Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 24. Повести Ф. М. Решетникова «Подлиповцы»



1. Жизненные «университеты» Решетникова. Г. Успенский о личности Решетникова.

2. Оригинальность «Подлиповцев» как «этнографического очерка». Сознательная установка Решетникова на принципы изображения народа, выдвинутые Добролюбовым («О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858) и Чернышевским («Не начало ли перемены?», 1861). Манера повествования. Национальный колорит повести. Картины проникновения «цивилизации» в коми-пермяцкую деревню.

3. Отражение в судьбах подлиповцев движения истории. Соотношение частной инициативы и исторической закономерности. Решетников о нравственных свойствах народа (полемический аспект в постановке проблемы). Удалось ли Решетникову показать миросозерцание народа? Отражение в повести путей формирования общественного сознания рабочих.

4. Принципы художественной типизации у Решетникова. Изображение жизни с позиций «обыденного сознания» простых людей. Роль быта в характеристике действующих лиц и специфика бытовых деталей. Имеется ли психологический анализ в повести Решетникова? Роль фольклоризма как средства создания характеров. Специфика изображения драматических и трагических событий в повести. Хронотоп «Подлиповцев». Полемические аспекты в методе и стиле Решетникова.

5. Русские писатели о месте Решетникова в русском литературном процессе 1860-х годов (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин). Н. В. Шелгунов о своеобразии «народного реализма» Решетникова. Споры советских исследователей о «народном реализме» (В. И. Кулешов – И. А Дергачев).

Список литературы

Решетников Ф. М. Подлиповцы (любое издание).

Добролюбов Н. А. Остепени участия народности в развитии русской литературы (любое издание).

Салтыков-Щедрин М. Е. «Где лучше?»: Роман Решетникова // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 9. М., 1940 (или любое издание).

Шелгунов Н. В Народный реализм в литературе // Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974.

Дергачев И. А. Открытие Решетникова // Дергачев И. Книги и судьбы: Страница литературной жизни Урала. Свердловск, 1973.

Он же. Был ли народный реализм в русской литературе 1870–1890 гг. // Проблемы литературного процесса. Свердловск, 1985.

Кулешов В. И. История русской критики XIX в. (глава о Н. В. Шелгунове; любое издание).

Лотман Л. М. Роман из народной жизни... // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

Она же. Народный герой и динамика исторического процесса // Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.

Она же. Ф. М. Решетников и проблема романа в шестидесятые годы // Русская литература 1870–1890-х гг. Свердловск, 1974.

 

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1870–1890-х ГОДОВ

Тема 1. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Историческая форма сатиры в композиции книги. Своеобразие языка летописца. Функции старинного слога.

2. Источники «Истории одного города». Историческое и современное в книге. Принципы словообразования в наименовании летописных племен и градоначальников.

3. Полемика Щедрина с известными концепциями исторического развития России - идеями Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, А. П. Пыпина, Б. Н. Чичерина и др.

4. Какую «роль» избирает себе автор и как ей следует на протяжении всей книги? Проанализируйте «присутствие» автора в главах «Соломенный город», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», « Заключение».

5. Город Глупов как метафора географическая, политическая, моральная. Расшифруйте понятие «город-гротеск». Как создается образ города-гротеска?

6. Образы градоначальников. Средства сатирической типизации в создании образов (гротеск, гипербола, эзопов язык, ирония и др.)

7. Проблема взаимоотношения самодержавия и народа. Сатира на народ, на его исторические действия. Характер шутовских бунтов. Народ «исторический» и «демократический».

8. История глуповского либерализма. Сатира в форме утопии: глуповские нивелляторы и прожектеры.

9. Финал книги. Смысл образа «Оно».

Список литературы

Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание).

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература, 1990. № 2.

Буишин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Ч. 2 (гл. 1).

Он же Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1979: Статьи и материалы. Л., 1976.

Иванова Г. В. «История одного города» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра. М., 1971. Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска // Вопр. лит. 1971. № 2 Или: Николаев Д. П. Сатира и реалистический гротеск. М., 1977.)

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963 (гл. 1).

Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогиях «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина// Рус. лит. 1981. № 1.

Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1, т. 1 (гл. 4.) С. 120–127. М., 1988; см. также фрагменты работ русских историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. Н. Костомарова и др. о призвании варяжских князей.

Эйхенбаум Б. М «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: (Комментарии) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.