Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 19. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой



1. Ф. Достоевский и Л. Толстой о природе человека, о его субстанциональных началах.

2.Сходство и различие этико-христианских концепций Достоевского и Л. Толстого.

3.Своеобразие принципов и способов психологического анализа у Достоевского и Л. Толстого (на конкретных примерах).

4.Жанровая специфика романов Достоевского и Л. Толстого.

5.Проблема творческого взаимовлияния и творческого спора-состязания Достоевского и Л. Толстого (с указанием конкретных «перекличек» и типологических схождений).

Список литературы

Бялый Т.А. «Вечные темы» у Достоевского и Л. Толстого («Идиот», «Анна Каренина»).

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.

Купреянова Е. Н. Статьи о романах Л. Н. Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964-1965.

Она же. Эстетика Л. Н. Толстого. Л., 1966.

Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула. 1986.

Она же. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988.

Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм. // Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972.

Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

Тарасов Б. В мире Достоевского. 1986 (гл. «Тайна человека, или "Фантастический реализм": Уроки Достоевского»).

Фридлендер Г. М. Достоевский и Л. Толстой // Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М., 1979.

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 344–374.

 

Тема 20. Сравнительный анализ внутреннего монолога Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого

Задание 1

Сравнить внутренний монолог Раскольникова при первом разговоре со следователем Порфирием Петровичем (часть 3, гл. 5 - от слов «Мысли крутились как вихрь в голове Раскольникова...» до слов «Все это как молния пронеслось у него в голове...») с внутренним монологом Анны Карениной, получившей письмо от мужа (часть 3, гл. 16 — от слов «...она раскаивалась утром...» до слов «"Нет, разорву, разорву!" - воскликнула она»).

Оба героя в драматической ситуации. Как они думают?

Как раскрывается мыслительный процесс Раскольникова и Анны Карениной: в чем существенное различие этих процессов?

Оцените их с точки зрения внутренней динамики: насколько логичны или противоречивы рассуждения героев, что преобладает в них: антиномика или диалектика чувств? Каковы темп и ритм движения мысли у каждого?

Какое место в размышлениях занимает слово или образ другого человека?

Как идет спор с «другим»?

Проступает ли во внутреннем монологе исходный нравственный критерий, голос совести, помогающий разобраться в веренице мыслей?

Разрешается ли (и как разрешается) в монологе вопрос, поразивший героя?

Как характеризует персонажа лексика, фразеология, синтаксис его внутренней речи?

 

В какой мере эта внутренняя речь литературно упорядоченна или близка естественной неупорядоченности мыслей «про себя»?

Что в этой неупорядоченности от характера героя, а что - от авторского способа передачи внутреннего монолога?

Задание 2

Сравнить рассуждения во сне Пьера Безухова и Алеши Карамазова (в «Войне и мире» - т. 3, ч. 3, гл. 9; в «Братьях Карамазовых» - ч. 3, кн. 7, гл. 4: «Кана Галилейская»). Тематически и функционально эти рассуждения близки, они знаменуют начало духовного перелома героев.

Следует сравнить:

– внешние впечатления и воспоминания, определяющие характер размышлений во сне у Пьера и Алеши;

– слова, выделенные авторским курсивом в том и другом тексте, их особое значение;

– логику рассуждений Пьера и Алеши;

– роль «благодетеля» и «старца» во сне;

– итоги «вещего» сна;

– характер авторской лексики и повествования;

– соотнесение разных планов действительности, разных миров;

– сходство и различие Пьера и Алеши как эпических героев.

Список литературы

Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Л. Н. Толстой: Сборник статей о творчестве / Под ред. Н. К. Гудзия. М., 1959. С. 83–99.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание; гл. 5, разд. 2, 3).

Фридлендер Г. Достоевский и Лев Толстой // Достоевский и мировая культура. М., 1979. С. 158–231.

Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

Воловинская М. В. Эпические и драматические герои в «Войне и мире Толстого и «Братьях Карамазовых» Достоевского // Ф. М. Достоевский и национальная культура. Вып. 1. Челябинск, 1994. С. 197–208.

Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Чирков Я.М. О стиле Достоевского. М., 1977.

Щенников Г. К. «Искусство - помощник, но самостоятельный...» // Урал. 1979. № 9.

 

Тема 21. Концепция национального характера и национальной жизни в хронике Н. С. Лескова «Соборяне»

1. Охарактеризуйте жанр, сюжетно-композиционную структуру «Соборян».

Что значит «хроника»? Значение внефабульных элементов. Специфика хронотопа.

2. «Сюжеты», «сказочки» старгородской жизни и система персонажей. Главные герои (С. Туберозов, А. Десницын, 3. Бенефактов) как разные человеческие типы и как воплощение представлений Лескова о национальном характере и национальном идеале (рассмотрите конкретные сцены и эпизоды).

3. «Демикотоновая книга». Как реализуется в произведении тема веры и безверия, старого и нового, ограниченной «просвещённости»? Фигуры В. Препотенского, Термосесова, Борноволокова и др.

4. Характер повествования, стиль, язык. Сложности авторского отношения.

Героические, апокалиптические и иронические интонации в произведении. Как проявляются «коварная» манера повествования, «тихая язвительность» Лескова? Своеобразие языка в произведении.

Список литературы

Лесков Н. С. Соборяне (любое издание).

Аннинский Л. Несломленный // Аннинский Л. Три еретика. М., 1988.

Он же. «Русский космос»Николая Лескова// Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1993. С. 5–74.

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Она же. Творчество Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. 1981. № 2.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.

Лесков и русская литература: Сб. статей. М., 1988.

Семенов В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.

Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978.

Она же. Н. С. Лесков // История русской литературы: В 4 т. Т. 3. Л., 1982.

Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

Хализев В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О. Майорова // В мире Лескова. М., 1982.

Эйхенбаум Б. М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.