УЧИТЕЛЬ: Да нет, но тебя увидят... Тебя услышат через дорогу, у Кирою.

МОНА: Знаю. Кирою из налогового управления. (Смеется.)

УЧИТЕЛЬ: Мона!

МОНА: И Атанасиу. Дом с забором. И Ласку - три окна на улицу. (Смеется заливисто, по-детски.)

УЧИТЕЛЬ: Мона, не смейся. Не смейся, тебя услышат...

МОНА: Ну и пусть.

УЧИТЕЛЬ: Мона, будь умницей. Ну пойми... Иди в дом.

МОНА: Сейчас... Сейчас... (Опять напевает.)

УЧИТЕЛЬ (в отчаянии отходит от окна. Продолжая механически вытирать лицо полотенцем, бормочет себе под нос): Я пропал. Что тут говорить. Пропал. Меня выгонят. Лишат права преподавать. (И, словно ужаленный этой мыслью, он опять перешивается через подоконник и кричит.) Мона!

МОНА (входит справа. Она все в том же белом вечернем платье. В руках целая охапка полевых цветов из садика): Не кричи - тебя услышат.

УЧИТЕЛЬ (вздрогнув, оборачивается): Где ты была?

МОНА: Во дворе, собирала цветы.

УЧИТЕЛЬ: Господи, ну о чем ты думаешь? В таком платье - с самого утра! Чтобы тебя увидели все соседи?..

МОНА (с подъемом): Вся улица, весь город... Весь уезд.

УЧИТЕЛЬ (с укоризной): Мона!

МОНА: Я счастлива, милый. Слышишь? Счастлива! Счастлива! Это солнце, этот свет... И эти цветы, смотри... самые красивые цветы в мире! Каждый как будто приподнял чашечку и говорит: "Доброе утро!"

УЧИТЕЛЬ: Доброе утро, Мона!

МОНА: Доброе утро, Марин!

УЧИТЕЛЬ: Ты такая красивая!

МОНА: Не я - цветы! Жизнь! Дом!

УЧИТЕЛЬ (пожимая плечами): Дом! (Словно желая сказать: "Давай лучше не будем об этом.")

МОНА: Он чудесный!

УЧИТЕЛЬ: Вчера вечером ты говорила, что он ужасный.

МОНА: Вчера вечером. Но со вчерашнего вечера прошла ночь. И какая ночь!

УЧИТЕЛЬ (тихо): Я никогда ее не забуду, Мона!

МОНА: С тех пор все изменилось. Дом. И я. И ты... Какой ты милый, Марин.

УЧИТЕЛЬ: Мона, прошу тебя...

МОНА: Нет, правда, милый. Ну-ка иди сюда. Ближе... Какого цвета у тебя глаза?

УЧИТЕЛЬ (быстро закрывая глаза): Никакого.

МОНА: Открой.

УЧИТЕЛЬ: Нет.

МОНА: Почему?

УЧИТЕЛЬ: Боюсь.

МОНА: Боишься?

УЧИТЕЛЬ: Да. Что тебя здесь нет. Что все это неправда.

МОНА: Нету здесь? Меня? (Смеется. Смех молодой, звонкий.) Но хорошо, дорогой мой, а как же ты тогда меня слышишь? Да в моей жизни еще не было ничего такого же настоящего, как это утро. Ну, не будь глупым. Открой глаза и быстренько дай мне какую-нибудь вазу для цветов.

УЧИТЕЛЬ: Вазу? (Обводит глазами комнату.) Куда же я ее подевал? (Вспоминает.) А! Да!

 

Идет к окну, перевешивается через подоконник во двор и распрямляется с вазой в руках.

 

Низкий женский голос (с улицы): Доброе утро, господин Мирою.

УЧИТЕЛЬ: Целую ручки. Целую ручки.

МОНА: Кто это?

УЧИТЕЛЬ (испуганно): Тссс! (Обращаясь к женщине за окном.) Куда это вы в такую рань?

ГОЛОС: на рынок. Мадам Малтопол сказала, что сегодня отличные баклажаны.

МОНА: Баклажаны? И я хочу!

УЧИТЕЛЬ: Тссс!

МОНА: Но я хочу есть!

УЧИТЕЛЬ (тихо, почти с отчаянием): Мона! Мона! (Обращаясь к женщине на улице.) Целую ручки. Целую ручки. Привет семье. (Отходит от окна.) Она тебя видела. (Огорченно ставит вазу на стол.)

МОНА: Кто это был?

УЧИТЕЛЬ: Мадам Григореску.

МОНА: А! Матушка мадам Кирою.

УЧИТЕЛЬ: Так и знай - она тебя видела!

МОНА: Тем лучше. Лишнее доказательство того, что я действительно здесь. (Нежно.) Что это правда.

УЧИТЕЛЬ: Но, Мона, ты просто не можешь целый день оставаться в этом платье в таком городе, как наш.

МОНА: Верно. Мне лучше переодеться... Знаешь, что? Я снова, как сегодня ночью, надену твою пижаму. Она мне к лицу!

УЧИТЕЛЬ: Оставь эти шутки, Мона.

МОНА: Не к лицу? Ты хочешь сказать, что она мне не идет?

УЧИТЕЛЬ: Она немного порвана...

МОНА: Ничего, я зашью.

УЧИТЕЛЬ: Но не будешь же ты разгуливать по улице в пижаме?

МОНА: И здесь ты прав. Мне нужно платье. А что, если одолжить у соседей? У мадам Малтопол? У мадам Ласку? Какая она - мадам Ласку? Толстая?

УЧИТЕЛЬ: Мона, не шути. Сейчас не время для шуток. Нужно найти выход из этого положения. Так, я побежал в гимназию, потому что уже поздно... (Смотрит на часы.) Ау! Без десяти восемь! Первого урока у меня нет, но нужно получить кое-какие деньги - сегодня как раз первое... (Ищет пиджак, галстук.)

МОНА: Первое?

УЧИТЕЛЬ: И нам платят жалованье. А оттуда я забегу к Паску.

 

Находит пиджак и начинает неуклюже, путаясь, одеваться.

 

МОНА: К какому Паску?

УЧИТЕЛЬ: Ну, Паску - универсальный магазин. Нужно присмотреть там что-нибудь... Платье, плащ... Ну, что-нибудь. Чтобы ты могла выйти из дома.

МОНА: А зачем мне выходить? Не хочу выходить. Я останусь здесь.

УЧИТЕЛЬ: И надолго?

МОНА: На всю жизнь.

УЧИТЕЛЬ: И всю жизнь будешь в этом платье?

МОНА: Да. Только принеси мне какой-нибудь бутерброд - есть очень хочется. А больше ничего не нужно.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо. Принесу. А теперь я побежал.

 

Заканчивает возню с пиджаком и галстуком, быстро снимает с гвоздя шляпу и собирается выйти.

 

МОНА: Стой.

УЧИТЕЛЬ (останавливаясь на пороге): Что?

МОНА: Иди сюда. Мне не нравится, как ты повязал галстук. Ты ничего в этом не смыслишь.

УЧИТЕЛЬ (отчаянно): Мона!

МОНА: Предоставь это мне. (Нежно и старательно перевязывает ему галстук.) Будь умницей... Вот так. (Секунду смотрит на него.) Марин!

УЧИТЕЛЬ: Да.

МОНА: Знаешь, ты милый. Ты очень милый.

УЧИТЕЛЬ (безнадежно сморит на часы): Мона, без пяти восемь.

МОНА: И все равно очень милый, хоть и без пяти восемь. (Легко гладит его по лицу, потом крепко целует.)

УЧИТЕЛЬ (едва справляясь с головокружением, после того, как разжались объятия): Нет. Это не может быть правдой... (Выходит, но плохо прикрывает за собой дверь и возвращается.) И будь осторожна, Мона. Не выходи во двор, не выглядывай из окна...

МОНА (в тон ему): Не смейся. Не пой.

УЧИТЕЛЬ: Да, не пой. Особенно - не пой. (Выходит.)

МОНА (оставшись одна, еще мгновение задумчиво смотрит на дверь, из которой он вышел. Лицо ее освещает нежная, живая улыбка): Глупый. (Оборачивается, и, прислонившись к двери спиной, мечтательно тянет.) Но такой милый... (Вновь разглядывает со своего места всю комнату - окно, книги, портреты Кеплера и Коперника на стенах. Потом подходит к портретам и ласково, словно собираясь дружески потрепать по подбородку, касается их рукой.) И вы, и вы тоже милые.

 

Берет вазу, идет в ванную и набирает воду. Возвращается. Ищет цветы, которые недавно положила куда-то - то ли на стул, то ли на диван, потом находит и, напевая, начинает очень осторожно ставить их в воду. Слышен слабый стук в дверь справа - стук, который через секунду повторяется. МОНА, стоящая спиной и все время мурлыкающая что-то себе под нос, полностью поглощена вазой с цветами и ничего не слышит. Дверь тихонько отворяется и робко входит смущенная УЧЕНИЦА со школьным ранцем в руке. На рукав ее форменного платья нашит номер.

 

СЦЕНА 2

МОНА, УЧЕНИЦА

 

УЧЕНИЦА: Простите.... А господин Мирою дома? (МОНА быстро оборачивается. УЧЕНИЦА, увидев ее лицо, вздрагивает. Теперь она смущена ее больше.) Простите меня, пожалуйста, но я думала... думала... (Пытается выйти.)

МОНА: И что же вы умали, барышня?

УЧЕНИЦА: Я думала, здесь живет господин Мирою...

МОНА: Он здесь и живет.

УЧЕНИЦА (быстро): Не может быть.

МОНА: Почему?

УЧЕНИЦА: Потому что... (Более уверенно.) Потому что я вас не знаю.

МОНА: А я вас. И все-таки он здесь живет. И только что вышел из дома. Удивляюсь, как вы могли разминуться.

УЧЕНИЦА: Это потому, что я шла по Воссоединения, а он свернул на Куза-Водэ... Но раз вы говорите, что его нет дома, то я... пойду.

МОНА: А у вас к нему дело?

УЧЕНИЦА: Да. То есть... я хотела его попросить... (Неожиданно из глаз ее брызгают слезы.) Меня выгоняют из школы.

МОНА: Кто? Он?

УЧЕНИЦА (с легким презрением, словно говоря: "Давайте не будем шутить!"): А! Нет. (Еще озабоченнее.) Мадемуазель Куку. (Быстро.) Она меня даже на порог не пустила. Говорит, сначала должен быть педсовет, ну тогда я и побежала сюда, чтобы попросить господина Мирою... (Прерывается.) Но раз его нету дома...

МОНА: Нету.

УЧЕНИЦА: Тогда... тогда я пошла. (Берется за ручку и открывает дверь.)

МОНА (после секундного молчания): Барышня!

УЧЕНИЦА (останавливаясь): Да?

МОНА: А вы хорошо знаете господина Мирою?

УЧЕНИЦА: Ну, хорошо.

МОНА: Он ваш учитель?

УЧЕНИЦА: Да.

МОНА: Как вам повезло!

УЧЕНИЦА: Это почему?

МОНА: Иметь такого учителя, как он! Он так красиво говорит!

УЧЕНИЦА (без особого энтузиазма): Да, говорит...

МОНА: А у вас сегодня есть его урок?

УЧЕНИЦА: Есть. Четвертый. Космография.

МОНА: И что же вам задано?

УЧЕНИЦА: Ой, подождите... я сейчас посмотрю. А то я забыла. (Открывает ранец и ищет там учебник. МОНА подходит и с живейшим интересом наблюдает. УЧЕНИЦА достает книгу и начинает быстро ее перелистывать, послюнив предварительно палец.)Вот... законы Кеплера... ну, о том, что...

МОНА: Кеплера! (Бросает быстрый взгляд на портрет.) Вы позволите мне взглянуть?

УЧЕНИЦА (немного удивленно): Пожалуйста... (Отдает учебник.)

МОНА (несколько секунд внимательно смотрит в книгу, потом читает вслух): "Орбиты всех планет являются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце. При этом движение каждой планеты происходит так, что радиус-вектор, провед╦нный из центра Солнца к планете, за равные промежутки времени покрывает равные площади..." (Прерывает чтение.) Как красиво!
УЧЕНИЦА: Ну да...

МОНА (Читая дальше): "Квадраты периодов обращения различных планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей эллипсов орбит". Это просто прелесть! Ну, разве это не чудо?

УЧЕНИЦА (скептически): Да...

МОНА: Как вам и вашим подругам повезло - вы каждый день можете слушать и говорить о...

УЧЕНИЦА: Всего три раза в неделю.

МОНА: ...о таких прекрасных вещах. Таких неописуемо прекрасных! (Смотрит на УЧЕНИЦУ.) Как вам идет этот фартук!

УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам.

МОНА: Нет! Уверяю вас - нет. Он вам необыкновенно к лицу. Только в таком фартуке можно чувствовать себя по-настоящему счастливой.

УЧЕНИЦА: Вы смеетесь надо мной, мадам. У вас такое платье, что... такое, что... (Не может подобрать подходящее слово.)

МОНА (с неясной горечью): Такое, что...

УЧЕНИЦА (зачарованно):Я никогда в жизни не видела здесь, у нас, такого платья. И даже в Бухаресте... Мы ездили туда два года назад - на Пасху - с мамой и тетей... Можно я его рассмотрю получше, чтобы рассказать потом... девочкам в школе... (Все так же зачарованно разглядывает чудесное платье.) Но... да... Простите, а можно спросить вас, откуда вы приехали? (С улицы слышен шум автомобиля. УЧЕНИЦА удивленно вздрагивает.) Что это? (Шум приближается.) Автомобиль? На этой улице?

МОНА (не придавая никакого значения): Ну и что?

УЧЕНИЦА: Остановился здесь. У ворот. (Спешит к окну и выглядывает на улицу. Потом несколько разочарованно говорит.) А! Это господин Испас... (Поясняюще.) Господин Испас, с вокзала. (С новым интересом.) Нет, постойте! С ним еще кто-то... Какой-то господин.

МОНА (вздрагивая) Господин?

УЧЕНИЦА: Оу! Какой элегантный!

МОНА (обеспокоено): Элегантный? (Тоже подходит к окну, бросает взгляд на улицу и, негромко вскрикнув, отшатывается.) Это он!

УЧЕНИЦА: Кто - он?

 

МОНА, секунду поколебавшись, смотрит на входную дверь, на окно и, наконец, быстро прячется слева, в ванной комнате, плотно прикрыв за собой дверь.

 

УЧЕНИЦА (заинтригованная еще больше): Да кто - он?

 

СЦЕНА 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.