Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 26. «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова



(по повести «Скучная история»)

1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».

2.Типология ученых в повести «Скучная история».

3.Художественные способы авторской оценки ученого человека
(отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).

4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.

5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).

6.Поэтика повести:

– особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;

– авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);

– портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.

Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.

Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).

Список литературы

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.

 

Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика.

Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.

Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.

Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?

Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?

Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?

Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.

Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя.

Список литературы

Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.

Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997.

Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.

См. также список к теме 26.

Тема 28. Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»

Задание 1

1.Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.

2.Определить топосы (место действия) этих фрагментов.

3.Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.

4.Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери.

5.Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.

6.Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?

7.Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.

8.Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.

9. Детали, используемые автором для характеристики персонажей: студента, женщин.

10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.

Задание 2

1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках».
Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма
и его чтение?

Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?

2.Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа
(один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой - в изображении Василисы и Ефимьи).

3.Определите характер комического в рассказе. Какие словесные
и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.

4.Речь крестьянок как средство их характеристики.

5.Антитеза топосов - реальных и мифологических.

6.Семантика имен персонажей рассказа.

Список литературы

Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125–130.

Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145–158.

Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278–394.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370–383.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994.

Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.

Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.