Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина



1. Сказочный жанр в русской литературе 60-х гг. Причины обращения писателей к аллегорической форме. Двуплановость аллегорий, философская глубина второго плана.

2. Жанровые разновидности «Сказок» Щедрина. Отношение «Сказок» к фольклорной сказке. Связь щедринских «Сказок» с темами и проблемами других произведений писателя.

3. Сказки о властителях России. Развенчание идеологии и психологии правящих классов.

4. Сказки о народе. Народ и история. Критика ложных концепций народной жизни.

5. Сказки о «пестрых» людях. Обличение трусости и либерального ренегатства. Трагедия утопической мечты и «встревоженной бессознательности».

6. Сказки об «убежденных людях» («Вяленая вобла», «Дурак», «Рождественская сказка»). Сказка о реакционной печати и журналистике. Сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым».

7. Фантастика «Сказок» Щедрина. Образы животных. Эзопов язык «Сказок». Щедрин - мастер иронии, гиперболы и сатиры.

Список литературы

Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966.

Баскаков В. П., Бушмин А. С. «Сказки» // Салтыков-Щедрин М. А. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1976: Статьи и материалы. Л., 1976 Или: Бушмин А. С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л., 1976.

Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении: Пособие для учителей. Л., 1979.

Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975 (гл. 3).

Трофимов Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., 1964.

Элъсберг Я. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1953.

Тема 6. Поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга» и «Богатырь»

Задание 1

Анализ сказки «Коняга»

1. Определить сказочный элемент «Коняги» - наличие в ней чудесного, фантастического или осмысление реальности как фантастики.

В каких фрагментах текста мысль о фантастичности Коняги выражена особенно ярко?

2.Определить иносказательный и обобщенный (символический) смысл трех образов сказки - Коняги, мужика и бесконечных полей. Связь этих образов.

3.Отметить функции иронии и гиперболы в сказке.

В чем полемический характер «поля» и «проселка» (дороги)? Мифологический элемент сказки - антитеза Коняга и Пустоплясов.

4.Определить, какие расхожие интеллигентские объяснения мужицкого долготерпения (философские концепции «мужицкой души») отражают высказывания четырех Пустоплясов.

5.В чем сходство сказки с притчей?

Отметить притчевые тенденции в способе повествования.

Задание 2

Анализ сказки «Богатырь»

1. Определить связь с фольклорной сказкой и героическим эпосом. Как переосмысляется традиционный образ Богатыря? Символический смысл образа.

2.Функции высокого словесного стиля в сказке, его прямое и пародийное звучание.

3.Определить, с какими литературными жанрами связан этот стиль (доказать путем сравнения с другими произведениями).

4.Эзоповы приемы в сказке.

Список литературы

См. тему 5.

Тема 7. Фома Опискин и Иудушка Головлев: сравнение типов лицемеров и принципов их изображения

Задание 1

Сопоставить обобщенные характеристики Фомы Опискина и Иудушки Головлева в следующих фрагментах:

– в повести «Село Степанчиково» Достоевского (часть 1, гл. 1 - от слов «Представьте себе человечка...» до слов «...крестились и отплевывались»);

– в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина (в гл. «Семейные итоги» - от слов «Не надо думать, что Иудушка был лицемер...» до слов «...не мог найти свободную минуту учесть»).

Объяснить доминанту характера Фомы и Иудушки, сходства и различия в их нравственной позиции.

Национальный «колорит» в лицемерии того и другого.

Чем отличается авторская характеристика у Щедрина и характеристика от лица одного из персонажей у Достоевского?

Задание 2

Сопоставить фрагменты, в которых герои Достоевского и Щедрина выступают в разговорах с другими людьми (а именно: в гл. 7 «Фома Фомич» в «Селе Степанчиково» и в диалоге Порфирия Владимировича с сыном Петенькой в гл. «Семейные итоги»). Объяснить:

– как в том и другом случаях диалог служит средством психологического анализа, раскрывает характер и «скрытые возможности» типа;

– как строится диалог у Достоевского и Щедрина;

– как характеризует персонажи их лексика, фразеология, ритм и построение фразы;

– как проявляется авторская оценка персонажа в настроении диалога.

Задание 3

Сопоставить финальное смирение Фомы Опискина и раскаяние Иудушки.

Указать возможности разного толкования финалов.

Определить авторские концепции личности, проявляющиеся в финалах сатирических произведений.

Список литературы

Архипова А. В. Комментарии к роману «Село Степанчиково и его обитатели» // Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 496–516.

Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. Л., 1980 (гл. 1).

Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). М., 1960 (ч. 3, гл. 4).

Утехин Н. П. Ф. М. Достоевский. Комические повести и рассказы // Современность классики. М. 1986. С. 201–246.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е.. И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988 (гл. 3).

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995 (гл. 6).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.