Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Философская лирика Ф. И. Тютчева



ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1840–1860-х ГОДОВ

Тема 1. «Былое и думы» А. И. Герцена: портрет поколения 1840-х годов

1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых.

Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 годов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования?

2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов - «русского мальчика», «праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.).

3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена.

Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие позиций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»?

3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-й главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Чернышевского.

3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части).

Список литературы

Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн».

Он же. Долг прежде всего (любое издание).

Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литература. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1).

Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Гл. 6.

Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание).

 

Володин А. И. Об историософии Герцена // Вопросы философии. 1996. №9.

Гурвич-Лищинер С. Герцен на пороге XXI // Вопросы литературы. 1996. №5. С. 133-166.

Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: В лабиринте надежд, славы и отречения. СПб., 1999.

Егоров Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры. Т. 5 (19 век). М., 19%; Он же. О национализме и панславизме славянофилов // Там же.

Кондаков И. В. Контрапункты: 2 линии в развитии русской культуры (славянофилы и революционные демократы) // Русская литература . 1991. № 3 или: Он же. Раздвоение единого (2 линии в развитии русской культуры) // Вопросы литературы. 1991. №7.

Кулешов В. И Славянофилы и русская литература. М., 1976 (гл. 2),

Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 125–133, 385–400.

Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Там же.

Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001.

Цимбаев Н. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986.

 

Тема 2. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?»

1 . Смысл и пафос названия. Функции эпиграфа.

2. Особенности сюжетно-композиционного построения романа (фабула, специфика развертывания сюжета, «введения» и «расстановки» персонажей). Как проявляется «физиологизм» художественного мышления в построении произведения? Как отражается философия и эстетика натуральной школы? Какова роль биографизма и вставных жизнеописаний (конкретные обращения к тексту).

3. Расшифруйте понятие «диалогический конфликт» (термин Ю. Манна) применительно к роману. Охарактеризуйте героев, их позиции и судьбы. Какое значение имеют философские предпочтения и пристрастия самого автора, его антропоцентризм? (Примеры).

4. Повествование и стиль. Как организуется повествование? Образ повествователя и его значение. Интеллектуализм, предметность и лирическая насыщенность стилевой манеры автора. Система повествовательных мотивировок.

Список литературы

Герцен А. И. Кто виноват? (Любое издание).

Бабаев Э Г. Художественный мир А. И. Герцена. М., 1981.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2 (разд.: А. И. Герцен).

Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982. С. 103, 139–145, 206–209.

Манн Ю В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Гл. 5.

Тема 3. Философская лирика Ф. И. Тютчева

1. Понятие «философская лирика» и его определение (А. А. Потебни, В. Кожинова, Л. Шемелевой, Р. С. Спивак и др.) Предмет художественного изображения в философской лирике Тютчева.

2. Двойственность мира и человека как основа миропонимания Тютчева. Отношение к религиозной вере и его связь с трагическим мироощущением поэта. Отражение состояний веры и безверия в лирическом сознании Тютчева.

3. Человек и природа в художественной концепции Тютчева. Вселенский разлад человека с природой и точки сближения его с мировым целым. Эволюция темы космического одиночества человека (на примере сравнительного анализа двух стихотворений: «Бессонница», 1830 и «Святая ночь на небосклон взошла…», 1850). Противоречия пантеистического мироощущения поэта: вера в дух просветляющий, «ночной хаос» и поиски «мировой души» («Безумие»). Натурфилософские «знаки»: вода, пламя, природа – и их функции в картине мира поэта.

3.Осмысление и изображение отдельного человека в лирике Тютчева. Пределы свободы и личностных возможностей: «Silentium!», «Фонтан» и др. Проблема создания собственного мира и его самооценки («Silentium!»). Драматический пафос, причины и художественные способы его выражения: «Из края в край», «Два голоса» и др. Мотив состояния души и её «просветления» в поздней лирике поэта Толкование истоков этого просветления в работах И. Ю. Подгаецкой и Б. М. Козырева.

4.Стилевые особенности лирики Тютчева: «фрагментарность стиха»
(Ю. Н. Тынянов); контраст и антитеза как формо- и содержательно образующие принципы; метафорика; ассоциации и др. Сочетание лексической архаики со звукописью и цветописью.

Задания

1.Сделать анализ одного из произведений, относящихся к жанру философской лирики.

2.Законспектировать работы:

а) Соловьев Вл. Поэзия Ф. И. Тютчева // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 465-482 (или любое другое издание);

б) Козырев Б. М. Письма о Тютчеве // Литературное наследство. Т. 97, кн. 1. М., 1988 (выписать основные тезисы из каждого письма);

в) выписать из работ А. А. Потебни, В. Кожинова, Л. Шемелевой, Р. С. Спивак высказывания, близкие к определению жанра философской лирики.

Список литературы

Тютчев Ф. И. Стихотворения (любое издание).

Анализ одного стихотворения: «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф. И. Тютчева: Сб. науч. тр. Тверь, 2001.

Благой Д. Д. Гениальный русский лирик: Ф. И. Тютчев // Благой Д. Д. Список литературы и действительность. М., 1959.

Бухштаб Б. Ф. И. Тютчев // Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. М., 1957 (Б-ка поэта; Большая серия).

Он же. Русские поэты. Л., 1970.

Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX вей. М., 1978 (гл. 4).

Кожинов В. Ф. И. Тютчев. М., 1987 (Сер. ЖЗЛ).

Некрасов Н. А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т. 9. М., 1950.

Козырев Б. М. Письма о Тютчеве // Литературное наследство. Т. 97, кн. 1. М., 1988.

Пигарев К. В. Тютчев и его время. М., 1978.

Грехнев В. А. Слово намека в лирических композициях Ф. И. Тютчева // Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. Горький, 1988.

Гачев Г.Д. О национальной образности русской поэзии // Национальные образы мира. М., 1988.

Князев А. Бездны мрачной на краю...: (Тютчев и Достоевский) // Вопр. лит. 1990. № 4.

Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. Избр. ст.: В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993.

Семенова С. Г. Перед лицом природы и судьбы // Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989.

Созина Е. К. Дискурс сознания в поэтическом мире Тютчева // Эволюция форм художественного сознания в русской литературе (опыты феноменологического анализа). Екатеринбург, 2001. С. 54-148.

Соловьев В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева // Литературная критика. М., 1990 (или: Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 465-482).

Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева / Под общ. ред. Ю. М. Лотмана. Таллинн, 1990.

Тынянов Ю. Н Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Чичерин А. В. Тютчев // Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977. С. 393–411.

Щенников Г. К. [Вступит, статья] // Ф. И. Тютчев. Стихотворения. Свердловск, 1980.

Щемелева Л. М. О русской философской лирике XIX века // Вопр. философии. 1974. № 5.

Эйхенбаум Б. М. Пушкин, Тютчев, Лермонтов // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969. С. 391–434.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.