Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Денисьевский и Панаевский циклы в поэзии Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова



1. Лирический цикл как специфическое жанровое образование. Любовный цикл в творчестве русских поэтов.

2. Денисьевский цикл Тютчева:

а) автобиографическая основа цикла, его исповедальный характер;

б) лирический герой Денисьевского цикла, его трагическое мироощущение и нравственный самокритицизм; романтическая концепция любви как стихийной страсти и «поединка рокового»;

в) лирическая героиня как главная героиня цикла, ее жизненная судьба, противоречивая сложность ее характера, ее трагический облик; любовь как «поединок неравных»;

г) фрагментарность стихотворений цикла, их психологический драматизм, форма внутреннего монолога в цикле, тяготение Тютчева к средствам романтической поэтики.

3. Панаевский цикл Некрасова:

а) автобиографическая основа цикла;

б) реалистическое бесстрашие поэта в раскрытии душевных переживаний героев цикла и «прозы любви», драма лирического героя, его самообвинения;

в) нравственный облик лирической героини цикла, её самостоятельность, любовь как «поединок равных»;

г) исповедальность и диалогичность большинства стихотворений цикла, близость цикла к любовному прозаическому роману, форма лирического рассказа в цикле. реалистический характер поэтики Некрасова.

3.Общее и индивидуальное в Денисьевском и Панаевском циклах.

 

Список литературы.

 

Ф.И. Тютчев: «О, как убийственно мы любим…»; «Предопределение»; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»; «О, не тревожь меня укорой справедливой…»; «Чему молилась ты с любовью…»; «Последняя любовь»; «Она сидела на полу…»; «Весь день она лежала в забытьи…»; «Есть и в моём страдальческом застое…» (любые издания).

Н.А. Некрасов: «Тяжёлый крест достался ей на долю…»; «Если мучимый страстью мятежной…»; «Да, наша жизнь текла мятежно…»; «Я не люблю иронии твоей…»; «Мы с тобой бестолковые люди…»; «Зачем насмешливо ревнуешь…»; «Прости» (любые издания).

 

Берковский Н. Ф.И. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.; Л., 1962.

Бухаркин П. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Тютчева // Рус. литература. 1977. № 2.

Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

Гуковский Г. Некрасов и Тютчев: К постановке вопроса // Науч. бюл. Ленинград. ун-та. 1947. № 16-17.

Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003. С. 286–320, 382–400. Или: Он же. Русская интимная лирика: проблемы жанровой эволюции. Уч. пособие. Екатеринбург, 1998.

Корман Б. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сб. М.; Л., 1960. Т. 3.

Орлов О. Поэзия Тютчева. М., 1981.

Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М.; Л., 1962.

Скатов Н. Некрасов и Тютчев // Рус. Лит. 1971. № 2 (или: Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971).

Скатов Н. Некрасов: Современники и продолжатели. 2-е изд. М., 1986.

Степанов Н.Н. Некрасов: Жизнь и творчество. М., 1971 (гл. 3, п. 10).

Тема 5. Поэзия А. А. Фета: «Мир как красота»

1. Концепция искусства в поэзии Фета: «мир как красота». Романтический вариант пушкинской «поэзии действительности». Поэзия как проникновение в «самую сокровенную суть мира», синтетический характер поэтического познания.

2. Антологическая лирика Фета: пластичность стиля, гармония формы, созерцательность поэтического мироотношения. Фет – переводчик античной поэзии.

3.Любовная лирика Фета: психологизм и эмоциональная насыщенность. Стихотворный цикл, посвященный Марии Лазич. Мотив вечной любви и единения людей вопреки времени и смерти в поэзии Фета.

4. Лирика природы Фета. Мифологическая образность его стихов. Космологические и религиозные мотивы в поэзии.

5. Импрессионизм и музыкальность поэзии Фета, близость художественных принципов поэта традициям русского психологического романа. «Звук» в поэзии Фета; мелодика, ритмика, строфика его стихов, песенная и народная основа фетовской поэзии. Спор о поэзии Фета в русской критике XIX века (Н. Добролюбов, Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский и др.).

 

Список литературы

Фет А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959 (или любое изд.).

Он же. Вечерние огни. 2-е изд. М., 1979.

Благой Д. Д Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. 2-е изд. М., 1979 (или: Благой Д. Д. Мир как красота. М., 1978).

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Елизаветина Г. Г. Литературная судьба А. А. Фета // Время и судьбы русских писателей. М., 1981.

Ермилова Е. В. Некрасов и Фет // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971.

Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975.

Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003. С. 418–433.

Он же. Лики Божества в поэзии А. А. Фета (к проблеме религиозной природы лирики) // Новые идеи в философии науки и научном познании / Под ред. Ю. И. Мирошникова. Екатеринбург, 2002.

Козубовская Г. П. Поэзия А. Фета и мифология. Барнаул; М., 1991.

Озеров Л. А. А. А. Фет: о мастерстве поэта. М., 1970.

Соловьев В. С. О лирической поэзии: (По поводу последних стихотворений Фета и Полонского) // Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1991.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.