1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».
2.Типология ученых в повести «Скучная история».
3.Художественные способы авторской оценки ученого человека (отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).
4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.
5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).
6.Поэтика повести:
– особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;
– авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);
– портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.
Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.
Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).
Список литературы
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.
Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.
Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238.
Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.
Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика.
Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.
Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.
Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?
Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?
Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?
Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.
Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя.
Список литературы
Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.
Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997.
Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.
Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.
См. также список к теме 26.
Тема 28. Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»
Задание 1
1.Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.
2.Определить топосы (место действия) этих фрагментов.
3.Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.
4.Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери.
5.Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.
6.Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?
7.Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.
8.Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.
9. Детали, используемые автором для характеристики персонажей: студента, женщин.
10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.
Задание 2
1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках». Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма и его чтение?
Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?
2.Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа (один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой - в изображении Василисы и Ефимьи).
3.Определите характер комического в рассказе. Какие словесные и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.
4.Речь крестьянок как средство их характеристики.
5.Антитеза топосов - реальных и мифологических.
6.Семантика имен персонажей рассказа.
Список литературы
Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.
Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125–130.
Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145–158.
Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278–394.
Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370–383.
Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994.
Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997.
Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.
Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.
Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000.